Региональные модели реализации социальной политики в отношении пожилых людей (на примере социологических исследований в Алтайском крае, Забайкальском крае, Кемеровской области)
|
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения социальной политики в отношении пожилых людей 16
1.1 Концептуализация феномена старости в контексте современных
геронтологических теорий 16
1.2 Социальная политика в отношении пожилых: основные
теоретические подходы и парадигмы 25
Глава 2.Результаты исследования моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей в Алтайском крае, Забайкальском крае, Кемеровской области 41
2.1 Описание методических принципов проведения социологического
исследования региональных моделей социальной политики в отношении пожилых людей 41
2.2 Институциональные условия реализации геронтологической
политики в регионах исследования 50
2.3 Сравнительный анализ региональных моделей реализации
социальной политики в отношении пожилых людей 77
Заключение 102
Список литературы 109
Приложения
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения социальной политики в отношении пожилых людей 16
1.1 Концептуализация феномена старости в контексте современных
геронтологических теорий 16
1.2 Социальная политика в отношении пожилых: основные
теоретические подходы и парадигмы 25
Глава 2.Результаты исследования моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей в Алтайском крае, Забайкальском крае, Кемеровской области 41
2.1 Описание методических принципов проведения социологического
исследования региональных моделей социальной политики в отношении пожилых людей 41
2.2 Институциональные условия реализации геронтологической
политики в регионах исследования 50
2.3 Сравнительный анализ региональных моделей реализации
социальной политики в отношении пожилых людей 77
Заключение 102
Список литературы 109
Приложения
Актуальность темы исследования. Процесс старения населения становится одной из наиболее значимых социальных трансформаций двадцать первого века. В 2015 году количество жителей планеты в возрасте 60 лет и старше достигло 901 миллиона человек, увеличившись на 48 процентов по сравнению с 2000 годом[55]. Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения отмечается практически во всех странах, в том числе и в России. Данный демографический процесс влечет за собой социальные и экономические последствия, которые ставят ряд совершенно новых задач перед учеными и практиками, которые занимаются проблемами старшего поколения.
Процесс старения населения в России влечет за собой изменение социальной ситуации пожилых людей, формирование новых ценностных ориентаций и установок в общественном сознании. На снижение качества жизни пожилых повлияло прежде всего изменение социально-экономических условий. Начавшиеся в стране еще в конце 1980-х гг. социально-экономические преобразования повлекли за собой рост экономической зависимости и уменьшение материальной обеспеченности пожилых, спровоцировали разрыв семейных связей и привели к уменьшению значимости социально-практического опыта, актуализировали проблемы социальной атомизации и одиночества [15, 23].
В следствие реформ и кризисного развития российского общества на рубеже XX-XXI вв. проблемы функционирования и развития системы социального обслуживания пожилых людей приобрели особое значение, что обусловлено снижением уровня жизни большинства населения страны, прежде всего старших возрастных групп, изменением социального статуса человека в старости, разрушением социальной инфраструктуры провинциальных регионов России, в особенности агропромышленных и тех, которые в своем хозяйственном развитии были ориентированы на военно-промышленный комплекс, снижением уровня организации управления социальными процессами в России, ростом масштабов социальной и финансово-экономической дифференциации различных регионов страны, что осложняет деятельность и реализацию социальной политики в отношении пожилых людей [48].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, одной из задач социальной политики в России является повышение благосостояния граждан, в том числе и лиц пожилого возраста [35]. В обеспечении достойного уровня жизни этой категории населения большое значение имеют социальные гарантии, обозначенные Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным и региональным законодательством.
Между тем, в России наблюдается колоссальное расслоение между регионами по ряду экономических, географических, демографических факторов, поэтому для эффективной реализации социальной политики в отношении пожилых людей необходимо изучить специфику ее осуществления не только на федеральном, но и на региональном уровне для выявления общих проблем функционирования всей системы и региональных особенностей.
Социальная политика в отношении пожилых людей должна основываться на положениях и предпосылках, которые объективно отражают ситуацию в обществе и способствуют решению существующих противоречий и проблем, таких как низкий уровень жизни пожилых людей, издержки во взаимодействии старшего поколения с другими возрастными группами, низкий статус старого человека, и т. д.
Указанные причины обуславливают необходимость модернизации и совершенствования специфических подходов, форм и методов социального обслуживания граждан престарелого и старческого возраста, что указывает на актуальность изучения региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
Степень научной разработанности проблемы
Изучение социальной политики в отношении пожилых людей представляет собой комплексную задачу, которая требует обращения к широкому спектру научных источников из различных областей знания и дисциплин, рассматривающих различные аспекты старения.
Проблемы старения и стареющего общества исследовались такими авторами, как М.Д. Александрова, К.А. Альбуханова-Славская, В.В. Болтенко, Д. Бромлей, Б.Д. Бреев, В. Велкофф, И.Ф. Дементьева, A. В, Дмитриев, Н. М.Доценко, М.Э. Елютина, А. Зых, Т.В. Карсаевская, К. Кинселла, M. Колер, О.В. Краснова, Г.П.Медведева, Б.Ф. Ломов, Т.И. Петракова, С. Пеллетиер, О. Поллак, Дж. Розен, Е.Ф. Рыбалко, Н.Н. Сачук, Е.Н. Хрисанфова, Д.Ф. Чеботарев, А.Т. Шаталов, Е.Ю. Шаталова.
Философское понимание пожилого возраста представлено в работах зарубежных (Ф. Бэкон, И. Кант, Ф. Ницше) и отечественных (В.Д. Альперович, М. Д. Александрова, Т. В. Елютина, И. А. Ильин, Э. К. Карсаевская, М. К. Мамардашвили) исследователей в рамках концепции старости как социального феномена.
Психолого-педагогическая интерпретация пожилого возраста рассматривается в работах Э. Ф. Зеера, О. В. Красновой, А. В. Мудрика, Н. С. Пряжникова и др. В качестве основы, определяющей хронологию пожилого возраста, исследователи выделяли ведущую деятельность и личностные новообразования.
Проблеме старения населения уделяли внимание исследователи современных демографических процессов: С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Н.Е. Ускова и др. Социально-демографический состав населения старших возрастов и продолжительность жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп престарелых описывают в своих работах Э.Л. Россет, H.H. Сачук, В.В. Никитенко,
B. В. Никитин.
Признаки, по которым осуществляется объединение пожилых людей в демографические и возрастные группы, раскрывают в своих трудах отечественные специалисты: Ю.Р. Вишневский, В.В. Гаврилюк, Т.С. Зубкова, М.Н. Руткевич, Н.А. Трикоз [5] и др.
