Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАУО Емуртлинской СОШ Упоровского района Тюменской области.
Выборка: 20 обучающихся 7 класса (7 мальчиков и 13 девочек).
Есть приложения (методические материалы).
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования у обучающихся потребностей к занятиям физической культурой 6
1.1 Особенности потребностно-мотивационной сферы 6
1.2Формирование потребности в занятиях физической культурой у школьников 14-15 лет 15
2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 28
3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Реализация физкультурно-рекреационных занятий с применением средств оздоровительной аэробики 30
3.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 52
Практические рекомендации 54
Список использованных источников 55
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 66
Приложение Е 67
На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физкультурного образования и тем, какие потребности имеются у школьников по отношению к физкультурным занятиям. В школьной практике часто наблюдается безразличное отношение обучающихся к занятиям физической культурой, нежелание использовать ее средства для активного отдыха и проведения досуга.
Актуальность. В сложившейся ситуации особенно актуальным становится вопрос о формировании физкультурных потребностей у школьников, которые меняются с возрастом. Так в младших классах физкультурные потребности находятся на достаточно высоком уровне. (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А Копылов) [34]. Затем, чем старше становятся обучающиеся, тем сильнее у них проявляются особенности в развитии физических потребностей: у одних они становятся более избирательными, у других уровень потребностей снижается.
В средних и старших классах потребности школьников уже не в полной мере соответствуют содержанию учебной программы, наличию материальной базы школ и другим факторам. Не имея возможности удовлетворить индивидуальные потребности, многие из обучающихся теряют интерес к занятиям физической культурой.
В научно-методической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию интереса детей к занятиям физической культурой на основе использования разнообразных средств и методов (А.М. Войлоков, А.Н. Гриднев, И.Г. Келишев, В.А. Паленко, Е.П.Щербаков и др.).
Проблемы потребностей в физкультурно-спортивной деятельности рассматривали в своих работах К.Н. Верховцев, М.Е. А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарев, И.И. Сулейманов, А.Н. Щедрина и др. (К.Н Верховцев, А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарев) [12, 32, 41].
Формирование у школьников потребности и интереса к физической культуре представлено в работах А.В. Ахаева, П.К. Дуркина, М.И. Жаворонковой, В.В. Койносова и др. (П.К. Дуркин, В.В. Койносов) [17, 25].
Вместе с тем, на практике обостряется противоречие между необходимым и существующим уровнем потребностей школьников к занятиям физической культурой.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у школьников 14-15 лет потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся 14-15 лет.
Предмет исследования: методы и средства формирования у школьников 14-15 лет потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что проведение внеклассных физкультурно-рекреационных занятий с обучающимися 14-15 лет будет способствовать развитию их физкультурных потребностей и позитивно отразится на эффективности занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования физкультурных потребностей у школьников.
2. Определить уровень физкультурных потребностей у обучающихся 14-15 лет.
3. Выявить факторы, оказывающие влияние на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой.
4. Разработать практические рекомендации по формированию потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования материалов исследования учителями общеобразовательных школ, педагогами учреждений дополнительного образования в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
На основании теоретического анализа отечественных исследований по проблеме формирования физкультурных потребностей школьников проанализировано содержание понятий: «потребность», «физкультурная потребность» в качестве потребности достижения определенного физического совершенства и гармоничной взаимосвязи с соответствующими социальными и духовными качествами личности.
Выявлено, что у школьников 14-15 лет еще недостаточно сформированы физкультурные потребности, определены факторы, положительно влияющие на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой (личность учителя физической культуры (тренера), организация занятий и упражнения, включенные в содержания занятий) и факторы, негативно влияющие на формирование потребностей к занятиям физической культурой (однообразная форма проведения занятий, высокие требования программы по физической культуре, большая загруженность по другим учебным предметам).
При выборе содержания физкультурно-рекреационных занятий с использованием различных видов оздоровительной аэробики нами тщательно продумывались: состав двигательных действий и их комбинаций; правильность техники выполнения двигательных действий; величина нагрузки (интенсивность и объем двигательных действий); музыкальное сопровождение; психоэмоциональный фон занятия.
Исследование, проведенное нами на МАОУ Емуртлинская СОШ Упоровского района Тюменской области доказало, что систематическое проведение внеклассных физкультурно-рекреационных занятий различными видами оздоровительной аэробики оказывает положительное влияние на уровень физкультурных потребностей, физической подготовленности, сформированности физической культуры личности обучающихся 14-15 лет и частоты посещаемости физкультурных мероприятий в школе и за ее пределами.
