Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные модели удвоения прилагательных в современном китайском языке

Работа №92425

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
2. Общие сведения о редупликации применительно к китайскому языку и
классификации моделей удвоенных прилагательных современного китайского языка 6
2.1. Что такое редупликация 6
2.2. Разряды прилагательных в современном китайском языке 9
2.3. Отличие качественных прилагательных от интенсивных в современном
китайском языке 11
2.4. Прилагательные, способные и не способные к образованию
редуплицированных форм 17
2.5. Классификация моделей удвоенных прилагательных 22
3. Модели удвоения качественных прилагательных 28
3.1. Модели удвоения односложных прилагательных 28
3.1.1. Полный повтор 28
3.1.2. Модели повторов со вставкой 39
3.2. Модели удвоения двусложных качественных прилагательных 45
3.2.1. Полный повтор 45
3.2.2. Частичный повтор 49
4. Модели удвоения интенсивных прилагательных 55
4.1. Модели удвоения двусложных интенсивных прилагательных 56
4.1.1. Модели полных повторов 56
4.1.2. Модели частичных повторов 62
5. Модели удвоения, где происходит процесс присоединения 67
6. Заключение 91
7. Список литературы 95

Китайский язык является типичным представителем изолирующих языков. В виду того, что в таких языках способы слово- и формообразования весьма ограничены, повторы служат незаменимым средством, пополняющим словарный запас современного китайского языка.
Изучение повторов представляет собой отдельную область в рамках лексикологии китайского языка. По сравнению с русским языком, где удвоенные слова используются относительно редко, в современном китайском языке редуплицированные слова занимают особое место. В первую очередь следует упомянуть удвоенные прилагательные, которые используются повсеместно как в художественной литературе, так и в разговорной речи. Этот пласт лексики еще недостаточно изучен российскими лингвистами. Проблеме удвоенных прилагательных посвятили свои работы лишь некоторые из них, например, Рахимбекова Л.Ш., Горгониев Ю.А. и Румянцев М.К. Иначе обстоят дела в китайском лингвистическом кругу. В течение последних десяти - пятнадцати лет на китайском языке вышло в свет много работ, посвященных удвоенным прилагательным китайского языка. Однако в рамках данной темы существует еще много спорных вопросов и противоречий.
В связи с этим мы взяли объектом изучения нашей дипломной работы удвоенные прилагательные современного китайского языка. Предметом исследования являются модели и внутренняя структура повторов, лексико­грамматические и семантические особенности, а также тоно-ритмические характеристики удвоенных прилагательных.
В дипломной работе мы ставим себе целью всесторонне описать языковой феномен редуплицированных прилагательных в системе китайского языка. Для реализации поставленной цели мы считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить, что такое удвоение и повтор применительно к китайскому языку и применительно к прилагательным китайского языка;
2. выяснить, какие разряды прилагательных существуют в китайском языке и какие прилагательные не имеют редуплицированных форм;
3. описать основные способы классификации удвоенных прилагательных, предложенные русскими и китайскими лингвистами;
4. выявить модели повторов, применимые к прилагательным китайского языка;
5. рассмотреть способы образования и основные составляющие компоненты разных моделей удвоенных прилагательных;
6. изучить семантические изменения после редупликации;
7. определить основные синтаксические функции удвоенных прилагательных;
8. описать тонические изменения в процессе редупликации.
Научная новизна исследования заключается в том, что мы, не ограничиваясь описанием основных моделей удвоенных прилагательных, рассмотрим также модели, которые еще не были должным образом освещены в работах, как российских, так и зарубежных лингвистов.
