Введение 3
Глава 1. Источники и историография 6
Глава 2. Кафедра новгородских архиепископов в конце ХУ - первой половине XVI в 19
2.1. Новгородская епархия в конце XV - первой половине XVI в 19
2.2. Пимен до возведения на архиепископскую кафедру 23
Глава 3. Деятельность Пимена в сане новгородского архиепископа 28
3.1. Церковное управление 28
3.2. Участие в общероссийской политической деятельности 33
3.3. Литературная деятельность архиепископа 39
Глава 4. Разгром Новгорода 46
Заключение 58
Список источников 62
Список литературы 64
Список сокращений 68
Пимен был поставлен новгородским архиепископом в ноябре 1553 г. На неполные два десятилетия, которые владыка Великого Новгорода и Пскова занимал кафедру, выпало немало трудностей и изменений во внутренней жизни страны. Время это связано с деятельностью царя Ивана Васильевича Грозного: Ливонской войной, началом опричнины, свержением митрополита Филиппа, походом на Новгород 1570 г. Все эти события напрямую касались Пимена.
Новгородские архиепископы издревле занимали одно из ведущих мест в русской церковной иерархии. Пимен на протяжении своего служения занимался не только делами вверенной ему епархии, но и принимал активное участие в государственной жизни. Так или иначе, его жизнь оказалась напрямую связана с ключевыми аспектами политической и религиозной жизни страны. Владыка участвовал в делегации, направленной к царю в Александрову Слободу в 1565 г. Пимен, известный своей лояльностью царю, участвовал в суде над митрополитом Филиппом. Печальным завершением карьеры архиепископа стал разгром Новгорода в 1570 г. В связи с последним событием имя Пимена приобрело известность, поскольку именно архиепископа Новгородского царь считал главой заговора, ставшего причиной разгрома города. В 1570 г. Пимен был лишен сана и умер в заточении в одном из монастырей.
Личность архиепископа получала противоречивые оценки уже в сочинениях современников. В историографии так же сформировались зачастую полярные взгляды на проблему Новгородского заговора и деятельности владыки. По-прежнему не существует однозначных ответов на ключевые вопросы, которые могли приблизить к пониманию реальной картины того периода. Не до конца ясны и взгляды самого архиепископа, его отношения с царем и причины противоречий, которые между ними возникли. Весьма скупо освещается в исследованиях церковная деятельность Пимена, его труды в епархии.
Актуальность темы определяется отсутствием всестороннего исследования деятельности архиепископа. Не существует отдельного монографического исследования, посвященного Пимену.
Это открывает широкий простор для изучения и обобщения сведений об архиепископе, его роли в политике Ивана Грозного и в жизни Новгородской земли.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные направления деятельности Пимена, дать оценку личности архиепископа. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить взгляды историков на личность и деятельность новгородского архиепископа.
• выявить ключевые аспекты церковной деятельности Пимена во вверенной епархии
• показать участие новгородского архиепископа в политической жизни страны
• проанализировать литературные сочинения Пимена и дать их характеристику.
• рассмотреть события новгородского разгрома и последнего года жизни Пимена
• обобщить полученные результаты и сделать вывод
Работа состоит из четырех глав. В первой главе дается обзор источников и историографии по данному вопросу. Вторая глава посвящена краткой характеристики новгородской епархии и жизни Пимена до принятия сана архиепископа. В третьей главе представлены основные направления деятельности Пимена: внутрицерковная, общегосударственная и
литературная. Четвертая глава посвящена разгрому Новгорода и рассмотрению проблемы новгородского заговора.
Степень изученности проблемы. В основном к биографии архиепископа обращались исследователи эпохи Ивана Грозного. Личность Пимена рассматривалась в связи с ключевыми моментами: введением опричнины, судом над митрополитом Филиппом, разгромом Новгорода. В дореволюционной историографии Пимен рассматривался односторонне, оценки историков в основном повторяют оценки, данные в источниках. Ключевым вопросом, разрабатываемым историками этого периода, были причины разгрома Новгорода в 1570. Советские исследователи продолжили изучение темы. Появились попытки проанализировать причины поведения Пимена, его связи среди духовенства и мирян. Для историографии первой половины двадцатого века характерна уверенность в реальной виновности архиепископа, участии его в заговоре. В современной историографии сделаны попытки раскрыть мотивы действий царя, раскрыть литературную деятельность Пимена, проанализировать положение новгородской епархии в годы его служения. Более подробно историография вопроса будет рассмотрена в отдельной главе.
