Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы и способы психологического воздействия при производстве допроса

Работа №92454

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

криминалистика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Общая характеристика психологического воздействия 8
1.1 Понятие психологического воздействия 8
1.2 Структура психологического воздействия 11
2. Правовая оценка психологического воздействия применяемого в
следственной деятельности 14
2.1 Разграничение правомерного и неправомерного психологического
воздействия 14
2.2 Защита участников уголовного процесса от неправомерного
психологического воздействия 20
3. Применение психологического воздействия при производстве
допроса 25
3.1 Соотношение приемов и способов психологического воздействия и их
применение в следственных действиях 25
3.2 Нейролингвистическое программирование как основной способ
психологического воздействия при допросе 38
3.3 Психологические особенности подготовки и проведения допроса 57
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложения 76
Последний лист ВКР


Успех в раскрытии преступления, при соблюдении законных прав и свобод участников уголовного процесса зависит от правильного проведения следователем отдельных следственных действий, которые в свою очередь во многом зависят от умения правильно и в полном объеме использовать криминалистические, психологические и криминологические знания.
В своей профессиональной деятельности сотрудники министерства внутренних дел и следственного комитета неизбежно вступают во взаимодействие с участниками уголовного процесса и иными гражданами. Каждая сторона при этом стремится определить наилучший вариант своего поведения и достичь желаемого результата, решая свои задачи. Даже при совпадении целей участников уголовного процесса с целями лиц, расследующих преступлений, установление истины через их субъективное восприятие и отношение к преступлению, является сложным процессом. И в этом случае необходимо оказание определенного психологического воздействия.
Значение психологических способов получения информации чрезвычайно велико. Они успешно могут использоваться как в процессе выявления преступной деятельности лиц, так и в ходе ее предупреждения и пресечения, а также при производстве предварительного расследования. Несмотря на то, что интересующая информация, как правило, добывается с помощью психологических способов ее получения, в большинстве случаев она косвенно свидетельствует о преступной деятельности лиц и нередко является единственным первичным сигналом. Более того, наличие подобной информации часто предопределяет целенаправленность оперативных мероприятий, проводимых для выявления и проверки лиц, подозреваемых в преступной деятельности.
Тема магистерской диссертации актуальна, поскольку использование профессиональных психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя позволит снизить риск принятия неправильных решений, получить достоверную информацию от участников процесса, собрать и обобщить информацию полученную в ходе производства определенных следственных действий, возрастет эффективность расследования преступления и их профилактики.
Существуют полярные позиции: о возможности применения следователем воздействия (Ратинов А.Р.) и о необходимости исключить его из уголовного судопроизводства (Строгович М.С.). На методологическом уровне проблема психологического воздействия разрабатывалась Андреевой Г.М., Ломовым Б.Ф., Брудным А.А. и др. Однако целостное и глубокое изучение психологического воздействия в следственной деятельности так и не было проведено.
На рассмотрение выносится несколько проблем, такие как:
• признание способов и приемов психологического воздействия Российским законодательством;
• разграничение правомерного и неправомерного психологического воздействия;
• осведомленность сотрудников правоохранительных органов о психологическом воздействии и способах его применения.
В результате исследования будут выявлены способы решения данных проблем.
Объектом данного исследования являются общественные отношения между следователем и иными участниками уголовного процесса, связанные с применением психологического воздействия.
Предметом исследования являются механизмы проявления психологического воздействия, последствия применения изучаемого воздействия, и его взаимосвязь с конкретным следственным действиями.
Целью данной работы является комплексное исследование актуальных теоретических и практических вопросов и проблем, возникающих при применении психологического воздействия, а также всестороннее изучение психологического воздействия и разработка практических рекомендаций для органов предварительного следствия.
Поставленная цель достигается путем поэтапного решения задач, к которым относятся:
• Дать понятие психологического воздействия;
• Определить его структуру;
• Определить критерии правомерности психологического воздействия;
• Разграничить правомерное и неправомерное психологическое воздействие;
• Отличить психологическое воздействие от психологического принуждения;
• Определить способы и приемы психологического воздействия в следственной деятельности;
• Раскрыть значимость психологического воздействия в следственной деятельности;
• Проанализировать какие способы и приемы используются наиболее часто на примере СЧ ГСУ МВД России по Алтайскому краю;
Эмпирическая основа исследования выражается в форме опроса и изучения уголовных дел и уголовно-процессуальных документов,
предоставленных СЧ ГСУ МВД России по Алтайскому Краю. Опросу подлежали следователи и их непосредственные руководителей к количестве 10 человек. При опросе использовались специально разработанные анкеты для следователей.
При изучении уголовных дел исследовались протоколы следственных и иных процессуальных действий на предмет наличия в них указаний на применение к участникам процесса психологического воздействия, изучались способы фиксации применения психологического воздействия, принятые меры со стороны следователей, их руководителей, прокуратуры и суда, влияние наличия факта психологического воздействия на квалификацию и размер наказания при вынесении приговора.
