Объект исследования - ПАО АвтоВАЗ (г. Тольятти). Это отечественная автомобилестроительная компания, один из крупнейших производителей легковых автомобилей в Российской федерации и Восточной Европе.
Проведен анализ финансового состояния за 2019-2021 годы.
Сделан анализ себестоимости по статьям калькуляции.
Показаны пути снижения затрат .
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ………5
1.1Экономическое содержание затрат и расходов предприятия……………...5
1.2 Методы планирования себестоимости продукции……………………..14
1.3 Пути снижения себестоимости…………………………………………..22
2. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ПАО «АВТОВАЗ»……27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «АвтоВАЗ……...27
2.2 Анализ себестоимости по статьям калькуляции………………………….40
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ В ПАО «АВТОВАЗ»………………….…52
3.1 Мероприятия по снижению затрат на производство продукции ПАО «АвтоВАЗ» 52
3.2 Направления снижения себестоимости продукции на 2023 год ………....61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАВННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......66
В условиях конкурентной экономики затраты на производство представляют существенный интерес, так как выступают базой окончательных результатов производственно-хозяйственной, а также экономической работы организации. Хозяйствующему субъекту в частности важно знать, во что обходится ему изготовление и выпуск продукции. Себестоимость считается для организации базой при установлении оптовых цен, которые воздействуют на прибыль и показатель рентабельности продукции, а в будущем – на либерализацию розничных и регулируемых цен.
Максимизация прибыли и увеличение результативности изготовления является самой главной целью экономического субъекта в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования организаций. Достигнуть высоких результатов работы организации не представляется вероятным без эффективного руководства затратами на производство и реализацию продукции.
C 2015 года, в мире существует тенденция к росту издержек производства в связи с подорожанием цены энергии, материалов, сырья, топлива, а также роста процентных ставок по кредитам, роста затрат на продвижение и рекламу, представительских затрат и т.д.
Механизм создания рыночных отношений требует увеличения качества практики руководства издержками производства с учетом отличительных черт переходного к конкурентной экономике промежутка времени и международного опыта. Это позволит предприятию уцелеть в рыночной борьбе, максимизировать прибыль и снизить до минимума затраты, обеспечить показатель рентабельности организации.
Актуальность выпускной квалификационной работы определена необходимостью прогнозирования и исследования состава затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, осуществления плана по затратам и причин их отхода от плана. Цель выпускной квалификационной работы – исследовать организацию планирования себестоимости продукции на предприятии и сформировать предложения по совершенствованию и развитию системы планирования.
Исходя из поставленной цели этой работы, определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы прогнозирования себестоимости продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого экономического субъекта;
- исследовать организацию планирования затрат на производство продукции;
- рассмотреть порядок подсчета калькулирования продукции;
- подготовить предложения по усовершенствованию планирования себестоимости издержек на предприятии.
Объектом исследования является АО «АвтоВАЗ».
Исходя из поставленной цели предметом исследования будут хозяйственные и экономические процессы взаимодействия в ходе деловой активности предприятия.
При выполнении выпускной квалификационной работы мной были использованы такие приемы исследования, как оценки, документирование, счета и отчетности; исследования, проверка документов, счетная проверка, прослеживание и другие.
Методической и теоретической базой при создании работы послужили: федеральные законы, постановления и инструктивные материалы по изучаемым вопросам, учебная литература и труды разных авторов.
Источниками конкретной информации в выпускной квалификационной работе выступают: первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, учетная политика организации, бухгалтерская отчетность исследуемого организации за 2019-2021 г
Расходы - экономическая категория, характеризующая затраты коммерческих организаций, связанные с выполнением основной и прочей деятельности, т.е. с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей имущества, прочей деятельностью предприятия, выраженные в денежной оценке. В Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) "Расходы организации", утвержденном Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, отмечается: "Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)". [12, С.32]
В ходе выполненной работы достигнута поставленная цель по исследованию формирования себестоимости продукции на предприятии АО «АВТОВАЗ».
Решение данной цели потребовало раскрытия теоретических основ формирования себестоимости компании, методов ее учета, и путей снижения себестоимости.
Объектом исследования явилось АО «АвтоВАЗ». Целью общества является извлечение прибыли. Мной был рассмотрен период деятельности организации с 2019 по 2021г.
Анализ расходов по элементам затрат показал, что расходы с 2021 года выросли на 22,84%, за счет значительного роста расходов на оплату труда на 60,78%, и начисленной амортизации на 119,33%, т.к. были обновлены основные фонды.
Кроме того, деятельность компании слабо дифференцирована, поэтому в условиях жесткой конкуренции и меньшего ассортимента продукции, чем у конкурентов, компания может лишиться части клиентов.
