1. Общие положения о торгах 7
1.1. Понятие и виды торгов 7
1.2. Принципы проведения торгов и место торгов в гражданском праве 18
1.3. Правовое регулирование торгов 29
2. Порядок проведения торгов и признания их недействительными 40
2.1. Общий порядок проведения торгов в соответствии с гражданским
законодательством 40
2.2. Признание торгов недействительными и его правовые последствия 58
3. Особенности проведения торгов в ходе проведения процедуры банкротства,
при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, при проведении публичных торгов 65
3.1. Заключение договора на торгах в ходе проведения процедуры
банкротства 65
3.2. Особенности проведения торгов при закупке товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд 84
3.3. Особенности проведения публичных торгов 103
Заключение 111
Библиографический список 118
Приложение
Становление современной национальной правовой системы сопровождается изменением нормативно - правовой базы, а также правоприменительной практики, при этом многие правовые институты, в том числе и те, которые не являются новыми для российского права, претерпевают существенные изменения. В значительной степени это затрагивает положения, которые регулируют порядок заключения договоров.
Переход экономической системы на принципы свободного рынка, неизбежно повлек за собой изменение правового положения его участников. Появление принципа свободы договора, которым сторонам была предоставлена возможность свободного распоряжения их правами, повлекло изменения в механизме возникновения договорных отношений, в том числе и на торгах.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена значительным расширением практики применения торгов в различных сферах общественных отношений, которые предполагают заключение договора (приложение 1). Ч. 1 ст. 447 ГК РФ законодательно регламентирует, что любой договор может быть заключен путем проведения торгов, главное, чтобы это не противоречило самой сущности договора. В последние годы торги приобретают все большее значение, а заключение договоров на торгах, в свою очередь, способствует соблюдению баланса интересов участников гражданского оборота. Однако, несмотря на достаточно длительный опыт применения торговв различных сферах, которые регулируются специальным законодательством (размещение закупок на поставку товара, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, реализация арестованного имущества в рамках исполнительного производства, реализация имущества должника в рамках проведения банкротства и т.д.), актуальным является вопрос совершенствования нормативно-правового регулирования торгов. К примеру, отсутствие в ГК РФ определения понятия торгов обуславливает на практике подмену «иных» форм торгов иными конкурентными процедурами.
Рассматривая ч. 6 ст. 447 ГК РФ в контексте статей 447-449.1 ГК РФ можно сделать вывод о том, что законодатель не создает общие базовые нормы, а однобоко регламентирует механизм торгов, направленный на отчуждение (продажу, аренду и т.д.) имущества, а о торгах, проводимых в сфере закупок лишь упоминается с указанием на то, что общие положения о торгах применяются к закупкам, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений; в связи с чем отсутствуют как таковые едины подходы к проведению торгов.
Разрозненность общего и специального законодательства, отсутствие общих четких понятий на законодательном уровне, разнообразие судебной практики, сложившейся в результате применения процедур торгов, внедрение новых программных технологий предопределяют необходимость детального изучения данного субинститута.
Кроме того, актуальность избранной темы исследования заключается также и в том, что в современной юридической литературе отсутствует единое понимание правовой конструкции торгов, а главное - механизмов ответственности лиц, участвующих в них (имеются в виду не только собственно участники, но и организатор торгов).
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением торгов, заключением договоров по результатам проведенных торгов.
Предметом исследования послужила совокупность правовых норм, которые регулируют порядок организации и проведения торгов, практика их применения, существующие научные взгляды на указанные правовые явления.
Основная цель настоящего исследования заключается в осуществлении комплексного научного анализа торгов как субинститута договорного права и юридической процедуры, оформленной в рамках данного субинститута.
В связи с этим задачами работы является:
- проанализировать правовую природу торгов, а также определить их роль в гражданском обороте;
- провести анализ форм торгов по действующему законодательству России;
- обосновать существование совокупности норм о торгах в качестве субинститута договорного права и определить его место в гражданско- правовой отрасли;
- охарактеризовать сущность юридической процедуры торгов и ее организацию по действующему российскому законодательству;
- рассмотреть специфику юридической процедуры, применения
правовых последствий нарушения правил организации и проведения торгов.