Архиепископ Пимен является выдающимся церковным иерархом своей эпохи. Его деятельность рассматривалась исследователями, начиная с XVIII в. Изучение продолжается и в наши дни. Тем не менее, историки не пришли к единому мнению по основополагающим проблемам данной темы. Не существует обобщающего все аспекты деятельности исследования, посвященного архиепископу. Из этого можно заключить, что тема все еще нуждается в тщательном изучении.
Новгородская епархия занимала важное место в русской церкви. После присоединения Новгорода к Москве архиепископы стали назначаться из столицы. Тем не менее, положение владык в городе оставалось высоким. Распространенное в городе стремление к независимости заставляло великих князей, а затем и царей внимательно подходить к выбору кандидата на новгородскую кафедру. В XV - начала XVI в. положение в городе было неспокойным: получили распространение еретические взгляды. Большинство ближайших предшественников владыки были смещены с кафедры, подверглись опале. Так завершилось и архиепископство Пимена, сходная участь ожидала его преемника.
Не имея возможности сделать окончательный вывод о монастыре, в котором будущий архиепископ подвизался до принятия сана, отметим, что обе фигурирующие в летописях обители пользовались вниманием Ивана Грозного и его окружения. До назначения на кафедру Пимен был простым монахом, не имел опыта церковного управления. Не вызывает сомнений, что случайный человек не мог стать архиепископом Новгорода. Вероятно, Пимен был знаком с царем или с кем-то из его приближенных до приезда в Новгород, а взгляды будущего владыки импонировали Ивану Васильевичу.
Исследование деятельности архиепископа на ниве церковного управления свидетельствует, что Пимен за 17 лет служения проявлял заботу о вверенной епархии. Он контролировал чистоту православной веры, стремился к улучшению нравов духовенства и простых новгородцев, способствовал соблюдению канонических правил церкви. Большое внимание владыка уделял строительству новых церквей и монастырей, почитанию местных святых. В годы его архиепископства происходит активное развитие церковных ремесел, стремление к утверждению внешнего великолепия церкви. Царь не оставлял вниманием новгородскую церковную жизнь: именно он являлся инициатором строительства Тихвинского монастыря, не раз выделял средства на обновление храмов и обителей.
Политическая жизнь владыки была достаточно активной. Будучи вторым лицом в русской церкви, он принимал участие в интронизации митрополитов, в их отсутствие занимал центральное место в церковном соборе. Ряд мероприятий свидетельствуют о близости владыки к царю. Пимен последовательно придерживался линии поведения,
свидетельствующей о полной лояльности Ивану Грозному. Наиболее заметным и известным эпизодом стало участие владыки в суде над опальным митрополитом Филиппом (Колычевым). Возможно, для новгородского архиепископа действительно не допустимым было любое выступление против решения царя, однако, в данном случае, ввиду явной необоснованности обвинений, Пимен поставил царские интересы выше собственной веры и справедливости.
Литературная деятельность архиепископа в данной работе рассматривалась на основе двух сочинений: грамоты, отправленной псковскому духовенству и послания Ивану Васильевичу под Полоцк. Новгородский владыка был хорошо знаком с литературной традицией своего времени, хотя послания Пимена отстают по уровню оригинальности от текстов его предшественников Макария и Феодосия. Помимо Священного Писания, он опирался на сочинения Серапиона Владимирского и Вассиана Рыло. Грамота псковскому духовенству отражает стремление владыки к исправлению нравов духовенства, укоренению паствы в православной вере, распространению постановлений Стоглава. В послании царю Пимен стремится показать современные ему события в соответствующем историческом контексте, сравнивая взятие Полоцка покорением Казани. Владыка рассматривает Ливонскую войну и ее конкретный эпизод как борьбу за православную веру. Подчеркивается высокое положение царя, его долг, перед Богом как венчанного правителя страны, продолжать борьбу за правое дело и чистоту христианской веры. Написанное явно в духе царских взглядов, послание, тем не менее, содержит робкую попытку призвать к милосердию по отношению к воинам, боярам, воеводам.
