Введение 3
Глава 1. Истоки утопии 8
1. Легенды о рае 8
2. Два комментария к «Государству» Платона 13
Глава 2. Утопия как дух буржуазной революции 28
2.1. Теория общественного договора как рационалистическая утопия 28
2.2. Две утопии либерализма 43
Глава 3. Утопия на практике 57
3.1. Крах утопических общин 57
3.2. Марксизм и утопический социализм 69
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Список интернет-ресурсов 87
Утопия является неотъемлемой чертой человеческой мысли. Будучи, в широком смысле слова, мечтой человечества о лучшем мироустройстве и одновременно критикой существующего порядка, она сопровождает цивилизацию с древних времен, начиная с легенд о «золотом веке» и заканчивая популярными антиутопиями типа «Голодных игр» и «Дивергента». Однако, хотя наше мышление утопично по своей сути, тенденция в его проявлении все-таки изменилась.
Классическая утопия Платона, эпохи Просвещения и Нового времени рисовала совершенный мир, в котором, в котором раз и навсегда был установлен разумный, истинный порядок и гармония на основе всеобщих принципов и выведенных из них обязанностей. Но если для классических утопистов этот совершенный мир был недосягаемым идеалом, то для нас эта мечта является реальным, иногда неудачным историческим опытом. Отсюда и свойственное нашему времени недоверие к политикам, которые слишком красиво рисуют будущее, не уточняя, как и какой ценой это должно быть достигнуто. Слишком еще свеж опыт фашизма и коммунизма - систем, которые пытались построить совершенное общество. И в то же время наблюдается огромная популярность антиутопий, которые уже не рассказывают о «земле обетованной», а наоборот, во много раз преувеличивают зло, которое мы уже не замечаем в повседневной жизни, более выпукло и наглядно демонстрируют то, к чему приведут тенденции сегодняшнего дня.
Понятие утопии многообразно и неоднозначно, поэтому не существует одного единственного, исчерпывающего ее определения. «Даже беглое знакомство с утопической литературой убеждает, что утопия - это феномен, объединяющий разнородные посылки и широкий аспект оппозиций: факт и вымысел, возможное и невероятное, здравомыслие и безумие, реальное и фантастическое, историческое и легендарное, сознательное и бессознательное»1. Поэтому «в современной социологии и философии отсутствует общепризнанная концепция утопии, а ее генезис, структура и функции по-прежнему остаются предметом разногласий и дискуссий»2.
В наиболее общем смысле, можно определить утопию как представление человека о самом верном способе совместной жизни людей. Это представление обусловлено исторически, культурно, социально, связано с научно-техническим прогрессом и просвещением. Утопия всегда создается конкретным человеком в конкретной исторической ситуации, в основе ее - определенный уровень знаний и открытий, а также акцентирование внимания на конкретных проблемах реально существующего общества. В узком смысле, в данном случае политическом, мы определим утопию как идеальный проект организации власти и государства, который подрывает существующий политиче ский, экономиче ский и правовой порядок и который, словно локомотив, тянет человечество к о суще ствлению общественного идеала - счастливой, комфортной и полноценной жизни.
Проблема утопии актуальна. Действительно, цивилизация в основном победила голод и эпидемии, о бе спечила отно сительную зажиточность населения, полки в супермаркетах ломятся от товаров на самый изощренный вкус. Люди в большинстве своем избавлены от необходимости выживать, у них есть время для досуга и всевозможных развлечений. Казалось бы, всего этого достаточно для того, чтобы человек был счастлив. Но почему-то ни новые научные открытия, ни очередная революция не может дать людям того, чего они жаждут. Люди не перестают мечтать о том, как хорошо будет после войны или революции, с новым президентом или при новом государственном строе. Или наоборот, как сладко жилось «при царе Горохе»... Но каждый раз при установлении нового порядка они кричат, что это не то, за что они боролись. Откуда-то есть эта незыблемая вера в то, что где-нибудь или когда-нибудь людям было или будет лучше, чем здесь и сейчас. Можно установить новый политический режим, гражданство, религию, но желанный идеал по-прежнему недосягаем. Со временем люди просто перестают верить в то, смена условий жизни может сделать их счастливее. Видимо проблема счастья человеческого кроется не в условиях жизни, а носит экзистенциальный характер.
Степень разработанности темы: Как уже было отмечено, проблема утопии для философии традиционно актуальна, поэтому накоплено внушительное количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной мысли. Значительный вклад в изучение утопии был внесен К. Мангеймом, Л. Мэмфордом, Е. Шацким, А. Свентоховским, О. Тоффлером, К. Поппером, Э. Блохом, П. Тейяром де Шарденом и многими другими представителями западной философии. Переводы и публикации их работ позволили рассмотреть утопию во всем ее многообразии и неоднозначности как неотъемлемый компонент духовной культуры общества...
Таким образом, был проведен историко-философский анализ политических утопий, в результате которого можно сделать следующие выводы. Во-первых, политическая утопия является социальным феноменом, сопровождающим человечество на протяжении всей его совместной жизни и во многом определяющим его развитие. И хотя первые утопии Платона, Мора и Кампанеллы являются не более, чем рассказами о выдуманных странах, именно они впервые поставили под сомнение существующий порядок власти, права и отношения между людьми. Именно мечтатели-утописты впервые подумали «а ведь мы можем жить лучше» и, тем самым, создали тот фундамент, на котором строили свои рассуждения Фурье, Маркс и Энгельс и лежащий сегодня в основе социальной политики наиболее благополучных и развитых стран. Политиче ская утопия подвергает сомнению самоочевидность, естественность и неприкосновенность власти и общественного порядка, допуская, что они могут быть принципиально иными, лучше и совершеннее, и это допущение помогает человеческому двигаться вперед на пути совершенствования совместной жизни.
