ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основы развития навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие «навыки сотрудничества» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности организации сотрудничества у младших
школьников 11
1.3. Внеурочная деятельность и ее влияние на развитие навыков
сотрудничества младших школьников 20
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества у младших школьников
2.1. Диагностика исследования навыков сотрудничества у младших
школьников 29
2.2. Содержание работы по формированию навыков сотрудничества младших
школьников во внеурочной деятельности 33
2.3. Динамика развития навыков сотрудничества у младших школьников в
процессе внеурочной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Проблема сотрудничества младших школьников очень актуальна, но мало исследована в литературе. С поступлением ребёнка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Его основной деятельностью становится учёба, а важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
С первых дней пребывания в школе формируется отношение к школе, образованию в целом, к педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения. Именно в этот период происходит формирование личности и закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, отношений в совместной деятельности, усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. Дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: школьники младших классов находятся в хороших товарищеских взаимоотношениях практически со всеми. В этом возрасте влияние на ребёнка детского коллектива огромно.
Большинство определений понятия «сотрудничество» отражают влияния объектов, групп объектов друг на друга, приводящие к какому-либо результату. В нашей работе мы определили сотрудничество, как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности, результатом которой является изменение поведения и деятельности других людей.
Умение сотрудничать - это способность организовывать совместную деятельность как совокупность связей и взаимовлияний, направленную на изменение поведения и деятельности партнёров, приобретённая в результате обучения, получения опыта.
Умение сотрудничать входит в группу коммуникативных учебных действий. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Асмолов, 2006, 58)
Таким образом, сотрудничество в нашей работе мы рассматриваем как интерактивную сторону общения и как одну из групп коммуникативных УУД.
Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умения разрешать конфликты и отстаивать свое мнение, является внеурочная деятельность. Участие младших школьников в разнообразной деятельности направлено на удовлетворение их потребностей в знаниях, творчестве и общении, на эстетическое наслаждение и отдых. (Борисова,2010,21)
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Значимость вопроса развития навыков сотрудничества младших школьников неоднократно отмечалась многими педагогами и психологами. Предлагалось множество вариантов решения данной проблемы в рамках педагогики.
В области методик выявления уровня сотрудничества младших школьников в процессе обучения было проведено исследование, результаты которого показали, что, вступая в общение с окружающими его людьми, младший школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.
Будучи важным фактором формирования личности младшего школьника, навык сотрудничества содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей.
Педагогике необходимо определить возможность управления навыками сотрудничества младших школьников с целью стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования негативных мотивов. Реализация этих возможностей необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.
Данная работа позволяет выделить ряд общих психологических моментов в организации навыков сотрудничества, способствующих достижению оптимальных межличностных контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.
Во-первых, младшие школьники должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент взаимодействия, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по взаимодействию, определять причины, которые эти изменения вызывают.
Во-вторых, у детей должен быть сформирован набор оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.
В- третьих, одни участники сотрудничества постоянно должны отдавать себе отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого взаимодействия.
В-четвёртых, младшие школьники должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.
Таким образом, навык сотрудничества не только способствует развитию познавательных процессов, коммуникативных компетенций, эмоционально - волевой сферы младшего школьника, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей./Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М., Просвещение 1984.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов./Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др./В.Г. Асеев - М.: Просвещение 1984.
4. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности. // Начальная школа/О.И. Баранцева - 2013 - №6.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1995.-190с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./Л.И. Божович - М.: Академия 1989.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика [текст] : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
8. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная
деятельность и воспитание школьников./М.Д.Виноградова - М.:
Просвещение, 1977. - 112 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1986г.9.
11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопр. психол. /В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман - М.: Просвящение,1992. № 3—4. С. 14—19.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский - М.:
Педагогика, 1999.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.
14. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися младших классов/Л.И. Даргевичени - М.: Гардарики, 2002.
15. Демидова И.Ф. « Психология развития и возрастная психология» / И.Ф. Демидова - Таганрог: ТРТУ, 2013г., с. 261)...