Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальной защиты населения 9
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальной защиты
населения 9
1.2. Трансформация законодательства в сфере социальной защиты населения 24
2.1. Нормативное правовое обеспечение системы социальной защиты
населения в Алтайском крае в условиях модернизации федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения 45
2.2. Особенности и тенденции реализации социального обслуживания в
Алтайском крае 63
Заключение 74
Список используемой литературы 78
Актуальность
Во всеобщей декларации прав человека социальная защита представлена как социальное право каждого члена нашего общества. Социальная защита и социальное обеспечение направлены на повышение качества жизни населения, а также на удовлетворение потребностей людей, которые нуждаются в поддержке со стороны общества и государства. Изменения происходят в каждой сфере нашей жизни, что подтверждает актуальность данной темы диссертации. Модернизация той или иной сферы общества обуславливается необходимостью в улучшении положения всего общества, чтобы достичь идеального образа государства. Модернизация системы социальной защиты неизбежна, т.к. государство и общество пытается усовершенствовать систему и свести к минимуму недостатки. В связи с этим принят и уже вступил в силу с 1 января 2015 года. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Этот Закон призван заменить Федеральные законы от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Социальная обстановка в современной России может быть оценена как сложная. Минимальная заработная плата значительно ниже прожиточного минимума. В настоящее время этот разрыв составляет 1,276 раза (6643 рублей против 5205 рублей). Для большинства населения размер выплачиваемых пенсий невысок. Ниже черты бедности в настоящее время находится примерно 26 %3 (рассчитано по европейским методикам), а по российской методике - 12,7 % россиян. Децильный коэффициент весьма высок (по данным Росстата в среднем по стране он составляет 16,1) [59]. Как никогда ранее обострились проблемы совершенствования социально-экономической стратегии снижения уровня безработицы, увеличения занятости людей, получения достойной заработной платы, улучшения медицинского обслуживания, обеспечения и поддержки пенсионеров, семьи и материнства, детей и инвалидов на всех уровнях функционирования государственной власти.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного уровня жизни для каждого человека. Эффективная социальная защита всех слоев населения является показателем успешного развития регионов, а также всей страны. Целью исследования является анализ социальной защиты населения, как на федеральном, так и на региональном и её совершенствование.
Степень научной разработанности проблемы
Идеи, которые служат основой организации системы социальной защиты населения, были выдвинуты У. Бевериджем, Дж. М. Кейнсом, К. Марксом, A. Смитом, Ф. Энгельсом и другими.
В работах таких западных ученых как Ф.Бем, Дж.Гэлбрейт, Ф.Лутц, Ф.Мартель, Й. Штрассерпредложена концепция «государства благосостояния». Разработки этих учёных были использованы Л. Эрхардом в Германии и Ф. Рузвельтом в США при формировании основ социальной политики после второй мировой войны.
Вопросам формирования систем социального страхования в современном обществе посвящены труды отечественных авторов: Н.А. Волгина, B.Г. Павлюченко, Б. В. Ракитского, Н.М. Римашевской и др.
Данной проблеме также посвящены труды известных российских учёных, Е.Д. Катульского, Ю.П. Кокина, В.И. Можаева, А.А. Попова, Г.В. Черкасской, А.А. Шарафетдинова, Д.Г. Щипановой, и современных зарубежных учёных - Дж. Ю. Стиглица, Э. Уайтъхауза и других.
Заметный вклад в развитие теории социальной защиты внесли Холостова Е.И., Гуслякова Л.Г., Жуков В.И., Григорьев С.И., Панов A.M., Попов В.Г., Топчий Л.В., Шеляг Т.В. В их исследованиях рассматриваются объект, предмет, категории социальной работы как науки; роль практики в развитии теоретических аспектов социальной работы как профессиональной деятельности.
Объект исследования - социальная защита населения.
Предмет исследования - модернизация системы социальной защиты населения в Алтайском крае.
Цель исследования - выявление особенностей модернизации системы социальный защиты населения в Алтайском крае.
Задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы системы социальной защиты населения.
2. Провести системный и структурно-функциональный анализ системы социальной защиты населения.
3. Исследовать историю трансформации законодательства в сфере социальной защиты населения в СССР и Российской Федерации.
4. Проанализировать нормативные правовые документы,
регламентирующие деятельность по социальному обслуживанию населения, на федеральном и региональном уровнях.
