Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ’’МЯГКОЙ СИЛЫ’’ РФ

Работа №92396

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Фактор образования в «мягкой силе» 13
1.1. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии
Государств 15
1.2. Образование как фактор «мягкой силы» современных
Государств 26
Глава 2. Конкурентоспособность российской системы образования 36
2.1. Позиции, конкурентоспособность системы образования РФ 36
2.2. Технологии и методы продвижения российского образования в
Мире 52
Глава 3. Современные тенденции образовательной сферы 66
3.1. Международная трансформация современного образования,
основные тенденции развития 66
3.2. Пути оптимизации современной системы образования РФ
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81


Актуальность темы работы.
Концепция «мягкой силы», введенная в оборот Джозефом Наем, стала ответом на произошедшие в мировой системе изменения на рубеже XX - XXI веков. В современном мире военная сила не является главным и единственным способом реализации внешнеполитических интересов и амбиций. Наличие ядерного вооружения у ряда держав, некоторая гуманизация общественных отношений, рост взаимозависимости, в первую очередь экономической и т.д. - данные факторы заставили государства пересмотреть свою внешнюю политику и отказаться от силовых, жестких методов влияния.
Для долгосрочного взаимовыгодного международного партнерства, которое прямым образом влияет на экономическое развитие государства, необходимо развитие и реализация «мягких» инструментов, механизмов. Политика «мягкой силы» дает возможность активизировать те ресурсы внешнего влияния, которые могут оказаться более действенными в современном мире в контексте глобализации.
В работе предпринимается попытка рассмотреть систему российского образования, ее характеристики и потенциал в контексте применения образования как инструмента «мягкой силы». Образование считается одним из наиболее важных и эффективных инструментов. Чтобы система образования могла успешно привлекать иностранных студентов, она должна быть качественно построенной, развитой. Чем результативнее функционирует государственная система образования, тем выше уровень экономического развития государства.
В современном, глобализированном, информационном мире от имиджа государства, в определенном смысле, зависит путь развития данной страны, прежде всего, экономический.
Образование - пожалуй, наиболее выгодный для российского государства инструмент «мягкой силы», так как развитие данной сферы поможет не только в решении внешнеполитических задач, но и способно поднять национальную экономику на новый уровень.
Таким образом, изучение потенциала данного инструмента и возможных путей его оптимизации для российского государства в современных условиях видится актуальным.
Степень изученности проблемы. Рассмотрим труды, посвященные определению и критике концепции «мягкой силы», ее внешнеполитической роли. Автором концепции считается Джозеф Най, профессор Гарвардского университета. Он определяет «мягкую силу» как «способность государства достичь желаемого не путем принуждения, а с помощью убеждения, основанного на привлекательности внешней политики, культуры и национальных ценностей» . Автор также предлагает концепцию «умной силы», сочетающей «мягкий» и «жесткий» подходы .
В работах Най отмечает, что «мягкая сила» более сложна в реализации, так как многие ее ресурсы не могут полноценно контролироваться государством. Ввиду того, что акторов «мягкой силы» большое количество и многие из них - негосударственные, она «рассеивается» в обществе, не обладает четкой, линейной структурой. Най признает необходимость учета контекста, в рамках которого происходят мировые взаимодействия.
Исследователь в своих работах уделяет мало внимания практическому применению «мягкой силы», ее инструментарию, делая упор на теорию - как должна реализовываться «мягкая сила».
При этом, Най не считает себя «первооткрывателем» данного феномена. Он заявляет, что вводит лишь термин для описания тех процессов, которые наблюдаются давно.
Начало концепции «мягкой силы» можно проследить в работах Г. Моргентау, К. Кнорра и Р. Клайна . Например, Моргентау выделяет 9 элементов национальной мощи, среди которых тесно связанные с «мягкой силой» национальный характер, национальное самосознание, уровень дипломатии и правительства. Джон Френч и Бертрам Рейвен в 1959 году в исследовании заявили о 5 основах власти, одну из которых обозначили как референтную . «Мягкая сила» является своего рода референтом власти, которая основана на притягательности, и определяет влияние в отношении других держав. Для Китая «мягкая сила», в определенном смысле, является чуть ли не национальной идей. Для китайцев «мягкая сила» важнее, эффекттивнее «жесткой силы». Подтверждение тому - знаменитая книга Сунь-цзы «Искусство войны».
