Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет (Тюменский колледж производственных и социальных технологий)

Работа №92312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАУО Емуртлинской СОШ Упоровского района Тюменской области.
Выборка: 20 обучающихся 7 класса (7 мальчиков и 13 девочек).
Есть приложения (методические материалы).

Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования у обучающихся потребностей к занятиям физической культурой 6
1.1 Особенности потребностно-мотивационной сферы 6
1.2Формирование потребности в занятиях физической культурой у школьников 14-15 лет 15
2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 28
3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Реализация физкультурно-рекреационных занятий с применением средств оздоровительной аэробики 30
3.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 52
Практические рекомендации 54
Список использованных источников 55
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 66
Приложение Е 67

На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физкультурного образования и тем, какие потребности имеются у школьников по отношению к физкультурным занятиям. В школьной практике часто наблюдается безразличное отношение обучающихся к занятиям физической культурой, нежелание использовать ее средства для активного отдыха и проведения досуга.
Актуальность. В сложившейся ситуации особенно актуальным становится вопрос о формировании физкультурных потребностей у школьников, которые меняются с возрастом. Так в младших классах физкультурные потребности находятся на достаточно высоком уровне. (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А Копылов) [34]. Затем, чем старше становятся обучающиеся, тем сильнее у них проявляются особенности в развитии физических потребностей: у одних они становятся более избирательными, у других уровень потребностей снижается.
В средних и старших классах потребности школьников уже не в полной мере соответствуют содержанию учебной программы, наличию материальной базы школ и другим факторам. Не имея возможности удовлетворить индивидуальные потребности, многие из обучающихся теряют интерес к занятиям физической культурой.
В научно-методической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию интереса детей к занятиям физической культурой на основе использования разнообразных средств и методов (А.М. Войлоков, А.Н. Гриднев, И.Г. Келишев, В.А. Паленко, Е.П.Щербаков и др.).
Проблемы потребностей в физкультурно-спортивной деятельности рассматривали в своих работах К.Н. Верховцев, М.Е. А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарев, И.И. Сулейманов, А.Н. Щедрина и др. (К.Н Верховцев, А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарев) [12, 32, 41].
Формирование у школьников потребности и интереса к физической культуре представлено в работах А.В. Ахаева, П.К. Дуркина, М.И. Жаворонковой, В.В. Койносова и др. (П.К. Дуркин, В.В. Койносов) [17, 25].
Вместе с тем, на практике обостряется противоречие между необходимым и существующим уровнем потребностей школьников к занятиям физической культурой.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у школьников 14-15 лет потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся 14-15 лет.
Предмет исследования: методы и средства формирования у школьников 14-15 лет потребностей к занятиям физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что проведение внеклассных физкультурно-рекреационных занятий с обучающимися 14-15 лет будет способствовать развитию их физкультурных потребностей и позитивно отразится на эффективности занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования физкультурных потребностей у школьников.
2. Определить уровень физкультурных потребностей у обучающихся 14-15 лет.
3. Выявить факторы, оказывающие влияние на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой.
4. Разработать практические рекомендации по формированию потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования материалов исследования учителями общеобразовательных школ, педагогами учреждений дополнительного образования в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании теоретического анализа отечественных исследований по проблеме формирования физкультурных потребностей школьников проанализировано содержание понятий: «потребность», «физкультурная потребность» в качестве потребности достижения определенного физического совершенства и гармоничной взаимосвязи с соответствующими социальными и духовными качествами личности.
Выявлено, что у школьников 14-15 лет еще недостаточно сформированы физкультурные потребности, определены факторы, положительно влияющие на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой (личность учителя физической культуры (тренера), организация занятий и упражнения, включенные в содержания занятий) и факторы, негативно влияющие на формирование потребностей к занятиям физической культурой (однообразная форма проведения занятий, высокие требования программы по физической культуре, большая загруженность по другим учебным предметам).
При выборе содержания физкультурно-рекреационных занятий с использованием различных видов оздоровительной аэробики нами тщательно продумывались: состав двигательных действий и их комбинаций; правильность техники выполнения двигательных действий; величина нагрузки (интенсивность и объем двигательных действий); музыкальное сопровождение; психоэмоциональный фон занятия.
Исследование, проведенное нами на МАОУ Емуртлинская СОШ Упоровского района Тюменской области доказало, что систематическое проведение внеклассных физкультурно-рекреационных занятий различными видами оздоровительной аэробики оказывает положительное влияние на уровень физкультурных потребностей, физической подготовленности, сформированности физической культуры личности обучающихся 14-15 лет и частоты посещаемости физкультурных мероприятий в школе и за ее пределами.



