ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТНОЙ ПРАКТИКИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ 8 ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
1. Ключевые проблемы в современной иностранной периодике 9
1.2. Роль публикаций в ведущих научных изданиях в карьере исследователей 10
1.3. Теория q-r 12
1.4 Рейтинг академических журналов 14
1.5 Основные направления и методология исследований 16
Выводы 25
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 28
2.1. Трансформация модели бухгалтерского учета. Позиция исследователей 28
2.2. Актуальные проблемы бухгалтерского учета. Позиция практиков 37
Выводы 43
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ 45 БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ В ЖУРНАЛЕ THE ACCOUNTING REVIEW ЗА 2015 ГОД
3.1. Финансовый учет 46
3.2. Аудит 51
3.3. Налогообложение 54
Выводы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Приложение 1. Список статей, опубликованных в журнале The Accounting Review в 66 2015 году
Актуальность и проблематика
Для исследователей, сотрудничающих с крупнейшими мировыми университетами, необходимость регулярных публикаций в специализированных журналах не вызывает сомнений. В большинстве бизнес-школ и университетов США и Европы наличие публикаций в ведущих академических журналах является обязательным условием для карьерного роста, а также оказывает существенное влияние на уровень оплаты труда, учебную нагрузку и финансирование новых исследований. Крылатая фраза «Публикуйся или погибнешь» (publish or perish), которую приводит в одной из своих статей Александр Сидоркин руководитель Института Образования в НИУ ВШЭ (Sidorkin, 2016, 5), стала образом жизни для большинства представителей научного сообщества. Особенно тщательно администрации ино странных учебных заведений анализируют научные статьи сотрудников, претендующих на звание профессора. Научная репутация журналов становится главным критерием при определении качества исследования, так как обычно сотрудники администрации не обладают экспертными знаниями в конкретных областях науки.
В 2013 году российское правительство объявило о начале проекта, целью которого является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ (Проект 5 в 100). Согласно одному из указов президента к 2020 году хотя бы пять российских вузов должны войти в сотню самых уважаемых мировых образовательных учреждений по версии наиболее авторитетных рейтингов. В рамках этой программы ряд университетов получил дополнительное финансирование, которое должно быть направлено на создание
долгосрочных конкурентных преимуществ. Основным задачам проекта являются создание образовательных программ, соответствующих лучшим мировым образцам, и концентрация на фундаментальных прикладных научных исследованиях, при этом последним уделяется максимальное внимание. В России и раньше вклад в научную деятельность конкретного исследователя измерялся количеством статей, а с началом внедрения Проекта 5 в 100 необходимость публиковаться в российских и иностранных журналах стала особенно актуальной для сотрудников ведущих российских университетов.
По мнению Ковалева В. В., хотя в советский период в нашей стране формально проводились научные исследования в области бухгалтерского учета, а их результаты и обобщения публиковались . Однако специфика экономического развития накладывала на них отпечаток: большинство исследований носили сугубо технологический, прикладной характер. Еще хуже была ситуация с публикациями в специализированных теоретических журналах. Практически в Советском Союзе не было, и, по сути, такая ситуация сохраняется в настоящее время, ни одного научного журнала, «академической направленности», т. е. специализирующегося на публикации бухгалтерских статей сугубо теоретического содержания, хотя бы отдаленно корреспондировавшего с такими изданиями как Abacus, Accounting and Business Research, Accounting, Organizations and Society, Accounting Review, European Accounting Review, Journal of Accounting, Journal of Accounting Research, The Accounting Historians Journal и другим. Подобная ситуация может иметь катастрофические последствия для представления бухгалтерии в российской системе научных знаний (Ковалев,2013,109).
Другие исследователи, в частности Михаил Соколов, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, также говорят о проблемах, существующих в российских периодических научных изданиях. Этими проблемами он объясняет внедрение Министерством образования РФ системы, в которой наличие публикаций в иностранных изданиях признается объективным показателем при определении качества научных исследований (Sokolov, 2016, 16).
Многие российские университеты используют простой подход при оценке публикаций сотрудников, основным критерием является количество статей, представленных в Web of Science или Scopus, которые являются крупнейшими мировыми реферативными научными базами данных. Такой количественный подход является очень ограниченным, так как не учитывает качество публикаций. Есть у него и еще одна проблема, про которую иногда забывают руководители вузов. Составители даже наиболее престижных индексов тоже совершают ошибки и включают в свои списки журналы, работающие в системе открытого доступа, а также публикующие статьи за вознаграждение. К сожалению, существуют издания, готовые опубликовать статью практически любого качества, лишь очень отдаленно напоминающую настоящие академические исследования, за незначительную плату в $300-700. Работы, которые появляются в подобных изданиях не проходят через стандартную для настоящих научных журналов процедуру отбора, о снованную на рецензировании исследований признанными специалистами по представленной в них тематике.
