Анализ эффективности социального сопровождения семей, имеющих
ребенка с ограниченными возможностями развития на примере КГБУСО «
Комплексный центр социального обслуживания населения г.Новоалтайска» (в
селе Косиха)
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению социального сопровождения детей с ограниченными возможностями.
1.1 Содержание социального сопровождения семей, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями 9
1.2 Нормативно-правовая база социального обслуживания инвалидов..21 Глава II. Организация социального сопровождения детей с ограниченными возможностями на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Новоалтайска». (Косихинский район).
2.1. Характеристика и содержание социального сопровождения детей с ограниченными возможностями в Косихинском
районе 47
2.2. Анализ результатов социологического исследования оценки эффективности социального сопровождения детей с ограниченными возможностями на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Новоалтайска». (в селе
Косиха) 55
Заключение 78
Список использованной литературы 83
Приложения 90
Социальное сопровождение как важнейший вид деятельности в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в настоящее время приобретает все большую актуальность. Социальная поддержка нуждающихся категорий населения - это такая деятельность, которая имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая различные формы на разных этапах своего развития. В каждой стране инвалиды являются предметом заботы государства. Социальная забота об инвалидах в России проявлялась на протяжении многих лет, но до постсоветского периода не была сформирована система учреждений по социальной поддержке населения и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы социальную работу с инвалидами.
Значение социального обслуживания постоянно возрастает в связи с ростом числа лиц, нуждающихся в социальной поддержке, одними из которых являются люди с ограниченными возможностями. Медицинское и социальное обслуживание инвалидов должно быть построено по единой системе, которая, несмотря на разные формы помощи, организуемой учреждениями здравоохранения и социального обеспечения, достигала бы единой цели - сохранения и восстановления физического здоровья человека.
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, причиной возникновения инвалидности может послужить множество факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России некоторые из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации стремительно растет и на 2015 год их численность составила 604 тысячи[17]. Очевидно, что при таких масштабных процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может. Одной из форм социальной поддержки со стороны государства по отношению к инвалидам является материальная помощь. Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке, не менее важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
У семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями происходит изменение социального статуса, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения. Это является серьезным испытанием для человека, поэтому проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов в настоящее время продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.
Степень изученности проблемы. Проблема социального обслуживания - предмет изучения социологов, юристов, ученых в области социальной защиты и государственного и муниципального управления Многими исследователями социальное обслуживание, как вид социальной деятельности рассматривается среди проблем теории и практики социальной работы. К их числу относятся такие ученые как П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, они рассматривают его преимущественно в составе направлений социальной работы с инвалидами[35,36,37]. Интерес к проблеме социального обслуживания детей с ограниченными возможностями, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире [26].
Научная разработка проблем социального обслуживания детей-инвалидов в новейших российских исследованиях отражает во многом эволюцию оценки общественной значимости этого вопроса в нашей стране в целом. По-видимому, на основе традиций, сложившихся еще с советских времен, среди работ о социальной защите детей с ограниченными возможностями преобладали работы медико-социального характера. Свой вклад внесли такие ученые, как Н.Ф. Дементьева,Э.В. Устинова, А.В Мартыненко.[]Данное направление исследований продолжает развиваться в рамках специальных медицинских работ и публикациях санитарно-гигиенического направления [20,31].В связи с развертыванием изучения проблем социальной защиты и социальной политики в целом, в научном исследовании проблем защиты детской инвалидности значительную часть начали составлять работы социологического характера, в особенности - по проблемам образа жизни и социального регулирования его развития, это работы таких ученых, как Е.Н.Ким, Т.В.Малофееева, Л.И.Акатов[25,15,30].С начала 2000 г., по проблемам социальной защиты детей-инвалидов появляются как специальные социологические исследования, так и фундаментальные разработки экономических, социально-психологических, педагогических и правовых аспектов проблемы.
Можно сделать вывод, что в отечественной литературе проблема социального сопровождения детей с ограниченными возможностями, ее сущности и содержания, влияния социальных факторов на развитие детей-инвалидов разработана недостаточно. Наиболее слабым местом исследования данной проблемы является отсутствие работ, разрабатывающих данную тему системно, во взаимосвязи с различными аспектами социального развития. В имеющихся работах в основном рассматриваются лишь отдельные аспекты образа жизни и развития детей-инвалидов. Недостаточно также изучена как проблема совершенствования системы социального обслуживания детей с ограниченными возможностями в целом, так и другие аспекты рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам социального обслуживания детей с ограниченными возможностями и оптимизации управления этим процессом[34].
Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей страны, но и недостаточной научной разработанностью проблемы. К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей с ограниченными возможностями с точки зрения государственной политики[34].
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, реабилитационных центров и центров занятости.
Актуальность и недостаточная исследованность вышеуказанных проблем обусловили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования: организация социального сопровождения
семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями развития.
Предмет исследования: основные направления социального обслуживания детей-инвалидов.
Цель исследования: выявить основные направления социального обслуживания детей с ограниченными возможностями развития в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Новоалтайска» (в селе Косиха).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития;
2. Исследовать нормативно-правовую базу различных уровней в области социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития;
3. Выделить основные направления социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития в государственных учреждениях социального обслуживания нестационарного типа;
4. Изучить основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями развития в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Новоалтайска» (в с. Косиха)
5. Разработать программу социологического исследования эффективности социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития на базе центра.
Гипотезы:
1. Вероятнее всего, теоретической основой изучения социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития, является социально-средовой подход в обслуживание детей с ограниченными возможностями ,т.к он позволяет обеспечить беспрепятственный доступ к социальным услугам и осуществить работу с близким окружением ребенка.
