Проведен экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» (г. Москвы).
Выборка: учащиеся 9 класса. - 30 человек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте 7
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 7
1.2. Развитие Я-концепции личности в подростковом возрасте 12
1.3. Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте…… 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте 23
2.1. Цели, задачи и описание базы исследования 23
2.2. Методология исследования 31
2.3. Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования 36
2.4. Технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях 57
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 64
Актуальность исследования состоит в необходимости исследования особенностей формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте
Степень изученности проблемы. Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Ратгер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и др. В основном эти труды выполнены на материале исследования проблемы воспитания и перевоспитания подростков в различных образовательных учреждениях.
Объект исследования – Я-концепция в подростковом возрасте.
Предмет исследования – условия формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования – уровень Я-концепции, личностные и поведенческие особенности составляют основу девиантного поведения подростков и взаимосвязаны между собой.
Цель исследования – на основе изучения теории и практики выявить, теоретически обосновать и провести эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности девиантного поведения младших школьников.
3. Определить особенности профилактики девиантного поведения младших школьников.
4. Охарактеризовать возможности телевидения в профилактике девиантного поведения младших школьников.
5. Провести констатирующий эксперимент.
Методами педагогического исследования этапе стали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, анкетирование, собеседование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: теоретически обоснована особенность Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что. материалы исследования могут использоваться при подготовке учителей, психологов и социальных работников по взаимодействию и профилактике девиантного поведения подростков.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части и заключения. Содержание курсовой работы обусловлено следующим содержанием. Первая глава «Обзор психологических подходов формирования Я-концепции в подростковом возрасте» рассмотрена психологическая характеристика подросткового возраста, описаны особенности развития Я-концепции личности в подростковом возрасте и выявлены условия Я-концепции как основа девиантного поведения в подростковом возрасте Во второй главе проведено эмпирическое исследование особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте. Представлены цели, задачи и описание выборки исследования, описаны методики исследования, проведен анализ и обобщение результатов эмпирического исследования, а также обоснована технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях.
Результаты исследования сформулированы в виде выводов, в соответствии с задачами исследования. Работа содержит 8 таблиц, 7 рисунков, 35 источников литературы по теме исследования и приложений.
В результате проведенного исследования определено, что основной целью деятельности педагогов выступает формирование социально- психологической компетентности личности учащихся, мотивирование их на анализ влияния собственных индивидуальных черт личности на характер взаимодействия с миром и окружающей действительностью.
Развитие Я-концепции личности предполагает обеспечение непосредственно личностной готовности к системе изменений образа «Я» на основании ценностного самоотношения, самопознания, интегрирующих совокупность основных направлений и принципов, форм и методов, субъектов и объектов Я-концепции личности.
Динамичность «Я-концепции» детерминирована факторами внутреннего и внешнего характера. Семейное окружение, сверстники, педагогический коллектив оказывают непосредственное и достаточно значимое влияние на развитие всех компонентов самосознания подростков, а именно «Я-концепции». При этом, в старшем подростковом возрасте родители и отношение одноклассников оказывают наиболее сильное влияние на становление «Я-концепции» подростков.
Выявлено, что у подростков, склонных к проявлению девиаций, может наблюдаться негативная выраженность параметров «Я-концепции», а именно, можно предположить, что для подростков характерно проявление неудовлетворённости, закрытости в осознании «Образа-Я». Также, возможно, что подростки, склонные к девиации, обладают низкой самоценностью, так как они часто имеют тенденцию к саморазрушению (алкоголь, курение, наркотики и т. д.), а также низким уровнем самопринятия, что вызывает внутреннюю дезадаптацию, спровоцированную несогласием с самим собой
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Москвы с подростками 9 класса.
Целью нашей экспериментальной работы явилось изучение особенностей формирования Я-концепции как основы девиантного поведения в подростковом возрасте.
Обобщая результаты исследования самооценки подростков, представленных в виде табличных данных, сделаны следующие выводы: у большинства подростков идет формирование самооценки, о чем свидетельствуют выявленные нами непостоянные по параметру адекватность/неадекватность индивидуальные показатели самооценки подростков по разным методикам; 58% девятиклассников имеют обобщенную самооценку с тенденцией к завышению; среди подростков встречаются дети с самооценкой, преобладающую тенденцию которой не удается выявить (14%), возможно их самооценка еще находится в стадии формирования и они пока не имеют устойчивых внутренних критериев себя, поэтому то недооценивают себя, то переоценивают себя; среди подростков встречаются дети с уже сформированной самооценкой, однако их процентное соотношение от общего состава группы невелико, в нашем случае их число составляет 3%.
Для выявления особенностей самооценки девятиклассников нами исследовались группы разного состава (по половому признаку, по групповому статусу, по уровню общественной активности).
Итак, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – существует взаимосвязь между уровнем Я-концепции подростка и его типом направленности. Чем выше статус подростка в группе, тем выше его самооценка – в ходе исследования нашла свое подтверждения.
Обобщая результаты нашего исследования, отметим, что 58% девятиклассников имеют самооценку с тенденцией к завышению, а не адекватную, как свидетельствует большинство исследований Я-концепции старших подростков с девиацией. Результаты наших исследований по изучению связи характера Я-концепции с общественной активностью, с социальным статусом учащихся отличны от результатов известных психологов.