Увеличение роли количественных показателей при оценке научных исследований и потребность в наличии статей в ино странных изданиях привели к тому, что многие российские ученые решили принять предложение опубликовать свои работы в таких «журналах-хищниках» (predatory journals). Данный термин был предложен американским профессором Джеффри Биллом, специализирующимся в библиотечном деле. Билл проводит регулярный мониторинг подобных изданий и публикует результаты наблюдения в виде ежегодно обновляемого списка. Общий список подразделяется на две части: первая содержит данные о недобросовестных издателях, вторая - об отдельных недобросовестных журналах (Beall, 2015). Scopus и Web of Science используют списки Билла как основу для принятия решений об удалении того или иного журнала из своей базы, но в них по-прежнему включено значительное количество журналов с низким уровнем качества работ. По данным исследования сотрудников НИУ ВШЭ Ивана Стерлигова и Татьяны Савиной, на данный момент в Scopus представлено 531 хищническое издание (Sterligov and Savina, 2016, 9). Ситуация усугубляется тем, что статьи, однажды, включенные в эти индексы, остаются там навсегда, даже после вынесения решения об исключении какого-либо издания из общего списка...
Существует несколько определений термина парадигма. В своем исследовании я использовала определение из словаря The Free Dictionary: парадигма - это совокупность определенных представлений и определений, каких-либо терминов, а также ценностных установок, которые принимаются и разделяются научным сообществом.
В данной работе я исследовала часть данного определения - ценностные установки. Я постаралась проанализировать, какие исследования особенно ценятся ведущими американскими бизнес-школами, а также какое влияние ценностные установки оказывают на исследователей в области бухгалтерского учета. Руководители ведущих американских университетов устанавливают строгие рамки для сотрудников, стремящихся построить успешную карьеру в области исследования бухгалтерского учета. Эти ограничения оказывают определяющее влияние на список дисциплин, которые предлагаются для изучения, тематику исследований и научные методы, используемые учеными в своей работе. Можно сказать, что рамки, устанавливаемые университетами, влияют на все то, что мы воспринимаем в качестве научной парадигмы в области исследования бухгалтерского учета.
Большинство ведущих американских университетов используют в качестве критериев оценки сотрудников две характеристики: наличие публикаций в ведущих академических журналах и уровень цитирования. Такой подход, к сожалению, значительно сужает область исследований, а также ограничивает ученых при выборе научных методов и приемов.
Анализ публикаций в ведущих академических журналах в области бухгалтерского учета говорит о том, что большинство исследований посвящены финансовому учету. Основным предметом исследований является тестирование различных моделей с помощью анализа большого количества данных, полученных из электронных баз.
Это свидетельствует о том, что ценностные установки, заданные руководителями ведущих американских университетов, приводят к исчезновению исследований, не совпадающих с основным потоком, из ведущих академических журналов. Для подготовки работ, которые по своему уровню соответствуют требованиям ведущих журналов, исследователям необходим доступ к большим массивам данных. При этом некоторые актуальные проблемы бухгалтерского учета не попадают на страницы ведущих журналов, так как для их анализа на данный момент еще не существует достаточного массива данных. К моменту появления новых баз данных, если они вообще когда-либо будут подготовлены, многие проблемы уже потеряют актуальность. В результате создается ситуация, когда академические журналы публикуют математически и статистически подверженные модели того, что уже хорошо известно научному сообществу.
Какой вывод можно сделать, проанализировав данные о публикациях в ведущих академических журналах в области бухгалтерского учета за последние 50 лет? Работы, основанные на эмпирических методах исследования, составляют основной массив опубликованных статей. Является ли использование эмпирического метода наиболее эффективным, позволяют ли математические методы исследования получить ответы на вопросы, интересующие практиков бухгалтерского учета... На эти вопросы сложно дать однозначный ответ. Перед практиками все еще слишком много проблем, которые возникают в результате постоянных изменений в мировой экономике. Современные академические исследования в области бухгалтерского учета не ставят себе цель, помочь практикам и регуляторам в решении наиболее актуальных проблем. Математические методы исследования получили особую популярность в середине 80-х годов 20-ого века. Но данная парадигма не нашла широкого применения в повседневной практике бухгалтерского учета. Основной заслугой академической науки в области бухгалтерского учета является способность делать обобщающие выводы. Но ученым предстоит проделать большой путь, чтобы заинтересовать практиков результатами своих исследований.
Популярность эмпирических исследований приводят к тому, что некоторые традиционные методы исследований постепенно выте сняются из научного оборота, например, исторический анализ, полевые исследования и наблюдение. Изучение этих методов исключено из образовательных программ для аспирантов в области бухгалтерского учета во многих американских университетах. Однако исследователи, применяющие перечисленные методы, добились значительных успехов в первой половине 20-ого века, эти методы с успехом используются в других областях социальной науки, и возможно они помогут ученых в области бухгалтерского учета в будущем. Поэтому исключение традиционных методов исследования из образовательных программ может привести к негативным последствиям. Аспиранты, не получат сегодня достаточной подготовки, а в будущем они станут самостоятельными исследователями, и возможно, рецензентами и редакторами академических журналов, так существующие проблемы будут накапливаться.
