Введение к работе 4
Глава I. Основные виды социального детерминизма и их осмысление с позиций марксистской философии 7
§ 1.1 Экономический детерминизм 7
§ 1.2 Природный (географический) детерминизм 10
§ 1.3 Духовный детерминизм. Идеи правят миром 13
§ 1.4 Взаимодействие детерминирующих факторов 16
Глава II. Формационный подход в свете идеи социального детерми
низма 19
§ 2.1 Порядок развития в формационном подходе 19
§ 2.2 Социальная динамика и факторы развития 22
§ 2.3 Периодизация в формационном подходе 25
Глава III. Постиндустриальное общество как третья фаза развития капиталистической общественно-экономической формации 28
§ 3.1 Возникновение постиндустриального общества 28
§ 3.2 Экономический детерминизм в постиндустриальную эпоху 31
§ 3.3 Природный детерминизм в постиндустриальную эпоху 34
§ 3.4 Духовный детерминизм в постиндустриальную эпоху 37
Заключительная часть работы 40
Список использованной литературы 43
Общая характеристика выпускной квалификационной работы
Социальный детерминизм - философское, а также социологическое понятие, предполагающее раскрытие законов общественного развития. Это понятие выражает всеобщую взаимосвязанность и причинную взаимообусловленность явлений социального порядка. На протяжении всей истории развития человеческой мысли многие философствующие умы стремились к раскрытию законов развития жизни общества. Одни из них считали, что детерминантами развития социальной жизни человека выступают сверхъестественные силы, в то время как другие выдвигали на передний план природный или, как его еще называют, географический фактор. Представители различных идеалистических направлений философской мысли были убеждены в том, что миром правят идеи, и именно они направляют процесс развития человеческого общества то в одну, а то в другую сторону. Однако уже со времен Карла Маркса приобретает важное значение материальный и прежде всего экономический фактор. Даже при беглом знакомстве с проблемой социального детерминизма перед глазами исследователя сразу же предстает большое многообразие несогласующихся друг с другом мнений. Данное обстоятельство неопровержимым образом свидетельствует о сложности и противоречивости настоящего вопроса...
В своей известной работе Фридрих Энгельс утверждал, что революционное значение гносеологии и философии Гегеля состояло прежде всего в его понимании Истины как бесконечного процесса познавательной деятельности. «Истина, - писал Энгельс, - теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую так называемую абсолютную истину, уже не могла бы пойти дальше и где ей не оставалось бы ничего больше, как, сложа руки, с изумлением созерцать эту добытую абсолютную истину»1. Если исходить из указанного принципа, то невозможно представить себе совершенную материалистическую концепцию, как невозможно выработать завершенное научное знание человека об окружающем его мире. Материалистическая философия должна развиваться не только вместе с теми изменениями, которые происходят в социальной и экономической жизни человеческого общества, не только при переходе общества от одной исторической эпохи к другой, но и по мере расширения горизонтов накопленного человечеством научного знания. И об этом также писал Фридрих Энгельс, когда утверждал, что «с каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма»2. Научно-техническая революция второй половины XX столетия и глубокие изменения в социально-экономической структуре современного нам общества сделали возможным и, даже более того, сделали необходимым появление новой формы материалистической философии, которая, учтя допущенные ошибки и взяв на вооружение все достижения предшествовавшего ей философского материализма, сделает очередной шаг вперед на пути развития научного философского знания.
Позволив себе небольшое отступление, перейдем к подведению результатов. Учитывая цель и задачи, которые были поставлены во введении, автор данной выпускной квалификационной работы пришел к следующим выводам:
Несмотря на попытки представить философию классического марксизма в виде теории экономического детерминизма, в первой главе настоящей работы было показано, что и сам Маркс, и некоторые его наиболее продвинутые последователи, такие как Энгельс, Ленин и Плеханов, никогда не исключали существенной роли и других детерминирующих факторов. В данной работе наряду с экономическим, в частности, были рассмотрены факторы природы и интеллектуальной, духовной деятельности человека. Здесь же отмечалось, что между факторами существует процесс диалектического взаимодействия: каждый фактор влияет на другие и испытывает на себе их ответное воздействие.