- рассмотреть особенности проведения торгов в ходе проведения процедуры банкротства, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а так же особенности проведения публичных торгов.
Методологическую основу настоящей работы составляет существующая на сегодняшний день совокупность современных методов научного познания, в том числе: диалектического, формально-логического, сравнительно-правового, межотраслевого, метода анализа и синтеза и др.
Теоретическую основу исследования составляют работы цивилистов и специалистов в области договорного права, а также ученых в области общей теории права.
При осуществлении анализа в качестве основы были использованы труды С.С. Алексеева, В.С. Белых, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.Ф. Попондопуло, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др. В диссертации также были использованы исследования таких дореволюционных российских цивилистов, как К.П. Победоносцев, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе обоснована необходимость рассмотрения совокупности правовых норм о торгах в качестве правового субинститута договорного права, являющегося, в свою очередь, правовым институтом современного гражданского права России, в работе предпринята попытка дать комплексную характеристику торгов, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Эмпирическую основу составили опубликованные и размещенные в правовых базах материалы судебной практики Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, библиографического списка.
На основании изложенного, сущностными признаками торгов являются: наличие специальной нормативно регламентированной процедуры (механизма) организации и проведения торгов, на основе состязательности, конечной целью которых, является выявление лица, предложившего лучшие условия и/или цену на торгах, с которым по результатам их проведения организатором будет заключен договор. Под торгами предложено понимать, законодательно регламентированную процедуру, создающую и обеспечивающую конкуренцию и состязательность потенциальных участников, с целью определения лица, способного наилучшим образом удовлетворить (обеспечить) потребности организатора торгов. Рассмотрены формы торгов (в том числе электронных), которые проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Так, Законом о контрактной системе к иным формам отнесены запрос котировок и запрос предложений, на которые распространяются общие правила о торгах, предусмотренные ГК РФ. Законом о закупках не установлены конкретные формы торгов, законодатель предоставляет право заказчику установить любые формы, главное, чтобы организация и порядок их проведения был закреплен в Положении о закупке товаров, работ, услуг. Поскольку иные формы не раскрыты ни в ГК РФ, ни в Законе о закупках, во избежание и минимизации судебных споров, предложено в ГК РФ четко определить иные формы торгов, в том числе и в специальном законодательстве.
Именно торги, несмотря на достаточно сложную процедуру проведения, позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.
Принципами торгов являются: равноправие, эффективность, ответственность, свобода договора, открытость и прозрачность информации о торгах, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, организаторов,
а сами торги следует рассматривать как субинститут гражданского права, нормы которого содержатся в ГК РФ и специальном законодательстве, регулирующем сферу проведения торгов.
Думается, что правовое регулирование торгов все еще находится на этапе своего формирования. Заслугой российского законодателя можно считать выработку общетеоретических положений о торгах и их видах, закрепленных в основных нормативных правовых актах, анализ которых позволяет рассматривать торги как гражданско-правовой институт, представляющий собой совокупность норм, общего и специального законодательства, регулирующих процедуру торгов.
Процедура заключения договора на торгах состоит из нескольких этапов: публикация извещения, которое является односторонней сделкой; подача участниками заявок, которые также следует рассматривать односторонними сделками; оплата участниками задатка; выявление лица, который представил в заявке лучшие условия (цену), то есть, победителя торгов; подписание с победителем протокола о результатах торгов, который имеет силу заключенного договора. В качестве одной из проблем для организатора торгов, рассмотрена возможность участника отзыва заявок, или отказ от участия в торгах, эти могут действия могут привести к тому, что торги будут объявлены несостоявшимися, конечная цель организатора - удовлетворение потребностей, наилучшим образом, не будет достигнута. Более того, расходы на организацию и проведение процедуры также не будут компенсированы. На основании изложенного, предложено ввести ответственность участника, за отзыв заявки, например, в виде удержания определенного процента суммы от перечисленного залога или обеспечения. Особенно, это, на мой взгляд, актуально для публичных торгов.
