ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
I. АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Развитие атрибутивного словаря в онтогенезе 7
1.2. Особенности атрибутивного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Методические аспекты развития атрибутивного словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр 16
ГЛАВА ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ
II. У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 21
2.1. Исследование уровня развития атрибутивного словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
2.2 Методические рекомендации по развитию атрибутивного
словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Проблема развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль лексического запаса детей.
Одним из компонентов речевого развития ребенка, является словарь. Овладение словарем это важное условие умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря нарушает полноценное общение, а также влияет и на общее развитие ребенка. Овладение лексическим значением слова протекает на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении. Поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции словаря.
У детей с нарушениями речи употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи.
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности
семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Наиболее эффективным инструментом развития в старшем дошкольном возрасте является игра. Игра как основной вид деятельности интересует ребенка намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к формированию атрибутивного словаря, что очень важно для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра является действенным средством
совершенствования такого значимого для будущей учебной деятельности процесса, как формирование словаря. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Современные условия требуют всестороннего развития словаря детей с нарушениями речи. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Развитие атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Цель исследования - изучить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, разработать методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр...
Проблемы и задачи обогащения словаря детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию словаря детей уделялось большое внимание.
Развитие словаря в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Развитие словаря приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с ОНР, так и развития их коммуникативных возможностей. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения, особенно это касается атрибутивного словаря, который формируется позже других даже при нормальном речевом развитии.
Нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие две группы детей: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). Экспериментальную группу составили 10 старших дошкольников с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития». В контрольную группу вошли 10 старших дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием. Цель исследования - выявить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для выявления уровня развития атрибутивного словаря нами была использована методика В.А. Гончарова, адаптированная к задачам исследования и включающая такие разделы, как исследование объема и качества пассивного и активного словаря прилагательных.
Результаты показали следующее: развитие пассивного словаря в ЭГ - 3 балла, в КГ - 4,7 баллов; развитие активного словаря в ЭГ - 2,6; в КГ - 4,6.
Таким образом, делаем вывод, дошкольники с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У данной категории детей возникают затруднения даже при определении цвета и формы предмета. Также при обследовании прилагательных, были частые замены, которые свидетельствуют о том, что эти дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
Нами были предложены методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]. - М: Академия, 2000. - 400 с.
2. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР [Текст]// Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 36-38
3. Антонова, Е.В. Функциональные особенности семантической структуры слова у дошкольников с ОНР [Текст]. - СПб., 2001. - 123 С.
4. Бутон, Ш. Развитие речи [Текст]. - М., 1994. - 113 с.
5. Волосец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. - М., 2002. - 134 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]. - М., 2004. - 415 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - СПб.: Детство- Пресс, 2007. - 102 с.
8. Гончарова, В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст]. - СПб.,
2002. - 98 с.
9. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]// Практическая психология и логопедия.
- 2006. - № 4. - С. 22-25.
10. Еремина, В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - Рязань, 2001. - 112 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]. - Екатеринбург, 2005. - 364 с.
13. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - Екатеринбург: Литур, 2006. - 320 с.
14. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой [Текст]. - М.: Просвещение, 1993. - 271 с.
15. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]. - М., 2007. - 201 с...