1 Абросимов, М.Ю. Исследование влияния социальных факторов на физкультурно-спортивную активность. Научные основы управления подготовкой спортсменов: сборник научных трудов/ М.Ю.Абросимов. – Л.: ЛНИИФК, - 2018. – С. 5-9. – ISBN -
978-5-00129-094-0. - Текст: непосредственный.
2 Агеевец, В.У. Законопроект «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / В.У.Агеевец, Н.Н.Белоусов, Н.Н.Алфимов, А.Ф.Пенков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3 – С. 50. - ISBN – 978-5-98534-841-5. – Текст: непосредственный.
3 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев –М.: Мысль, 2015. – 160с. - ISBN - 978-5-458-34744-0. – Текст: непосредственный.
4 Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б.Мякинченко, М.П.Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304с. - ISBN - 5-98724-011-5. – Текст: непосредственный.
5 Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К.Бальсевич, В.А.Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1987. – 223с. – ISBN – 978-5-956235-97-8. - Текст: непосредственный.
6 Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышев // Теория и практика физической культуры. 1995. – №4. – С. 2-4. – ISBN - 978-5-906839-97-8. - Текст: непосредственный.
7 Батт, С.Д. Формирование потребностей в физическом совершенствовании старшеклассников как основа содержания школьной программы: дис. … канд. Пед. Наук / С.Д.Батт., 2003. - 190с. – Текст: непосредственный.
8 Борейша, Т.И. Формирование интереса старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с отягощениями: дис. … канд. Пед. Наук / Т.И.Борейша. – СПб., 1997. -174с. – Текст: непосредственный.
9 Бородина, М.В. Мотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте: дис. … канд. Пед. Наук / М.В.Бородина. – Ростов-на-Дону, 2001. – 194с. – Текст: непосредственный.
10 Белоусова, Б.В. О нравственном воспитании спортсменов / Б.В.Белоусова // Теория и практика физической культуры. – 1967. -№11. – С. 62-65. – ISBN - 978-5-907225-01-5. - Текст: непосредственный.
11 Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А.Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов.- М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144с. - ISBN - 5-211-01493-6. – Текст: непосредственный.
12 Верховцев, К.Н. Структура физкультурно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения: дис. … канд. Пед. Наук / К.Н. Верховцев. – Тюмень, 2001. – 160с. – Текст: непосредственный.
13 Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, - 1990, 288с. - ISBN - 5-211-01031-0 . – Текст: непосредственный.
14 Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1986. - №5. – С. 24-27. – ISBN - 978-5-907225-59-6. - Текст: непосредственный.
15 Ганзен, В.А. Отношение между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность / В.А. Ганзен, Л.Л. Головей. – Л.: ЛГУ – 1982, - С.3-11– Текст: непосредственный.
16 Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1973. - 246с. - ISBN - 978-5-458-36627-4. Текст: непосредственный.
17 Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования интереса к физической культуре у школьников: автореф. Дис. … д-ра пед. Наук / П.К. Дуркин. – Архангельск, 1995, - 46с. – Текст: непосредственный.
18 Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: «Академия», - 2001. - 264с. - ISBN - 978-5-7695-4840-6 (В пер.) . – Текст: непосредственный.
19 Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. Заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с. - ISBN - 978-5-7695-4787-4 (В пер.). – Текст: непосредственный.
20 Жолдак В.И., Коротаева И.В. Социология физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, И.В. Коротаева. – М., - 1994. - 86с. – ISBN - 978-5-906839-04-6. - Текст: непосредственный.
21 Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития / Г.К. Зайцев, М.В. Зинченко // Валеология: научно-практический журнал. - 1997. - №2. С. 31-35. - ISBN - 5-94648-027-8. – Текст: непосредственный.
22 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», - 2000. - 512с. - ISBN - 978-5-459-00574-5 (в пер.). – Текст: непосредственный.
23 Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. Пос. / Е.П. Ильин. -СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. - 486с. - ISBN - 5-8064-0181-2. – Текст: непосредственный.
24 Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/ М.С. Каган. – М.: -1974 – 328с.– ISBN – 9785534062137. - Текст: непосредственный.
25 Койносов, В.В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста: дис. … канд.пед.наук / В.В. Койносов. – Омск, 1992. – 230с. – Текст: непосредственный.
