ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ВАРВАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА В
ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ 13
1.1. Римская империя в период поздней античности: система
взаимоотношений с варварами 13
1.2. Христианизация Римской империи и варварских народов в IV веке 33
ГЛАВА 2. РИМСКИЕ ЕПИСКОПЫ И ВАРВАРЫ В IV- V ВЕКАХ 53
2.1. Духовные и светские обязанности римских епископов 53
2.2. Взаимоотношения римских епископов и варваров в IV- V веках 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 107
Список сокращений 118
ПРИЛОЖЕНИЯ 119
Тема настоящего исследования «Специфика взаимоотношений римских епископов с варварами в период поздней античности (IV - VI вв.).
Римская империя выступает в качестве одной из активно изучаемых на протяжении всей современной исторической науки. Это в первую очередь связано с тем, что новое прочтение и последующая интерпретация ранее достаточно мало привлекаемых источников в настоящее время историкам позволяют глубже и наиболее всесторонне изучить возможные причины возникновения того исторического процесса, который в конечно итоге привел к поистине фундаментальным изменениям в жизнедеятельности мировой цивилизации. Важно отметить, что опыт и многие достижения римской цивилизации обладают универсальным характером и продолжают до сих пор оказывать определенное влияние на современную жизнь.
При этом каждое новое поколение историков данные события воспринимает по-новому, нередко соизмеряя их с определенными историческими событиями современной жизни общества. Это в первую очередь связано с тем, что многие кризисные ситуации современного мира выступают в качестве своеобразного стимула для оживления таких значимых проблем как, например, падение Западной Римской империи, а также упадок древних обществ и некогда процветающих цивилизаций. Тем не менее, проблему падения Западной Римской империи, христианизация Римской империи и варварских народов, деятельность римских епископов, а также кардинальную смену типа цивилизации рассматривать можно в двух аспектах, а именно: глазами подлинных свидетелей, современников событий периода IV - VI вв. н.э., а также глазами современных исследователей. В названный период немаловажную роль в исторической жизни Римской империи играет институт епископов и складывающиеся их взаимоотношения с варварами. Кроме этого, именно епископы сыграли роль посредников в передаче ментальных основ и культурного наследия через призму христианства варварам и это, в свою очередь, обусловило именно тот облик европейской цивилизации, который мы знаем.
Несмотря на важность взаимоотношений римских епископов с варварами в период поздней античности для последующей судьбы Римской империи, исследователи данному вопросу, к сожалению, не уделили должного внимания, а также целостного исследования проведено не было.
Важность изучения взаимоотношений римских епископов с варварами в период поздней античности для верного понимания происходящих в Римской империи политических и общественных процессов, а также недостаточная изученность данного вопроса делает рассмотрение темы «Специфика взаимоотношений римских епископов с варварами в период поздней античности (IV - VI вв.)» актуальным.
Объект исследования - взаимоотношения Римской империи и варварских государств в период поздней античности.
Предмет исследования - особенности взаимоотношений римских епископов с варварами в IV - VI вв.
Хронологические рамки данной дипломной работы IV - VI в. н.э. Они обусловлены тем, что именно в этот период меняется роль епископов и их взаимоотношение с варварами на фоне процесса христианизации приобретает качественно новый оттенок.
Территориальные рамки - западные провинции Империи, где, преимущественно был распространен латинский язык.
Целью данной работы является рассмотрение процессов взаимовлияния Римской империи и варварских государств в период поздней античности, а также раскрытие специфики взаимоотношений римских епископов с варварами в IV - VI вв. Названная цель реализуется путем постановки и осуществление следующих задач:
• рассмотреть систему взаимоотношений с варварами Римской империи в период поздней античности;
• изучить процесс христианизации Римской империи и варварских народов в IV веке;
• выявить духовные и светские обязанности римских епископов;
• описать взаимоотношения римских епископов и варваров в IV- V веках.
Научная и практическая значимость данного исследования заключается в расширении представлений о Римской империи и варварских государствах в период поздней античности. Кроме этого, содержащийся в исследовании материал может быть использован в процессе разработки курсов лекций по истории Древнего Рима и варварских государств, для подготовки как спецкурсов, так и спецсеминаров по истории Римской церкви и христианства, а также для дальнейших исследований взаимоотношений римских епископов и варваров в IV- V веках...
Проведенный нами анализ литературы и источников по данной теме показывает, что основные вопросы политических отношений на границе, а также вопросы слияния римского и варварского миров рассматривать необходимо дифференцированно во времени и в пространстве. Относительно IV в. пока еще нельзя было говорить о глубоком кризисе римской внешней политики в Европе. Интеграция варварской и римской культур, которая сформировалась в эпоху Раннего Средневековья в западноевропейскую цивилизацию, безусловно, началась намного раньше IV в. и в рассматриваемый нами период уже протекала весьма активно. Но до конца IV в. доминировала более развитая римская культура, а в качестве ведущего процесса выступало усвоение варварами римских культурных достижений. То есть романизация заметно преобладала над варваризацией.