В основу работы положен материал, почерпнутый из статей, публиковавшихся в китайских научных журналах с 2000 по 2015 годы, а также из работ таких китайских лингвистов, как Чжу Дэси и Люй Шусян. В качестве справочной литературы мы использовали «Большой китайско-русский словарь» в 4 томах под редакцией Ошанина В.М., сборник «Восемьсот слов современного китайского языка» под редакцией Люй Шусяна, «Словарь удвоенных прилагательных с пояснениями и примерами» под редакцией Ван Гочжана. Источником примеров преимущественно служил корпус CCL [http://ccl.pku.edu.cn:8080/ccl corpus]. Мы активно привлекали носителей китайского языка для проверки собственных выводов, получения необходимых статистических данных, а также при необходимости разрешить отдельные спорные вопросы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены феномен удвоения прилагательных в современном китайском языке, их классификации, модели, структура, семантические и синтактико-грамматические свойства. Можно сделать выводы, что удвоенные прилагательные - весьма распространённое явление в современном китайском языке. Они являются средством художественной выразительности и экспрессивности языка, делают речь более живой и насыщенной, поэтому широко распространены в разговорной речи и художественной литературе. Некоторые авторы в своих произведениях могут употреблять сразу по 3-4 повтора в одном предложении, преднамеренно желая сделать предложение более выразительным.
Раскрыв все поставленные перед собой задачи, мы сделали следующие выводы.
1) Мы выяснили, что повтор прилагательных применительно к китайскому языку - это удвоение либо целого слова, либо одной из морфем двусложного слова, а также присоединение к односложной или двусложной морфеме удвоенной односложной морфемы, в результате чего по внешней форме полученное прилагательное напоминает удвоенное слово.
2) Прилагательные китайского языка делятся на два разряда: качественные и интенсивные. Прилагательные обоих разрядов имеют редуплицированные формы, однако модели, по которым удваиваются качественные и интенсивные прилагательные, отличаются друг от друга. Подавляющее большинство качественных прилагательных не имеют редуплицированную форму. Не удваиваются:
• прилагательные, заимствованные из других языков при помощи фонетической кальки;
• большинство двусложных прилагательных, которые содержат одну или две именные морфемы;
• двусложные прилагательные, которые начинаются с морфем — yi ,ЭД liang ,ЭД wu .ЭД bu ,^ ke;
• прилагательные, входящие в группу ЭД^ЭД;
• многие прилагательные, принадлежащие к ^ ® ^ shumianyu книжной лексике;
• качественные прилагательные, относящиеся к типу й^ Й jueduixing “абсолютных””;
• прилагательные, относящиеся к типу ^ Ф Вй huaiziyan слова с отрицательным значением;
• значительная часть прилагательных, описывающих черты характера человека.
3) Классификаций удвоенных прилагательных, предложенных китайскими лингвистами, огромное количество и все они различны. Мы решили, что самым лучшим способом является разграничение всех моделей на модели удвоенных качественных прилагательных и удвоенных интенсивных прилагательных. Те удвоенные прилагательные, в которых не происходит процесс редупликации, мы выделили в отдельную группу. Далее мы разделили первую группу (модели удвоения качественных прилагательных) на:
• модели односложных прилагательных:
• полный повтор;
• повтор со вставкой;
• модели двусложных прилагательных:
• полный повтор;
• частичный повтор.
Вторую группу (модели удвоенных интенсивных прилагательных) мы разделили следующим образом:
• модели односложных прилагательных:
• полный повтор;
• частичный повтор.
Третья группа состоит из:
• модели односложных прилагательных;
• модели двусложных прилагательных.
4) Прилагательные образуют наибольшее количество моделей повторов по сравнению с другими частями речи. Традиционно принято считать основными 5 моделей: АА, ААВВ, АсАВ, ВАВА, АВВ (от качественного прилагательного АВ). Остальные модели, такие как Асс, BBA,ABB (от интенсивного прилагательного ВА), АЬАс, АЬсА, АВсс, считаются спорными и еще недостаточно изученными. В своей работе мы попытались
описать все модели, которые нашли в китайских источниках.
5) В основном удвоенное прилагательное формируется от односложного или двусложного прилагательного, однако бывают случаи, когда один из компонентов полученного редуплицированного прилагательного является именной или глагольной морфемой. Это относится к моделям Асс и АВсс. В таких прилагательных компонент сс может как быть знаменательной морфемой, так и суффиксом.
