ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧИ 7
1.1 Обзор предметной области страхования грузоперевозок 7
1.2 Исследование проблем в оптимизации разработки программного
обеспечения 11
1.3 Выводы 14
ГЛАВА 2. ВЫБОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 15
2.1 Сравнение современных походов разработки программных
продуктов 15
2.2 Преимущества использования BPM-систем в разработке
корпоративного программного обеспечения 20
2.3 Обзор и сравнение с аналогами платформы разработки Pega
BPM 7.3 23
2.4. Выводы 29
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 30
3.1 Требования к программному продукту 30
3.2 Требования к аппаратной части 30
3.3 Архитектура процессов по страхованию грузов 32
3.3.1 Описание бизнес-логики личного кабинета страховой
компании 32
3.3.2 Кейс генерального договора 38
3.3.3 Кейс регистрации заявки на Декларацию 39
3.3.4 Кейс формирования и оплаты Бордеро 40
3.3.5 Кейс регистрации наступления страхового события 42
3.4. Описание интерфейса пользователя 43
3.5 Тестирование разработанного функционала 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
Концепция современных методик разработки программного обеспечения, далее ПО, подразумевает высокие темпы и качество реализации бизнес- процессов для удовлетворения требований заказчиков. В свете такого рода обстоятельств со стороны компаний, предоставляющих услуги по разработке ПО, появляется необходимость в соответствии текущим требованиям, что является причиной и веским основанием для появления таких парадигм разработки программных продуктов, как BPM (Business Process Management). Данная концепция являет собой подход, реализующий все современные характеристики процесса разработки и программных продуктов в целом, такие как: гибкость, скорость, надежность, а также удобство взаимодействия с бизнес- аналитиками и другими участниками разработки цифровых систем.
Business Process Management - в контексте программирования является концепцией, рассматривающей бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям и полагающиеся на такие принципы, как понятность и их видимость в организации за счет моделирования с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов, возможность гибкой и динамической переработки моделей бизнес-процессов силами и средствами участников процесса разработки ПО. BMP отвечает на вопросы, какая работа, на каких этапах и с какой целью выполняется.
Так, применяя на деле эту парадигму компания-разработчик в сравнительно короткие сроки предоставляет заказчику качественный и гибкоредактируемый продукт, имеющий возможность достаточно быстро быть выведенным в работу и итеративно дорабатываться уже на этапе коммерческого использования. Это решает основную задачу компаний-представителей коммерческого сектора - привлечение финансов и, соответственно, увеличение оборота внутренних денежных средств.
В качестве системы разработки ПО, поддерживающей концепцию BPM, в данной работе будет использована платформа разработки Pega BPM, которая является лидирующей на рынке Business Process Management систем.
Данная система на сегодняшний день применяется в реализации программных продуктов для многих сфер социальной деятельности, таких как медицина, банковский сектор, производство и высокие технологии, правительственный сектор, а также страховое дело. В области последнего, в данной работе будет описываться процесс автоматизации деятельности отдела страхования грузоперевозок для юридических лиц.
На сегодняшний день в силу ужесточения правовых норм взаимодействия представителей бизнес-сектора значительно увеличилось количество необходимых для страхования объектов и процессов, что в свою очередь определило потребность в высоком темпе и объеме страхования. Для обеспечения данных требований компаниям-страховщикам необходимы строго налаженные процесс и инфраструктура занимающихся соответствующей деятельностью отделов, что включает в себя и программное обеспечение, которое выполняет основную функцию оптимизации.
Исходя из описанного выше, целью работы является оптимизация и частичная автоматизация процесса страхования грузоперевозок, за счет внедрения технологии BPM, обеспечение удобного мониторинга и контроля исполнения подпроцессов страхования сотрудниками компании.
Для достижения заданной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ознакомление с требованиями компании-заказчика, составление плана работ;
2. реализация логики процесса автоматизации страхования грузов;
3. реализация интерфейса пользователя для удобного взаимодействия с системой;
4. тестирование разработанного программного продукта.
В первой главе работы приведено краткое описание процесса страхования грузоперевозок, определены проблемы в оптимизации как предметной области, так и разработки программного обеспечения в целом.
Во второй главе происходит обзор современных подходов к разработке ПО, определены преимущества использования технологии BPM для автоматизации бизнес-процессов, а также проведен сравнительный анализ существующих платформ разработки для реализации поставленной задачи.
В третьей главе представлено описание процесса реализации программного продукта: определение требований к разрабатываемой системе, описание архитектуры подпроцессов страхования, логика реализации, а также описание интерфейса взаимодействия с продуктом.
Структура и объем работы: ВКР выполнена на 52 странице машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, содержит 22 рисунков, 1 таблицы и 1 приложение на 2 страницах.
В результате проведенной работы было установлено, что внедрение в процессы автоматизации концепции BPM и соответствующей системы разработки ПО, в частности Pega BPM, позволяет решить самые актуальные и сложные вопросы реализации современных программных продуктов, такие как: скорость разработки, нивелирование недопониманий между
взаимодействующими специалистами разных профилей, участвующих в проекте, прозрачность процесса разработки на всех этапах, повышение качества итогового продукта, удобство дальнейших поддержки и доработок.
