Ваедение 3
Глава I. Основные этапы и сложности формирования единого энергетического рынка ЕС 13
1.1. Энергетическая безопасность как элемент системы национальной безопасности 13
1.2. Три этапа формирования единого энергетического рынка ЕС: основные принципы,
направления их реализации 20
1.3. Проблемы и противоречия на пути формирования единого энергетического рынка ЕС на
современном этапе 28
Глава II. Основные направления энергетической политики Австрии в условиях формирования единого энергетического рынка Европейского союза 37
2.1. Внутренняя и внешняя энергетическая политика Республики Австрия 37
2.2. Энергетическая безопасность Австрии в составе Европейского союза. Механизмы ее
обеспечения 45
Заключение 53
Список литературы 57
В начало XXI века человечество шагнуло с четким осознанием того, что в условиях складывания единого мирового экономического рынка, расширения транспортной и топливной инфраструктуры, крепкой взаимосвязанности военных, экономических, ресурсных и политических проблем, мы обязаны развивать многостороннее, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах международных отношений, так как в одиночку, на национальном уровне, справиться со всеми современными вызовами зачастую невозможно. Одной из самых важных областей сотрудничества является энергетика. Энергетические рынки сейчас отличаются все большей взаимозависимостью и сложностью. Энергетические кризисы, перебои поставок энергоресурсов, военные конфликты, затрудняющие их проход, обнажили уязвимость национальной безопасности стран-импортеров и величину влияния энергетических отношений на развитие мировой экономики.
Актуальность проблемы исследования.
В энергетических стратегиях большинства стран - главных акторов на энергетическом рынке - ключевой целью провозглашается налаживание и развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества, мирное разрешение споров, выравнивание стандартов и цен на топливо. Но на практике мы видим, что политизированность энергетических отношений достигла максимального уровня, энергетические проблемы используют как способы давления и спекуляций на международной арене. Особенно это заметно сейчас на фоне кризиса на Украине, которая была ключевой фигурой в транзитном диалоге Россия - ЕС. В подобных условиях, когда долговременное сотрудничество подвергается рискам, страны вынуждены планировать свою энергетическую политику не только с расчетом на международные связи, но, прежде всего, на собственные энергетические возможности. Именно в последние десятилетия начинали стремительно меняться многолетние установки, как на внутреннем энергетическом рынке ЕС, так и на мировом. Очень важно проанализировать, как в новых условиях и с новыми вызовами будет формироваться дальнейшая политика стран в сфере обеспечения энергетической безопасности, какая стратегия закладывается в основу для будущих моделей энергетических отношений.
Объектом настоящего исследования является политика энергетической безопасности Австрии, ЕС и России. Предметом исследования является способы обеспечения энергетической безопасности Австрии в контексте отношений Россия-ЕС
Хронологические рамки исследования.
Хронологическими рамками является период с 1995 года по 2015 год. Нижняя граница исследования определяется годом вхождения Австрии в ЕС. Верхняя граница определяется доступностью материалов для исследования.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Республики Австрия...
Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что для Австрии, равно как и для остальных членов Европейского союза, вопросы энергетической безопасности на ближайшую перспективу обострились как никогда. Это связано с теми процессами, которые изменили расстановку игроков на глобальном энергетическом поле.
В настоящее время вопрос энергетической безопасности стран - членов Европейского Союза является особо острым. Объективно ЕС не располагает достаточными энергетическими ресурсами. По официальной статистике Евростата, сейчас ЕС импортирует 53% необходимой энергии. Особенно остра зависимость по нефти (90%) и природному газу (две трети). При том, что Европа располагает значительными запасами угля и имеет АЭС, но даже по углю и ядерному топливу зависимость от импорта составляет 40-42%. Для снижения зависимости от импорта российского газа предприняты шаги в направлении ввоза СПГ. В 2011 году его доля в «корзине» энергетического импорта Европы составляла почти 20%, но в 2013-м она снизилась до 13%. Сейчас Европейский Союз тратит на приобретение зарубежных энергоносителей более миллиарда евро в день.
Не так давно Европейский Совет возглавил бывший премьер министр Польши Дональд Туск, который имеет четкое видение решения проблем обеспечения энергетической безопасности ЕС и намерен последовательно продвигать свою программу в Европейском Совете. Об этом свидетельствуют итоги последнего саммита глав Европейского Союза, на котором был взят курс на дальнейшее укрепление позиций по созданию единого энергетического рынка Европы и выстраивания отношений с поставщиками энергоресурсов непосредственно через общеевропейские органы. Третьим Энергетическим Пакетом было предусмотрено объединение энергетической инфраструктуры в единый европейский механизм, обеспечивающий бесперебойное снабжение энергией всех стран -членов Союза. И если в настоящее время газоснабжение стран Евросоюза осуществляется в основном на основе долгосрочных контрактов, то по истечении сроков их действия, планируется закупать энергоресурсы централизованно.
В контексте отношений энергодиалога ЕС- Россия необходимо отметить следующее. В последние годы, вслед за принятием Третьего энергетического пакета, разногласия сторон обострились.
С одной стороны, ЕС проводит политику либерализаци энергетических рынков, усиления конкуренции в ожидании снижения цен на энергоносители и превышения предложения над спросом на европейских энергетических рынках и видит свою задачу в создании единой инфраструктуры для приема и дистрибуции энергоносителей. Делается ставка на диверсификацию поставщиков и видов энергоресурсов. Ожидается увеличение поставок СПГ на европейский рынок. Планируется прокладка газопроводов от нескольких поставщиков помимо России. Ожидаются дополнительные поступления российского газа на спотовые рынки. Особая ставка делается на развитие энергетики на ВИЭ.