Методы исследования: структурно-логический, сравнительно-правовой, статистический, описательный, социологический, системно-структурный, а также диалектический метод научного познания, сбор и анализ научного и практического материала.
Магистерская диссертация выполнена на основании изучения:
• нормативно-правовых актов ("Всеобщая декларация прав человека" от 10 декабря 1948г., “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” от 10 декабря 1984г; Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 5.02.2014 г.), Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015), Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.06.2015)
• судебной практики Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ;
• специальной литературы (исследования работ таких авторов как И.И. Аминов С.Е. Борисова, А.М. Васильев, В. Н. Смирнов, А.В. Черепанов, Ю. В. Чуфаровский В. П. Шейнов и др.).
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
В первой главе рассматривается понятие и структура психологического воздействия.
Вторая глава посвящена правовой оценке применяемого психологического воздействия. В ней рассматриваются критерии правомерности психологического воздействие и способ их формирования, отличие правомерного от не правомерного воздействия, последствия применения неправомерного психологического воздействия, защита участников уголовного процесса от воздействия.
Третья глава конкретизирует и характеризует способы и приемы психологического воздействия, рассматривает их применение в производстве такого следственного действия как допрос, раскрывает сущность нейролингвистического программирования как основного способа психологического воздействия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данные изучения специальной литературы, законодательства и судебной практики позволяют сделать вывод о недостаточности изученности темы психологического воздействия. Много вопросов остаются открытыми, на них нет ответов во всем многообразии юридической литературы.
Но несмотря на это, актуальность темы данный факт не умаляет, а наоборот в условиях суровой необходимости, показывает насколько важно знание такой науки как юридическая психология и психологического принуждения в частности.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были исследованы поставленные перед автором проблемы и найдены на его взгляд оптимальные решения.
Итак, первая проблема состояла в отсутствии законодательной регламентации психологического воздействия. На самом деле, в НПА нет определения психологическому воздействию, его признаков, структуры, приемов, методов, способов и т.д. Да и в научной литературе не встретишь конкретных приемов психологического воздействия, которые могли бы эффективно применять следователи при производстве следственных действий. При изучении тактических, технологических, психологических основ следственных действий, информация о психологическом воздействии упоминалась вскользь.
В связи с этим, предлагается разработать определенные приемы психологического воздействия при производстве каждого следственного действия. Для достижения наилучшего результата предполагается, что данные приемы будут разрабатываться следователями с учетом их практической деятельности совместно с психологами, с учетом их теоретических знаний.
Вторая проблема заключалась в разграничении правомерности и неправомерности психического воздействия и определении границы между ними.
Поскольку данное воздействие не изучено основательно и его распознавание затрудненно на практике, определенных критериев выделить невозможно.
На первый этап предлагается выработать рекомендации, которые будут способствовать наиболее точному разграничению правомерного и неправомерного психологического воздействия. В последующем, критерии правомерности внести в локальные НПА определенных правоохранительных органов.
Правовая оценка факта оказания неправомерного психического воздействии должна быть выражена в установленной уголовно - процессуальным законом форме и осуществляться компетентными должностными лицами путем вынесения соответствующего мотивированного постановления. Правовая оценка факта оказания неправомерного психического воздействия может и должна найти свое отражение и в актах прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора по уголовным делам.
Последняя проблема, рассматриваемая в рамках данной работы, это осведомленность сотрудников правоохранительных органов о психологическом воздействии. Исследуемый вид воздействия, как уже упомянуто выше, не имеет своего законодательного подкрепления, с научной точки зрения раскрыт не полностью, и на данном этапе не представляет особого интереса для его практического применения. С имеющимся научным материалом, работники следственных органов не знакомы, так как в их должностные обязанности это не входит, руководители следственных органов не настаивают на изучении основ психологического воздействия, поэтому при расследовании применяются только тактические и технологические приемы. Следователи не имеют достаточного представления о приемах и способах психологического воздействия, и в выгодных для расследования дела целях применять не могут соответственно.
Автором исследовательской работы был проведен опрос среди следователей СЧ ГСУ МВД России по Алтайскому края на предмет осведомленности в приемах психологического воздействия, в результате которого выяснилось, что 20% опрошенных знают о приемах психологического воздействия, еще 30% применяют их не осознанно, на интуитивном уровне и 50 % не представляют какие именно приемы психологического воздействия существуют. (Приложение 4).
Для решения данной проблемы выдвигаются следующие предложения:
• рекомендовать разработать план по комплексному проведению теоретических и практических занятий, как в рамках профессиональной подготовки, так и в рамках специальных курсов повышения квалификации;
• акцентировать внимание на изучении данного вопроса в учебных заведениях, на условиях определенных программ;
• рекомендовать разработать специальные методические указания, в рамках узкой темы психологического воздействия.