6) Применительно к прилагательным редупликация может выполнять как формообразовательную функцию, так и словообразовательную функцию. К исключительно формообразовательным моделям относят: АА, ААВВ, BABA, АоА В , AbcA. Остальные моделимогут участвовать как в формообразовательных, так и в словообразовательных процессах. Главными семантическими характеристиками удвоенных прилагательных являются:
• указание на степень интенсивности;
• указание на уменьшительно-ласкательный оттенок;
• смысловая ассимиляция;
• образность;
• указание на субъективную оценку;
• ограничение сферы употребления;
• получение новой лексической единицы.
7) В предложениях удвоенные прилагательные могут выступать в качестве сказуемого, определения, пост- и препозитивного обстоятельства. В очень редких случаях модель АА может стоять на месте подлежащего. Мы выяснили, что основной синтаксической функцией моделей АА, АbAc, ABB (BA—► АВВ) и Асс является определение. Моделей AbcA, ABcc, ABB
(АВ ► АВВ), AcAB и ВАВА - сказуемое, а моделей ААВВ и ВВА -
препозитивное обстоятельство. Мы также показали, что употребление удвоенных прилагательных уже, чем неудвоенных, так как они имеют некоторые ограничения по сочетаемости. Это, прежде всего, проявляется в том, что удвоенные прилагательные не употребляются в сравнительных конструкциях, с видо-временными суффиксами, а также с отрицаниями и наречиями степени. Однако в своей работе мы показали, что изредка эти
92
правила могут нарушаться, но все-таки они несвойственны удвоенным прилагательным.
8) Тоновые изменения характерны только для трех моделей удвоенных прилагательных: АА, ААВВ и Асс. Принято считать, что второй компонент А (АА), ВВ (ААВВ) и сс (Асс) следует произносить первым тоном, независимо от этимологического тона, а вторую морфему А (ААВВ) - нулевым тоном. Однако это условие не всегда действует, и в основном носители языка произносят все компоненты в этимологическом тоне. Выявить закономерности, влияющие на изменение или сохранение этимологического тона, не удается.
Из всего вышеизложенного следует, что повтор прилагательных можно назвать важнейшим средством формообразования и словообразования в современном китайском языке. Их следует выделять в отдельный языковой приём, из-за своего разнообразия и функциональности.


Горгониев Ю.А. Прилагательные с удвоенным комплексом в китайском языке // Языки Юго-Восточной Азии. М.: "Наука", 1980. - С. 86-98.
2 ) Горелов В.И. Теоретическая грамматика китайского языка. М.: «Просвещение», 1989. - С. 318.
3) Иванов А. И., Поливанов Е. Д. Грамматика современного китайского языка: М.: «Едиториал УРСС», 2003. - С. 304
4 ) Кондрашевский С.А. Особенности грамматического оформления прилагательных в китайском языке в грамматической концепции Чжу Дэси // Материалы докладов 14-ой Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов - 2007. Секция Востоковедение и африканистика. Под ред. Шлыкова П.А.. М.: «Гуманитарий», 2007.
5) Люй Шусян. Очерк грамматики китайского языка. Слово и предложение. М.: «Восточная литература», 1961. - С. 32-38.
6) Рахимбекова Л. Ш. О повторах прилагательных в китайском языке // М.: Вестник Московского университета, серия 13, «Востоковедение», 1987. - С. 56- 65.
7) Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: «Аспект Пресс», 1996. - С. 536.
8) Румянцев М.К. О прилагательных с удвоенной второй морфемой в современном китайском языке // М.: "Советское востоковедение", № 3, 1958. - C. 45-51.
9) Солнцев В. М. Введения в теорию изолирующих языков. М.: «Восточная литература» РАН, 1995. - С. 224.
10) Спешнев Н. А. Фонетика китайского языка. Ленинград: «Издательство Ленинградского Университета», 1980. - С. 10...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