Для признания торгов недействительными, должны быть существенные нарушения организации и порядка проведения торгов, повлекшие нарушение прав и интересов участников торгов. Иски, о признании торгов недействительными, подлежат рассмотрению по правилам о признании оспоримых сделок недействительными. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Неясным остается вопрос о нарушении, какого закона законодатель ведет речь, либо это Закон о конкуренции, либо специальное и/или процессуальное законодательство, либо сами нормы ГК РФ, либо иное законодательство, регулирующее организацию и порядок проведения процедуры торгов. Этот вопрос нуждается в конкретизации на уровне ГК РФ.
Анализ действующего законодательства в сфере торгов позволяет сделать вывод о том, что торги в зависимости от отрасли, в которой они проводятся, имеют специфические особенности, например, по субъектному составу, срокам, процедуре оценки, процедуре организации и проведения, признанию недействительными торгов и заключенного по их результатам договора и т.д.
Для торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства характерно, что реализация имущества возможна на стадии внешнего наблюдения (цель- восстановление платежеспособности должника, сохранение целостности предприятия) и конкурсного производства (цель-удовлетворение требований кредиторов). Реализуется имущество в двух формах: аукцион или конкурс. Цена на таких торгах идет на повышение. Она же и является одним из проблемных моментов ее определения. От того, насколько правильно и объективно будет определена цена, тем выше вероятность реализации имущества на первых торгах. Процедура реализации имущества должника на торгах состоит из стадий: первые, повторные и путем публичного предложения. На торгах может быть реализовано предприятие в целом, имущественный комплекс, имущество. Приоритетной является продажа предприятия и имущественного комплекса, поскольку позволяют сохранить целостность предприятия, а соответственно и производства, рабочих мест и т.д., однако, на практике чаще всего реализуется имущество, причем более 90 % имущества реализуется путем публичного предложения. Публичное предложение не является формой торгов, поскольку при их проведении отсутствует состязательность и конкуренция, его следует квалифицировать как публичную оферту.
Для закупочных процедур характерно: закупки товаров, работ, услуг осуществляются в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, юридических лиц, подведомственных указанным органам, финансируемых из бюджета. Круг участников в закупках достаточно широк, в него входят заказчик, уполномоченный орган, потенциальные участники, контрактная служба, контрактный управляющий, комиссия по осуществлению закупок, специализированная организация, эксперты, экспертные организации, ко всем участникам предъявляются определенные требования, поскольку от их действий (бездействий) зависит эффективность проведения закупок. На начальной стадии планирования, составляется план-график и план закупок, который является основанием для проведения закупки. Указанные документы размещаются на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Проведение закупочных процедур осуществляется в форме: аукцион, (электронный аукцион), конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Приоритетным способом является электронный аукцион, в некоторых случаях он императивно установлен для проведения закупки. Предусмотрена обязанность заказчика обосновать начальную максимальную цену контракта. Для поставщика предусмотрена обязанность по обеспечению заявки на участие в закупке и обеспечение исполнения контракта, способом обеспечения являются денежные средства или банковская гарантия. В целях качественного и своевременного исполнения контракта предусмотрены антидемпинговые меры. Учитывая, что на практике начальная (максимальная) цена бывает снижена более чем на 50 %, предложено установить в Законе о контрактной системе, Законе о закупках, максимальный порог снижения до 50 %. Поскольку, на мой взгляд, когда цена снижена на 50 % и более, никакие дополнительные меры, в виде повышенного размера обеспечения исполнения контракта, не компенсируют заказчику, не качественно выполненные работы (оказанные услуги, поставленный товар).
Закупки товаров, работ, услуг для отдельных видов юридических лиц проводятся на основании плана закупок и положения о закупках, которые также публикуются на официальном сайте. В положении заказчик вправе предусмотреть любые способы закупок, приемлемые конкретно для него. Однако, указанные способы закупок не должны ограничивать конкуренцию хозяйствующих субъектов, создавать приоритетные условия для кого-либо из участников. Общим для указанных способов закупок является то, что при формировании плана закупок и плана-графика заказчику необходимо предусмотреть в нем закупки, в которых принять участие смогут только субъекты малого предпринимательства. В качестве общего также можно отметить, что Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения закупок. На вышеуказанном официальном сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков, в который вносятся поставщики, уклонившиеся от подписания контракта, не исполняющие подписание контракта и т.д.