Б. Маттерн утверждает, что Най не был первым, кто раскрыл сущность власти вне контекста прямых, жестких военных, экономических и политических методов. Такие мыслители, как Фуко, Бурдье, Грамши и другие придавали схожее значение власти, однако без формулировки понятия «мягкой силы» .
В целом, работ, касающихся практического применения, реализации «мягкой силы», сравнительно немного. На это обращают свое внимание американские исследователи Мэтью Крёниг, Мелисса Макадам и Стивен Вебер в работе «Относясь к «мягкой силе» серьезно» . Авторы заявляют - концепция «мягкой силы» серьезно повлияла на теорию и практику внешней политики США. Однако, как они подчеркивают, до сих пор не выработан консенсус по определению понятия «мягкой силы» и способов ее функционирования. На мой взгляд, данному феномену и не требуется единое, унифицирующее определение. Так как такое определение ограничит феномен «мягкой силы», который, в свою очередь, тем и отличается, что не имеет рамок, очень многогранен.
Говоря о многообразии подходов к определению феномена, уместно рассмотреть определения отечественных исследователей. Например, П.Б. Паршин рассматривает «мягкую силу» в рамках лингвистического подхода. По его мнению, «мягкая сила» - это яркая метафора, состоящая из неоднозначных компонентов. Соответственно, природа данного понятия создает возможность различных переводов и интерпретаций . Что часто подтверждается и на практике, в частности, как у российских политиков, так и теоретиков.
Г.Ю. Филимонов, профессор РУДН, в своих работах уделяет внимание понятию «мягкой силы». По его мнению, «мягкая сила» - символическое понятие, которое отражает политическое мировоззрение США и его подходы к пониманию невоенных составляющих внешнеполитического могущества страны .
О.Г. Леонова определяет «мягкую силу» в разных работах по разному: в одной как ресурс внешней политики , во второй - как совокупность внешних и внутренних факторов государства и как феномен, который возникает в процессе политического и социокультурного взаимодействия стран. Панова понимает «мягкую силу» как тип власти, который основывается на нематериальных ресурсах. В некоторых работах понятие «мягкая сила» встречается как синоним национальному брендингу, государственному имиджу (Паршин, Королев, Владимирова, Трунина). Как видно, трактовки очень разнообразны. О.Ф. Русакова, например, в связи с этим не считает «мягкую силу» научной концепцией в строгом смысле слова . Автор данной работы разделяет точку зрения Русаковой.
Роль образования как инструмента «мягкой силы» изучают сравнительно небольшое число исследователей, как в России, так и за рубежом. В частности, это исследование Н.Л. Антоновой ««Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства» . В работе анализируется роль высшего образования в реализации «мягкой силы», а также условия включения вузов в рейтинги ведущих университетов мира. Исследование интересно практической направленностью - в его рамках были проведены экспертные интервью с представителями УрФУ, занимающимися продвижением вуза на мировой арене. В результате рассматриваются практики привлечения иностранных студентов, сложности данного процесса, специфика работы с иностранными студентами и т.д. В целом, практическая значимость данного исследования для стратегий позиционирования вузов сравнительно высока. Работа А.В. Торкунова - «Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России» прямым образом затрагивают рассматриваемую тему. Торкунов заявляет о важной роли системы образования в качестве инструмента политического влияния на мировой арене, анализирует потенциал «мягкой силы» российского образования. Предлагает некоторые обобщенные рекомендации к повышению эффективности политики в данной сфере, но они достаточно фрагментарны и обобщены. В целом, данная работа Торкунова - одна из первых и немногих, касающихся конкретной рассматриваемой проблематики в России.
Российское образование в контексте глобальной конкурентоспособности исследуют Абанкина И.В., Беликов А.А., Гапонова О.С., Дудырев Ф.Ф., Корешникова Ю.Н., Коршунов И.А., Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Нисская А.К., Платонова Д.П., Сорокин П.С., Таловская Б.М., Фрумин И.Д. Исследователи совместно напечатали сборник материалов для дискуссии - «Глобальная конкурентоспособность российского образования».
Также можно отметить статью Я. Кузьменко, ректора «Высшей школы экономики» под названием «Хорошая аспирантура - залог инновационного развития», где отмечается стратегическая ценность важность системы образования для безопасности и конкурентоспособности российского государства.