С другой стороны, объективными факторами являются
• увеличение зависимости от импорта газа, поскольку в силу требований Третьего энергопакета, будет сокращаться количество угольных станций;
• снижение добычи собственного газа по мере истощения месторождений;
• отсутствие значительного предложения на спотовых рынках, позволяющего конкуренцию цен (цены колеблются весьма незначительно). Например, в 1-ом квартале 2011 г. газ поставлялся на спотовые рынки французской компанией по 331 доллару за тысячу кубометров, российской по 327, а австрийской по 325 долларов;
стоимость энергии ВИЭ и сланцевого газа существенно превышает стоимость традиционного газа;
• стимулировать поставку этих видов энергоресурсов могут либо высокие цены, либо значительные субсидии и дотации;
• последние пробные бурения в Европе показали, что “сланцевая революция” под большим сомнением в силу совершенно иных условий нежели в США: значительная глубина залегания ( 2-3 тыс. метров против 600 - 700 м в США), отсутствие достаточного количества воды для гидроразрыва пласта, густая заселенность территорий, строгие требования к экологии и отсутствие финансовых возможностей в условиях экономических проблем для стимулирования разработок месторождений. Кроме того, пробные бурения скважин на территории Европы и Польши в первую очередь показали отсутствие рентабельных месторождений сланцевого газа.
• стремление избавится от преобладания российского газа на рынках энергоносителей путем замены “Газпрома” на поставщиков из проблемных исламских государств не внушает оптимизма по поводу усиления таким образом гарантированных бесперебойных поставок в ЕС.
• при наличии перспективных развивающихся конкурентных рынков в Азии возникают сомнения по поводу оправданности ожиданий Евросоюзом снижения цен на СПГ, а также на рост предложения СПГ на европейском рынке.
Решить вопросы гарантированного обеспечения энергобезопасности ЕС теми методами и средствами, на которые делалась ставка до сих пор уже невозможно. В ближайшей перспективе Европейскому союзу не удастся осуществить политику распространения правил ЕС и на внутреннем и на импортно-экспортном рынках, о чем свидетельствуют однозначные заявления на этот счет ведущих стран-экспортеров энергоресурсов, не только России. Политика увеличения роста конкуренции поставщиков на 55
европейском рынке откликнулась симметричной политикой стран- экспортеров, направленной на диверсификацию потребителей энергоресурсов, а также стран-транзитеров. С учетом того, что речь идет о невозобновляемых источниках энергии, это является серьезным вызовом проводимой ЕС политике. Попытки ЕС навязать третьим странам свои правила заставили поставщиков пересмотреть свои стратегии работы на европейском рынке. Это привело к сокращению инвестиционных программ в области инфраструктурных проектов, в которых так нуждается интегрирующийся европейский рынок.
Таким образом, нам представляется, что решение вопросов энергобезопасности ЕС на ближайшую перспективу находится в плоскости поиска компромиссов с учетом реалий и заключения необходимых международных юридически обязывающих документов и договоров с четко прописанными процедурами разрешения споров в арбитраже по согласованным всеми сторонами правилам.
1. Газовая директива ЕС (Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC); http://eur- lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:211:0094:0136:en :PDF
2. Электроэнергетическая директива ЕС (Directive 2009/72/EC
of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC); http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:211:0055:0093:E N:PDF
3. Регламент о доступе к газовым сетям (Regulation №
715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions of access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) № 1775/2005); http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:211:0036:0054:en :PDF
4. Регламент о доступе к электроэнергетическим сетям
(Regulation № 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions of access to the networks for crossborder exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) № 1228/2003); http://eur-
lex. europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do ?uri=OJ :L:2009:211:0015:0035:E N:PDF
5. Регламент об Агентстве по сотрудничеству регулирующих
органов (Regulation № 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators); http://eur- lex. europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do ?uri=OJ :L:2009:211:0001:0014:E N:PDF
6. Директива N 2012/27/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об энергетической эффективности, об изменении Директив 2009/125/ЕС и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/ЕС и 2006/32/ЕС
7. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050г. Март 2013 http://www.minenergo.gov.ru/co- operation/russia eu/) http://www.minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/5a8/5a8a4554cc98ce643f c5e5af4675cdd6.doc
8. Энергетическая стратегия России на период до 2030г. http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/Strategiya/Energostrat egiya-2030.doc
9. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о
Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007/С 306/01)*(1)
http: //eulaw.ru/treaties/lisbon
10. Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года (European Energy
and Transport - Trends to 2030)
http: //aei.pitt.edu/46138/1/energy trends 2003 .pdf
11. Strategic Energy Technology Plan
http: //www.ab. gov.tr/files/ardb/evt/1 avrupa birligi/1 9 politikalar/1 9 6 enerji politikasi/2010 setplan brochure.pdf
12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy”. Brussels, 10.11.2010 COM (2010) 639 final.
13. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions “Energy Infrastructure priorities for 2020 and beyond - A Blueprint for an integrated European energy network”. Brussels. COM (2010) 677/4.
14. Боровский Ю. В. Современные проблемы мировой энергетики. -М.: Навона, 2011 г. - 232 с
15. Гудков И. В. «Третий энергетический пакет Европейского Союза»// «Нефть. Газ. Право», №3, 2010...