Заключительным трагическим аккордом служения владыки стал разгром Новгорода Иваном Грозным в 1570 г., обвинение Пимена в измене и смещение с кафедры. Наиболее вероятным представляется отсутствие реального заговора в городе, хотя у новгородцев были причины не поддерживать политику царя. Поскольку до этого архиепископ ни разу не высказался против политики Ивана Грозного, напротив, запятнал себя участием в суде над митрополитом Филиппом, представляется маловероятной возможность его вовлеченности в серьезный заговор против царя. С другой стороны, сам Иван Васильевич, по всей видимости, был уверен в реальности новгородской измены. Учитывай быстрое распространение обвинений на видных представителей опричнины, можно предположить, что такое стремительное развитие новгородского дело могло быть выгодно кому-то из опричного аппарата.
Архиепископ Пимен, таким образом, оказался энергичным владыкой, хотя деятельность его носила неоднозначный характер. На протяжении 17 лет он стремился к укреплению внешнего величия церкви, заботился о новгородцах, способствовал укреплению положения вверенной епархии. Однако политическая деятельность Пимена оказалась подчинена исполнению воли Ивана Грозного, даже самых противоречивых его действий. Невмешательство архиепископа в жесткую политику царя и, напротив, известная лояльность Ивану Васильевичу могу быть как свидетельством нерешительности, неготовности рискнуть собственной карьерой и жизнью ради защиты справедливости, так и искренней убежденностью в верховенстве царской власти и необходимости ей повиноваться. В любом случае, такая позиция не оказалась удачной: архиепископу пришлось пренебречь принципами веры и справедливости, что все равно не уберегло его от гнева Ивана Грозного и опалы. Последний год своей жизни Пимен, лишенный сана, провел в монастыре под Тулой.
1. СПбИИ РАН. Кол. 174. 257. Л. 1. - Опубл. Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. / Сост. К. В. Баранов. СПб., 1999. С. 109.
2. СПбИИ РАН. Ф. 174. Оп.1. Д.311. - Опубл. Акты новгородского
Вяжищского монастыря конца 15 - начала 17 вв./ Подг. Публ. И.Ю.
Анкудинов. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013. С. 34.
3. ААЭ. СПб: типография II отделения собственной Е.И. В. канцелярии, 1836. Т.1. 551 с.
4. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. СПб: Типография экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1841. Т.71. 570 с.
5. Водолазкин Е.Г. Вступительная статья к Житию Кирилла Белозерского // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1999. Т. 7: Вторая половина XV века. 581 с.
6. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. / Подготовил к печати Л. В. Черепнин. Под ред. С. В. Бахрушина. М.Л.: Издательство АН СССР, 1950. 585 с.
7. Корецкий В.И. Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского // Труды Отдела древнерусской Литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. В. И. Малышев. М.; Л.: Наука. Изд-во Академии наук СССР, 1965. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. 402 с.
8. Курбский А.М. История о великом князе Московском // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2001. Т. 11: XVI век. 683 с.
9. Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 312 с.
10. Никольский А. Н. Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского чудотворца // ИОРЯС. СПб.: Изд-во Российской Академии наук, 1905. Т.1. Кн. 2. 460 с.
11. ПСРЛ. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1879. Т.3: Новгородские летописи. 628 с.
12. ПСРЛ. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1929. Т.4.Ч.1. 687 с.
13. ПСРЛ. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1905. Т. 13. Ч.1. 310 с.
14. ПСРЛ. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1906. Т.13. Ч.2. 532 с.
15. ПСРЛ. М.: Наука, 1965. Т. 29. 392 с...