Во второй части работы (2-й главе) было отмечено, что процесс развития жизни общества носит нелинейный характер, поскольку и сам характер причинно-следственных связей отличается своей нелинейностью. Это обстоятельство объясняет нам причину отклонений от предложенной К. Марксом пятичленной схемы. Здесь же было упомянуто, что каждая эпоха обнимает огромный исторический период и может быть разделена на отдельные фазы, что говорит нам о необходимости дальнейшей проработки формационного подхода.
В третьей главе данной работы были рассмотрены проблемы социальной детерминации в период развития постиндустриального общества и показано, что переход к постиндустрии, который характеризуется возросшим значением научного знания и информации, не отменяет влияния природного и экономического факторов. В постиндустриальную эпоху процесс взаимодействия природного, экономического и духовного факторов принимает еще более сложный, еще более противоречивый характер, чем во все предшествующие эпохи.
Что касается цели выпускной квалификационной работы и того главного вопроса, который был поставлен во введении к ней, то ответ на него уже был получен нами по ходу изложения в параграфе № 1.4: «Проблема социального детерминизма как теории состоит в попытке свести все многообразие наблюдаемых нами явлений к действию одной фундаментальной причины. Ни один из факторов, взятый в отдельности, не сможет объяснить нам процесс развития социума». Положение дел нисколько не изменится, даже если на место этой фундаментальной причины мы попробуем поместить всемогущее трансцендентное божество. Скорее наоборот, всякая попытка сделать это сразу ввергнет нас в бесконечный круг неразрешимых противоречий. История развития религиозной мысли должна была нас этому научить. В данной работе уже было отмечено, что движение общества на разных (и особенно на высших) стадиях его исторического развития детерминируется воздействием не одного, а целого ряда взаимодействующих между собой факторов. Речь, таким образом, идет не об отсутствии детерминизма в постиндустриальном обществе, на чем настаивают некоторые современные авторы, а о детерминации более высокого порядка, нежели та, анализу которой посвящали свои работы западные социологи XIX века. И надо полагать, что мы не допустим серьезной ошибки, если следом за советскими философами второй половины XX столетия признаем такой вид детерминации «диалектическим детерминизмом».
Проблема самого постиндустриального общества понятна. Не считаясь с диалектикой общественного развития, постиндустриальное общество приблизилось к истощению своей материально-ресурсной основы. И сегодня уже очевидно, что современное общество, если оно не сумеет отыскать выход из сложившейся ситуации, вынуждено будет экономически погибнуть. Ему, как никогда прежде, требуется новая научно-техническая революция. Но осуществление подобной революции и претворение ее результатов в жизнь не может являться делом отдельного коллектива ученых специалистов. Осуществление научно-технической революции требует напряжения коллективных научных и творческих усилий всего общества и, следовательно, другой формы его социальной организации. По этой причине мы имеем право предположить, что ее осуществлению должны предшествовать глубокие качественные изменения в социально-экономической и политической сферах общества постиндустрии. Будущей научной революции должна предшествовать революция социальная.
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 1
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 3
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1955. Т. 4
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1958. Т. 12
5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1959. Т. 13
6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе - М., 1961. Т. 19
7. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1961. Т. 20
8. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1961. Т. 21
9. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1960. Т. 23
10. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1965. Т. 37
11. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. - М., 1969. Т. 46. Ч. 2
12. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в пяти томах. - М.,
1956 Т. 2
13. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в пяти томах. - М.,
1957 Т. 3
14. Чернышевский Н. Г. Сочинения в двух томах. - М., 1986. Т. 1
15. Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме. - ОГИЗ, 1945...