5. Исследовать практику социального обслуживания населения в Алтайском крае в контексте реализации нового федерального законодательства. Гипотезы исследования:
1. Вероятно, наиболее оптимальным теоретическим обоснованием для исследования модернизации системы социальной защиты населения является структурно - функциональный и системный подходы.
2. Предположительно, эволюция законодательства системы социальной защиты населения приводит к распространению социальных услуг адресной направленности, активному задействованию организаций негосударственного сектора и политике, направленной на внутреннюю мотивацию населения для активизации внутренних ресурсов населения и самопомощи.
3. Предположительно, нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения в Алтайском крае приведено в соответствии с новым федеральным законодательством социального обслуживания населения.
4. Вероятно, можно выделить основные тенденции, противоречия и трудности реализации практической деятельности социального обслуживания населения в соответствии с законодательством.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Структурно -функциональный подход
2. Диалектический подход
3. Системный подход
Нормативная правовая база:
• Законодательные и нормативные правовые акты международного уровня, федеральных и региональных органов власти, направленные на социальную защиту населения.
Эмпирическая база исследования:
• Результаты проведенного автором полуструктурированного глубинного интервью со специалистами учреждений социального обслуживания населения г. Барнаула.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно¬правовых документов, полуструктурированное глубинное интервью.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована значимость структурно-функционального и системного подходов для изучения социальной защиты населения.
2. Доказано, что эволюция законодательства системы социальной защиты населения приводит к распространению социальных услуг адресной направленности, активному задействованию организаций негосударственного сектора и политике, направленной на внутреннюю мотивацию населения для активизации внутренних ресурсов населения и самопомощи.
3. Обосновано, что практика реализации социального обслуживания населения в Алтайском крае в настоящее время не в полной мере соответствует нормативным правовым документам в данной сфере.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наиболее оптимальным теоретическим обоснованием для исследования модернизации системы социальной защиты населения является структурно - функциональный и системный подходы.
2. Эволюция законодательства системы социальной защиты населения приводит к распространению социальных услуг адресной направленности, активному задействованию организаций негосударственного сектора и политике, направленной на внутреннюю мотивацию населения для активизации внутренних ресурсов населения и самопомощи.
3. Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения в Алтайском крае приведено в соответствии с новым федеральным законодательством социального обслуживания населения.
4. Практическая деятельность в сфере социального обслуживания в Алтайском крае не соответствует полностью новому федеральному и региональному законодательству.
5. Основными трудностями реализации практической деятельности социального обслуживания населения в соответствии с новым законодательством являются: принцип предоставления социальных услуг на основе заявления, вызывающий проблемы при обслуживании несовершеннолетних граждан; недостаточное количество организаций из негосударственного сектора по социальному обслуживанию населения, включенных в реестр поставщиков социальных услуг; бюрократизация при оформлении пакета документов; практическое отсутствие реализации системы тарифов на социальные услуги; невозможность реализации другой индивидуальной программы при еще незакрытой действующей программе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят определенный вклад в развитие современного социологического знания посредством рассмотрения социальной защиты населения как системы, состоящей из нескольких элементов, где каждый элемент имеет свои функции, и успешная реализации социальной защиты зависит от того, как слажено работают составляющие её элементы; выявления основных тенденций эволюции системы социальной защиты населения и причин ее модернизации.
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы диссертационного исследования способствуют модернизации действующей модели социальной защиты населения. Основные выводы работы могут быть применены на практике при реформировании регионального законодательства в сфере социальной защиты населения.
Апробация работы
По материалам диссертационной работы приняты в печать 2 научные статьи: «Системный подход в социологии», «Особенности реализации нового федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения в Алтайском крае».
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основное содержание работы изложено на 86 страницах.
Основные принципы социальной защиты населения отражены в Конституции РФ. Структура социальной защиты населения сложна и многогранна, а также является открытой системой. Комплексное изучение социальной защиты населения с точки зрения системного подхода и структурного функционализма позволяет утверждать, что социальная защита населения — это не просто система и ее составляющие элементы, но и их взаимодействие и связи между собой в совокупности, реализующие главную цель назначения социальной защиты: достойный уровень жизни населения, защита их прав, интересов и общее благосостояние страны.
Социальная защита населения должна осуществляться с учетом национальных и культурных традиций нашей страны. Мы рассмотрели период трансформации законодательства в сфере социального обслуживания населения с послереволюционной России до принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Мы можем сделать вывод, что социальная защита населения должна проявляться не только через меры государственные услуги (денежные выплаты) и социальные услуги (поддержка нуждающихся в социальном обслуживании), но и проводить профилактическую работу и активную политику на формирование у общества, и особенно у населения, которое нуждается в этой помощи, желания самозащиты и самопомощи.