Е. Харитонова в работе «Эффективность «мягкой силы»: проблема оценки» определяет проблемы при оценивании эффективности реализации концепции: это продолжительность времени, после которого будет заметен эффект, и, например, «искушение измерить легче всего поддающиеся измерению компоненты, не исследуя более абстрактные, но важные факторы» . В статье В. Белобородова «Образование как инструмент «мягкой силы» ЕС» дается краткая характеристика рынка образовательных услуг Европы и реализуемых программ для иностранных студентов. Борискова А.М. в работе «Высшее образование как инструмент «мягкой силы»: возможности и ограничения для России» анализирует роль образования в рассматриваемой концепции и проводит сравнительный анализ кейсов России, США и КНР и роли образования в «мягкой силе» данных стран.
Иностранных исследователей, изучающих данную проблематику, - сравнительно немного. Например, работа A. Амирбека и К. Ыдырыса K. «Образование как инструмент «мягкой силы» . Б. Лиск и M. Йемени изучают вопросы международного высшего образования. Они заявляют, что внедрение интернационализации в вузах связано с направленной, преднамеренной интеграцией международных, многокультурных и глобальных аспектов преподавания и обучения. В работах они уделяют внимание проблеме сочетания в учебных программах региональной специфики с международными трендами науки и практики.
Теоретический вклад в исследование по вопросам академической мобильности и научной коммуникации внес сборник научных трудов «Мобильность как измерение мягкой силы: теория, практика, дискурс» . В работах уделено внимание вопросам влияния академической мобильности и научной коммуникации на привлекательность государства, изучается тематика научного взаимодействия в эпоху цифровой мобильности. В каждой работе, помимо теоретических заключений, представлены результаты социологических исследований, опросов. Все выводы и гипотезы подкреплены статистическими данными.
М.Л. Агронович - пожалуй, один из ведущих специалистов в России, которые занимаются вопросами международной сопоставительной статистики образования, мониторингом развития образовательных систем. Периодически он публикует доклады на тему российского образования в контексте международных показателей. В моей работе используются данные доклада за 2020 год - «Сопоставительный анализ состояния и тенденций развития системы образования РФ и образовательных систем стран ОЭСР» . В работе проводится сопоставительный анализ образования РФ и стран ОЭСР по уровню образования населения, участия населения в образовании, финансированию, организации учебного процесса, структуре педагогического корпуса. В целом, наглядно расписаны сравнительные характеристики российского образования, делаются определенные выводы. Но рекомендаций по корректировке образовательной политики не дается.
В моей работе также используются материалы сборника статей «Современные тенденции развития системы образования» . По содержанию публикации разделены на такие направления, как современные технологии в образовании, социальные процессы и образование, инновационные технологии как ресурс повышения качества образования и другое - в общей численности, 101 статья. Сборник интересен локальными социологическими исследований в сфере образования, практическими рекомендациями преподавателей по повышению эффективности работы образовательных учреждений и непосредственно образовательного процесса, что повышает его практическую значимость.
Основополагающий вклад в работу вносят статистические исследования в образовательной сфере Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Каждый год выходит статистический сборник «Индикаторы образования», где содержатся основные показатели, характеризующие в динамике развитие всех ступеней образования в РФ, а также ключевые индикаторы образования в странах ОЭСР, международные сопоставления. Отдельные разделы посвящены связи образования с рынком труда, финансированию образования, составу обучающихся, условиям обучения . Также исследователи ежегодно выпускают статистический сборник «Образование в цифрах», где помимо рассмотрения различных показателей в динамике, представлены ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР .
В целом, можно отметить, что в настоящее время существует практическая необходимость в исследовании высшего образования как инструмента «мягкой силы» и исследований, касающихся влияния образования на развитие и национальную безопасность государств для повышения государственной и социальной престижности сферы образования.
Объект - «мягкая сила» как механизм осуществления внешней политики государства, инструменты ее реализации.
Предмет - текущее состояние и перспективы использования образования РФ в качестве инструмента государственного влияния за рубежом.