Во-вторых, политиче ская утопия всегда имеет исторические и культурные основания, то есть всегда являются продуктом определенной эпохи, в которой, в свою очередь, развиваются различные течения мысли. Так, политическая утопия эпохи Просвещения и Нового времени (естественного права и классического либерализма) закономерно имеют рационалистический характер и тяготеют к универсальному мировому порядку, в котором царят объективные и вечные законы Бога, Природы, Морали и Права, с которыми необходимо согласовать социальный порядок.
Однако для XIX столетия, века истории, политическая утопия оказывается продуктом исторического процесса, обусловленным обществом, находящимся на конкретной ступени своего развития. В то время как для рационалистической утопии характерно абстрактное представление о человеке как о «tabula rasa», независимого от исторических и социальных условий своего существования, политическая утопия XIX века говорит об обусловленности и относительности природы человека.
В-третьих, историко-философское исследование социалистических общин, впервые попытавшихся реализовать принципы идеального государства, показало, что политическая утопия может существовать только как инструмент критического осмысления качества государственного и общественного устройства. С одной стороны, теоретической базой социалистических общин было слишком упрощенное и одностороннее преставление об общественной жизни, которая оказалась слишком сложной и неоднозначной, чтобы ее можно было организовать на основе нескольких простых принципов, а даже если и можно, никто не сможет гарантировать, что идеальное общество будет функционировать строго по намеченному плану. Ведь общество - не машина, действия которой можно просчитать и учесть все возможные неожиданности. Поэтому для устранения «отклонений от совершенного плана» неизбежно будет необходимо насилие, посредством которого можно привести общественное бытие в согласие с абстрактным идеалом.
С другой стороны, ошибочным было представление политической утопии о природе человека. При попытках построения идеального государства всегда предполагалось, что она постоянна и поэтому все ее нужды и возможности можно просчитать, а затем спроектировать наиболее подходящее с этой точки зрения государство. А поскольку причиной всех недо статков человека, вообще-то добродетельного и рационального от природы, являются неблагоприятные социальные условия и недостаток духовного воспитания, то человеку достаточно оказаться в условиях разумно
82
организованного порядка, чтобы мгновенно измениться в лучшую сторону. Однако, как показал опыт реализации государства всеобщего благоденствия и еще раньше социалистических общин, чрезмерное материальное благополучие и защищенность прав и свобод не только не совершенствует человека духовно, но даже разлагает его морально, делая ленивым и инфантильным, что в итоге подрывает сами основания государства.
Как бы то ни было, политическая утопия имеет и преимущества. Она не принимает наличное общественное бытие как безоговорочную данность, бесконечно сравнивая его с вечными и бесценными идеалами свободы, равенства, верховенства закона и права, идеалом достойной Человека жизни, чем, безусловно, заслуживает признания своей ценности и важности. Наконец, мир без утопии, любой, в том числе политической, тускнеет и теряет свою привлекательность. «В будущем реально можно добиться абсолютного отсутствия идеологии и утопии в мире, где нет больше развития, где все завершено и происходит лишь репродуцирование. Но уничтожение всякой трансцендентности бытия в нашем мире приведет к такому прозаическому утилитаризму, который уничтожит человеческую волю... Исчезновение утопии создаст статичную вещность, в которой человек и сам превратится в вещь».
1) Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск. 1989. 230 с.
2) Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: 1982. 337 с.
3) Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М.: 1965. С.256.
4) Гесиод. Работы и дни [Электронный текст]. URL: http://www.ae-lib.org.ua/
texts c/hesiod opera_et_dies ru.htm (Дата обращения 9.05.2017).
5) Платон. Государство [Электронный текст]. URL: http://psylib.org.ua/books/ plato0U26gos06.htm (дата обращения 10.02.2017).
6) Хен Ю.В. Цели и средства евгеники (этический и естественно-научный статус дисциплины)//Философия науки и техники. 2005. Т. 11. № 1. С. 243-260.
7) Шацкий Е. Утопия и традиция. М. Прогресс. 1990. 456 с.
8) Свентоховский А. История утопий: От Античности до конца XIX века. М.: Книжный дом «Либроком». 2012. 448 с.
9) Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М.: Правда. 1989. 608с.
10) Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир. 1994. 868 с.
11) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. [Электронный текст]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/ leviafan.txt with-big-pictures.html#21 (Дата обращения 15.03.2017).
12) Локк Дж. Два трактата о правлении. [Электронный текст]. URL: http:// royallib.com/read/lokk dgon/dva traktata o pravlenii.html#538447 (Дата обращения 15.03.2017)
13) Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. [Электронный текст]. URL: http://lib.ru/FILOSOF//RUSSO/prawo.txt (Дата обращения 16.03.2017).
14) Волгин В. П. Очерки по истории социализма. М. Л., 1935. С. 160—161.
15) И. Берлин. Две концепции свободы. [Электронный текст]. URL: http:// www.inliberty.ru/library/151-dva-ponimaniya-svobody (Дата обращения 3.05.2017)...