1 Абросимов, М.Ю. Исследование влияния социальных факторов на физкультурно-спортивную активность. Научные основы управления подготовкой спортсменов: сборник научных трудов/ М.Ю.Абросимов. – Л.: ЛНИИФК, - 2018. – С. 5-9. – ISBN -
978-5-00129-094-0. - Текст: непосредственный.
2 Агеевец, В.У. Законопроект «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / В.У.Агеевец, Н.Н.Белоусов, Н.Н.Алфимов, А.Ф.Пенков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3 – С. 50. - ISBN – 978-5-98534-841-5. – Текст: непосредственный.
3 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев –М.: Мысль, 2015. – 160с. - ISBN - 978-5-458-34744-0. – Текст: непосредственный.
4 Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б.Мякинченко, М.П.Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304с. - ISBN - 5-98724-011-5. – Текст: непосредственный.
5 Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К.Бальсевич, В.А.Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1987. – 223с. – ISBN – 978-5-956235-97-8. - Текст: непосредственный.
6 Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышев // Теория и практика физической культуры. 1995. – №4. – С. 2-4. – ISBN - 978-5-906839-97-8. - Текст: непосредственный.
7 Батт, С.Д. Формирование потребностей в физическом совершенствовании старшеклассников как основа содержания школьной программы: дис. … канд. Пед. Наук / С.Д.Батт., 2003. - 190с. – Текст: непосредственный.
8 Борейша, Т.И. Формирование интереса старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с отягощениями: дис. … канд. Пед. Наук / Т.И.Борейша. – СПб., 1997. -174с. – Текст: непосредственный.
9 Бородина, М.В. Мотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте: дис. … канд. Пед. Наук / М.В.Бородина. – Ростов-на-Дону, 2001. – 194с. – Текст: непосредственный.
10 Белоусова, Б.В. О нравственном воспитании спортсменов / Б.В.Белоусова // Теория и практика физической культуры. – 1967. -№11. – С. 62-65. – ISBN - 978-5-907225-01-5. - Текст: непосредственный.
11 Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А.Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов.- М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144с. - ISBN - 5-211-01493-6. – Текст: непосредственный.
12 Верховцев, К.Н. Структура физкультурно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения: дис. … канд. Пед. Наук / К.Н. Верховцев. – Тюмень, 2001. – 160с. – Текст: непосредственный.
13 Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, - 1990, 288с. - ISBN - 5-211-01031-0 . – Текст: непосредственный.
14 Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1986. - №5. – С. 24-27. – ISBN - 978-5-907225-59-6. - Текст: непосредственный.
15 Ганзен, В.А. Отношение между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность / В.А. Ганзен, Л.Л. Головей. – Л.: ЛГУ – 1982, - С.3-11– Текст: непосредственный.
16 Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1973. - 246с. - ISBN - 978-5-458-36627-4. Текст: непосредственный.
17 Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования интереса к физической культуре у школьников: автореф. Дис. … д-ра пед. Наук / П.К. Дуркин. – Архангельск, 1995, - 46с. – Текст: непосредственный.
18 Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: «Академия», - 2001. - 264с. - ISBN - 978-5-7695-4840-6 (В пер.) . – Текст: непосредственный.
19 Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. Заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с. - ISBN - 978-5-7695-4787-4 (В пер.). – Текст: непосредственный.
20 Жолдак В.И., Коротаева И.В. Социология физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, И.В. Коротаева. – М., - 1994. - 86с. – ISBN - 978-5-906839-04-6. - Текст: непосредственный.
21 Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития / Г.К. Зайцев, М.В. Зинченко // Валеология: научно-практический журнал. - 1997. - №2. С. 31-35. - ISBN - 5-94648-027-8. – Текст: непосредственный.
22 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», - 2000. - 512с. - ISBN - 978-5-459-00574-5 (в пер.). – Текст: непосредственный.
23 Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. Пос. / Е.П. Ильин. -СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. - 486с. - ISBN - 5-8064-0181-2. – Текст: непосредственный.
24 Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/ М.С. Каган. – М.: -1974 – 328с.– ISBN – 9785534062137. - Текст: непосредственный.
25 Койносов, В.В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста: дис. … канд.пед.наук / В.В. Койносов. – Омск, 1992. – 230с. – Текст: непосредственный.