Цель работы - оценить потенциал российской системы образования как инструмента «мягкой силы» отечественной внешней политики
Задачи:
1. Раскрыть содержание концепции «мягкой силы» как парадигмы современных международных отношений;
2. Определить роль образования как инструмента «мягкой силы»;
3. Оценить позиции и степень конкурентоспособности российского образования в мире;
4. Рассмотреть способы, методы продвижения российского образования в мире;
5. Выявить современные тенденции образовательного процесса и оценить степень соответствия им российской системы образования.
Эмпирическая база работы:
1. Нормативно-правовые акты и документы органов власти - Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом , Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» , «Проект 5-100» .
Российский совет по международным делам (РСМД) периодически на своем сайте публикует материалы, касающиеся российской системы образования, в том числе, в международном контексте. В частности, это доклад РСМД и «Креативной дипломатии» «Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19. Ежегодный обзор основных трендов и событий публичной дипломатии России в 2020 году» , где в одной из глав представлено образовательное направление и научная дипломатия. В частности, в работе обозначаются позиции в различных образовательных рейтингах за 2020 год, влияние пандемии на привлечение иностранных студентов, и реализованные мероприятия в 2020 году в рамках научной дипломатии. Доклады РСМД ценны высоким уровнем аналитики, последними, актуальными данными, высокой практической значимостью и направленностью в будущее.
Также, в работе рассмотрены основные международные рейтинги «мягкой силы». Анализ их методологии может внести серьезный вклад в концептуализацию понятия и определением общих критериев оценивания. Но данные рейтинги все же не позволяют в полной мере оценить эффективность «мягкой силы» государства, так как позиционирование требует учитывать большое количество факторов, как внутри самого государства, так и на той местности, на которую направлено влияние - культурно-исторический аспект, особенности политического режима и т.д.; стартовые позиции государств разные, и унифицировать их действия под единые стандарты для оценивания достаточно проблематично.
Источником также послужили данные рейтингов «мягкой силы» консалтинговой фирмы Brand Finance, консалтинговой фирмы Portland под названием The Soft Power 30; среди рейтингов мировых вузов - «QS», «Times Higner Education», «U.S. News», «Шанхайский рейтинг»; образовательный рейтинг PISA и другие.
Статистическими источниками послужили данные Росстата, Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, статистические сборники «Высшей школы экономики», в частности, разработки Института статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики», статистика ООН, статистика Организации экономического сотрудничества и развития, и другие.
Теоретико-методологическим основанием работы является неонституционализм. Он позволяет учитывать институциональные характеристики системы высшего образования, ее производительности и изменения в поведении государств вовне. В рамках институциональной точки зрения, ключевым предположением является то, что институты создают элементы порядка и предсказуемости. В работе одной из основных задач является понимание функционирования института высшего образования в целях достижения внешнеполитических стратегий и анализ способов применения инструмента мягкой силы в политической жизни государств. Кроме того, в работе делается акцент на новые формы взаимоотношений в рамках системы высшего образования, а именно, глобальные студенческие обмены, интернационализация процессов образования, расширение сети образовательных центров, модификация нормативной базы.
Отвечает за продвижение российского образования в мире государственный институт - Россотрудничество. Неоинституциональная теория помогает рассмотреть условия и предпосылки процесса принятия решений в рамках данного института. Согласно теории, институты не функционируют бесконтрольно, существует набор ограничений. В случае Россотрудничества, это прежде всего экономические и правовые ограничения.
Также к работе применим сетевой подход, в рамках которого реализация концепции «мягкой силы» понимается как сетеобразование, а сетевые структуры - как структуры, элементы, реализующие данную концепцию.
Эффективная политика продвижения российского образования понимается как действие институтов в среде социальных сетей.
В работе также используется принцип историзма. Он позволяет рассмотреть динамику функционирования национальной образовательной системы.
Новизна работы заключается в том, что упор делается на выявлении роли образования в концепции «мягкой силы». Исследуются практики использования этого инструмента в сравнительном аспекте. Предпринимается попытка составить сравнительную характеристику российской системы образования, с помощью последних статистических данных. Анализируются тенденции и возможности российского образования, его конкурентные преимущества на современном этапе.
Теоретическая и практическая значимость работы: тезисы, положения, выводы работы могут быть использованы в педагогической деятельности, а также как вспомогательные материалы для дальнейшего углубленного изучения тематики исследователями.