Влияние общих социальных условий, общественного и научно-технического прогресса на продолжительность творческой деятельности и жизни человека изучали: И.В. Давыдовский, М.Д. Александрова, Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов, А.И. Урюпин, Д.Ф. Чеботарев, Б.Г. Ананьев, Б.Д. Парыгин, В.А. Барабой, И.Н. Димант, В.В. Фролькис. Определяющими условиями жизни старшего поколения и отношение общества к ним, данные исследователи считают социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В обществах с развитой культурой пожилые люди символизируют непрерывность их истории и стабильность социокультурных ценностей.
Экономическим и правовым аспектам системы социального обеспечения престарелых уделяют внимание В.А. Ачаркан, Н.В. Вержиковская, Т.Л. Ехнева, О.Х. Герзмава, И.П. Пивоварова, А.Н. Егоров.
Особого внимания заслуживают труды специалистов, ориентирующихся на междисциплинарный, комплексный анализ проблем пожилых людей (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Н. Федорова, Е.М. Холостова).
Существуют так же многочисленные работы, которые посвящены социальной политике.
Социальную политику как самостоятельный институт, который имеет определенную структуру, направления деятельности и функции освещают: Д. Бринкерхофф, К. Дженкинс, Т. Маршалл, Дж. Роулс, Д. Твигг, Ю.Ю. Антропова, Н.Б. Костина, М.Н.Руткевич, М.К. Горшков, М.Н, Руткевич, О.С. Сухарев, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Ярская, Л.В. Церкасевич и др. [1]. Основные цели, функции и миссия института социальной политики изложены в работах И.Ю. Рассохиной и Л.Л. Шпак.
Социальную политику как социетальную систему рассматривает в своей работе Л.В. Константинова, выводя социальную политику за пределы деятельности государства.
Начало изучения социальной политики в отношении пожилых людей было положено в работах, в которых поднимается вопрос об изучение функций и задач социальной политики в отношении пожилых людей: Е.Ш. Гонтмахера, И.А. Григорьевой, Б.Г. Тукумцева, Е.И. Холостовой и др. Особое внимание в работах данных исследователей сосредоточено на формировании законодательной базы, которая защищает общечеловеческие ценности, и правовому обеспечению социальной поддержки.
Весомый вклад в изучение социальной политики как социального института в отношении пожилых внесли зарубежные исследователи (Д. Норт, Н. Флигстин и др.) [358] и отечественные ученые (Е.Н. Васильева, Н.В. Иванчук, С.М. Елисеев, Т.А. Ширяева и др.)
В то же время, исследования, касающиеся реализации социальной политики в отношении пожилых на региональном уровне являются редкими, проблема сопоставления условий и результатов реализации социальной политики в отношении пожилых в разных регионах России с учетом из социально-экономического и социокультурного развития практически не развивается. Исследование региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых могло бы дать важные сведения относительно общих, системных проблем реализации геронтологической политики на общенациональном уровне, и особенностей реализации политики в регионах, описать специфические установки и практики населения, свидетельствующие об эффективности данной политики. Указанные аргументы послужили основанием выбора темы диссертационного исследования.
Объектом магистерского исследования является социальная политика в отношении пожилых людей.
Предметом исследования являются региональные модели реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
Цель исследования - сравнительный анализ региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей (на примере социологического исследования в Алтайском крае, Забайкальской крае и Кемеровской области).
Указанная цель определила перечень исследовательских задач:
1. Определить оптимальные теоретико-методологические подходы к изучению региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
2. Разработать методику социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
3. Проанализировать институциональные условия реализации социальной политики в отношении пожилых, включающие:
- особенности социального положения пожилых людей в современном обществе и актуализацию проблемы стареющего населения в экспертном сообществе;
- адаптационный потенциал пожилого населения и факторы, оказывающие влияние на степень приспособленности пожилых людей к быстро меняющимся условиям жизни;
4. Проанализировать особенности реализации социальной политики в трех российских регионах по результатам экспертных оценок и населения старших возрастных групп, в том числе:
- соответствие социальных институтов потребностям новой геронтологической реальности;
- выраженность и взаимосвязи между различными компонентами социальной политики в отношении пожилых, специфичные для каждого региона.
5. Разработать рекомендации для повышения эффективности социальной политики в отношении пожилых людей с учетом региональной специфики.
Гипотезы исследования:
1. Для анализа региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей наиболее адекватным будет комплексный подход, сочетающий положения институционально-когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской парадигм социального и социально-управленческого знания.
2. Для реализации поставленных в исследовании задач требуется комплексная методика, позволяющая проанализировать институциональные условия и особенности реализации социальной политики в отношении пожилых в российских регионах.
3. Проблема стареющего населения приобретает все большую значимость в современной России, что обусловлено увеличением численности пожилых людей и снижением качества жизни данной возрастной группы.
4. Особенности социального положения пожилых людей старшего возраста в современном обществе можно описать с помощью комплекса характеристик, которые включают в себя: отношение пожилых людей к процессу старения, адаптационный потенциал пожилых граждан, взаимосвязанный с уровнем удовлетворенности жизнью, степенью активности старшего поколения, взаимоотношениями с другими социально-демографическими группами населения.
5. Деятельность социальных институтов в сфере геронтологической политики не соответствует потребностям пожилого населения, что оказывает влияние на качество жизни пожилых людей, их материальное и социальное благополучие.
6. Ключевыми факторами, определяющими особенности реализации социальной политики в отношении пожилых людей в изученных регионах, являются: система социальной защиты пожилых людей, материальное обеспечение лиц пожилого возраста и их социальная активность.
7. На основе особенностей функционирования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей можно выявить основные направления модернизации и совершенствования социальной политики в отношении пожилых людей в регионах.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, посвященные изучению социальной политики в отношении пожилых людей на глобальном уровне и в условиях российского общества. Важное значение для диссертационного исследования имеют так же системно-функциональный (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон), институционально-когнитивный (Е.Н. Васильева, Н. В. Иванчук, Ван Ден Деле, П. Вайнгарт, С.М. Елисеев и др.), и конструктивистский подходы (П. Бергер, Т. Луман).
Эмпирическая база исследования представлена:
1. Федеральными, региональными нормативно-правовыми документами в области социальной политики в отношении пожилых людей.
2. Материалами государственной и ведомственной статистики, характеризующими различные аспекты социальной политики в отношении пожилых людей.
3. Данными социологического исследования «Социальная эксклюзия лиц старших возрастных групп в современной России (на примере Алтайского края, Забайкальского края, Кемеровской области)», проведенного в 2016-2017 г.
Методы исследования:
Теоретические: индуктивный, гипотетико-дедуктивный, сравнительный анализ, классификация, теоретическое моделирование, операционализация понятий.
Методы сбора эмпирической информации: опросные методы (анкетный и экспертный опрос).
Методы анализа данных: статистические методы, традиционный анализ документов, нормативно-правовых актов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Обосновано, что для анализа региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей целесообразно применять комплексный подход, сочетающий положения институционально-когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской парадигм.