26 Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. – М.: «Терра-спорт», Олимпия PRESS, - 2001 – 64с. - ISBN - 5-93127-114-7. – Текст: непосредственный.
27 Лесгафт, П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: ФиС., - 1987. -358с. - ISBN - 9785991696258. – Текст: непосредственный.
28 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат. - 1975.- 304с. - ISBN - 5-89357-113-4 (в пер.). – Текст: непосредственный.
29 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, сознание / А.Н. Леонтьев.- М.: Мысль, - 1980. – ISBN – 978-5-9658-3597-0. - Текст: непосредственный.
30 Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д.А. Леонтьев // Психол. журнал – 1992. - №2. Т.13. - С.107-117. - ISBN - 978-5-9765-3803-0. – Текст: непосредственный.
31 Лосев, В.Ю. Проблема ценностной ориентации учащихся в области физической культуры / В.Ю. Лосев // Национально-региональное образование по физической культуре и спорту: Материалы 1-ой науч.-практ.конф. – Сургут: СурГПИ, 2000. - С.36-40. - ISBN - 5-7065-0241-2. – Текст: непосредственный.
32 Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис. … докт.пед.наук / А.В. Лотоненко. – Воронеж, 1998. – 400с. – Текст: непосредственный.
33 Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 240с. - ISBN - 978-5-4468-2035-1. – Текст: непосредственный.
34 Лях, В.И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - №1. – С.5-10. - ISBN - 5-09-006717-1. – Текст: непосредственный.
35 Мартенс, Р. Социальная психология и спорт / Р. Мартенс. – М.: ФиС, - 1979, - 176с. – ISBN - 978-5-459-01167-8. - Текст: непосредственный.
36 Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. В виде науч. Доклада … д-ра пед.наук / А.П. Матвеев. – РГАФК, М., 1997. – 92с. – Текст: непосредственный.
37 Мотивация и личность / А. Маслоу. – (Серия «Масиера психологии») – 3-е изд. – СПб.: Питер, - 2003. – 352с. - ISBN - 978-5-459-00494-7. – Текст: непосредственный.
38 Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, - 2004. – 249с. - ISBN - 5-93512-022-4. – Текст: непосредственный.
39 Основы теории физической культуры: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ / Под общей редакцией Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. – М.Ю Шуя: ШГПУ, - 2002. – 168с. - ISBN - 5-691-01439-0. – Текст: непосредственный.
40 Петров, О.П. Формирование у студентов мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельности: дис. … канд.пед.наук / О.П. Петров. – Алма-Ата, 1989. – 168с. – Текст: непосредственный.
41 Пономарев, Н.И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. – 1988. - №10. – С.2-4. – ISBN - 978-5-288-05785-4. - Текст: непосредственный.
42 Пуни, А.Ц. К психологической теории спортивной деятельности / А.Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. – 1973. - №12. – С. 10-14. – ISBN - 978-5-4468-2297-3. - Текст: непосредственный.
43 Смирнов, К.М. Гипокинезия и образ жизни человека // Двигательная активность человека и гипокинезия / К.М. Смирнов – Новосибирск: НАУКА, - 1972. – С.3-64. - ISBN - 5-225-00744-9 (В пер.). – Текст: непосредственный.
44 Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464с. - ISBN - 978-5-9718-0431-4. – Текст: непосредственный.
45 Усаков, В.И. Физическая культура как объект социально-педагогической диагностики // Физкультурное образование Сибири / В.И. Усаков. – Омск, Сиб.ГАФК, - 1995. – С.18-24. – ISBN - 978-5-16-015719-1. - Текст: непосредственный.
46 Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитание / К.Д. Ушинский. – М. – Л., - 1950. - Т.8 – С.20. - ISBN - 5-8183-0811-1 (в пер.). – Текст: непосредственный.
47 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов ВУЗов. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 480с. - ISBN - 5-7695-0853-1. – Текст: непосредственный.
48 .Шафранская, К.Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности. Личность и деятельность / К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова. – Л.: ЛГУ, 1982. – С.108-114. – ISBN - 978-5-9710-8078-7. - Текст: непосредственный.
49 Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб.пособие. – Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с. - ISBN - 5-87065-066-6 (В пер.). – Текст: непосредственный.
50 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: под ред. Д.И.Фельштейна / Д.Б. Эльконин – М.: Международ. Педагог. Академия, - 1995. – 224с. - ISBN - 5-7155-0035-4 (В пер.). – Текст: непосредственный.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