Апробация работы. Выводы исследования нашли отражение в статье «Состояние и проблемы российского образования в контексте мировых тенденций устойчивого развития», опубликованной в научном сборнике «РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: история, теория, практика .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Мягкая сила» - парадигма, которая, по мнению некоторых исследователей, оказывает сильное влияние на внешнюю политику многих развитых государств. Примеров реализации «мягкой силы» в современном мире мы видим больше, нежели «жесткой».
Конечно, оказание помощи в разрешении многих глобальных, мировых проблем человечества, в первую очередь - проблем безопасности, невозможно без доминирования силовых, жестких внешнеполитических ресурсов государства. «Жесткая сила» была и остается важнейшей составляющей мировой политики, результаты ее применения практичны, осязаемы и проявляются быстро. Для мировой общественности, Россия, исходя из ее внешнеполитического курса, выступает скорее как носительница «жесткой силы», нежели «мягкой». События на Украине, в Сирии, поддержка конфронтации с НАТО, другие точечные акции - это подтверждают.
В то же время, внешняя политика с доминированием «жесткой силы» - это скорее тупиковая модель. И России необходимо пересмотреть внешнюю политику, сместив упор на развитие ресурсов «мягкой силы», которая действует стратегически, долгосрочно. Тем более, что потенциал ресурсов «мягкой силы» в РФ велик. Культура, язык, образование, туризм и многое другое - России есть чем привлекать мир.
Самым выгодным инструментом «мягкой силы» для государства в современных условиях является образование. От того, насколько эффективно функционирует данная система, зависит уровень конкурентоспособности государства, его национальная мощь, качество человеческого капитала, уровень производительности труда и многое другое. Существует взаимосвязь - чем выше уровень образования населения, тем более сильна экономика государства. Кроме того, система образования помогает государству решать внешнеполитические задачи, распространять свое влияние на другие государства. Но для того, чтобы государство могло эффективно применять данный инструмент «мягкой силы», необходимо, чтобы он соответствовал своему позиционированию, реально эффективно функционировал.
Российская система образования обладает рядом существенных проблем, которые не позволяют ей действовать максимально эффективно. В частности, это сравнительно низкое финансирование, которое показывает невысокую приоритетность данной сферы для государства (по доле от ВШ1 или доле от общих расходов, по отношению к другим странам), кадровые и демографические проблемы - стабильное снижение количества российских школьников, студентов, учителей, преподавателей; старение
преподавательского состава, нежелание молодежи работать в данной сфере ввиду ее непрестижности и низких заработных плат; ежегодное уменьшение числа школ и вузов.
В России один из самых высоких уровней социального неравенства в мире. Проявляется он и в системе образования. Уровень образованности учащихся разнится в зависимости от регионов и местности проживания. Растет число платных мест в вузах и уменьшается число семей, которые могут себе позволить такое обучение. Группа ведущих вузов отрывается по различным показателям от остальных вузов. Таким образом, качественное высшее образование без корректировки образовательной политики рискует оказаться привилегией лишь некоторых слоев общества, что не соответствует национальным целям развития.
Нуждается в корректировке и государственная политика в отношении образования. Наблюдаются несоответствие заявленных целей реально проводимым мероприятиям. Одним из выражений таких проблем является высокий уровень бюрократизации, подотчетности и контроля преподавателей, учителей соответствующими подразделениями. Заполнение, соблюдение показателей отчетов превращается в формализм, отвлекая преподавателей от выполнения их прямых обязательств, на них затрачивается большое количество времени и сил.
У преподавателей нет возможности оказывать влияние на принимаемые решения, касающиеся их сферы. Между тем, они знают данную сферу изнутри и знают, как улучшить ее. Государству необходимо привлекать преподавательские советы, объединения к выработке стратегии образовательной политики. Данные объединения и советы должны быть основаны на демократических началах и отражать реальные запросы образовательной сферы.
Конечно, есть и положительные моменты. В частности, количество иностранных студентов растет, соответственно, растут и доходы государства. Научная сфера, тесно связанная с образовательной, остается одной из ведущих в мире.
Разрешив глубинные, наиболее важные внутренние проблемы системы, государству далее следует приступать к выработке конкретной стратегии продвижения национальной системы образования (прежде всего, высшего) за рубежом. Когда национальная система образования функционирует эффективно, отвечает современным потребностям и мировым тенденциям, ее продвижение становится менее затратным, требует меньших усилий, так как ее престиж, признание самостоятельно распространяются в мире.