2. Проанализированы основные геронтологические парадигмы, концепции и подходы к изучению старости, которые были разработаны отечественными и зарубежными исследователями, рассмотрены основные социальные факторы, оказывающие влияние на формирование представлений о старении и о пожилых как особой социальной группы, описаны основные направления исследования адаптации пожилых граждан, и факторов, определяющих ее результаты.
3. Раскрыто понятие социальной политики в отношении пожилых людей, которая понимается как совокупность нормативно-правовой, организационной и статусно-ролевой системы, регулирующей взаимодействие общества, государства и пожилых людей. Изучены функции и направления деятельности данного института.
4. Разработана методика социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
5. Проанализированы институциональные условия реализации социальной политики в отношении пожилых.
6. Выявлены особенности реализации социальной политики в трех российских регионах по результатам экспертных оценок и населения старших возрастных групп.
7. Разработаны рекомендации для повышения эффективности реализации социальной политики в отношении пожилых людей с учетом региональной специфики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для анализа региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей целесообразно применять комплексный подход, сочетающий положения институционально- когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской геронтологических парадигм. Применение данного подхода позволит проанализировать особенности функционирования института социальной политики в отношении пожилых людей в условиях современной демографической ситуации, разработать теоретическую схему анализа моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей в современных российских регионах.
2. Комплексная методика социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей, сочетающая применение количественных и качественных методов анализа, обеспечивает целостный подход к анализу процесса реализации геронтологической политики, включая институциональные условия и особенности реализации социальной политики в отношении пожилых людей на федеральном и региональном уровне.
3. Проблема стареющего населения приобретает все большую значимость в современной России, что обусловлено увеличением численности пожилых людей и снижением качества жизни данной возрастной группы.
4. Социальное положение пожилых людей определяется комплексом характеристик, который включает в себя: отношение пожилых людей к процессу старения, адаптационный потенциал пожилых граждан, взаимосвязанный с уровнем удовлетворенности жизнью, степенью активности старшего поколения, взаимоотношениями с другими социально-демографическими группами населения.
5. Современные социальные институты не в полной мере соответствуют потребностям пожилых граждан, о чем свидетельствует:
- низкая степень доступности медицинских услуг из -за территориальной отдаленности некоторых населенных пунктов, что осложняет процесс получения медицинской помощи.
- высокая стоимость лекарственных препаратов, которые люди старшего возраста не могут себе позволить в силу низкого уровня материального обеспечения
- государству отводится незначительная роль в регулировании процессов, происходящих на рынке труда, пожилые люди подвержены дискриминации при устройстве на работу, так как решающая роль в вопросах трудоустройства и механизмов взаимодействия с пожилыми людьми принадлежит работодателю
- межпоколенный барьер, конфликт интересов между пожилыми людьми и представителями других социально-демографических групп.
6. Ключевыми факторами, определяющими особенности реализации социальной политики в отношении пожилых людей в изученных регионах, являются:
- система социальной защиты пожилых людей, включающая необходимые условия и гарантии для комфортного существования, защищенность пожилых людей в разных аспектах жизнедеятельности;
- материальная составляющая социальной политики в отношении пожилых людей и доступность необходимых для данной категории населения услуг, таких как здравоохранение и адресная помощь;
- социальная включенность пожилых людей, их интеграция в трудовую и общественную жизнь, значимость и ценность пожилых сотрудников и их профессионального опыта.
7. На основе выделения особенностей функционирования и развития региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей, включающих социальное положение старшей возрастной группы, адаптационные стратегии пожилого населения, механизмы решения проблем пожилых людей, можно выявить основные направления модернизации и совершенствование системы социальной политики в отношении пожилых людей в регионах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие социологии управления как отраслевой социологической теории посредством анализа проблемного поля социальной политики в отношении пожилых людей. Разработаны методические принципы изучения региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Содержательные результаты имеют значение для исследователей в области социальной политики и могут использоваться в качестве теоретических положений при разработке мер научно-обоснованной социальной политики в отношении пожилых людей.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы для повышения эффективности реализации социальной политики в отношении пожилых людей, для разработки информационной составляющей социальной политики в регионе; для разработки нормативно-правовых документов в области социальной политики в отношении пожилых людей. Для преподавания учебных курсов «Основные проблемы социологии управления», «Социология организаций», «Социальная политика».
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов и статей в рамках следующих конференций:
1. Ежегодная студенческая научная конференция «Дни молодежной науки в АлтГУ», Барнаул, апрель 2017 г. («Пожилые люди как объект социальной политики).
2. V Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Социальное управление в XXI веке: личность - общество - бизнес - власть», 15-16 мая 2017 г. («Адаптация пожилых людей в современном обществе»).
3. Международная on-line конференция «Наука: теория и практика», май 2017 г. («Оценка соответствия системы здравоохранения и оказания медицинской помощи потребностям граждан пожилого возраста»).
4. V Международная научная конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве», 8 июня 2017 года («Пожилые люди как объект социальной политики в условиях необходимости интеграции российского общества»).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Процесс старения населения в России влечет за собой изменение социальной ситуации пожилых людей, формирование новых ценностных ориентаций и установок в общественном сознании. На снижение качества жизни пожилых повлияло прежде всего изменение социально-экономических условий. Начавшиеся в стране еще в конце 1980-х гг. социально-экономические преобразования повлекли за собой рост экономической зависимости и уменьшение материальной обеспеченности пожилых, спровоцировали разрыв семейных связей и привели к уменьшению значимости социально-практического опыта, актуализировали проблемы социальной атомизации и одиночества [15, 23].
В следствие реформ и кризисного развития российского общества на рубеже XX-XXI вв. проблемы функционирования и развития системы социального обслуживания пожилых людей приобрели особое значение, что обусловлено снижением уровня жизни большинства населения страны, прежде всего старших возрастных групп, изменением социального статуса человека в старости, разрушением социальной инфраструктуры провинциальных регионов России, в особенности агропромышленных и тех, которые в своем хозяйственном развитии были ориентированы на военно-промышленный комплекс, снижением уровня организации управления социальными процессами в России, ростом масштабов социальной и финансово-экономической дифференциации различных регионов страны, что осложняет деятельность и реализацию социальной политики в отношении пожилых людей [48].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, одной из задач социальной политики в России является повышение благосостояния граждан, в том числе и лиц пожилого возраста [35]. В обеспечении достойного уровня жизни этой категории населения большое значение имеют социальные гарантии, обозначенные Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным и региональным законодательством.
Между тем, в России наблюдается колоссальное расслоение между регионами по ряду экономических, географических, демографических факторов, поэтому для эффективной реализации социальной политики в отношении пожилых людей необходимо изучить специфику ее осуществления не только на федеральном, но и на региональном уровне для выявления общих проблем функционирования всей системы и региональных особенностей.
Социальная политика в отношении пожилых людей должна основываться на положениях и предпосылках, которые объективно отражают ситуацию в обществе и способствуют решению существующих противоречий и проблем, таких как низкий уровень жизни пожилых людей, издержки во взаимодействии старшего поколения с другими возрастными группами, низкий статус старого человека, и т. д.