2. Анализ понятия «социальное сопровождения» позволяет выявить, какие меры предпринимает государство по оказанию социальной помощи детям- инвалидам, т.к в нём обозначаются основные направления социального обслуживания населения.
3. Организация досуговой деятельности является наиболее оптимальным направлением социального обслуживания детей-инвалидов в учреждениях нестационарного типа, т.к. Она ориентирована на повышение личной активности детей-инвалидов и сохранение их жизненного тонуса.
4. Предполагается, что деятельность «Комплексного центра социального обслуживания города Новоалтайска» в с.Косиха в области социального сопровождения детей-инвалидов имеет высокую степень эффективности, т.к в центре используются такие направления работы, которые позволяют детям с ограниченными возможностями адаптироваться в социальной среде.
Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие методы:
анализ научной литературы;
анализ документов;
анализ статистических данных;
анализ законодательной базы;
анкетирование.
В настоящее время, детей с ограниченными возможностями развития целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, недугов или повреждений, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации или замедленной социализации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности [29].
Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование детской - инвалидности[28].
Организация социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна, потому, что в Косихинском районе, как и в целом по России, не прекращается рост детской инвалидности, что требует особых мер по профилактике и социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас социальное обслуживание инвалидов приобретает все большую актуальность. Социальное обслуживание как вид профессиональной деятельности является показателем развития правового социального государства. Функции, права и обязанности структур и организаций системы социального обслуживания населения должны быть взаимосвязаны. Социальное обслуживание в конечном счете создается правовым полем, позволяющим реализовать на практике ряд основных направлений профессиональной деятельности.
На основе анализа научной литературы цель исследования была достигнута, а именно: были выявлены основные направления социального обслуживания инвалидов. Это позволило последовательно решить поставленные задачи:
- во-первых, рассмотрены теоретические аспекты социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития;
- во-вторых, проанализирована нормативно-правовая база различных уровней в области социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития;
-в-третьих,были выделены основные направления социального сопровождения детей с ограниченными возможностями развития в государственных учреждениях социального обслуживания нестационарного типа;
-в-четвертых,были изучены основные направления работы с детьми- инвалидами в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Новоалтайска». (в с. Косиха)
-в-пятых, была разработана программа социологического исследования качества социального сопровождения детей-инвалидов на базе центра.
Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий, направленных на оптимизацию системы социального обслуживания инвалидов. Прежде всего, следует начать с изменения организационно-методического обеспечения реабилитации и воспитания детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации,изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей; с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.
Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и под отрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром[30].
Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями находятся в прямой связи с общей стратегией социально-экономического развития страны и финансовыми возможностями государства. Следует признать, что Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не всегда выполняется, а детей с ограниченными возможностями неохотно обслуживают многие учреждения, в том числе и здравоохранения. Из-за отсутствия специальных приспособлений учебные заведения не в состоянии принять на обучение детей с ограниченными возможностями, что затрудняет их дальнейшую социализацию как субъектов общественного взаимодействия.
Ресурсная недообеспеченность социальной политики и социальной защиты детей с ограниченными возможностями, в сочетании с социокультурной дифференциацией этой группы населения осложняют разработку и реализацию оптимальной социальной политики. Поэтому основные стратегии и формы государственной политики по решению социальных проблем детей с ограниченными возможностями в настоящее время обеспечивают лишь удовлетворение элементарных жизненно важных потребностей. Полная же адаптация детей с ограниченными возможностями в общество требует дополнительного финансирования для их обучения, получения профессии и трудоустройства.
Особую значимость приобретает система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики и восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, а так же способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним. Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб реабилитации инвалидов, наполнить новым смыслом жизнь людей с ограниченными возможностями.
1. Конституция Российской Федерации в ред. на 2004г.//Кодексы и законы РФ. - СПб: «Весь», 2004. - С.430-442.
2. Трудовой кодекс РФ 2001//Кодексы и законы РФ. - СПб: «Весь», 2004.- С. 740-800.
3. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2008-2011годы.
4. «Основные направления государственной семейной политики» // СЗ РФ. - №21. Ст. 2460. - Указ Президента РФ №712от 14.05.2001г.
5. среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175.
6. «О положении детей в Российской Федерации» Государственный доклад 2012 г.
7. «О государственной социальной помощи» ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178- ФЗ
8. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. №3447.
9. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по
формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 14. Ст. 1097.
10. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. №543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания,защиты и развития детей в 90-е годы» // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1992.№ 17.Ст.45.
11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собрание
законодательства. 1995. № 48. Ст. 4563.
12. Федеральный закон «О социальном обслуживании инвалидов и граждан пожилого возраста в РФ» // Собрание законодательства. Закон от 4 августа 1995 г. Ст. 3465.
13. Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в РФ» // Собрание законодательства. Закон от 19 декабря 1995 г. Ст. 3984.
14. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" // Собрание законодательства. Закон от 24
ноября 1995 г. N 181-ФЗ Ст.1.
15. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"// Собрание законодательства. Закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ Ст.7.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"// Собрание законодательства. Закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ Ст.3.
16. Федеральный закон « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»// Собрание законодательства. Закон от 25 ноября 2013 г. № 317 Ст.5.
17. Федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»// Собрание законодательства. Закон от 7 июля 1995 г.№ 313 Ст.13.
18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации» // Собрание законодательства. Постановление от 15 мая 1995 г.№ 466
19. Постановление Совета Министров «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"//Собрание законодательства. Постановление от 23 июля 1993г. №720
20. Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР «Об утверждении методических указаний по вопросам врачебно-трудовой экспертизы» // Собрание законодательства. Приказ от 25 декабря 1986г. № 161
...