Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины 8
1.1. Сущность понятия «экологическая грамотность» 8
1.2. Особенности формирования экологической грамотности
у младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования
экологической грамотности младших школьников
при изучении природы Белгородчины 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
экологической грамотности младших школьников
при изучении природы Белгородчины 27
2.1. Анализ опыта педагогов по проблеме исследования 27
2.2. Диагностика уровня сформированности экологической
грамотности у младших школьников 34
2.3. Содержание работы по формированию
экологической грамотности младших школьников
при изучении природы Белгородчины 41
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 58
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
Успешное решение проблем охраны природы возможно только при условии резкого подъема экологической грамотности населения, которая должна формироваться, начиная с детства, в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве. Главной ролью в системе формирования экологической грамотности принадлежит начальной школе, дающей учащимся первичные знания о природе и экологии.
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основной экологической подготовки младшего школьника должны быть прочные биологические знания и представления о законах живой природы. Поэтому становится ясным, насколько актуальным является вопрос о формировании экологической грамотности.
Формирование начальных основ экологической грамотности у младших школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Данная проблема находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), а именно в предметных результатах освоения основной образовательной программы по предмету окружающий мир, которые должны отражать результат освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; сформированность уважительного отношения к России, родному краю (ФГОС НОО, 2018).
Становление теории и практики современного экологического образования связаны с трудами А.Ф. Аменда, С.Д. Дерябо, Н.Н. Моисеева, К.М. Петрова и др. Концепция экологического образования раскрыта в трудах С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой и др., согласно которой экологическое образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической грамотности личности школьника.
Ученые-педагоги уделяют большое внимание проблеме формирования экологической грамотности у младших школьников. Ее методологические и теоретические основы раскрыты в трудах: С.В. Алексеева, Л.Д. Бобылевой, Л.П. Буевой, Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, В.Б. Калининой, Е.М. Кудрявцевой, Т.Ф. Кучер, Б.Т. Лихачева, Н.М. Матвеева, В.В. Николиной, Л.П. Салеевой, А.П. Сидельковского, И.Т. Суравегиной, Л.В. Тарасова, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др.
Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знания о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитание нравственного и эстетического отношения к нему.
Формирование экологической грамотности у младших школьников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических чувств к объектам природы родного края.
Чтобы понять и по-настоящему полюбить природу нашего края, нужно её хорошо знать. Потому что общение с ней воспитывает любовь к Родине, понимание прекрасно, развивает любознательность и стремление к познанию нового.
Однако, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования экологической грамотности младших школьников требует дальнейшей разработки. Этим объясняется выбор темы исследования: «Формирование экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины.
Решение проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования экологической грамотности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины.
Гипотеза исследования: формирование экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины будет эффективным, если:
1) включать в содержание занятий задания экологического содержания;
2) младшие школьники знакомятся с экологическими особенностями и проблемами родного края.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «экологическая грамотность» и выявить
особенности формирования экологической грамотности
у младших школьников.
2. Раскрыть педагогические условия формирования
экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины.
3. Провести диагностику уровня сформированности
экологической грамотности у младших школьников.
4. Организовать экспериментальную работу по формированию экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующими методами исследования:
• изучение педагогического опыта;
• анкетирование, тестирование учащихся;
• педагогический эксперимент;
• метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода 2 «В» класс.
Результаты исследования: докладывались на Международной
научно-практической конференции «Исследование различных направлений психологии и педагогики» (25 мая 2018, г. Пермь).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень её разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины» рассматривается сущность и содержание понятия «экологическая грамотность», выявлены особенности и педагогические условия формирования экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины» представлен анализ педагогического опыта по проблеме исследования, диагностика уровня сформированности экологической грамотности у младших школьников, а также содержание работы по формированию экологической грамотности младших школьников при изучении природы Белгородчины.
В заключении содержаться выводы по результатам исследования.
Библиографический список состоит из 52 источников.
В приложении помещены диагностические материалы (анкеты, тесты), методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.
В процессе работы по теме исследования был произведен теоретический анализ научной литературы, с помощью которого мы смогли охарактеризовать понятие «экологическая грамотность», представить содержание данного понятия и описать особенности развития экологической грамотности младших школьников.
Мы определили, что экологическая грамотность - это бережное, ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе . На основании изученной педагогической литературы мы пришли к выводу, что одним из основных путей развития экологической грамотности является включение школьников в активную творческую деятельность путём подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по форме или по содержанию, заданий, побуждающих к самостоятельной деятельности, активному размышлению.
В ходе анализа педагогической литературы мы выявили и обосновали следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования экологической грамотности младших школьников:
1. Повышение интереса у младших школьников к изучению природы Белгородчины, как способу повышения потребности понимания окружающего мира и становление экологически грамотной гражданской личностью.
2. Использование творческих заданий экологического содержания на внеурочных мероприятиях.
3. Установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира.
4. Создание эмоционально-ценностной среды.
В практической части нашего исследования был определен уровень сформированности экологической грамотности во 2 «В» классе по следующим критериям: экологические знания, экологические умения и нравственно-экологическое отношение к природе.
Мы выявили, что уровень экологической грамотности недостаточный. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что в данном классе необходимо провести целенаправленную систематическую работу по развитию экологической грамотности у младших школьников при изучении природы Белгородчины. На основании полученных результатов исследования на формирующем этапе нами была подготовлена и проведена работа по развитию экологической грамотности младших школьников. В ходе работы использовались материалы учебника «Окружающий мир» по УМК «Начальная школа XXI века», а также дополнительные задания.
Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. - Ярославль: «Академия развития», 2014. - 238 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000 - 205 с.
3. Баталыгина Е.В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников / Е.В. Баталыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №7. - С. 57-60.
4. Битюкова Л.А. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО / С.В. Тощакова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №7. - С. 46-50.
5. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева // Биология в школе. - 2000. - №3. - С. 57-59.
6. Божович Л.И. Опора на витагенный опыт школьников как средство
развития познавательного интереса / Л.И. Божович. - М.:
Просвещение, 2002. - 136 с.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 96 с.
8. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. -
2002. - № 4. - С. 20-24.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
10. Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения / В.И. Волкова // Начальная школа. - 2005, № 6. - С. 53-55.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
12. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя / С.Н. Глазачев. - М.: Современный писатель, 2008. - 246 с.
13. Головских Д.С. Формирование экологической грамотности на ступени
высшего образования / Д.С. Головских // Современные научные исследования и инновации. [Офиц. сайт]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70671 (дата обращения 15.04.2018).
14. Иванова М.М. Анкета «Моё отношение к природе» / М.М. Иванова // Инфоурок. [Офиц. сайт]. https://infourok.ru/metodika-moe-otnoshenie-k- prirode-1856786 (дата обращения 20.03.2018).
15. Демина М.А. Задачи о природе / М.А. Демина // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 85-86...