На данный момент продукт ЛК СК запущен в тестовом режиме на серверах компаний разработчика и заказчика, и проходит этап бизнес-тестирования. За счет использования в процессе разработки подхода BDD, этап тестирования упрощается и сокращается, в силу предварительно написанных behavior- сценариев, являющихся полноценными тестовыми сценариями.
Все автоматизированные процессы прозрачны для сотрудников , принимающих участие в разработке ЛК СК, так как принципы их работы были определены на ранних этапах и совместно специалистами как со стороны бизнес- аналитики, так и со стороны команды разработки.
В течение всего двух месяцев, продукт был проанализирован, разработан и прошел тестирование специалистами компании-разработчика и исследовательское тестирование специалистами со стороны заказчика. Этот показатель времени по завершению разработки удовлетворяет заказчика, что дает ему уверенность в самой концепции BPM, в подходе к работе с инструментом Pega 7.3 и мотивирует его на продолжение сотрудничества с компанией-разработчиком, выполнившей заказ.
Платформа Pega 7.3, является инструментом для решения масштабных задач автоматизации процессов средней и большой категорий бизнеса. В силу достаточно высокой стоимости дополнительных профильных бизнес-надстроек, содержащих в себе вышеупомянутые шаблоны процессов, за счет использования которых упрощается разработка продуктов для различных видов бизнес- деятельности, данный продукт не подходит для решения задач категории малого бизнеса.
Все описанные в работе преимущества данной платформы нивелируют те незначительные недостатки, которые имеются у любой среды разработки ПО. Эти преимущества показывают, что продукт действительно является на сегодняшний день одним из немногих, отвечающих всем современным требованиям автоматизации внутренних процессов предприятий.
1. Суперека С.В. Страховое дело. 2008. [Электронный ресурс] URL: http: //www.tamognia.ru/faq/detail .php?ID=1601180
2. Страхование грузов и грузоперевозок. 2017. [Электронный ресурс] URL: http: //www.einsa.ru/strahovanie-gruzov.html
3. Сергей Сенюк. Gherkin: говорим с автоматизаторами на одном языке. 17 октября 2016. [Электронный ресурс] URL:http://www.a1qa.ru/blog/gherkin- govorim-s-avtomatizatorami-na-odnom-yazyke
4. Е. О. Мартышкина. Процессный и функциональный подходы к управлению. 11 мая 2017. [Электронный ресурс] URL: http://studme.org/37057/ekonomika/protsessnyy_funktsionalnyy_podhody_upr avleniyu
5. Сергей Костяков. BPM-системы - инструмент консолидации. 27 марта
2018. [Электронный ресурс]
URL: https: //www. itweek.ru/idea/article/detail. php?ID=200134¶m=rss
6. Николай Ешич. Знакомимся: Pega BPM. 8 сентября 2015. [Электронный ресурс] URL: http://ecm.ict-online.ru/news/n121551/
7. Rob Dunie, W. Roy Schulte, Marc Kerremans, Michele Cantara. Magic Quadrant for Intelligent Business Process Management Suites. 18 august 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/doc/reprints?id=1- 3F580XF&ct=160818&st=sb
8. Селиверстова П.О., Точилкина Т.Е. Обзор лидеров BPMS // Экономика и
менеджмент инновационных технологий. 2014. №12 [Электронный
ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6640
9. Appian BPM vs IBM Business Process Management. 29 august 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itqlick.com/Compare/appian- bpm/ibm-business-process-management
10. Pegasystems Inc. System Architect Essentials - Student Guide 7.2 / Cambridge, MA, 2017 - 452 c.
11. Pegasystems Inc. System Architect Essentials - Exercise Guide 7.2 /
Cambridge, MA, 2017 - 307 c.
12. Pegasystems Inc. Senior System Architect - Student Guide 7.2/ Cambridge, MA, 2017 - 450 c.
13. Pegasystems Inc. Senior System Architect - Exercise Guide 7.2/ Cambridge, MA, 2017 - 219 c.
14. Pegasystems Inc. Senior System Architect - Student Guide 7.1/ Cambridge, MA, 2015 - 551 c.
15. Pegasystems Inc. Lead System Architect - Student Guide 7.1/ Cambridge, MA, 2015 - 564 c.
16. Pegasystems Inc. Pega Customer Service Foundation - Student Guide 7.22/ Cambridge, MA, 2017 - 96 c.
17. Pegasystems Inc. Pega Customer Service Foundation - Exercise Guide 7.22/ Cambridge, MA, 2017 - 30 c.
18. Pegasystems Inc. System Administration Specialist - Student Guide 7.1/ Cambridge, MA, 2015 - 359 c
19. Neil Miller. Management System (BPMS) Must Have! 22 February 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://kissflow.com/bpm/top-10-features-for- business-process-management-systems/...