Указанные причины обуславливают необходимость модернизации и совершенствования специфических подходов, форм и методов социального обслуживания граждан престарелого и старческого возраста, что указывает на актуальность изучения региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
Степень научной разработанности проблемы
Изучение социальной политики в отношении пожилых людей представляет собой комплексную задачу, которая требует обращения к широкому спектру научных источников из различных областей знания и дисциплин, рассматривающих различные аспекты старения.
Проблемы старения и стареющего общества исследовались такими авторами, как М.Д. Александрова, К.А. Альбуханова-Славская, В.В. Болтенко, Д. Бромлей, Б.Д. Бреев, В. Велкофф, И.Ф. Дементьева, A. В, Дмитриев, Н. М.Доценко, М.Э. Елютина, А. Зых, Т.В. Карсаевская, К. Кинселла, M. Колер, О.В. Краснова, Г.П.Медведева, Б.Ф. Ломов, Т.И. Петракова, С. Пеллетиер, О. Поллак, Дж. Розен, Е.Ф. Рыбалко, Н.Н. Сачук, Е.Н. Хрисанфова, Д.Ф. Чеботарев, А.Т. Шаталов, Е.Ю. Шаталова.
Философское понимание пожилого возраста представлено в работах зарубежных (Ф. Бэкон, И. Кант, Ф. Ницше) и отечественных (В.Д. Альперович, М. Д. Александрова, Т. В. Елютина, И. А. Ильин, Э. К. Карсаевская, М. К. Мамардашвили) исследователей в рамках концепции старости как социального феномена.
Психолого-педагогическая интерпретация пожилого возраста рассматривается в работах Э. Ф. Зеера, О. В. Красновой, А. В. Мудрика, Н. С. Пряжникова и др. В качестве основы, определяющей хронологию пожилого возраста, исследователи выделяли ведущую деятельность и личностные новообразования.
Проблеме старения населения уделяли внимание исследователи современных демографических процессов: С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Н.Е. Ускова и др. Социально-демографический состав населения старших возрастов и продолжительность жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп престарелых описывают в своих работах Э.Л. Россет, H.H. Сачук, В.В. Никитенко,
B. В. Никитин.
Признаки, по которым осуществляется объединение пожилых людей в демографические и возрастные группы, раскрывают в своих трудах отечественные специалисты: Ю.Р. Вишневский, В.В. Гаврилюк, Т.С. Зубкова, М.Н. Руткевич, Н.А. Трикоз [5] и др.
Влияние общих социальных условий, общественного и научно-технического прогресса на продолжительность творческой деятельности и жизни человека изучали: И.В. Давыдовский, М.Д. Александрова, Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов, А.И. Урюпин, Д.Ф. Чеботарев, Б.Г. Ананьев, Б.Д. Парыгин, В.А. Барабой, И.Н. Димант, В.В. Фролькис. Определяющими условиями жизни старшего поколения и отношение общества к ним, данные исследователи считают социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В обществах с развитой культурой пожилые люди символизируют непрерывность их истории и стабильность социокультурных ценностей.
Экономическим и правовым аспектам системы социального обеспечения престарелых уделяют внимание В.А. Ачаркан, Н.В. Вержиковская, Т.Л. Ехнева, О.Х. Герзмава, И.П. Пивоварова, А.Н. Егоров.
Особого внимания заслуживают труды специалистов, ориентирующихся на междисциплинарный, комплексный анализ проблем пожилых людей (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Н. Федорова, Е.М. Холостова).
Существуют так же многочисленные работы, которые посвящены социальной политике.
Социальную политику как самостоятельный институт, который имеет определенную структуру, направления деятельности и функции освещают: Д. Бринкерхофф, К. Дженкинс, Т. Маршалл, Дж. Роулс, Д. Твигг, Ю.Ю. Антропова, Н.Б. Костина, М.Н.Руткевич, М.К. Горшков, М.Н, Руткевич, О.С. Сухарев, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Ярская, Л.В. Церкасевич и др. [1]. Основные цели, функции и миссия института социальной политики изложены в работах И.Ю. Рассохиной и Л.Л. Шпак.
Социальную политику как социетальную систему рассматривает в своей работе Л.В. Константинова, выводя социальную политику за пределы деятельности государства.
Начало изучения социальной политики в отношении пожилых людей было положено в работах, в которых поднимается вопрос об изучение функций и задач социальной политики в отношении пожилых людей: Е.Ш. Гонтмахера, И.А. Григорьевой, Б.Г. Тукумцева, Е.И. Холостовой и др. Особое внимание в работах данных исследователей сосредоточено на формировании законодательной базы, которая защищает общечеловеческие ценности, и правовому обеспечению социальной поддержки.
Весомый вклад в изучение социальной политики как социального института в отношении пожилых внесли зарубежные исследователи (Д. Норт, Н. Флигстин и др.) [358] и отечественные ученые (Е.Н. Васильева, Н.В. Иванчук, С.М. Елисеев, Т.А. Ширяева и др.)
В то же время, исследования, касающиеся реализации социальной политики в отношении пожилых на региональном уровне являются редкими, проблема сопоставления условий и результатов реализации социальной политики в отношении пожилых в разных регионах России с учетом из социально-экономического и социокультурного развития практически не развивается. Исследование региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых могло бы дать важные сведения относительно общих, системных проблем реализации геронтологической политики на общенациональном уровне, и особенностей реализации политики в регионах, описать специфические установки и практики населения, свидетельствующие об эффективности данной политики. Указанные аргументы послужили основанием выбора темы диссертационного исследования.
Объектом магистерского исследования является социальная политика в отношении пожилых людей.
Предметом исследования являются региональные модели реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
Цель исследования - сравнительный анализ региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей (на примере социологического исследования в Алтайском крае, Забайкальской крае и Кемеровской области).
Указанная цель определила перечень исследовательских задач:
1. Определить оптимальные теоретико-методологические подходы к изучению региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
2. Разработать методику социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
3. Проанализировать институциональные условия реализации социальной политики в отношении пожилых, включающие:
- особенности социального положения пожилых людей в современном обществе и актуализацию проблемы стареющего населения в экспертном сообществе;
- адаптационный потенциал пожилого населения и факторы, оказывающие влияние на степень приспособленности пожилых людей к быстро меняющимся условиям жизни;
4. Проанализировать особенности реализации социальной политики в трех российских регионах по результатам экспертных оценок и населения старших возрастных групп, в том числе:
- соответствие социальных институтов потребностям новой геронтологической реальности;
- выраженность и взаимосвязи между различными компонентами социальной политики в отношении пожилых, специфичные для каждого региона.
5. Разработать рекомендации для повышения эффективности социальной политики в отношении пожилых людей с учетом региональной специфики.