В данный момент в ведущих американских бизнес-школах существует достаточно необычная ситуация: все они следуют одной и той же стратегии. Это в корне противоречит тому, чему университеты учат студентов: преподаватели советуют избегать ситуаций, когда компания концентрирует свою деятельно сть на единственном рынке. Студентов учат создавать уникальные продукты, которые способны создать собственные новые рынки. Им советуют разрабатывать уникальные стратегии для развития компании, использовать свои технологические и интеллектуальные преимущества, и таким образом добиваться успеха. Но при этом руководители университетов сами, подобно леммингам, движутся в единственном направлении в области исследований бухгалтерского учета.
Часть ответственности за существующую ситуацию также лежит на главных редакторах ведущих академических журналов. Возможно им следует попытаться найти свою уникальную нишу на рынке исследований в области бухгалтерского учета. Но основная ответственность все же лежит на руководителях университетов. Они создают системы оценки работы преподавателей, которые позволяют добиться успеха, только при наличии публикаций в академических журналах, подготовленных в соответствии с определенными требованиями.
Что же следует делать исследователям в сложившейся ситуации? Если они хотят получить возможность публиковаться в ведущих журналах, им следует, в первую очередь, получить доступ к электронным базам данных, во- вторых, найти бухгалтерскую проблему, которая связана с актуальной экономической проблемой, и в-третьих, провести анализ своей гипотезы с использованием самых последних методов исследования из области статистики и математики.
Что же произойдет в будущем? Маятник несомненно качнется в противоположную сторону. В определенный момент один из университетских руководителей вспомнит базовый принцип создания успешной стратегии развития. И ученые, работающие с использованием описательных методов исследования, получат возможность опубликовать свои статьи в ведущих академических журналах.
1. Apostolou B. and Apostolou N. G. Banks Face New Disclosures about Derivatives // Bank, Accounting & Finance. 2009. № 22 (1). Р 39-46.
2. Barth M. E. and Clinch G. Revalued Financial, Tangible, and Intangible Assets: Associations with Share Prices and Non-Market-Based Value Estimates // Journal of Accounting Research. 1998. № 36 (3). Р 99-233.
3. Beall J. Essential Information about Predatory Publishers and Journals // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. № 1(7). P.7-9. URL: https:// herb.hse.ru/en/ archive.html (Дата обращения: 05.04.2016).
4. BeaverW. H. and Venkatachalam M. Differential Pricing of Components of Bank Loan Fair Values // Journal of Accounting, Auditing and Finance. 2000. № 15 (1). Р 41-67.
5. Bonner S. E., Hesford J. W., Van der Stede W. A. and Young S. M. The most influential journals in academic accounting // Accounting, Organizations and Society. 2006. № 31 (7). P. 663 - 685.
6. Buchheit S., Denton Collins D., Reitenga A. A cross-discipline comparison of top-tier academic journal publication rates: 1997-1999 // Journal of Accounting Education. 2002. № 20. P. 123 -130
7. Ciesielski T. J. and Weirich T.R. Current Accounting Issues Facing Accounting and Chief Financial Officers // The Journal of Corporate Accounting & Finance. 2015. № 7/8. Р 64-74.
8. DeFond Mark L. Annual Report and Editorial Commentary for The Accounting Review // The Accounting Review. 2015. № 90 (6). P 2603 - 2638.
9. Deventer, D. R. van Fair-Value Accounting, CDOs and the Credit Crisis of 20072008 // Bank, Accounting & Finance. 2008. № 21 (6). Р 3-8.
10. Dyckman T.R. and Zeff S.A. Accaunting Research: Past, Present and Future // Abacus. 2015. № 51 (4). Р 511-523.
11. Ellison G. Evolving standards for academic publishing: A q-r theory // The Journal of Political Economy. 2002. № 110 (5). Р 994 - 1034.
12. Fanning Kirsten; Agoglia Christopher P. и Piercey M. David Unintended Consequences of Lowering Disclosure Thresholds // The Accounting Review. 2015. № 90 (1). Р 301-320.
13. Granof M. H. and Zeff S. A. Research on accounting should learn from the past // The Chronicle of Higher Education. 2008. № 54 (28). P 34.
14. Irvine H. The Global Institutionalization of Financial Reporting: The Case of the United Arab Emirates // Accounting Forum. 2008. № 32 (2). Р 125-142.
15. Ishikawa J. A Social Science of Contemporary Value-based Accounting: Economic Foundations of Accounting for Financial Instruments // Critical Perspective on Accounting. 2005. № 16 (2). Р 115-136...