Продвижение российского образования, на данном этапе, является скорее неэффективным. Продвижение образования координирует Россотрудничество - государственный орган, который отвечает за культурную дипломатию и т.д. Мероприятия, направленные на продвижение образования, происходят точечно, не системно, и в основном, на территории стран ближнего зарубежья. Российские ведущие вузы имеют свои филиалы в странах СНГ, в которых обучаются по несколько сотен студентов. Стоит отметить, что растет число стажировок, программ образовательного обмена. Но в целом, отсутствует комплексное продвижение, отсутствует четкая стратегия продвижения, закрепленная нормативно. Предпринимаемые действия, как вузами, так и Россотрудничеством, носят скорее фрагментарный характер. 
Ведущие образовательные системы отрываются от своих преследователей-конкурентов с помощью новейших цифровых технологий, а также внедрения новых форм работы (налаживание связей с крупными корпорациями, трансформация процесса обучения, использование технологий VR и т.д.). Российская система образования отстает от передовых систем, оставаяся, в определенном смысле, несколько консервативной. Также, в России образовательная инфраструктура, бюджет распределены неравномерно. Столичные регионы зачастую первыми применяют передовые технологии, цифровые новшества.
Таким образом, РФ на данный момент, не входит в десятку стран-лидеров по качеству образования. И для того, чтобы выполнить поручение Президента РФ о вхождении России в топ-10 к 2024 году, государству необходимо уделять больше внимания системе образования. И конечно, необходима системная, кропотливая работа с выстроенной стратегией и конкретными путями достижения цели.



ИСТОЧНИКИ
1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
1.1. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом // tur.rs.gov.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://tur.rs.gov.ru/uploads/document/file/254/%D0%9A%D0% BE%D0%BD%D 1 %86%D0%B5%D0%BF%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F%20%D0% BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D 1 %8F%20%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B9 %D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1 %D1%8 0%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F.pd f (дата обращения: 12.04.21).
1.2. Утверждён паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // government.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 13.05.21).
1.3. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора доходов бюджета // rs.gov.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://rs.gov.ru/uploads/ document/file/16276/%D0%B 1%D 1 %8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D 1 %82%D 0%BD%D0%B0%D 1 %8F%20%D0%BE%D 1 %82%D 1 %87%D 1 %91 %D 1 %82%D0 %BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C%20%D0%BD%D0%B0%2001.10.202 0.pdf (дата обращения: 12.04.21).
1.4. Концепция «Русская школа за рубежом» // kremlin.ru [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.kremlin.ru/acts/news/50643 (дата обращения: 13.04.21).
1.5. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года (2010 г.).
О порядке предоставления субсидий на повышение привлекательности российского образования на международном образовательном рынке // government.ru [Электронный ресурс]. - URL:
http://govemment.ru/projects/selection/653/34496/ (дата обращения: 15.04.21).
2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
2.1. Бурлинова, Н. Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19. Ежегодный обзор основных трендов и событий публичной дипломатии России в 2020 г.: доклад Российского совета по междунар. делам (РСМД), доклад № 71/2021 / Н. Бурлинова, М. Чагина, В. Иванченко; Российский совет по
междунар. делам (РСМД), Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия». — М.: НП РСМД, 2021. — 36 с
2.1. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 2(25)).
2.3 Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И. В. Абанкина, А. А. Беликов, О. С. Гапонова, Ф. Ф. Дудырев, Ю. Н. Корешникова, И. А. Коршунов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, А. К. Нисская, Д. П. Платонова, П. С. Сорокин, Б. М. Таловская, И. Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 112 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 3 (20))
Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // russiancouncil.ru [Электронный ресурс]. - URL: https: //russiancouncil .ru/analytics- and-comments/analytics/obrazovanie-kak-instrument-myagkoy-sily-vo-vneshney- politike/ (дата обращения:14.05.21).
3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 496 с.
3.2. Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 120 с.
3.3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник.
Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2019. — 536 с.
Ильина И. Е., Лапочкина В. В., Долгова В. Н., Безроднова К. А., Богатов В. В., Дикусар К. С. Тренды публикационной активности российских исследователей по данным Web of Science, Scopus. — М.: IMG Print, 2020. — Вып. 1. — 60 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