Система социальной защиты населения имеет разветвлённую структуру, деятельность которой реализуется на широкой нормативной правовой базе.
Модернизация в сфере социальной защиты необходима, т.к. общество подвержено влиянию множества факторов (внешних и внутренних), что приводит к новым потребностям. В связи с этим и происходит модернизация той или иной сферы жизнедеятельности человека с целью усовершенствования системы с целью удовлетворить новые потребности людей.
Принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» привело к модернизации системы социальной защиты населении. Анализ нормативной правовой базы позволил выявить основные цели нового законодательства в сфере социальной защиты населения, основные принципы и отличительные черты новой системы социальной защиты населения, а также, что нормативная правовая база в сфере социального обслуживания населения Алтайского края выполнена в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Благодаря использованному методу полуструктурированному глубинному интервью, мы смогли выявить основные трудности, с которыми столкнулись органы власти и подведомственные им учреждения при реализации на практике нового законодательства в сфере социальной защиты населения: при обращении гражданина к поставщикам социальных услуг, он теряет права самостоятельного выбора поставщика; принцип предоставления социальных услуг на договорной основе вызывает затруднения при обслуживании несовершеннолетних граждан (законные представители не видят необходимости в предоставлении несовершеннолетнему гражданину социальных услуг); реестр поставщиков социальных услуг включено мало организаций из негосударственного сектора; бюрократизация при оформлении пакета документов, на практике разграничение полномочий между структурами в сфере социального обслуживания населения не происходит; затруднительна реализация тарифов на социальные услуги; расширение ресурсов помощи получателем социальных услуг невозможно при незакрытой индивидуальной программе; социальные услуги не предоставляются семье, как группе людей; педагогические работники учреждений социального обслуживания лишились льгот, положенных работникам образования.
Мы можем предложить (опираясь на результаты исследования) следующие рекомендации для решения противоречий между практической
реализацией и законодательством в сфере социально обслуживания населения в Алтайском крае: отменить заявительный принцип для социального обслуживания несовершеннолетних граждан; для организаций из негосударственного сектора сократить требования для включения их в реестр поставщиков социальных услуг; оптимизировать пакет документов; разграничить полномочия между структурами в сфере социального обслуживания населения в соответствии с внутренними ресурсами уполномоченных органов и их подведомственными учреждениями; ввести приостановление индивидуальной программы для расширения ресурсов социального обслуживания; ввести индивидуальный порядок признания семьи, находящимися в социально-опасном положении, нуждающейся в социальном обслуживании, как группы, а также составление не индивидуальной программы, а групповой; вернуть педагогическим работникам учреждения социального обслуживания льготы; для эффективной реализации тарифов на социальные услуги необходимо активное продвижение нового законодательства в сети «Интернет», средствах массовой информации, а также распространять условия получения социальных услуг в соответствии с новым законодательством в сфере социального обслуживания среди получателей социальных услуг. Все вышеперечисленные рекомендации должны найти свое выражение в законодательной базе.
Таким образом поставленные задачи решены, гипотезу нашли свое подтверждений, цель достигнута.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Российская газета. - 05.04.1998. - № 67.
2. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 385 - 388.
3. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 - № 45
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, 1993. - № 237
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ: принят Государственной думой 22.12.1995 // Российская газета, 1996. -№ 17
6. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, 2001. - №256
7. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 1998. - № 31. - ст. 3823.
8. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 года № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 11.12.1995. - № 50. - ст. 4872.
9. О ветеранах: Федеральный закон от 12.12.1995 года № 5-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Российская газета. - 05.01.2000. - N 1 - 3.
10. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный
закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание
законодательства РФ. - 22.05.1995. - № 21. - ст. 1929.
11. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 года № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета. - 04.08.1995. - № 150.
12. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации Федерального закона от 10.12.1995 года № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 11.12.1995. - № 50. - ст. 4872.
13. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон
от 24.10.1997 года № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание
законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - ст. 4904.
14. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон
от 16.07.1999 года № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание
законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - ст. 3686.
15. О государственной социальной помощи Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - ст. 3699.
16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131 (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - ст. 3822.
17. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - ст. 7598.
18. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.11.2013 года № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 30.12.2013 - № 295.
19. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.09.2000 года № 1709 // Российская газета. - 30.09.2000. -№189
...