1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы
1.1 Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Сайт ООН [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.un.org(дата обращения 01.06.2014).
1.2 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания// Сайт ООН [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.un.org(дата обращения 01.06.2014).
1.3 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 5.02.2014 г. ) // Собрание законодательства РФ.- 2014. - N 9.- Ст. 851
1.4 Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 08.06.2015) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 15.06.2014).
1.5 Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 15.06.2014).
2. Материалы судебной практики
2.1 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Седых Елены Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2234-О // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 15.06.2014).
2.2 Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.09.2014 N 50- АПУ14-25 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 15.06.2014).
3. Специальная литература
3.1 Аминов, И.И. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / И.И. Аминов. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 415 с.
3.2 Баев, О.Я. Производство следственных действий: криминалистический анализ УПК России практика, рекомендации: Практическое пособие /О.Я. Баев, Д.А. Солодов. -М.: Эскимо, 2009. - 164 с.
3.3 Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник / В.П. Белянин. - М.: Флинта, 2012. - 232 с.
3.4 Борисова, С.Е. Юридическая психология (психология в деятельности следователя): учебное пособие/ С.Е. Борисова. - Орел: КАРТУШ, 2011.-296 с.
3.5 Васильев, А.М. Признание вины под принуждением/ А.М. Васильев, Н.А. Васильева // Администратор суда. 2012. N 2. С. 23 - 26.
3.6 Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник / В. Л. Васильев; С.- Петерб. ун-т МВД России. - 6-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург и др.: Питер, 2012. - 604 с.
3.7 Васкэ, Е.В. Использование профессиональных психологических знаний в уголовно-процессуальной деятельности следователя как средство снижения рисков принятия неправильных (ошибочных) решений/ Е.В. Васкэ, В.А. Згряцкая // Российский следователь. - 2015. - N 2. - С. 43-47
3.8 Виницкий, Л.В. Тактико-психологические аспекты предъявления для опознания на предварительном следствии/ Л. В. Виницкий, Л. Ф. Иванова. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 148 с.
3.9 Гагин, Т.В. ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть / Т.В. Ганин. - М.: Психотерапия, 2010.- 272 с.
3.10 Джозеф О’ Коннор. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Джозеф О’ Коннор.- М.: «Изд. ФАИР», 2010. - 448 с.
3.11 Добротворский, И. Новейшие психотехнологии влияния на людей. Практическое руководство по управлению разумом / И. Добротворский.-М.: КПС, 2006. - 335 с.
3.12 Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии / Г.Г. Доспулов. - М.: Юрид. Лит-ра, 2009. - 112 с.
3.13 Еникеев, М.И. Психология коммуникативной деятельности следователя/М.И. Еникеев // Юридическая психология. -2009. -N 4.- С. 3 - 7.
3.14 Еникеев, М.И. Психология следственных действий./ М.И. Еникеев. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2012. - 323 с.
3.15 Еникеев, М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учебное пособие/ М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е Эминов. - М.: Проспект, 2011. - 216 с.
3.16 Кроз, М.В. Криминальное психологическое воздействие/ М.В. Кроз, Н.А. Ратинова, О.Р. Онищенко - М.: Юрлитинформ, 2008.- 200 с.
3.17 Караяни, А.Г. Юридическая психология: от эксперимента к
практике/А. Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 151 с.
3.18 Луговик, В.Ф. Склонение подозреваемых к даче правдивых
показаний/ В.Н.Важенин, В.Ф. Луговик, В.Н. Софронов, // Психопедагогика в правоохранительных органах- 2012.-№2 - С.34-37
3.19 Манцурова, Л.А. Особенности тактики допроса предшествующего предъявлению для опознания, в зависимости от процессуального положения допрашиваемого лица / Л. А. Манцурова //Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6. - С. С. 239-241
3.20 Пахомов, С.Н. Психология обыска/ С.Н. Пахомов // Юридическая психология. -2007.- №4.- С. 7-11
3.21 Порубов, Н.И. Профессиограмма следственной деятельности: монография/ Н. И. Порубов. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 182 с.
3.22 Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователя / А.Р. Ратинов - М.: Юрлитинфом, 2011. - 352 с.
3.23 Смирнов, В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 206 с.
3.24 Сорокотягин, И.Н. Юридическая психология: учебное пособие / И. Н. Сорокотягин - М.: Дашков и К, 2014. - 223 с.
3.25 Степаненко, Д. А. Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве: понятие и критерии допустимости/ Д. А. Степаненко // Российский следователь. -2014. - N 9. - С. 52 - 56.
3.26 Столяренко, Л.Д. Психология и педогогика: учебник/ Л.Д. Столяренко. - Ростов- на -Дону: "Феникс", 2014. -636 с.
3.27 Турчин, Д.А. Следствие и следователь/ Д. А. Турчин //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2012. - №4- С. 56-60.
3.28 Фрай О. Детекция лжи и обмана / О. Фрай. - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2010. - 220 с.
3.29 Черепанов, В.А. Психологические приемы общения в юридической деятельности /А.В. Черепанов // Юрист. - 2011. - N 19. -С. 23 - 31.
3.30 Чуфаровский, Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие/ Ю. В. Чуфаровский - М. : Изд-во Проспект, 2013. -208 с.
3.31 Шейнов, В.П. Манипулирование сознанием / В. П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2015. - 247 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