ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентиров на уроках английского языка в начальной школе 7
1.1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Иностранный язык» 7
1.2. Возрастные и психологические особенности младших
школьников 11
1.3. Мотивационный компонент как основа формирования
ценностных ориентиров 17
1.4. Игра как мотивационный метод формирования ценностных
ориентиров на уроках английского языка в начальной школе 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. Практико-ориентированная работа по формированию ценностных ориентиров на уроках английского языка в начальной школе... 33
2.1. Условия формирования ценностных ориентиров на уроках
английского языка в начальной школе 33
2.2. Примеры игровых методов и приемов формирования
ценностных ориентиров на уроках английского языка в начальной школе... 37
2.3. Анализ практического опыта по формированию ценностных
ориентиров на уроках английского языка в начальной школе 41
Выводы по главе II 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Педагогическая наука далеко ушла от строгой модели формирования «нового человека» или «всесторонне развитой личности», предоставив каждому человеку (воспитателю и воспитуемому) право свободного выбора. Поэтому в нынешнее время реальные жизненные ценности стали основой для воспитания.
За последние десятилетия отмечается стремительное изменение нашего общества. Ценностные ориентиры и модели поведения в современном обществе также подверглись большим изменениям. Образование не может обойти стороной эти процессы. Соответственно, меняются представления о целях образования и путях их реализации. В настоящее время усовершенствовалось понимание обучения, не только как процесса получения необходимых навыков, знаний и умений, но и как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Образовательное учреждение должно выполнять обязательства по решению задач ФГОС, направленных на формирование у учащихся общей культуры, духовно-нравственного воспитания, социализации, личностного и интеллектуального развития, создания основы для самостоятельной реализации учебной деятельности. Кроме того, данные задачи направлены на саморазвитие учащихся и их самосовершенствование.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательной школы определенного уровня сформированности целого комплекса элементов, которые включают в себя знания, умения, целевые установки и компетенции, определяемые личностными, семейными, социальными и государственными потребностями, а также особенностями развития и состояния здоровья учащихся и их возможностями.
Как учебный предмет иностранный язык имеет достаточно большой воспитательный потенциал, что всецело учтено при разработке современного учебно-методического комплекса (УМК) для начальной школы, где главное место отводится формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
В рамках новых стандартов современные методы обучения английскому языку должны отвечать следующим требованиям:
• создавать атмосферу, в которой учащийся чувствует себя комфортно;
• стимулировать интересы учащихся и развивать их желание учиться, что приведет их к реальному достижению успехов в учебе;
• развивать личность ребенка в целом и вовлекать все его чувства, эмоции и ощущения в учебный процесс;
• активизировать деятельность учащихся;
• делать учащегося активным действующим лицом в учебном процессе;
• создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
• обеспечивать все возможные формы работы в классе.
Данным требованиям в полной мере отвечает игровой метод обучения. Использование игровых форм работы на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию ребят к изучению английского языка.
Предмет иностранного языка имеет деятельностный характер, а это соответствует природе ученика младшей школы, который воспринимает окружающий мир активно и эмоционально. Поэтому можно включить иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, так как она позволяет формировать общие учебные навыки и умения, осуществлять различного рода связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, а также более эффективно способствует формированию ценностных ориентиров учащихся начальной школы.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной проблемы исследования.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - условия формирования ценностных ориентиров учащихся начальной школы на уроках английского языка в соответствии с ФГОС.
Цель работы — изучить условия формирования ценностных ориентиров учащихся на уроках английского языка в начальной школе.
Цель работы определила постановку следующих задач:
Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности и их связь с мотивацией учебной деятельности.
Теоретически обосновать особенности формирования ценностных ориентиров учащихся начальной школы на уроках английского языка.
Разработать комплекс методов и средств, направленных на формирование ценностных ориентиров учащихся в начальной школе на уроках английского языка.
Разработать план урока, направленный на формирование ценностных ориентиров учащихся младших классов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анализ практического использования приемов, направленных на формирование ценностных ориентиров учащихся начальной школы.
Практическая значимость. Результаты исследования предоставляют возможность использования студентами-практикантами и начинающими учителями-практиками эффективных методов и приемов, отмеченных в выпускной квалификационной работе, с целью формирования ценностных ориентиров младших школьников на уроках английского языка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Введение включает основной категориальный аппарат исследования. Первая глава рассматривает психолого- педагогические основы формирования ценностных ориентиров на уроках английского языка в начальной школе. Вторая глава представляет собой практикоориентированную работу по формированию ценностных ориентиров на уроках английского языка в начальной школе. Заключение содержит основные выводы по результатам исследования. В списке литературы представлены актуальные источники по проблеме исследования. Приложение дает представление о практических приемах работы в начальной школе на уроках английского языка при реализации цели, направленной на формирование ценностных ориентиров в соответствии с ФГОС.
На основании изучения нами теоретического материала по проблеме исследования, мы узнали следующее.