Выделены особенности, характерные для публичных торгов. Основанием для проведения торгов является решение суда, постановление судебного пристава-исполнителя; организатором торгов выступает специальный субъект, наделенный публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества; при проведении указанных торгов, отсутствует воля должниканареализацию его имущества; от имени собственника подписывает уполномоченное лицо либо организатор торгов; имущество в основном реализуется по рыночной цене, установленной оценщиком; сайт www.torgi.gov.ru определен как официальный сайт России в информационно- телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника; при реализации имущества по решению суда или в рамках исполнительного производства протокол не имеет силу договора. В заключение отмечено, что от того, насколько правомерно, своевременно и качественно будет реализовано имущество должника, зависят финансовые интересы большого числа лиц - кредиторов должника.
Выделены в качестве типовых ошибок участника, отсутствие или ненадлежащее оформление документов в составе заявки, предоставление недостоверных сведений в заявке, недостоверное указание конкретных показателей товара и т.д. Для минимизации указанных ошибок полагаю, необходимо допустим, увеличить штат работников, систематически проводить повышение квалификации специалистов, либо привлечь специализированную организацию для оказания такого рода услуг. К типичным ошибкам заказчика можно отнести: проведение закупки, которая отсутствует в плане-графике, включение в документацию несколько не взаимосвязанных лотов, установление необоснованных требований к участникам, неправильное установление критериев показателей товара, отклонение заявок по формальным основаниям, и т.д. Указанные ошибки со стороны организатора также могут быть минимизированы путем систематического повышения квалификации, наличия достаточного количества специалистов и т.д. На законодательном уровне необходимо приведение общих, специальных, процессуальных норм к единообразию.
Подводя итог изложенному, стоит отметить, что в качестве общих норм, регулирующих заключение договора на торгах, могут являться нормы ГК РФ, за исключением тех, которые полагаю, нуждаются в дополнении либо уточнении. В частности, второе предложение п. 1 ст. 447 ГК РФ на мой взгляд, нуждается в дополнении словами «..., если иное не установлено специальным законом.». Поскольку на сегодняшний день, указанная норма права, учитывая ее императивный характер, выступая общей по отношению к специальной норме права, им не соответствует (например, п. 4 ст. 54 Закона о контрактной системе допускает заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие, в конкурсе которого присвоен второй номер, отсюда следует, что контракт может быть заключен не только с лицом, выигравшим торги; п. 16. ст. 110 Закона о банкротстве участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов).Кроме того, п. 1 ст. 448 ГК РФ также императивно предусматривает, что любое лицо, вправе участвовать в открытом аукционе и открытом конкурсе, однако, слово любое полагаю, не совсем правильно, поскольку некоторыми статьями специальных законов, установлены требования к участникам, и, наверное, как минимум участник должен быть платежеспособен и иметь денежные средства, для внесения задатка. Понятие задаток в указанной статье, полагаю, также нуждается в уточнении. Поскольку Закон о контрактной системе, Закон о закупках не содержат такого понятия как задаток, то в этой части представляется более правильным конкретизация норм ГК РФ по аналогии с Законом о контрактной системе, регулирующем обеспечение заявки и обеспечение контракта. Также полагаю, необходимо ст. 488 ГК РФ дополнить нормами о заявке участника, установив общие основные требования к ней.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РФ: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32 . - Ч.1. - Ст. 3301.
3. Земельный кодекс РФ: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (Ч.1).- Ст. 1.
5. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч.1).- Ст. 4571.
6. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (ч.1).- Ст. 3434.
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14.- Ст. 1652.
8. Об ипотеке (залоге недвижимости): федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3400.
9. О приватизации государственного и муниципального имущества: федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4.- Ст. 251.
10. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41.- Ст. 4849.
11. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43.- Ст. 4190.
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007.- № 31.- ст. 4006.
13. Об особенностях участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства»): Постановление
Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 // Сайт справочно - правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru.
14. О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона (вместе с Правилами проведения аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже: Постановление Правительства РФ от 21.10.2013 № 938 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 43.- Ст. 5563.
15. О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (вместе с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, Правилами ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну): Постановление Правительства РФ от 28.11.2013№ 1084 (ред. от 09.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013.
- № 49 (часть VII).- Ст. 6427.- Ст. 3228.
...