26 Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. – М.: «Терра-спорт», Олимпия PRESS, - 2001 – 64с. - ISBN - 5-93127-114-7. – Текст: непосредственный.
27 Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: ФиС., - 1987. -358с. - ISBN - 9785991696258. – Текст: непосредственный.
28 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат. - 1975.- 304с. - ISBN - 5-89357-113-4 (в пер.). – Текст: непосредственный.
29 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, сознание / А.Н. Леонтьев.- М.: Мысль, - 1980. – ISBN – 978-5-9658-3597-0. - Текст: непосредственный.
30 Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д.А. Леонтьев // Психол. журнал – 1992. - №2. Т.13. - С.107-117. - ISBN - 978-5-9765-3803-0. – Текст: непосредственный.
31 Лосев, В.Ю. Проблема ценностной ориентации учащихся в области физической культуры / В.Ю. Лосев // Национально-региональное образование по физической культуре и спорту: Материалы 1-ой науч.-практ.конф. – Сургут: СурГПИ, 2000. - С.36-40. - ISBN - 5-7065-0241-2. – Текст: непосредственный.
32 Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис. … докт.пед.наук / А.В. Лотоненко. – Воронеж, 1998. – 400с. – Текст: непосредственный.
33 Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 240с. - ISBN - 978-5-4468-2035-1. – Текст: непосредственный.
34 Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - №1. – С.5-10. - ISBN - 5-09-006717-1. – Текст: непосредственный.
35 Мартенс, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс. – М.: ФиС, - 1979, - 176с. – ISBN - 978-5-459-01167-8. - Текст: непосредственный.
36 Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. В виде науч. Доклада … д-ра пед.наук / А.П. Матвеев. – РГАФК, М., 1997. – 92с. – Текст: непосредственный.
37 Мотивация и личность / А. Маслоу. – (Серия «Масиера психологии») – 3-е изд. – СПб.: Питер, - 2003. – 352с. - ISBN - 978-5-459-00494-7. – Текст: непосредственный.
38 Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, - 2004. – 249с. - ISBN - 5-93512-022-4. – Текст: непосредственный.
39 Основы теории физической культуры: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ / Под общей редакцией Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. – М.Ю Шуя: ШГПУ, - 2002. – 168с. - ISBN - 5-691-01439-0. – Текст: непосредственный.
40 Петров, О.П. Формирование у студентов мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельности: дис. … канд.пед.наук / О.П. Петров. – Алма-Ата, 1989. – 168с. – Текст: непосредственный.
41 Пономарев, Н.И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. – 1988. - №10. – С.2-4. – ISBN - 978-5-288-05785-4. - Текст: непосредственный.
42 Пуни, А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности / А.Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. – 1973. - №12. – С. 10-14. – ISBN - 978-5-4468-2297-3. - Текст: непосредственный.
43 Смирнов, К.М. Гипокинезия и образ жизни человека // Двигательная активность человека и гипокинезия / К.М. Смирнов – Новосибирск: НАУКА, - 1972. – С.3-64. - ISBN - 5-225-00744-9 (В пер.). – Текст: непосредственный.
44 Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464с. - ISBN - 978-5-9718-0431-4. – Текст: непосредственный.
45 Усаков, В.И. Физическая культура как объект социально-педагогической диагностики // Физкультурное образование Сибири / В.И. Усаков. – Омск, Сиб.ГАФК, - 1995. – С.18-24. – ISBN - 978-5-16-015719-1. - Текст: непосредственный.
46 Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитание / К.Д. Ушинский. – М. – Л., - 1950. - Т.8 – С.20. - ISBN - 5-8183-0811-1 (в пер.). – Текст: непосредственный.
47 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов ВУЗов. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 480с. - ISBN - 5-7695-0853-1. – Текст: непосредственный.
48 .Шафранская, К.Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности. Личность и деятельность / К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова. – Л.: ЛГУ, 1982. – С.108-114. – ISBN - 978-5-9710-8078-7. - Текст: непосредственный.
49 Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб.пособие. – Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с. - ISBN - 5-87065-066-6 (В пер.). – Текст: непосредственный.
50 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: под ред. Д.И.Фельштейна / Д.Б. Эльконин – М.: Международ. Педагог. Академия, - 1995. – 224с. - ISBN - 5-7155-0035-4 (В пер.). – Текст: непосредственный.