ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ (IV-IX ВВ.)..11
1.1. Культурно-историческая характеристика эпохи. Состояние школы, образования, воспитания 11
1.2. Выдающиеся деятели школы и педагогики. Педагогическая мысль в Армении в V- X вв 39
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛЫ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ (X - XV вв.) 61
2.1. Историческое развитие армянской школы в X - XV вв 61
2.2. Просветительско-педагогическая мысль Армении в X - XV вв 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 111
Актуальность. В современном обществе заметно вырос интерес к национальным и региональным компонентам образования, к истории развития общественной мысли в разные эпохи становления государственности. В соответствии с целями и задачами Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 г. система образования призвана обеспечить «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений», также подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону»1.
Таким образом, рост национального самосознания и стремление возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания в новых исторических условиях обусловили повышение интереса к педагогическому прошлому. Демократические преобразования, происходящие в нашем обществе, позволили реабилитировать и восстановить то, что ранее было незаслуженно отвергнуто, забыто и до сих пор недооценено. Необычайно возрос интерес к неисследованным древнейшим национальным культурным ценностям.
Сегодня в условиях демократизации общества расширяются пространственно-временные диапазоны представлений о наследии прошлого, берутся на вооружение лучшие элементы классического наследия народа. В этой связи вновь открываются незаслуженно забытые памятники педагогической культуры армянского народа, звучащие поразительно актуально в наше время.
Армянский народ имеет богатое педагогическое наследие, но исследовано оно крайне мало. На протяжении долгих столетий Армения была лишена политической независимости и государственной самостоятельности. Перед народом стояла сложнейшая проблема национального выживания, сохранения духовного облика, национального «я». Народ справился с этой труднейшей исторической задачей. Он не только выстоял, но и создал великую общечеловеческую культуру, обогатил различные области теоретической мысли, в том числе и педагогической. Одна из «тайн» этого феномена видится в концептуальном отношении идеологов и теоретиков к вопросам школы, образования и воспитания, получивших идейно-теоретическое и практическое решение.
Ценные мысли о воспитании и образовании молодого поколения армянского народа веками оказывали и продолжают оказывать свое влияние на миллионы людей. Это ценнейшее наследие пока еще остается закрытым для широкого круга читателей, что является серьезным препятствием к созданию подлинно научной концепции единого всемирно-исторического педагогического процесса.
Поэтому мы в своем исследовании постарались раскрыть истоки армянской педагогической мысли средневековья.
Объектом исследования является история армянской средневековой школы в период IV-XV веков.
Предметом исследования является педагогическая мысль средневековой Армении в период IV-XV веков.
Цель данного исследования: проанализировать историю школы и педагогической мысли средневековой Армении в период IV-XV веков.
Задачи исследования:
• рассмотреть культурно-историческую характеристику эпохи, состояние школы и образования;
• изучить вклад деятелей армянской средневековой школы в историю развития педагогической мысли;
• проанализировать историческое развитие армянской школы в X-XV века;
• исследовать просветительско-педагогическую мысль Армении X-XV веков.
Хронологические рамки исследования охватывают период с IV по XV век, с преимущественным вниманием к тому периоду, когда зародилась армянская школа, сменившая грекофильскую и сирофильскую, возник армянский алфавит.
Источниковая база исследования. В многочисленных трудах средневековых авторов исторического, научно-философского, церковнорелигиозного, политико-правового, назидательного характера, а также в церковных и светских канонах, постановлениях армянских соборов, посланиях, памятных записях рукописей и т. д. содержится богатый материал, свидетельствующий о высоком уровне школьного дела, просвещения и воспитания в Армении, о наличии более или менее целостных педагогических учений.
Прежде всего, необходимо назвать произведение ученика Месропа Маштоца вардапета Корюна - «Житие Маштоца»2. Оно написано в 40-х годах V в., после смерти Месропа Маштоца. Автор описал жизнь своего учителя, историю изобретения армянских письмен, открытия школ, распространения грамотности, зарождения армянской литературы. В труде Корюна имеются также ценные сведения о культурной жизни соседней Грузии и Агванка (Кавказской Албании).
«История Армении» Агатангелоса3 содержит важные сведения о социальной структуре армянского общества в IV в., о принятии страной христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория Просветителя, о борьбе против языческой религии. Повествование ведется в хронологических рамках царствования Трдата III (298—330 гг.). Труд Агатангело- са переведен на ряд иностранных языков...
В данной выпускной квалификационной работе в качестве объекта исследования выступала история армянской средневековой школы в период IVXV веков. Исследовалась педагогическая мысль средневековой Армении в указанный период.
В результате была определена основная цель исследования - проанализировать историю школы и педагогической мысли средневековой Армении в период IV-XV веков.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
• рассмотрена культурно-историческая характеристика эпохи, состояние школы и образования в IV-IX веках;
• изучен вклад деятелей армянской средневековой школы в историю развития педагогической мысли IV-IX веков;
• проанализировано историческое развитие армянской школы в X-XV века;
• исследована просветительско-педагогическая мысль Армении X-XV веков.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Почти все крупные мыслители и педагоги, а также общественно - политические и духовные деятели IV-IX веков в той или иной степени затрагивали вопросы образования, обучения и воспитания или сами занимались преподавательской деятельностью. Выдающимися представителями культурно-просветительской и педагогической мысли этого периода являются Саак Партэв, Месроп Маштоц, Мовсес Хоренаци, Давит Анахт, Анания Ши- ракаци, Степанос Сюнеци и др., которые в своих воззрениях аккумулировали педагогические идеи своей эпохи, той или иной школы или идейного направления.