Гипотезы исследования:
1. Для анализа региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей наиболее адекватным будет комплексный подход, сочетающий положения институционально-когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской парадигм социального и социально-управленческого знания.
2. Для реализации поставленных в исследовании задач требуется комплексная методика, позволяющая проанализировать институциональные условия и особенности реализации социальной политики в отношении пожилых в российских регионах.
3. Проблема стареющего населения приобретает все большую значимость в современной России, что обусловлено увеличением численности пожилых людей и снижением качества жизни данной возрастной группы.
4. Особенности социального положения пожилых людей старшего возраста в современном обществе можно описать с помощью комплекса характеристик, которые включают в себя: отношение пожилых людей к процессу старения, адаптационный потенциал пожилых граждан, взаимосвязанный с уровнем удовлетворенности жизнью, степенью активности старшего поколения, взаимоотношениями с другими социально-демографическими группами населения.
5. Деятельность социальных институтов в сфере геронтологической политики не соответствует потребностям пожилого населения, что оказывает влияние на качество жизни пожилых людей, их материальное и социальное благополучие.
6. Ключевыми факторами, определяющими особенности реализации социальной политики в отношении пожилых людей в изученных регионах, являются: система социальной защиты пожилых людей, материальное обеспечение лиц пожилого возраста и их социальная активность.
7. На основе особенностей функционирования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей можно выявить основные направления модернизации и совершенствования социальной политики в отношении пожилых людей в регионах.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, посвященные изучению социальной политики в отношении пожилых людей на глобальном уровне и в условиях российского общества. Важное значение для диссертационного исследования имеют так же системно-функциональный (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон), институционально-когнитивный (Е.Н. Васильева, Н. В. Иванчук, Ван Ден Деле, П. Вайнгарт, С.М. Елисеев и др.), и конструктивистский подходы (П. Бергер, Т. Луман).
Эмпирическая база исследования представлена:
1. Федеральными, региональными нормативно-правовыми документами в области социальной политики в отношении пожилых людей.
2. Материалами государственной и ведомственной статистики, характеризующими различные аспекты социальной политики в отношении пожилых людей.
3. Данными социологического исследования «Социальная эксклюзия лиц старших возрастных групп в современной России (на примере Алтайского края, Забайкальского края, Кемеровской области)», проведенного в 2016-2017 г.
Методы исследования:
Теоретические: индуктивный, гипотетико-дедуктивный, сравнительный анализ, классификация, теоретическое моделирование, операционализация понятий.
Методы сбора эмпирической информации: опросные методы (анкетный и экспертный опрос).
Методы анализа данных: статистические методы, традиционный анализ документов, нормативно-правовых актов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Обосновано, что для анализа региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей целесообразно применять комплексный подход, сочетающий положения институционально-когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской парадигм.
2. Проанализированы основные геронтологические парадигмы, концепции и подходы к изучению старости, которые были разработаны отечественными и зарубежными исследователями, рассмотрены основные социальные факторы, оказывающие влияние на формирование представлений о старении и о пожилых как особой социальной группы, описаны основные направления исследования адаптации пожилых граждан, и факторов, определяющих ее результаты.
3. Раскрыто понятие социальной политики в отношении пожилых людей, которая понимается как совокупность нормативно-правовой, организационной и статусно-ролевой системы, регулирующей взаимодействие общества, государства и пожилых людей. Изучены функции и направления деятельности данного института.
4. Разработана методика социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей.
5. Проанализированы институциональные условия реализации социальной политики в отношении пожилых.
6. Выявлены особенности реализации социальной политики в трех российских регионах по результатам экспертных оценок и населения старших возрастных групп.
7. Разработаны рекомендации для повышения эффективности реализации социальной политики в отношении пожилых людей с учетом региональной специфики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для анализа региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей целесообразно применять комплексный подход, сочетающий положения институционально- когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской геронтологических парадигм. Применение данного подхода позволит проанализировать особенности функционирования института социальной политики в отношении пожилых людей в условиях современной демографической ситуации, разработать теоретическую схему анализа моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей в современных российских регионах.
2. Комплексная методика социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей, сочетающая применение количественных и качественных методов анализа, обеспечивает целостный подход к анализу процесса реализации геронтологической политики, включая институциональные условия и особенности реализации социальной политики в отношении пожилых людей на федеральном и региональном уровне.
3. Проблема стареющего населения приобретает все большую значимость в современной России, что обусловлено увеличением численности пожилых людей и снижением качества жизни данной возрастной группы.
4. Социальное положение пожилых людей определяется комплексом характеристик, который включает в себя: отношение пожилых людей к процессу старения, адаптационный потенциал пожилых граждан, взаимосвязанный с уровнем удовлетворенности жизнью, степенью активности старшего поколения, взаимоотношениями с другими социально-демографическими группами населения.
5. Современные социальные институты не в полной мере соответствуют потребностям пожилых граждан, о чем свидетельствует:
- низкая степень доступности медицинских услуг из -за территориальной отдаленности некоторых населенных пунктов, что осложняет процесс получения медицинской помощи.
- высокая стоимость лекарственных препаратов, которые люди старшего возраста не могут себе позволить в силу низкого уровня материального обеспечения
- государству отводится незначительная роль в регулировании процессов, происходящих на рынке труда, пожилые люди подвержены дискриминации при устройстве на работу, так как решающая роль в вопросах трудоустройства и механизмов взаимодействия с пожилыми людьми принадлежит работодателю
- межпоколенный барьер, конфликт интересов между пожилыми людьми и представителями других социально-демографических групп.
6. Ключевыми факторами, определяющими особенности реализации социальной политики в отношении пожилых людей в изученных регионах, являются:
- система социальной защиты пожилых людей, включающая необходимые условия и гарантии для комфортного существования, защищенность пожилых людей в разных аспектах жизнедеятельности;
- материальная составляющая социальной политики в отношении пожилых людей и доступность необходимых для данной категории населения услуг, таких как здравоохранение и адресная помощь;
- социальная включенность пожилых людей, их интеграция в трудовую и общественную жизнь, значимость и ценность пожилых сотрудников и их профессионального опыта.
7. На основе выделения особенностей функционирования и развития региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей, включающих социальное положение старшей возрастной группы, адаптационные стратегии пожилого населения, механизмы решения проблем пожилых людей, можно выявить основные направления модернизации и совершенствование системы социальной политики в отношении пожилых людей в регионах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие социологии управления как отраслевой социологической теории посредством анализа проблемного поля социальной политики в отношении пожилых людей. Разработаны методические принципы изучения региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Содержательные результаты имеют значение для исследователей в области социальной политики и могут использоваться в качестве теоретических положений при разработке мер научно-обоснованной социальной политики в отношении пожилых людей.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы для повышения эффективности реализации социальной политики в отношении пожилых людей, для разработки информационной составляющей социальной политики в регионе; для разработки нормативно-правовых документов в области социальной политики в отношении пожилых людей. Для преподавания учебных курсов «Основные проблемы социологии управления», «Социология организаций», «Социальная политика».