Так как за последние десятилетия отмечается стремительное изменение нашего общества, ценностных ориентиров и моделей поведения, образование тоже не остается в стороне от этих процессов. Соответственно, меняются представления о целях образования и путях их реализации. Образовательное учреждение должно выполнять обязательства по решению задач ФГОС, направленных на формирование у учащихся общей культуры и духовнонравственного воспитания.
Как учебный предмет иностранный язык имеет достаточно большой воспитательный потенциал. При разработке современного учебнометодического комплекса (УМК) для начальной школы это полностью учтено. Кроме того, в данном учебно-методическом комплексе главное место отводится формированию у учащихся ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые являются методологической основой реализации ФГОС. В соответствии с данной концепцией духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Эффективность усвоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает наиболее эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы.
Понятие ценности относится к структуре мотивации, а устойчивая система нравственных идеалов и принципов становится постоянно действующим побудителем к поведению учащихся и их деятельности. Следовательно можно сделать вывод о том, ценностные ориентации учащихся и их учебная мотивация непосредственно связаны между собой.
Далее мы теоретически обосновали изученный материал по особенностям формирования ценностных ориентиров учащихся начальной школы на уроках английского языка.
Для учителя младшей школы ценным методом стимулирования интереса к обучению может стать игровой метод, который отвечает всем требованиям ФГОС, а именно обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени общего начального образования, а также опирается на создание в учебном процессе различных игровых ситуаций на, способствующие повышению мотивации к обучению.
Игровой метод работы на уроке - это один из методов, призванный обеспечить достижение целей и задач, поставленных ФГОС.
Игровой метод обучения полностью отвечает требованиям ФГОС и проверен на практике учителями. Игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта и выполняет ведущую роль в формировании личности ребенка. Игра влияет на формирование ценностных ориентаций и развития личности школьников. В игровых ситуациях учителю проще воспитывать детей, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Для того, чтобы ценностная ориентация стала большой побуждающей силой, она должна быть внутренне принята субъектом - младшим школьником.
Затем, на основании изученного нами теоретического материала по проблеме исследования, а также с учетом изученных нами методов и форм работы на уроке иностранного языка, нами был разработан комплекс игр, а также план урока английского языка во 2 классе, направленный на формирование ценностных ориентиров учащихся в начальной школе.
Подводя итоги, можно сказать о том, что поставленные нами цели исследования были достигнуты.
Мы пришли к выводу, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру, а также способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности, что в полной мере реализует задачу, поставленную в ФГОС - средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, а именно способствовать формированию у учащихся ценностных ориентиров.
1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности
младшего школьника / М.К. Апетян. - Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 243-244 [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http:ZZmoluch.ru/archive/73Z12457/.
2. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений / Л.С Выготский. - М., 1983. - 368 с.
3. Вьюгина Н. Обучение иностранному языку
в начальной школе в соответствии
с ФГОС / Н. Вьюгина / Иностранные языки, 28.05.2012 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2012/05/studyinyaz-firstschool/.
4. Гречко С.А. Формирование учебной самостоятельности школьников на уроках математики / С.А. Гречко, С.А. Щербатова // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/589015/
5. Губина, Ю. В. Роль игрового развлекательного досуга в
формировании ценностных ориентаций подростков / Ю.В. Губина. - «VII Студенческий форум-2016» / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2016/2012/23074
6. Долженова М.И. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе организации досуга / М.И. Долженова, И.С. Ярыгина // Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/int_konf/
7. Ефремова А.И. Введение ФГОС в начальной школе в рамках предмета «Английский язык» / А.И. Ефремова / Педагогика online, 14.04.2016 / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://aneks.spb.ru/fgos-vtorogo- pokoleniia/vvedenie-fgos-v-nachalnoi-shkole-v-ramkakh-predmeta-angliiskii- iazyk.html.
8. Игровые технологии. - Режим доступа:
http://oplib.ru/izobretatelstvo/view/158602_igrovye_tehnologii
9. Инфоурок / Игра как средство в обучении иностранного языка для младшего школьного возраста / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/igra-kak-sredstvo-v-obuchenii-inostrannogo-yazika-dlya- mladshego-shkolnogo-vozrasta-1693613.html.
10. Инфоурок / Связь ценностных ориентаций и учебной мотивации
младших подростков / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://infourok.ru/svyaz-cennostnih-orientaciy-i-uchebnoy-motivacii-mladshih- podrostkov-1522118.html.
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. - № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
12. Морозова Е. Читайте лучшие сказки для детей на английском языке с переводом / Е. Морозова / Английский для детей / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lizasenglish.ru/anglijskij-dlya-detej/luchshie- skazki-s-perevodom.html.
13. Морянова Н. П. Обучение иностранному языку в начальной школе
в свете требований Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения / Н. П. Морянова / Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля" / [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http ://sch1251s.mskobr.ru/files/obuchenie_ino strannomu_yazyku_v_nachal_noj_sh kole.docx.
14. Муртазин Р. А. Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 34-36.
15. Педсовет / Игра как средство обучения английскому языку / Публикации / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pedsovet.org/articles/article/view/id/222671...