Разумеется, развитие педагогической мысли как по форме, так и по содержанию не всегда протекало по восходящей линии, а было обусловлено конкретными социально-политическими и историческими условиями.
Выдающуюся роль в деле организации и развития школьнообразовательного дела и педагогической мысли в Армении X-XV веков сыграли крупные мыслители и педагоги Анания Нарекаци, Григор Магистрос, Ованес Саркаваг Имастасер, , Мхитар Гош, Григор Татевеци, Аракел Сюнеци и многие другие, которые в своей научно-литературно-педагогической деятельности не только обобщили завоевания армянской педагогической мысли предшествующего периода, но и подняли ее на качественно новый уровень, обогатив целым рядом интересных и оригинальных идей и положений.
Таким образом, идеологи армянского народа сознавали, что стремление к национально-культурной самобытности можно осуществить только путем усвоения общечеловеческих ценностей, но проведя их через призму национального сознания и систему национальных ценностей, творчески переосмысливая их и включая в контекст задач, периодически встающих перед нацией и ее идеологами. Только в этом случае возможно создать действительно самобытную национальную культуру - жизнеспособную и действенную, способную решать разнородные проблемы национального бытия. Самобытность не исключает, а наоборот, предполагает творческое заимствование, взаимовлияние, следовательно, и взаимообогащение культур. Ярким свидетельством этому является многовековая история культуры армянского народа, которою можно представить как один из множества вариантов постоянного синтеза различных культурных традиций и ценностей, а Армению как место встречи и скрещивания начал Востока и Запада. Более того, указанный процесс имеет не столько естественный или стихийный характер, сколько значение важнейшего теоретико-методологического и идейно-политического принципа.
Программной сверхидеей, пронизывающей все политическое мышление армянских деятелей, как светских, так и церковно-религиозных, была идея государственной целостности, национального единства, а с их потерей - восстановления национальной, политической и государственной независимости. То, что было потеряно в реальной государственно-политической сфере, они стремились сохранить в сознании армянского народа, отсутствие государственной целостности и политической независимости заменили идейным, языковым и культурным единством народа. Важная роль в этом процессе принадлежит школьно-образовательной системе и воспитанию.
Сказанное имеет не только историко-познавательное значение, оно одновременно может послужить живым уроком, образцом и для нашего поколения. Деятели Армянской Апостольской церкви и культуры в течение веков, фактически, выступали и как политические мыслители, носители национально-политической программы, способствуя обеспечению культурной, а опосредовано, и политической независимости. Этой цели были подчинены все сферы духовно-культурной жизни, в том числе наука, философия, искусство, и особенно, школьно-образовательная система.
Таким образом, были выполнены основные задачи исследования и достигнута поставленная цель.
1. Агатангелос. История Армянин. / Пер., вступит. статья и примеч. К.С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. - Ереван, 2005. - 336 с.
2. Адонц Н. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. - Петроград, 1915. - 307 с.
3. Акоп Крымеци. Календароведческие труды. / Пер. текста Дж. А. Эй- натян. - Ереван, 1987. - 392 с.
4. Амирдовлат Амасиаци. Ненужное для неучей. / Изд. К. Басмаджян. Вена, 1626. Пер. и комм. С.А. Варданян; изд. Наука, Москва, 1990. - 880 с.
5. Анания Ширакаци. Автобиография. / Пер. с древнеарм. яз. К. Патка- няна (см. Предисловие к «Армянской Географии VII в.») - СПБ., 1877. - 69 с.
6. Анания Ширакаци. Армянская география VII века. Пер. К. Патканя- на. - СПб, 1877. - 71 с.
7. Анания Ширакаци. Космография. / Пер. с древнеарм., предисл. и комм. К.С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. - Ереван, 1962. - 398 с.
8. Анания Ширакаци. Сочинения. / Изд. и исслед. А.Г. Абрамяна. Пер.
B. К. Чалояна. Ереван. - 1957. - 418 с.
9. Анонимное Толкование «Категорий» Аристотеля. / Пер. с древнеарм.
C. С. Аревшатяна. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1961. - 319 с.
10. Антология армянской поэзии. С древнейших времен до наших дней. / Под ред. С.С. Арутюняна и В.Я. Кирпотина. - М.: Гослитиздат, 1940. - 720 с.
11. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. Раздел «Армения». / Сост., пер. с древнеарм. и вступ. статьи С.С. Аревшатяна. - М., 1969. - 768 с.
12. Аппиан. Митридатовы войны. // ВДИ, № 4, 1946 (пер. С.П. Кондратьева).
13. Аракел Даврижеци. Книга истории. / Пер. с арм. Л.Х. Ханларян. - М., 1973. - 628 с.
14. Аракел Сюнеци. Анализ «Определений философии Давида», непобедимого философа. - Мадрас, 1777.
15. Аристакэс Ластивертци. Повествование вардапета Аристакэса Лас- тивертци. / Пер. с древнеарм. К.Н. Юзбашяна. - М.: Наука, 1968. - 194 с...