Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальных представлений молодежи об успешности 6
1.1. Теория социальных представлений 6
1.2 Теоретические подходы к анализу успешности личности в
психологии 16
1.3 Психологические особенности молодежи 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных представлений молодежи об успешности 39
2.1. Программа исследования 39
2.2. Результаты исследования 42
2.3. Практическое применение 50
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложения 59
Актуальность проблемы исследования. Проблема успешности личности, содержания представлений об успехе, отношений к своему и чужому успеху является важнейшим аспектом проблемы развития личности в целом.
Проблема социального успеха важна для всех социальных групп. Следовательно, актуально и изучение представлений различных групп об успехе в условиях современного общества. Однако особый интерес для нас представляет молодежь.
Интерес к данной группе традиционно обостряется в кризисные периоды развития общества. Нестабильность среды ведет к трансформации механизмов социализации молодого поколения. Молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Таким образом, изучая представления о социальном успехе у молодежи, мы изучаем и качественные характеристики данной социальной группы.
В зависимости от содержания представлений, установок и отношений к успеху и успешным людям молодой человек выбирает цели жизнедеятельности, определяет способы их достижения, формирует жизненный сценарий. Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования результатов.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - социальные представления молодежи.
Предмет работы - социальные представления молодежи об успешности.
Цель - анализ содержания социальных представлений молодежи об успешности, успешном молодом человеке, успешной молодой девушке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения
социальных представлений молодежи об успешности.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования социальных представлений молодежи об успешности.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования.
4. Осуществить практическое применение результатов исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, представления об успешности молодежи содержат характеристики, связанные с ощущением стабильности и позитивными эмоциями.
2. Скорее всего, успешный молодой человек представляется молодежи как ответственный, добрый, а успешная молодая девушка - как деловая и заботливая.
3. Возможно, оценка себя как успешной личности связана с содержанием представлений молодежи об успешности.
Теоретико-методологическими основаниями исследования выступили теория социальных представлений С. Московичи, научно - психологические взгляды А.Н. Леонтьева на природу успешности, возрастная периодизация Э. Эриксона.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анализ теоретических источников по проблеме
исследования, анкетирование, экспертный опрос, субъективное шкалирование, методы статистической обработки данных (факторный анализ, критерий Уилкоксона) с использованием компьютерной программы spss 20,0.
Эмпирическая база исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Барнаульских ВУЗов АлтГУ и АФРАНХиГс в апреле 2016г. В исследовании приняли участие студенты гуманитарных направлений в возрасте от 18 до 23 лет, в количестве 70 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 54 источника. Текст работы содержит 4 рисунка, 8 приложений.
В рамках выпускной квалификационной работы была рассмотрена теория социальных представлений; проанализированы научно- психологические взгляды зарубежных и отечественных авторов на проблематику успешности личности; выделены психологические особенности молодежи; разработана и апробирована программа эмпирического исследования; осуществлено практическое применение результатов исследования.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знания, раскрывающие и составляющие социальную реальность. Социальные представления молодежи об успешности регулируют поведение и деятельность молодых людей и девушек, а также воздействуют в целом на их образ жизни.
2. Содержание социальных представлений молодежи об успешности включает в себя такие характеристики, которые связаны с одной стороны с организованностью, приносящей устойчивость и стабильность, с другой стороны с позитивными эмоциями (удовлетворением, счастьем, весельем).
3. Представления молодежи об успешном молодом человеке содержат такие качества, как ответственный, добрый, харизматичный, что согласуется с традиционным представлением о мужчинах. В свою очередь, представления молодежи об успешной молодой девушке содержат характеристики, как соответствующие традиционному образу женщины (поддерживающая), так и противоречащие ему (организованная, талантливая).
4. Оценка себя как успешной личности связана с содержанием представлений молодежи об успешности. Так, оценивая себя, как успешную личность молодежь считает саму успешность явлением, приносящим удовлетворение, а также наделяет успешных молодых людей ответственностью за свое поведение и жизнь.
5. В качестве практического применения результатов проведенного исследования бал разработан и апробирован семинар -тренинг с целью дополнения и осознания представлений студенческой молодежи об успехе, успешности .
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Говоря о дальнейших перспективах исследования в данном направлении, можно обозначить два следующих аспекта. Во-первых, выявленная взаимосвязь представлений о социальной успешности в соотнесении с личностными характеристиками молодежи должна быть проверена на как можно большем количестве социальных групп, что позволит изучить ее специфику, возрастную динамику. Во -вторых, в перспективе важно изучить влияние конкретных социально-психологических факторов на формирование представлений о социальной успешности в соотнесении с личностным самоопределением. Таким образом, на наш взгляд, данное исследовательское направление перспективно с теоретической и практической точек зрения, и требует своего дальнейшего развития.
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 1999 - 224с.
2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко ЕВ. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. Т. 22, №5, 2001г
3. Андреева Г.М. Психология социального познания - М.: Аспект- Пресс, 1997 - 2392.
4. Боряз, В.Н. Молодежь: методологические проблемы
исследования/В.Н. Боряз. Л., 1973.
5. Белкин A.C. Ситуация успеха: как ее создать. М., 1991
6. Божович Л. И. К развитию аффективно -потребностной сферы
человека/Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -Москва:Педагогика, 1978.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - Спб: Питер, 2006. - 351с.
8. Васецкая Е.Н. Становление самосознания и самоопределение в
юности: основные задачи и проблемы // www.utopiya.spb.ru - Утопия: Открытая библиотека научных сборников (социо-
гуманитарный корпус)
9. Васильева О.С. Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки» - М., 2001г
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие - М.: Академический проект: Трикста, 2006.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136с.
12. Гиоева Е.П. ФЕНОМЕН УСПЕХА В ВОЗЗРЕНИЯХ КЛАССИКОВ
ПСИХОАНАЛИЗА И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view7idM5797 (дата
обращения: 05.06.2016).
13. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности - М.: Информ- Знаниее, 2005-188
14. Добротворский И. Технология успеха: Все, что нужно знать о достижении успеха. М., 1996.
15. Добрынина, В.И. Воспитание личности - управляемый процесс//Социальное управление и молодежь. Вып. 3. М., 1969.
16. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно -
психологический подход. - Харьков: Издательский дом
«Гуманитарный центр», 2011 г. - 296 с
17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2006 - 576с
18. Иконникова, С.Н. Молодежь: Социологический и социально¬
психологический анализ/С.Н. Иконникова. Л., 1974.
19. Карнеги Д. Язык успеха. М.: ЭКСПО - Пресс, 2001
20. Кон И. С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь. 2¬е изд./Ред.кол.: Аверинцев С.С. и др. М., 1989.
...