В исследовательской работе была рассмотрена важная проблема – особенности Я-концепции девятиклассников с девиацией.
Таким образом, группа подростков с девиантным поведением имеет более высокий уровень физической агрессии, негативизма, подозрительности, чувства вины. Также данная группа характеризуется более высоким индексом агрессивности и индексом враждебности. Отсутствуют значимые различия между группами по шкалам косвенной агрессии, раздражения обиды. Существует тенденция к различию в уровне вербальной агрессии.
С данной группой подростков необходима профилактическая поэтому представим направления профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков в образовательных учреждениях.
Таким образом, уровень Я-концепции, личностные и поведенческие особенности составляют основу девиантного поведения подростков и взаимосвязаны между собой, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Архипова А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте [Текст] / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 16-18.
2. Байбородова Л.В., Смирнова К.Ю. Социально-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в условиях специального учреждения [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 3 – С. 25-27.
3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка учащихся и семей группы риска. Межведомственный подход [Текст] / С.А. Беличева - М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2012.- 264 с.
4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. — С. 333—405.
5. Вишняков А.И., Карымова О.С. К вопросу о ценности семьи(на примере студентов) // Фундаментальные исследования. – 2014. – №3-4. – С.846-850.
6. Вишняков А.И., Киреева Н.В. Психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте// Фундаментальные исследования. – 2013. – №6-1. – С.174-178.
7. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2011. – 124 с.
8. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2011. – 287 с.
9. Евтюшкин В.П. Семь вечных духовных практик. Психологическое консультирование. – М.: АСТ; СПб.:Сова, 2011. – 287 с.
10. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
11. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 288с.
12. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Методики изучения социальной направленности и самосознания личности подростка// Научно-методическое пособие для студентов, психологов, социальных педагогов. – 2010. – 286 с.
13. Иовчук Н.М., Северный А.А. «Дидактогенные» депрессии у подростков. Современные проблемы охраны психического здоровья подростков. Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии.- Волгоград. 24-26 апреля 2011 г. Волгоград: ВолгГМУ 2011; 170-175.
14. Козлова И.А., Горюнов А.В. Клинико-психопатологическая характеристика депрессий детского возраста // Психиатрия 2012; 4-6: 24-32.
15. Ктениду М.Д. Связь типа родительского отношения с показателями приватности подростка// Вестник адыгейского государственного университета. – 2010. – №2. – С. 123-127.
16. Краткий психологический словарь. /Под общей ред.А.В.Петровского М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко - М.: Политиздат, 1985. - 431с
17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
18. Павлова, И.М. Психопрофилактика и психокоррекция суицидального поведения учащихся юношеского возраста : метод, пособие / И.М.Павлова, Т.Н.Карпович. - Мн.: РИПО, 2012. - 50 с.
19. Печникова Л.С. Особенности Я-концепции и самоотношения у девиантных подростков // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2005. — № 9. — С. 7—8.
20. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста : учеб. пособие. М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
21. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. – 96 с.
22. Николаева Л. А. Социально-психологические аспекты общения подростков с родите-лями// Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. – 2013. –№ – С. 101-104.
23. Писарева А.А. Гендерные особенности взаимосвязи индивидуально-личностных качеств и отношения к родителям у подростков// Электронный научный журнал: Письма в эмиссия. – 2009. – №4. – С.13-20.
24. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 220-231.
Иностранная литература
25. Charlton, J., Kelly, S., Dunnell, K. et al. Trends in suicide deaths in England and Wales //Population Trends.– 1992.– N 69.– P.10–16.
26. Fombonne E., Wostear, G., Cooper, V. et al. Th e Maudsley long-term follow-up of child and adolescent depression. I. Psychiatric outcomes in adulthood // British Journal of Psychiatry.– 2009.– vol. 179.– P.210–217.
27. Harkavy–Friedman J., Nelson E., Venarde D., Mann J. Suicidal behavior in schizophrenia and schizoaff ective disorder: examining the role of depression // Suicide Life Th reat Behav.– 2011.– vol. 34.– N 1.– P.66–76.
28. Wasserman D., Cheng Q., Jiang G. Global suicide rates among young people aged 15–19 // J World Psychiat –2011.– v 4, N 2.– P.114–120.
Интернет-ресурсы
29. http://www.psychol.ras.ru/ - официальный сайт Института психологии РАН;
30. http://www.voppsy.ru/news.htm - сайт журнала «Вопросы психологии»;
31. http://magazine.mospsy.ru/catalogue.shtml - каталог публикаций Московской психотерапевтической академии;
32. http://www.psy.msu.ru/ - сайт факультета психологии МГУ;
33. http://www.koob.ru/ - библиотека психологической литературы;
34. http://flogiston.ru/ - портал «Флогистон», на котором содержится разнообразная психологическая информация;
35. http://www.psychology.ru/ - психология на русском языке;
36. http://azps.ru/index.html - психология от А до Я;
37. http://forum.myword.ru/index.php?act=home – крупный портал психологической информации;
38. http://www.psi-net.ru/catalog/sites/material/index.html - портал информационной сети российской психологии;
39. http://pedlib.ru/index.php - библиотека педагогической литературы;
40. http://vch.narod.ru/index.html - сайт одной из крупных психологических лабораторий;
41. http://www.psylist.net/stimulmat/index.htm - стимульный материал по использованию различных методик по сбору эмпирического материала;