Апробация работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов и статей в рамках следующих конференций:
1. Ежегодная студенческая научная конференция «Дни молодежной науки в АлтГУ», Барнаул, апрель 2017 г. («Пожилые люди как объект социальной политики).
2. V Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Социальное управление в XXI веке: личность - общество - бизнес - власть», 15-16 мая 2017 г. («Адаптация пожилых людей в современном обществе»).
3. Международная on-line конференция «Наука: теория и практика», май 2017 г. («Оценка соответствия системы здравоохранения и оказания медицинской помощи потребностям граждан пожилого возраста»).
4. V Международная научная конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве», 8 июня 2017 года («Пожилые люди как объект социальной политики в условиях необходимости интеграции российского общества»).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Социологическое осмысление проблемы стареющего общества традиционно входит в проблемное поле отечественных и зарубежных ученых. В то же время, исследования, касающиеся реализации социальной политики в отношении пожилых на региональном уровне являются редкими, проблема сопоставления условий и результатов реализации социальной политики в отношении пожилых в разных регионах России с учетом из социально-экономического и социокультурного развития только начинает развиваться.
Для изучения региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей в диссертационном исследовании был применен комплексный подход, сочетающий положения институционально-когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской геронтологических парадигм. Социологическое исследование осуществлялось на базе методики, включающей опрос пожилого населения, направленный на изучение социального положения данной социально-демографической группы, оценку степени их адаптационного потенциала, социальных установок по отношению к старшему поколению, и экспертный опрос, который проводился среди представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности для оценки социальной политики в отношении пожилых людей и восприятия проблем старшего возраста в России и в регионе.
Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать следующие основные выводы:
Подавляющее большинство опрошенных экспертов, независимо от типа представляемых ими организаций, считают проблему стареющего общества актуальной для России и своего региона. Участники опроса выделяли проблему пенсионного обеспечения, отсутствие инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей пожилых людей.
Региональная специфика понимания заявленной проблемы проявилась в степени социальной защищенности пожилых людей, их исключенности из различных сфер общественной жизни. Эксперты из Кемеровской области отмечали увеличение динамики постарения населения. Участники экспертного опроса в Алтайском крае чаще упоминали о проблеме одиночества пожилых людей, их социальной незащищенности . Эксперты Забайкальского края чаще ставили вопрос о необходимости изменения социальной инфраструктуры в соответствии с наблюдающимися демографическими тенденциями, указывали на типичное для современной России исключение пожилых людей из экономических, трудовых отношений, на крайнюю ограниченность их жизненных перспектив.
Большинство пожилых людей относятся к старости положительно, ассоциируя ее с жизненной мудростью и опытом. Старость воспринимается как определенный период жизни, который нужно прожить достойно, раскрывая свои новые возможности и таланты.
Жители Забайкальского края наиболее удовлетворены своей жизнью, в то время как большая доля респондентов, которые не довольны своей жизнью приходится на Кемеровскую область.
Пожилые люди относятся к будущему спокойно, без ложных надежд, что может свидетельствовать о том, что они привыкли к существующему порядку и не ждут кардинальных изменений в лучшую сторону.
Большинству пожилого населения удалось приспособиться к меняющимся условиям жизни, что говорит о мобильности пожилых людей, умении приспосабливаться к изменяющимся условиям, и желании соответствовать современной жизни, несмотря на стереотипы. Большая доля адаптированных к новым условиям приходится на Забайкальский край, где эксперты утверждали, что пожилым людям легко удается приспособиться к быстро меняющимся условиям с помощью активного образа жизни. Характерно то, что эксперты Кемеровской области считают проблему адаптации пожилых граждан актуальной, что подтверждают результаты ответов респондентов, которые демонстрируют низкий уровень адаптации пожилых людей в данном регионе.
Большинству пожилых людей удалось приспособиться к новым условиям за счет определенных норм поведения, морали, норм общения, которых они придерживались на протяжении всей жизни.
Одним из факторов, оказывающих влияние на адаптационный потенциал пожилых людей является активность. Большая часть активных граждан приходится на Кемеровскую область, меньший уровень активности имеют жители Забайкальского края, причем активные граждане чаще являются жителями городов.
Большая часть пожилых людей проявляет активность в трудовой сфере. Можно предположить, что это связано с проблемами, которые возникают у пожилых граждан на рынке труда. Людям предпенсионного и пенсионного возраста нужно прилагать больше усилий и стараний, демонстрировать хорошие результаты в работе, так как им составляет конкуренцию молодое поколение, которому работодатель отдает большее предпочтение.
Большинство пожилых людей открыто для общения, им нравится общаться с людьми и бывать в обществе, большая часть таких граждан приходится на Кемеровскую область. Жители Забайкальского края чаще чем в остальных регионах, охваченных исследованием демонстрировали незаинтересованность в общении с окружающими людьми, им приходится заставлять себя встречаться с людьми.
Основной проблемой пожилых людей во взаимоотношениях с молодежью является недопонимание, которое обусловлено тем, что граждане старческого возраста и более молодое поколение имеют разные представления о жизни, молодежь не воспринимает попытки пожилых научить их чему-то, так как имеет совершенно иное мировоззрение, и считают взгляд на жизнь пожилых людей устаревшим, не актуальным, который не соответствует современности.
Современная система здравоохранения не в полной мере соответствует потребностям пожилого населения. В Алтайском крае основной проблемой является низкий уровень доступности медицинских услуг из-за территориальной отдаленности учреждений медицинской помощи в районах края. Возможно, этим можно объяснить то, что респонденты Алтайского края чаще жителей двух остальных регионов в анкетировании указывали, что не обращаются за медицинской помощью, поскольку надеются, что болезнь пройдет сама. В Кемеровской области, где эксперты подчеркивали безразличие в отношении врачей, респонденты чаще остальных регионов, охваченных исследованием, свидетельствовали о том, что сами знают, чем болеют и обращаются за медицинской помощью лишь при серьезных заболеваниях. Можно объяснить это тем, что пожилые люди не желают сталкиваться с халатным отношением медицинского персонала, который относится к ним без должного уважения и внимания. В Забайкальском крае эксперты указывали на дороговизну лекарственных средств, на то, что у пожилых людей нет достаточных средств, чтобы приобретать себе необходимые лекарства, этим можно объяснить то, что респонденты в этом регионе чаще остальных занимаются самолечением, обходятся своими средствами.
Пожилые люди продолжают трудовую деятельность после выхода на пенсию, это можно объяснить низким уровнем материального положения, в котором оказываются пожилые люди, выходя на пенсию, боязнью одиночества, и не желанием исключать себя из общественной жизни.