На основании вышеперечисленного, мной предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию производственных расходов.
1) Для повышения эффективности управления производственными затратами необходимо использовать все ресурсы производственных мощностей. Предлагается рассмотреть ассортимент спроса и предложений, и расширить ассортимент производимой продукции.
2) Необходимо наладить свое производство стеклоподъемников, и тем самым сократить расходы на материалы, а продажа оригинальных деталей принесет предприятию дополнительный доход.
3) Привлечение покупателей из соседних областей. Для того чтобы привлечь покупателей близлижащих регионов, необходимо проводить различные рекламные акции.
4) Для эффективного управления производственными расходами необходим качественный анализ, достичь которого невозможно без современных средств обработки информации. Такие функции могут быть обеспечены только при помощи современных информационных технологий.
Функции анализа управления производственных расходов разнообразны и достаточно сложны, как с точки зрения объема обработки информации, так и с точки зрения методологии.
Для АО «АвтоВАЗ» предлагается создание базы данных в 1С: Управленческий учет затратами.
Таким образом, в результате реализации проекта предприятие сможет получить дополнительный доход в размере 1070 тыс. руб. Проект окупится достаточно быстро – через 8-9 месяцев.
Кроме того, будет достигнута цель проекта – имеющаяся база будет использоваться на 100%, то есть повысится эффективность использования производственных расходов АО «АвтоВАЗ».
Реализация предложенных мероприятий позволит улучшить показатели рентабельности и позволит обеспечивать абсолютную ликвидность баланса на протяжении прогнозного периода.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части вторая и третья.-М.: ЮНВЕС, 2020.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2-х частях: Официальный текст.-М.: Элит-2020.
2) Учебники, монографии, диссертации
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2009.-352с.
4. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008г.-320с.
5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Омега-Л, 2019. - 570 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - 3-е изд.-М.: Гардарики, 2008.-528с.
7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. 2-е изд. доп. Таганрог. URL:http://www.aup.ru/books/m89.
8. Гусева И.Б. Управление затратами в системе контроллинга: Монография / Нижегород. гос. техн. ун-т. - Н. Новгород, 2006 -235 с.
9. Гончарук О.В., Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами на предприятии. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.-264с.
10. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью – изд. «Дашков и К», 2021. -400с.
11. Журавлева Н.В. Кредитование и расчетные операции в России. / Н.В.Журавлева.-М.: Издательство «Экзамен», 2019.-284с.
12. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Магистр, 2010. - 526 с.
13. Заруднев А.И. Управление затратами хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие / А.И. Заруднев., Г.С. Мерзликина. - Волгоград: РПК Политехник, 2002 – 514с.
14. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2019. - 576 с.
15. Каверина О.Д. Управленческий учет. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 350 с.
16. Ковалев В.В, Ковалев Вит.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2019.- 688с.
17. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - Минск: Высшая школа, 2009.- 420с.
18. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. - М.: ИТК "Дашков и К", 2005. - 484 с.
19. Лафта Дж.К. Менеждмент.-2-е изд., перераб и доп.-М.: ТК Велби,2009.-592с.
20. Лапуста М.Г. Конкурентный анализ отрасли и ключевые факторы успеха. URL: http://www.elitarium.ru/2007/05/24/ konkurentnyjj_analiz_otrasli.html.
21. Лапыгин Ю.Н. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат / Ю.Н. Лапыгин, Н.Г. Прохорова. - М.: Эксмо, 2007 -287с.
22. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. - 2-е изд., переработанное и доп.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.-2010.-352с.
23. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.
24. 25. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 882 с.
26. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2010.-281с.
27. Смирнова Г.А.. Корпоративные финансы – Издательство «Институт электронного обучения Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики», 2013. – 261с.
28. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами.-2-е изд., перераб и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.-639с.
29. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С.Стояновой.-5-е изд., перераб и доп.-М.: Издательство «Перспектива»,2008-656с.
30. Черногорский С.А., Ли Вэй. Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2010.-256 с.
31. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 367 с.
32. Шредер Н.Г., Соснаускене О.И., Терентьева Л.Ф. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле.- М.: Издательство «Альфа-пресс». 2010.-240с.
3) Статьи из периодических изданий
33. Абдукаримов И.Т., Абдукаримова Л.Г. Оценка и анализ производственных затрат и их роль в эффективном управлении предпринимательской деятельностью // Финансы: планирование, управление, контроль. - 2019. - N 4 –с.44.
34. Владымцев Н.В., Денисова А.С. Формирование системы анализа управления расходов компании: внутренний регламент и иерархия центров финансовой ответственности // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - N 6. -С. 47 - 50.
35. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод // Аудиторские ведомости. - 2007. - N 12 –с.2-6.
36. Демина И.Д. Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в соответствии с МСФО, Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, - 2021, - N 2. – с.1-3
37. Денисова М.О. Учет расходов и калькулирование себестоимости произведенной продукции, Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, - 2019, - N 6 – с. 5-9
38. Денисова М.О. Новый взгляд на учет общепроизводственных расходов, Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, - 2020, - N 2 – с.4-7
39. Дыбов А.И. "Топливные" и "масляные" расходы (порядок оценки ГСМ и учета их стоимости), Главная книга, - 2021, - N 17 – с. 5-9
40. Ерижев М.К. Оценка косвенных расходов и ее роль в управлении затратами современной компании, Экономический анализ: теория и практика, - 2007, - N 23 – с. 8-12
41. Елина Л.А. Налоговые прямые расходы: менять или не менять? (особенности разделения производственных расходов в налоговом учете на прямые и косвенные), Главная книга, - 2020, - N 22 – с.14-19
42. Зубарева Е.В. Оперативный учет и контроль как составляющие процесса анализа управления расходов строительных организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - N 12. - С. 42 - 49.
43. Иванов И.Н., Фукова Д.Ю. Конкурентный анализ. Бенчмаркинг // Экономический анализ: теория и практика, - 2009. - N 22 – с.21-28.
44. Катков Ю.Н., Никитина С.В. "Таргет-костинг" и "кайзен-костинг" в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК // Бухучет в сельском хозяйстве.- 2019. - N 8 –с. 5-8.
45. Лермонтов Ю.М. О правомерности учета в целях налогообложения отдельных видов расходов, Все о налогах, - 2021, - N 9 – с. 6-9
46. Лунина Т.А. Проблемы управления затратами, связанными с качеством продукции, Экономический анализ: теория и практика, - 2009, - N 14 – с.1-7
47. Любушкин А.А. Исторические аспекты развития технологий и инструментов управленческого учета в торговых организациях // Все для бухгалтера. - 2009. - N 12 – с.5-9.
48. Маняева В.А. ABC-метод - информационная система стратегического управленческого учета расходов по видам деятельности // Международный бухгалтерский учет. - 2019. - N 2 – с. 6-9.
49. Маняева В.А. Финансовая структура управления расходами организации для достижения стратегических целей // Международный бухгалтерский учет. - 2019. - N 10 – с. 8-11.
50. Парасоцкая Н.Н. Внедрение метода ABC (метод калькулирования себестоимости продукции и учета затрат по функциям), Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, - 2019, - N 6 – с. 15-17
51. Рабинович А. Налоговый учет в филиале иностранной организации. Распределение расходов между видами деятельности, Финансовая газета, - 2021, - N 36 – с. 21-25
52. Рассказова-Николаева С.А. Директ-костинг: правдивая себестоимость // Экономика и жизнь (Экономика бизнеса). - 2008. - N 50 – с. 8-15.
53. Сорвина О.В. Повышение эффективности управления производственными затратами на основе совершенствования процесса обеспечения предприятия материальными ресурсами, Международный бухгалтерский учет, - 2021, - N 35 – с. 18-21
54. Сорвина О.В. Управление производственными затратами предприятия на основе достижения сбалансированности экономических ресурсов, Международный бухгалтерский учет, - 2021, - N 23 – с. 14-18
56. Смирнова Н. Таргет-костинг позволяет управлять себестоимостью // Консультант. - 2006. - N 7 – с. 9-12.
57. Танашева О.Г. Совершенствование организационно-методических аспектов управления затратами на качество, Экономический анализ: теория и практика, - 2009, - N 22 – с. 8-14
58. Трясцина Н.Ю. Использование управленческого анализа затрат в процессе принятия оперативных решений, Экономический анализ: теория и практика, - 2009, - N 4 – с.8-9
59. Усатова Л.В. Организация современного управленческого учета на промышленном предприятии с применением зарубежных методик учета затрат // Управленческий учет. - 2008. - N 7 - с. 12-18.
60. Федорченко Т.А. Организация учета затрат и калькулирования себестоимости услуг сферы образования, Международный бухгалтерский учет, - 2021, - N 5 – с. 9-15
61. Хоружий Л.И. Управленческий учет затрат, Аудиторские ведомости, - 2005, - N 4 – с. 14-18
4) Справочные издания
62. Краткий экономический словарь / Под ред.А.Н. Азрилияна. – М: Институт новой экономики, - 2019, - 611 с.
5) Материал с базы практики
63. Устав ПАО «АвтоВАЗ»
64. Годовая бухгалтерская отчетность ПАО «АвтоВАЗ» за 2010 – 2021 гг.