1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА 6
1.1 История развития законодательства о лизинге 6
1.2 Особенности договора лизинга и его отличие от иных
договоров 13
1.3 Основные формы договора лизинга 21
2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ЛИЗИНГА 25
2.1 Субъекты и объекты лизинга 25
2.2 Содержание договора лизинга 33
2.3 Форма договора лизинга 45
3 ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА
ЛИЗИНГА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Лизинг сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании экономического сообщества России и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу хозяйственных отношений.
Мировой опыт применения лизинга доказал существование тесной взаимосвязи между уровнем развития данного вопроса и реальным увеличением объемов инвестиций, так необходимых для развития экономики России. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования российских промышленных предприятий: значителен удельный вес морально и физически устаревшего оборудования, низка эффективность его использования.
Несмотря на активное развитие, лизинг в российской экономике и гражданском законодательстве - явление еще мало изученное, а нормы, регулирующие данный вид обязательства, впервые появились лишь в ГК РФ 1996 года. Поэтому необходимость совершенствования знаний по данному институту гражданского права определяет актуальность изучения вопросов правового регулирования лизинга.
Предприятия часто испытывают недостаток оборотных средств. При этом они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно - технического прогресса и потому вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако далеко не все предприятия могут позволить себе привлечь инвестиции с помощью дополнительной эмиссии акций или размещения облигаций. Долгосрочное банковское кредитование также не всегда является верным решением. Как правило, банки предпочитают работать с крупными клиентами, имеющими безупречную репутацию.
Альтернативным способом финансового обслуживания инвестиционного процесса является лизинг, с помощью которого предприятие может оперативно решать производственные задачи, не покупая, а временно используя дорогостоящее оборудование. Как совокупность экономических и правовых отношений лизинг является одним из способов привлечения инвестиционных ресурсов в основные фонды наряду с банковским кредитованием и размещением собственных ценных бумаг. Лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты в материальной и денежной форме и выплатить вознаграждение. Общая сумма лизингового договора должна быть равна сумме инвестиционных затрат и вознаграждения.
Основа лизинговых отношений в Российской Федерации регулируется Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, гл. 34 Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что экономическое содержание лизинга определяется сложным сочетанием интересов и целей его субъектов, особенностями их взаимоотношений, возникающих при реализации договорных обязательств, а также значительным влиянием развитого рынка лизинга на уровень макроэкономических показателей, необходимостью реформирования налогового законодательства в части налоговых льгот. Вступление России в ВТО открывает возможности развитию международного лизинга для российских компаний, что обусловливает реформирование национального налогового законодательства.
Развитие отечественного рынка лизинговых услуг позволит:
- реализовать возможность ускоренного процесса обновления основных фондов предприятия, используя дорогостоящее имущество и научные достижения;
- использовать гибкие формы и схемы выплаты лизинговых платежей;
- осуществлять поддержку соотношения собственного и заемного капиталов в балансе предприятия;
- относить лизинговые платежи на расходы, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
- использовать преимущества льготного налогообложения и начисления ускоренной амортизации.
Приведенный перечень преимуществ применения лизинга не является исчерпывающим, позитивные изменения экономической ситуации в стране расширят и дополнят его в перспективе.
Объект исследования представлен общественными отношениями, возникающими в связи с заключением договора финансовой аренды (лизинга).
Предмет исследования составляют теоретические конструкции, правовые нормы, доктрина, судебная практика в исследуемой области.
Целями исследования являются систематизация и аналитическое изучение развития института финансовой аренды (лизинга), а также правового регулирования финансовой аренды (лизинга).
К задачам исследования необходимо отнести:
- изучение правового регулирования лизинга по гражданскому законодательству России;
- анализ проблем и перспектив развития договора лизинга в системе российского гражданского права.
Проблема правовых основ лизинговых отношений привлекает внимание ученых и практиков, представителей правовых и экономических наук. До последнего времени исследованию правового регулирования лизинговых отношений были посвящены отдельные главы, параграфы в трудах ученых- цивилистов. Исследования в основном были направлены на анализ исторического развития лизинга и характеристику классических лизинговых отношений. Развитие нормативно-правовой базы способствовало появлению ряда монографий, научно-практических работ. В периодической печати публикуются материалы о правовых особенностях конструкции договора лизинга.
Юридическому аспекту финансовой аренде (лизингу) в литературе уделено не так уж много внимания. Лизингу посвящено большое количество статей в периодической литературе, но фундаментальных трудов описывающих лизинг с юридической точки зрения довольно мало. При написании настоящей дипломной работы мною были использованы труды следующих авторов: М.И. Брагинского, В. В.Витрянского, В.С. Евтеева, Е.Е. Ищенко, А.С. Кабалкина, Ю.А. Серкова, Л.В. Стародубова, С. Шаталова и многих других.
Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
Мы полагаем, что следует более полно использовать инструменты регулирования правоотношений лизинга при помощи налогового права, стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков. Конкуренция на рынке заставляет производителей искать иные, помимо обычной продажи, пути реализации своего товара в условиях, когда потенциальные покупатели не готовы и не способны его приобрести за счет собственных средств.
Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.
Сейчас Россия остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный. Проблемы модернизации и обновления основных средств предприятий, так необходимые российской экономике, могут быть решены через их приобретение в лизинг.
Однако развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера (недостаточная развитость фондового рынка, неготовность участников к восприятию лизинговой парадигмы и др.)
В отличие от обычного договора имущественного найма (аренды) лизинг характеризуется тем, что охватывает более сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают не две, а три стороны.
Наряду с тем, что лизинг часто является практически единственным доступным инструментом финансирования при недостаточном объеме средств для приобретения оборудования, он дает ряд «бесплатных» выгод в интересах всех участников лизинга, что делает его более привлекательным и доступным.
Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг.
По нашему мнению, стратегия развития лизинга должна быть лаконичной, компактной и указывать: цели и задачи развития лизинговой индустрии, способы их достижения; статистику развития отрасли в целом и ее основных сегментов; значимость влияния лизинга на экономику страны в целом, регионов, отраслей с учетом направленности изменений в инвестиционной политике; государственное участие в развитии отечественного лизинга; рыночные механизмы; инновационные направления развития российского лизинга и т.д.
В заключение работы хотелось бы еще раз подчеркнуть огромную значимость лизинга для российской экономики и сделать вывод: на сегодняшний день в Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) как гражданско-правовой институт уже сложилась. Хотя по сравнению с экономически развитыми странами удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в российскую экономику пока ещё ничтожно мал, потенциал у финансовой аренды огромный, так как лизинг имеет множество преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми экономическими институтами. Именно лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Лизинг - более выгодный способ приобретения (пользования) оборудования по сравнению с его покупкой или обычной арендой. Поэтому можно с уверенностью предположить - количество заключаемых лизинговых договоров российскими предприятиями и предпринимателями будет возрастать из года в год и, в конце концов, удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций достигнет уровня ведущих, успешно развивающихся стран. Что в конечном итоге приведёт к обновлению основных средств и материально-технической базы российских предприятий.
1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге: заключена в Оттаве 28.05.1988 ) // Собрание законодательства РФ. -1999. -№32. -Ст.4040.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)//Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - ст. 410.
3. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 20.04.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 178399/
4. О финансовой аренде (лизинге): федеральный закон от 29 октября 1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// Российская газета. - 1998. - 05 ноября.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ(ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - № 100. - 2010. - 12 мая.
5. О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности: Указ Президента РФ от 17.09.1994 №1929 //Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 22. -Ст. 2463.
6. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: постановление
Правительства РФ от 29.06.1995 № 633 (ред. от 21.07.1997)// Собрание
законодательства РФ. - 1995. - № 27. - Ст. 2591.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) //Собрание законодательства РФ. - 2008. № 47. - Ст. 5489.
8. Безуглая, М.В. Существенные условия договора лизинга. / М.В. Безуглая М.В. - Юрист -, 2004. - № 11
9. Брагинский, М.И., Договорное право. Общие положения. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский - 3-е изд., стереотипное -М.: Статут, 2001. Кн. 1. - 848 с.
10. Бычкова, А. Договор лизинга с правом выкупа. Спорные вопросы при расторжении договора/А. Бычкова// Финансовая газета. -2014. - №1.
11. Витрянский, В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг/ В.В. Витрянский. - М.: Проспект, 1999. -274 с.
12. Зинченко, С.О. Финансовый лизинг и его договорная форма / С.О. Зинченко, В. Галов// М. - 2004. - № 11. - С.
13. Евтеев, В.С. Договор лизинга в Гражданском кодексе России / В.С. Евтеев //Гражданин и право. -2001. -№ 4. -С. 55.
14. Егоров, А.В.. Залог и титульное обеспечение: теоретико-практическое сравнение конструкций / А.В. Егоров, Е.Р. Усманова // Вестник гражданского права. - 2014. - № 4. - С. 56 - 127.
15. Ищенко, Е.Е. Правовое регулирование финансовой аренды в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук/Е.Е. Ищенко. - М., 2001. - 180 с.
16. Кабалкин, А.С. Изменение и расторжение договора/ А.С. Кабалкин // Российская юстиция. -1996. -№10. -С. 22.
17. Кабанова, И.Е. Правовое регулирование лизинга недвижимости в Российской Федерации: монография / под общ. ред. М.А. Егоровой. - М.: Юстицинформ, 2013. - 228 с.
18. Королев, С.А. Нужны новые подходы к лизинговому законодательству/ С.А. Королев // Хозяйство и право. -2001. -№10. -С. 121.
19. Кузнецов, Н.В. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение лизинговых обязательств/ Н.В. Кузнецов // Журнал российского права. -2001. -№3. -С. 134 - 135.
...