В целом эпоха великого переселения народов и формирования варварских королевств являлась также и эпохой христианизации варваров. При этом вовсе не случайно источники фиксируют «совпадение» военных побед, которые одерживались вождями в самые сложные и критические моменты противоборства с врагом с актами обращения их в новую веру. В период между обращением Константина в 312 г. и воцарением Юстиниана в 527 г. католическая церковь не направляет миссионеров за границу Римской империи для обращения живших там язычников. То есть имеет место феномен, подобного которому не встречалось ни в IV, ни в V в.: 1)
христианский священник именно по собственной инициативе решает выехать за пределы Римской империи с той целью, чтобы проповедовать Евангелие среди представителей местного языческого народа; 2) правитель языческого народа, живущий весьма далеко за границами Империи, призывает к себе миссионера с целью обучиться его вере. В качестве другого феномена VI в. можно назвать приезд в Константинополь отдельных варваров либо групп варваров, которые по своей собственной воле стремились принять крещение. То есть в середине VI в. возникают новые феномены в христианском и языческом мире. До этого только отдельные варвары могли принимать христианство во время своей службы в римской армии, при том, что теперь практически целые группы их обращались в христианство, вступая в императорскую армию. Кроме этого, отдельные люди или даже целые группы проделывали путь в Константинополь с весьма определенной и ясно обозначенной целью принять православное крещение. В этом случае новообращенный варвар брал на себя обязательство являться политическим союзником римлян. Как на южных границах, так и на краю степи священники именно по своей собственной воле принимают решение выехать за пределы Римской империи и там проповедовать Евангелие. Однако и после принятия христианства варварское сознание чаще всего оставалось языческим. Такое понятие, как «христианизированные язычники», введенное в научный оборот Н.А. Бердяевым, как нельзя точнее характеризовало ситуацию в варварском мире рассматриваемой эпохи.
В политическом сознании в IV в. обозначается возможность мирного включения варваров в Римское государство. Подобное отношение к варварам соответствовало сложившейся в то время политической практике на границе, в связи с чем новая идеология была достаточно быстро принята властями. Основные проявления христианизации в политике римских императоров нашли свое выражение в следующем: 1) вместе с сохранившимися от предыдущей исторической эпохи разрушительными рейдами, совершаемыми на варварские территории, основной акцент был перенесен на переселенческую политику, которая стала проводиться намного активнее, при этом те племена, которые переселялись на территории Римского государства, в обязательном порядке принимают христианство; 2) христианизация варваров становится практически неотъемлемой частью переселенческой политики; 3) принятие христианства также становится и обязательной частью заключаемых договоров с варварами. Таким образом, христианство распространено было среди готов, сарматов, скифов и ряда других племен Причерноморья. И в этом процессе немаловажную роль сыграли епископы, которые, собственно, и стали распространителями христианства и христианской культуры.
Епископ выступает в рассматриваемый нами период истории в качестве носителя высшей благодати священства. Епископы в качестве высшего представителя церковной власти непосредственно в управляемой им епархии обладали рядом административных, а также богослужебных и пастырских полномочий, которые осуществлялись им лично либо делегируемых другим должностным лицам. Также право регламентирует еще и порядок процедуры избрания епископов на должность епархиального архиерея и последующее освобождения его от данной должности; особое материальное обеспечение епископов; специфики церковно-юридической ответственности епископов. Служение епископа вмещает в себя всю полноту апостольской власти. Епископ является основным учителем местной Церкви и для мирян, и для клира. Ему принадлежит право возглавить совершение таинств Церкви. Именно епископ имеет право совершать рукоположения и освящать миро, ему отводится власть надзора, власть суда над местным клиром, вверяется управление церковным имуществом.
Тем не менее, все обозначенные элементы правового статуса епископов претерпели в 4 - 6 вв. в Римской империи определенные изменения. То есть кроме только церковной власти епископ приобретает также в соответствии с государственным законодательством отельный ряд административных полномочий, которые касались поддержания городского благоустройства, а также осуществления контроля за местными чиновниками и т.п. Епископы получают право производить судопроизводство по отдельным гражданским делам в том случае, когда стороны выражали соответствующее желание; таким образом зарождается институт «епископского суда». То есть для компетенции римских епископов была характерна двойная, церковно- светская, компетенция. Кроме этого, создание на территории Римской Империи отдельных варварских королевств епископов превратило в главных защитников христиан.