Эксперты и респонденты придерживаются одной точки зрения в вопросе изменения границ пенсионного возраста. Они считают, что нужно оставить тот возраст выхода на пенсию, который установлен законодательством в настоящее время. В Кемеровской области большая часть респондентов высказалась против изменения пенсионного возраста, что соответствует мнению экспертов по этому вопросу, точка зрения которых была единогласна. За уменьшение возраста выхода на пенсию чаще высказывались респонденты Забайкальского края, где, по мнению экспертов, существует проблема низкой продолжительности жизни.
В социальной политике в сфере труда сложилась неоднозначная ситуация. Основной проблемой для Кемеровской области и Забайкальского края в трудовой сфере является несоответствие между действующим законодательством и реальной ситуацией, пожилые люди сталкиваются с нежеланием работодателей устраивать на желаемую должность граждан пенсионного и предпенсионного возраста, конкуренцию им составляет молодое поколение. В Алтайском крае необходимо решать проблему на уровне общества, при желании пожилым людям удается устроиться на работу, но чаще всего она является низкооплачиваемой и не престижной.
Программы обучения и переобучения пожилых людей имеют весомое место в решении проблем данной категории населения, однако, в регионах наблюдается недостаточная распространенность программ такого типа, что может являться причиной того, что пожилые люди не выдерживают конкуренции на рынке труда со стороны молодого поколения.
В Кемеровской области проблемам пожилых людей уделяют большое внимание, социальная политика в регионе направлена на повышение качества жизни этой категории населения, развитие их потенциала.
В Алтайском крае сложилось неоднозначное представление по данной теме. По словам некоторых экспертов, в крае придается большое значение проблемам пожилых людей. Это включает улучшение системы здравоохранения, организации досуга пожилых граждан. Другие эксперты акцентировали внимание на низком уровне жизни пожилых людей и недостаточном пенсионном обеспечении.
Проблемам пожилых людей в Забайкальском крае в последнее время стало уделяться больше внимания при реализации социальной политики, но сложность составляет недостаточный бюджет, который ограничивает возможности реализации программ социальной политики.
В каждом регионе существуют особенности при реализации социальной политики в отношении пожилых людей, которые являются одним из факторов, оказывающим влияние на отношение населения к феномену старости. Исходя из того, в каком ключе пожилые воспринимают старость можно выяснить насколько актуальными и важными являются проблемы старости и стареющего населения в современной России.
На основании сделанных выводов были разработаны рекомендации для повышения эффективности социальной политики в отношении пожилых людей:
1. Создание условий для формирования в обществе позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества;
2. Повышение уровня информированности населения о государственной социальной поддержке и защите пожилых граждан.
3. Реформирование системы пенсионного обеспечения в целях повышения уровня жизни пожилого населения.
4. Создание условий для активного долголетия, развитие различных форм клубной работы, социального туризма для пожилых граждан.
5. Развитие культурно-досуговых центров для вовлечения пожилого населения в активную общественную, политическую и культурную жизнь социума.
6. Создание условий для преодоления межпоколенного барьера с целью устранения социальной напряженности, конфликтов между пожилыми людьми и представителями других социально-демографических групп. Для этого необходимо создавать мероприятия, направленные на совместную досуговую и социальную деятельность.
7. Принятие мер, направленных на повышение качества работы государственных учреждений в сфере медицинского обеспечения, которые включают: разработку стандартов качества медицинских услуг, улучшение технического оснащения медицинских учреждений, совершенствование ценовой политики в области лекарственных препаратов для пожилых людей.
8. Для решения проблемы дискриминации при трудоустройстве лиц старшего возраста, необходимо принимать меры, направленные на расширение возможностей трудоустройства лиц предпенсионного и пенсионного возраста, что позволит использовать трудовой потенциал пожилых людей, продлить трудовую активность и увеличить уровень материального благополучия пожилых людей.
9. Принятие мер, направленных на расширение возможностей пожилых людей при получении дополнительного образования.
10. Для эффективной реализации социальной политики в отношении пожилых людей необходимо комплексное взаимодействие государственных властных структур с региональными органами власти, а также контроль за соблюдением должностных обязанностей органов власти в регионах.
Для изучения региональных моделей реализации социальной политики в отношении пожилых людей в диссертационном исследовании был применен комплексный подход, сочетающий положения институционально-когнитивной, структурно-функциональной и конструктивистской геронтологических парадигм. Социологическое исследование осуществлялось на базе методики, включающей опрос пожилого населения, направленный на изучение социального положения данной социально-демографической группы, оценку степени их адаптационного потенциала, социальных установок по отношению к старшему поколению, и экспертный опрос, который проводился среди представителей органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций, научной и педагогической общественности для оценки социальной политики в отношении пожилых людей и восприятия проблем старшего возраста в России и в регионе.
Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать следующие основные выводы:
Подавляющее большинство опрошенных экспертов, независимо от типа представляемых ими организаций, считают проблему стареющего общества актуальной для России и своего региона. Участники опроса выделяли проблему пенсионного обеспечения, отсутствие инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей пожилых людей.
Региональная специфика понимания заявленной проблемы проявилась в степени социальной защищенности пожилых людей, их исключенности из различных сфер общественной жизни. Эксперты из Кемеровской области отмечали увеличение динамики постарения населения. Участники экспертного опроса в Алтайском крае чаще упоминали о проблеме одиночества пожилых людей, их социальной незащищенности . Эксперты Забайкальского края чаще ставили вопрос о необходимости изменения социальной инфраструктуры в соответствии с наблюдающимися демографическими тенденциями, указывали на типичное для современной России исключение пожилых людей из экономических, трудовых отношений, на крайнюю ограниченность их жизненных перспектив.
Большинство пожилых людей относятся к старости положительно, ассоциируя ее с жизненной мудростью и опытом. Старость воспринимается как определенный период жизни, который нужно прожить достойно, раскрывая свои новые возможности и таланты.
Жители Забайкальского края наиболее удовлетворены своей жизнью, в то время как большая доля респондентов, которые не довольны своей жизнью приходится на Кемеровскую область.
Пожилые люди относятся к будущему спокойно, без ложных надежд, что может свидетельствовать о том, что они привыкли к существующему порядку и не ждут кардинальных изменений в лучшую сторону.
Большинству пожилого населения удалось приспособиться к меняющимся условиям жизни, что говорит о мобильности пожилых людей, умении приспосабливаться к изменяющимся условиям, и желании соответствовать современной жизни, несмотря на стереотипы. Большая доля адаптированных к новым условиям приходится на Забайкальский край, где эксперты утверждали, что пожилым людям легко удается приспособиться к быстро меняющимся условиям с помощью активного образа жизни. Характерно то, что эксперты Кемеровской области считают проблему адаптации пожилых граждан актуальной, что подтверждают результаты ответов респондентов, которые демонстрируют низкий уровень адаптации пожилых людей в данном регионе.
Большинству пожилых людей удалось приспособиться к новым условиям за счет определенных норм поведения, морали, норм общения, которых они придерживались на протяжении всей жизни.
