ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности развития логико-математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на
развитие логико-математических представлений у старших дошкольников 13
1.3. Педагогические условия использования развивающей
предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Определение уровня развития логико-математических
представлений у старших дошкольников 29
2.2. Реализация педагогических условий по использованию
развивающей предметно-пространственной среды для развития логико-математических представлений у старших дошкольников 37
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности развития логико-математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на
развитие логико-математических представлений у старших дошкольников 13
1.3. Педагогические условия использования развивающей
предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Определение уровня развития логико-математических
представлений у старших дошкольников 29
2.2. Реализация педагогических условий по использованию
развивающей предметно-пространственной среды для развития логико-математических представлений у старших дошкольников 37
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первой ступени - дошкольному образованию.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций (ДОО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
В связи с этим особое внимание уделяется построению предметнопространственной среды, как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностноориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению всестороннего воспитания.
Изучение отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературы показало, что в науке активно используются принципы и способы использования возможностей среды в реализации целей воспитания, обучения и развития детей:
• преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОО на основе принципов построения развивающей среды (Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).
• создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.);
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОО с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (Г.Н. Пантелеев и др.).
Поэтому сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, исследовать развивающую предметнопространственную среду как средство развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
Развитием логико-математических представлений у дошкольников занимались (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Г.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.). Проблеме развивающей среды как средство развития математических представлений посвящены работы М.Н. Поляковой. Однако данная проблема в литературе разработана недостаточно. В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования «Использование развивающей предметно-пространственной среды в развитии логико-математических представлений у старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды, способствующие развитию логико-математических представлений у старших дошкольников.
Решений данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследований: процесс развития логико-математических
представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия использования
развивающей предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития логико-математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития логико-математических представлений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс развития логико-математических
представлений у дошкольников будет более эффективным, если при организации развивающей предметно-пространственной среды будут учтены следующие педагогическое условия:
• выделение гибкой математической зоны в развивающей предметнопространственной среде группы детского сада, включающей разнообразие математического дидактического материала, используемого с учетом зоны ближайшего развития;
• соответствие структуры развивающей предметно-пространственной среды количественным, пространственным, временным, геометрическим и другим представлениям старших дошкольников;
• стимулирование активности ребенка, свободы выбора деятельности.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной
литературы); эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области», подготовительная группа.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций (ДОО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
В связи с этим особое внимание уделяется построению предметнопространственной среды, как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностноориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению всестороннего воспитания.
Изучение отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературы показало, что в науке активно используются принципы и способы использования возможностей среды в реализации целей воспитания, обучения и развития детей:
• преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОО на основе принципов построения развивающей среды (Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).
• создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.);
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОО с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (Г.Н. Пантелеев и др.).
Поэтому сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, исследовать развивающую предметнопространственную среду как средство развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
Развитием логико-математических представлений у дошкольников занимались (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Г.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.). Проблеме развивающей среды как средство развития математических представлений посвящены работы М.Н. Поляковой. Однако данная проблема в литературе разработана недостаточно. В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования «Использование развивающей предметно-пространственной среды в развитии логико-математических представлений у старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды, способствующие развитию логико-математических представлений у старших дошкольников.
Решений данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследований: процесс развития логико-математических
представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия использования
развивающей предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития логико-математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития логико-математических представлений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс развития логико-математических
представлений у дошкольников будет более эффективным, если при организации развивающей предметно-пространственной среды будут учтены следующие педагогическое условия:
• выделение гибкой математической зоны в развивающей предметнопространственной среде группы детского сада, включающей разнообразие математического дидактического материала, используемого с учетом зоны ближайшего развития;
• соответствие структуры развивающей предметно-пространственной среды количественным, пространственным, временным, геометрическим и другим представлениям старших дошкольников;
• стимулирование активности ребенка, свободы выбора деятельности.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной
литературы); эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области», подготовительная группа.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Важнейшим средством развития личности ребенка дошкольного возраста является изучение математики в детском саду. Математическое развитие детей дошкольного возраста преимущественно осуществляется в процессе организации математической деятельности детей.
В ходе исследования мы раскрыли особенности развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые связаны с возникновением представлений о числах натурального ряда, с формированием представлений о величинах, с простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями, с умением ориентироваться в пространстве и видеть скрытые части предметов, исследовать и преобразовывать объекты, анализировать и прогнозировать, что является необходимым условием развития пространственного и логического мышления в дошкольном возрасте.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В ходе исследовательской работы мы выявили и обосновали педагогические условия развития логико-математических представлений у старших дошкольников. Нами был создан «Уголок математики» в группе. Уголок математики в старшей группе - это специально отведенное, тематически оснащенное математическими играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Для математического развития детей мы организовали ситуации, которые позволили нам раскрыть творческие способности детей. Выполнение детьми игровых заданий и упражнений в уголке математики было направлено на развитие у них самостоятельности. На этапе педагогического эксперимента мы определили динамику развития логико-математических представлений детей старшей группы в ходе экспериментальной работы: показатели высокого уровня возросли с 20% до 30%, показатели среднего уровня развития логико-математических представлений детей старшей группы изменились с 53% до 45%, показатели низкого уровня снизились с 27% до 25%.
Результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что процесс развития логико-математических представлений у дошкольников будет более эффективным, если при организации развивающей предметно-пространственной среды будут учтены следующие педагогическое условия:
• выделение гибкой математической зоны в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразие математического дидактического материала, используемого с учетом зоны ближайшего развития;
• соответствие структуры развивающей предметно-пространственной среды количественным, пространственным, временным, геометрическим и другим представлениям старших дошкольников;
• стимулирование активности ребенка, свободы выбора деятельности.
Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения для обоснования целостной системы работы по развитию логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
В ходе исследования мы раскрыли особенности развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые связаны с возникновением представлений о числах натурального ряда, с формированием представлений о величинах, с простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями, с умением ориентироваться в пространстве и видеть скрытые части предметов, исследовать и преобразовывать объекты, анализировать и прогнозировать, что является необходимым условием развития пространственного и логического мышления в дошкольном возрасте.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В ходе исследовательской работы мы выявили и обосновали педагогические условия развития логико-математических представлений у старших дошкольников. Нами был создан «Уголок математики» в группе. Уголок математики в старшей группе - это специально отведенное, тематически оснащенное математическими играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Для математического развития детей мы организовали ситуации, которые позволили нам раскрыть творческие способности детей. Выполнение детьми игровых заданий и упражнений в уголке математики было направлено на развитие у них самостоятельности. На этапе педагогического эксперимента мы определили динамику развития логико-математических представлений детей старшей группы в ходе экспериментальной работы: показатели высокого уровня возросли с 20% до 30%, показатели среднего уровня развития логико-математических представлений детей старшей группы изменились с 53% до 45%, показатели низкого уровня снизились с 27% до 25%.
Результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что процесс развития логико-математических представлений у дошкольников будет более эффективным, если при организации развивающей предметно-пространственной среды будут учтены следующие педагогическое условия:
• выделение гибкой математической зоны в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразие математического дидактического материала, используемого с учетом зоны ближайшего развития;
• соответствие структуры развивающей предметно-пространственной среды количественным, пространственным, временным, геометрическим и другим представлениям старших дошкольников;
• стимулирование активности ребенка, свободы выбора деятельности.
Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения для обоснования целостной системы работы по развитию логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО
МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия освоения математических представлений детей
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017