Взаимосвязь епископов и административной структуры Римской империи смогла приобрести новое значение именно на этапе превращения христианства в государственную религию на протяжении IV в.: нередко пастырское служение епископа дополнялось публичными функциями, исполнение которых ранее возлагалось на отдельные органы как городского, так и государственного управления. К подобным функциям относилось и отправление самого культа в Риме, рассматривавшееся в качестве публичного дела, забота о социально незащищенных слоях населения. Епископы весьма широко участвовали в городской администрации.
В период варварских нашествий, а также дальнейшего кризиса всей муниципальной системы римский епископ фактически превращается в правителя города. Епископат практически во всех вновь образованных варварских королевствах становится своего рода особым представительством римской аристократии, которая была сосредоточена в городах. Непосредственное сотрудничество королей с епископатом затем становится одним из значимых факторов упрочения германской государственности, а также расширения ее базы. То есть епископы, являясь частью государства, стремились действовать согласно с ее политикой. При этом он пытались мирным путем привить варварам христианскую веру. Также римские епископы по достоинству ценили выдающихся представителей варварских народов. Строя свои отношения с варварами, епископы руководствовались как задачами Церкви, так и политикой Государства.
1. Аммиан Марцеллин: Ammiani Marcellini. Res Gestae / Ed. W. Seyfart. - Leipzig, 1978. Рус. пер.: Аммиан Марцеллин. История. В 3-х тт. - Киев, 1906 - 1908. Пер. Ю. Кулаковского и А. Сонни. - 317, 303, 326 с. = 946 с.; Аммиан Марцеллин. Римская история. - СПб.: Алетейя,1994. - 578 с. (переизд. 1996 и др. стереотипно).
2. Григорий Турский: Gregorii Turonensis. Opera omnia / Ed. W. Arndt, B. Krush // MGH. SRM. - Hannoverae, 1884-1885. - T. 1. Рус. пер.: Григорий Турский. История франков. - М., 1987. - Пер. В.Д. Савуковой. - 462 с.
3. Евнапий Сардиец. История // Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Магистр, Менандр, Кандид Исавр, Ноннос и Феофан Византиец / пер. Г.С. Дестуниса. - СПб.,1860. - C. 78 - 168.
4. Зосим: Zosimus. Historia nova / Ed. L. Mendelsohn. - Lips., 1887. Рус. пер. Н.Н. Болгова (Зосим. Новая история. - Белгород, 2010. - 342 с.)
5. Иоанн Лид. О должностях Римского государства. Кн. I / пер. М.М. Синицы; под ред. Н.Н. Болгова // Классическая и византийская традиция. 2014. - Белгород, 2014. - С. 287—320.
6. Истрин В.М. Пятая книга «Хроники» Иоанна Малалы // Летопись историко-филологического общества при Новороссийском университете. Одесса, 1910. Т.9. С. 1-15.
7. Кодекс Феодосия: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus
sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes / Ed. Th. Mommsen, P. Meyer. - B., 1905. - Vol. I-II.
8. Никодим (Милаш) (еписк.) Правила Святого Поместного Собора
Лаодикийского [Электронный ресурс]. - URL:
http: //lib. pravmir.ru/library/readbook/1320.
9. Павлин Ноланский. Письма стихотворные. пер.с лат.: М.Л. Гаспаров и Ф.А.Петровский // Памятники средневековой латинской литературы IV-X веков. - М.: Наука, 1970. C. 98 - 160.
10. Павел Диакон: Paulus Diaconus. Historia Langobardorum, ed. G. Waitz. - Hannover. 1876.
11. Павел Орозий: Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII // Ed. Zangemeister // GSEL. - Vol. V. - Lips., 1889. - 371 p. Рус. пер.: Павел Орозий. История против язычников. Кн. I-III. - СПб.: Алетейя, 2001. - 384 с.
• Пер. В.М. Тюленева (с латин. текстом); Кн. IV-V. - СПб., 2002; Кн. VI-VII.
• СПб., 2003.
12. Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере.
10 // Догматические послания правосл. иерархов XVII-XIX вв. о правосл. вере. М., 1900. - С. 157-163/
13. Симмах. Письма / пер. И.П. Стрельниковой // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М., 1964. С. 205—212.
14. Синезий: Synesii Cyrenensis. Hymni et opuscula / Ed. N. Terzaghi. - Roma, 1944. - 456 р. Рус. пер.: Синезий Киренский. Полное собрание творений - Том 2 - Письма пер. древнегреч. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Издат. проект «Квадривиум», 2014. - 456 с.
15. Тациан, Сириец. Речь против эллинов // Писания мужей апостольских / введ., пер. и прим.: прот.П. П.Преображенский. - СПб., 1895. Репринт изд. с дополнениями свящ. В.Асмуса и А.Г. Дунаева: Рига, 1992. - 244 c...