Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАУО Емуртлинской СОШ Упоровского района Тюменской области.
Выборка: 20 обучающихся 7 класса (7 мальчиков и 13 девочек).
Есть приложения (методические материалы).
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования у обучающихся потребностей к занятиям физической культурой 6
1.1 Особенности потребностно-мотивационной сферы 6
1.2Формирование потребности в занятиях физической культурой у школьников 14-15 лет 15
2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 28
3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Реализация физкультурно-рекреационных занятий с применением средств оздоровительной аэробики 30
3.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 52
Практические рекомендации 54
Список использованных источников 55
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 66
Приложение Е 67
На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физкультурного образования и тем, какие потребности имеются у школьников по отношению к физкультурным занятиям. В школьной практике часто наблюдается безразличное отношение обучающихся к занятиям физической культурой, нежелание использовать ее средства для активного отдыха и проведения досуга.
Актуальность. В сложившейся ситуации особенно актуальным становится вопрос о формировании физкультурных потребностей у школьников, которые меняются с возрастом. Так в младших классах физкультурные потребности находятся на достаточно высоком уровне. (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А Копылов) [34]. Затем, чем старше становятся обучающиеся, тем сильнее у них проявляются особенности в развитии физических потребностей: у одних они становятся более избирательными, у других уровень потребностей снижается.
В средних и старших классах потребности школьников уже не в полной мере соответствуют содержанию учебной программы, наличию материальной базы школ и другим факторам. Не имея возможности удовлетворить индивидуальные потребности, многие из обучающихся теряют интерес к занятиям физической культурой.
В научно-методической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию интереса детей к занятиям физической культурой на основе использования разнообразных средств и методов (А.М. Войлоков, А.Н. Гриднев, И.Г. Келишев, В.А. Паленко, Е.П.Щербаков и др.).
Проблемы потребностей в физкультурно-спортивной деятельности рассматривали в своих работах К.Н. Верховцев, М.Е. А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарев, И.И. Сулейманов, А.Н. Щедрина и др. (К.Н Верховцев, А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарев) [12, 32, 41].
Формирование у школьников потребности и интереса к физической культуре представлено в работах А.В. Ахаева, П.К. Дуркина, М.И. Жаворонковой, В.В. Койносова и др. (П.К. Дуркин, В.В. Койносов) [17, 25].
Вместе с тем, на практике обостряется противоречие между необходимым и существующим уровнем потребностей школьников к занятиям физической культурой.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у школьников 14-15 лет потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся 14-15 лет.
Предмет исследования: методы и средства формирования у школьников 14-15 лет потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что проведение внеклассных физкультурно-рекреационных занятий с обучающимися 14-15 лет будет способствовать развитию их физкультурных потребностей и позитивно отразится на эффективности занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования физкультурных потребностей у школьников.
2. Определить уровень физкультурных потребностей у обучающихся 14-15 лет.
3. Выявить факторы, оказывающие влияние на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой.
4. Разработать практические рекомендации по формированию потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования материалов исследования учителями общеобразовательных школ, педагогами учреждений дополнительного образования в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
На основании теоретического анализа отечественных исследований по проблеме формирования физкультурных потребностей школьников проанализировано содержание понятий: «потребность», «физкультурная потребность» в качестве потребности достижения определенного физического совершенства и гармоничной взаимосвязи с соответствующими социальными и духовными качествами личности.
Выявлено, что у школьников 14-15 лет еще недостаточно сформированы физкультурные потребности, определены факторы, положительно влияющие на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой (личность учителя физической культуры (тренера), организация занятий и упражнения, включенные в содержания занятий) и факторы, негативно влияющие на формирование потребностей к занятиям физической культурой (однообразная форма проведения занятий, высокие требования программы по физической культуре, большая загруженность по другим учебным предметам).
При выборе содержания физкультурно-рекреационных занятий с использованием различных видов оздоровительной аэробики нами тщательно продумывались: состав двигательных действий и их комбинаций; правильность техники выполнения двигательных действий; величина нагрузки (интенсивность и объем двигательных действий); музыкальное сопровождение; психоэмоциональный фон занятия.
Исследование, проведенное нами на МАОУ Емуртлинская СОШ Упоровского района Тюменской области доказало, что систематическое проведение внеклассных физкультурно-рекреационных занятий различными видами оздоровительной аэробики оказывает положительное влияние на уровень физкультурных потребностей, физической подготовленности, сформированности физической культуры личности обучающихся 14-15 лет и частоты посещаемости физкультурных мероприятий в школе и за ее пределами.