Одним из факторов, оказывающих влияние на адаптационный потенциал пожилых людей является активность. Большая часть активных граждан приходится на Кемеровскую область, меньший уровень активности имеют жители Забайкальского края, причем активные граждане чаще являются жителями городов.
Большая часть пожилых людей проявляет активность в трудовой сфере. Можно предположить, что это связано с проблемами, которые возникают у пожилых граждан на рынке труда. Людям предпенсионного и пенсионного возраста нужно прилагать больше усилий и стараний, демонстрировать хорошие результаты в работе, так как им составляет конкуренцию молодое поколение, которому работодатель отдает большее предпочтение.
Большинство пожилых людей открыто для общения, им нравится общаться с людьми и бывать в обществе, большая часть таких граждан приходится на Кемеровскую область. Жители Забайкальского края чаще чем в остальных регионах, охваченных исследованием демонстрировали незаинтересованность в общении с окружающими людьми, им приходится заставлять себя встречаться с людьми.
Основной проблемой пожилых людей во взаимоотношениях с молодежью является недопонимание, которое обусловлено тем, что граждане старческого возраста и более молодое поколение имеют разные представления о жизни, молодежь не воспринимает попытки пожилых научить их чему-то, так как имеет совершенно иное мировоззрение, и считают взгляд на жизнь пожилых людей устаревшим, не актуальным, который не соответствует современности.
Современная система здравоохранения не в полной мере соответствует потребностям пожилого населения. В Алтайском крае основной проблемой является низкий уровень доступности медицинских услуг из-за территориальной отдаленности учреждений медицинской помощи в районах края. Возможно, этим можно объяснить то, что респонденты Алтайского края чаще жителей двух остальных регионов в анкетировании указывали, что не обращаются за медицинской помощью, поскольку надеются, что болезнь пройдет сама. В Кемеровской области, где эксперты подчеркивали безразличие в отношении врачей, респонденты чаще остальных регионов, охваченных исследованием, свидетельствовали о том, что сами знают, чем болеют и обращаются за медицинской помощью лишь при серьезных заболеваниях. Можно объяснить это тем, что пожилые люди не желают сталкиваться с халатным отношением медицинского персонала, который относится к ним без должного уважения и внимания. В Забайкальском крае эксперты указывали на дороговизну лекарственных средств, на то, что у пожилых людей нет достаточных средств, чтобы приобретать себе необходимые лекарства, этим можно объяснить то, что респонденты в этом регионе чаще остальных занимаются самолечением, обходятся своими средствами.
Пожилые люди продолжают трудовую деятельность после выхода на пенсию, это можно объяснить низким уровнем материального положения, в котором оказываются пожилые люди, выходя на пенсию, боязнью одиночества, и не желанием исключать себя из общественной жизни.
Эксперты и респонденты придерживаются одной точки зрения в вопросе изменения границ пенсионного возраста. Они считают, что нужно оставить тот возраст выхода на пенсию, который установлен законодательством в настоящее время. В Кемеровской области большая часть респондентов высказалась против изменения пенсионного возраста, что соответствует мнению экспертов по этому вопросу, точка зрения которых была единогласна. За уменьшение возраста выхода на пенсию чаще высказывались респонденты Забайкальского края, где, по мнению экспертов, существует проблема низкой продолжительности жизни.
В социальной политике в сфере труда сложилась неоднозначная ситуация. Основной проблемой для Кемеровской области и Забайкальского края в трудовой сфере является несоответствие между действующим законодательством и реальной ситуацией, пожилые люди сталкиваются с нежеланием работодателей устраивать на желаемую должность граждан пенсионного и предпенсионного возраста, конкуренцию им составляет молодое поколение. В Алтайском крае необходимо решать проблему на уровне общества, при желании пожилым людям удается устроиться на работу, но чаще всего она является низкооплачиваемой и не престижной.
Программы обучения и переобучения пожилых людей имеют весомое место в решении проблем данной категории населения, однако, в регионах наблюдается недостаточная распространенность программ такого типа, что может являться причиной того, что пожилые люди не выдерживают конкуренции на рынке труда со стороны молодого поколения.
В Кемеровской области проблемам пожилых людей уделяют большое внимание, социальная политика в регионе направлена на повышение качества жизни этой категории населения, развитие их потенциала.
В Алтайском крае сложилось неоднозначное представление по данной теме. По словам некоторых экспертов, в крае придается большое значение проблемам пожилых людей. Это включает улучшение системы здравоохранения, организации досуга пожилых граждан. Другие эксперты акцентировали внимание на низком уровне жизни пожилых людей и недостаточном пенсионном обеспечении.
Проблемам пожилых людей в Забайкальском крае в последнее время стало уделяться больше внимания при реализации социальной политики, но сложность составляет недостаточный бюджет, который ограничивает возможности реализации программ социальной политики.
В каждом регионе существуют особенности при реализации социальной политики в отношении пожилых людей, которые являются одним из факторов, оказывающим влияние на отношение населения к феномену старости. Исходя из того, в каком ключе пожилые воспринимают старость можно выяснить насколько актуальными и важными являются проблемы старости и стареющего населения в современной России.
На основании сделанных выводов были разработаны рекомендации для повышения эффективности социальной политики в отношении пожилых людей:
1. Создание условий для формирования в обществе позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества;
2. Повышение уровня информированности населения о государственной социальной поддержке и защите пожилых граждан.
3. Реформирование системы пенсионного обеспечения в целях повышения уровня жизни пожилого населения.
4. Создание условий для активного долголетия, развитие различных форм клубной работы, социального туризма для пожилых граждан.
5. Развитие культурно-досуговых центров для вовлечения пожилого населения в активную общественную, политическую и культурную жизнь социума.
6. Создание условий для преодоления межпоколенного барьера с целью устранения социальной напряженности, конфликтов между пожилыми людьми и представителями других социально-демографических групп. Для этого необходимо создавать мероприятия, направленные на совместную досуговую и социальную деятельность.
7. Принятие мер, направленных на повышение качества работы государственных учреждений в сфере медицинского обеспечения, которые включают: разработку стандартов качества медицинских услуг, улучшение технического оснащения медицинских учреждений, совершенствование ценовой политики в области лекарственных препаратов для пожилых людей.
8. Для решения проблемы дискриминации при трудоустройстве лиц старшего возраста, необходимо принимать меры, направленные на расширение возможностей трудоустройства лиц предпенсионного и пенсионного возраста, что позволит использовать трудовой потенциал пожилых людей, продлить трудовую активность и увеличить уровень материального благополучия пожилых людей.
9. Принятие мер, направленных на расширение возможностей пожилых людей при получении дополнительного образования.
10. Для эффективной реализации социальной политики в отношении пожилых людей необходимо комплексное взаимодействие государственных властных структур с региональными органами власти, а также контроль за соблюдением должностных обязанностей органов власти в регионах.



