ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности развития логико-математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на
развитие логико-математических представлений у старших дошкольников 13
1.3. Педагогические условия использования развивающей
предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Определение уровня развития логико-математических
представлений у старших дошкольников 29
2.2. Реализация педагогических условий по использованию
развивающей предметно-пространственной среды для развития логико-математических представлений у старших дошкольников 37
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первой ступени - дошкольному образованию.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций (ДОО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
В связи с этим особое внимание уделяется построению предметнопространственной среды, как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностноориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению всестороннего воспитания.
Изучение отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературы показало, что в науке активно используются принципы и способы использования возможностей среды в реализации целей воспитания, обучения и развития детей:
• преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОО на основе принципов построения развивающей среды (Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).
• создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др.);
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОО с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (Г.Н. Пантелеев и др.).
Поэтому сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, исследовать развивающую предметнопространственную среду как средство развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
Развитием логико-математических представлений у дошкольников занимались (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Г.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.). Проблеме развивающей среды как средство развития математических представлений посвящены работы М.Н. Поляковой. Однако данная проблема в литературе разработана недостаточно. В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования «Использование развивающей предметно-пространственной среды в развитии логико-математических представлений у старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды, способствующие развитию логико-математических представлений у старших дошкольников.
Решений данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследований: процесс развития логико-математических
представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия использования
развивающей предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития логико-математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия использования развивающей предметно-пространственной среды для развития логикоматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития логико-математических представлений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс развития логико-математических
представлений у дошкольников будет более эффективным, если при организации развивающей предметно-пространственной среды будут учтены следующие педагогическое условия:
• выделение гибкой математической зоны в развивающей предметнопространственной среде группы детского сада, включающей разнообразие математического дидактического материала, используемого с учетом зоны ближайшего развития;
• соответствие структуры развивающей предметно-пространственной среды количественным, пространственным, временным, геометрическим и другим представлениям старших дошкольников;
• стимулирование активности ребенка, свободы выбора деятельности.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной
литературы); эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области», подготовительная группа.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Важнейшим средством развития личности ребенка дошкольного возраста является изучение математики в детском саду. Математическое развитие детей дошкольного возраста преимущественно осуществляется в процессе организации математической деятельности детей.
В ходе исследования мы раскрыли особенности развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые связаны с возникновением представлений о числах натурального ряда, с формированием представлений о величинах, с простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями, с умением ориентироваться в пространстве и видеть скрытые части предметов, исследовать и преобразовывать объекты, анализировать и прогнозировать, что является необходимым условием развития пространственного и логического мышления в дошкольном возрасте.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В ходе исследовательской работы мы выявили и обосновали педагогические условия развития логико-математических представлений у старших дошкольников. Нами был создан «Уголок математики» в группе. Уголок математики в старшей группе - это специально отведенное, тематически оснащенное математическими играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Для математического развития детей мы организовали ситуации, которые позволили нам раскрыть творческие способности детей. Выполнение детьми игровых заданий и упражнений в уголке математики было направлено на развитие у них самостоятельности. На этапе педагогического эксперимента мы определили динамику развития логико-математических представлений детей старшей группы в ходе экспериментальной работы: показатели высокого уровня возросли с 20% до 30%, показатели среднего уровня развития логико-математических представлений детей старшей группы изменились с 53% до 45%, показатели низкого уровня снизились с 27% до 25%.
Результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, заключающуюся в том, что процесс развития логико-математических представлений у дошкольников будет более эффективным, если при организации развивающей предметно-пространственной среды будут учтены следующие педагогическое условия:
• выделение гибкой математической зоны в развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада, включающей разнообразие математического дидактического материала, используемого с учетом зоны ближайшего развития;
• соответствие структуры развивающей предметно-пространственной среды количественным, пространственным, временным, геометрическим и другим представлениям старших дошкольников;
• стимулирование активности ребенка, свободы выбора деятельности.
Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения для обоснования целостной системы работы по развитию логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
1. Абашина В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дисс. канд. пед. наук. - Сургут, 1998. - 184 с.
2. Арест М.Я., Тупичкина Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru
3. Артамонова О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 37-42.
4. Белая К.Ю. Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТОП // Электронный ресурс. Режим доступа: szouo. ru/material/OMC/methodical/nachalka/fgt/fgt3. ppt
5. Белошистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С.31-38.
6. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: Дисс. д-ра пед. наук. - М., 2003. - 405 c.
7. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: МПСИ, 2004. - 348 с.
8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: Владос, 2004. - 400 с.
9. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
10. Бодрова Е.В., Давыдов В.В. и др. Опыт построения психологопедагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - C. 22-31.
11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия , 1998. - 240 с.
12. Васильева Л.Г. Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не
догадывались // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/168295/258755/989162/1150132/115013 3
13. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989. - 127 с.
14. Воронина Л В. Знакомим дошкольников с математикой. Творческий центр / Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
15. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры: Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - СПб, 2003. - 35 с...