Образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае
|
Глава I. Теоретические основы и практические предпосылки развития образовательной инклюзиидетей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 15
1.1 Понятие и сущность образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья 15
1.2 Теоретико-методологические основания исследования образовательной
инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 28
1.3 Нормативно - правовая база инклюзивного образования детей- инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и Алтайском крае 37
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблем образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае 53
2.1 Региональная практика образовательной инклюзии детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае 53
2.2 Экспертная оценка проблемного поля реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в Алтайском крае 65
Заключение 82
Приложение 1 99
Приложение 2 101
Приложение 3 103
1.1 Понятие и сущность образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья 15
1.2 Теоретико-методологические основания исследования образовательной
инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 28
1.3 Нормативно - правовая база инклюзивного образования детей- инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и Алтайском крае 37
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблем образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае 53
2.1 Региональная практика образовательной инклюзии детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае 53
2.2 Экспертная оценка проблемного поля реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в Алтайском крае 65
Заключение 82
Приложение 1 99
Приложение 2 101
Приложение 3 103
Актуальность
Ключевую роль в формировании и развитии уникального потенциала каждого индивидуума играет образовательная система как неотъемлемая часть обеспечения возможности процветания общества. Однако, как показывает практика, повышение качества образования часто приводит к маргинализации некоторой категории детей, в частности, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что, безусловно, противоречит принятым большинством развивающихся стран международным и национальным целям развития образовательных систем.
Все большее внимание государственной социальной политики в Российской Федерации уделяется реализации инклюзивного образования.
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная РФ 03.05.2012, в статье 1 определяет людей с инвалидностью как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Тем самым Конвенция акцентирует внимание на видении инвалидности как результата взаимодействия имеющих нарушения здоровья людей и отношенческих и средовых барьеров, и, как следствие, подчеркивает необходимость устранения этих барьеров. Особое место в преодолении дискриминации детей с инвалидностью отводится инклюзивному образованию. Положения Конвенции обязывают страну, ратифицировавшую данный документ, предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для предоставления возможности детям с инвалидностью обучаться в системе общего образования.
В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» впервые в России введено понятие инклюзивного образования. В статье 2 федерального закона «Об образовании» инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, в нашей стране каждому ребенку не зависимо от национальности, вероисповедания, состояния психического или физического здоровья государством гарантировано право на получение бесплатного общего образования. За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой медицинской модели обучения лиц с инвалидностью к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получили интегрированный подход к обучению или инклюзивное образование.
В настоящее время Болонское соглашение в части инклюзии как реформы, поддерживающей и приветствующей различия и особенности каждого ученика (пол, раса, культура, социальный класс, национальность, религии, а также индивидуальные возможности и способности), находит все большее распространение в России. Инклюзия рассматривается преимущественно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками. Принцип инклюзивного образования заключается в том, что администрация и педагоги образовательных учреждений принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Перед руководителями, педагогами образовательного учреждения ставятся новые задачи по совершенствованию методики своей работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
Степень научной разработанности проблемы
Несмотря на то, что процесс организации и осуществления инклюзивного образования до настоящего времени находится на этапе теоретического обоснования и практического изучения, российскими исследователями накоплен большой опыт экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, интегрированными в среду сверстников (Е.П. Кузмичева, Э.И. Леонгард, Г.Л. Зайцева, Н.Д. Шматко, Н.Н. Малофеев, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, М.Л. Любимов, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Е.А. Шкатова, Л.Е. Шевчук, Л.М. Кобрина, Е.В. Резникова и др.).
Наиболее глубоко основы интеграции детей-инвалидов в коллектив сверстников раскрыты в трудах Б.В. Белявского, Ю.А. Блинкова, Н.Н. Малофеева, Ю.А. Петрова, Е.Д. Худенко, Л.М. Шипициной и др.. Вопросы о способах повышения степени доступности образования отражаются в работах Т.В. Волосовец, Л.В. Кузнецовой, Т.М. Малевой, Е.И. Холостовой и др..
Анализ содержания, форм, видов, условий, проблем интеграции детей- инвалидов в социальную среду осуществлялся на базе исследований Д.В. Зайцева, сформулировавшего основные подходы к социальной интеграции детей с инвалидностью в общество; В.И. Лубовского, создавшего систему интеграции неслышащих, а также слепоглухих детей; Н.Н. Малофеева, работающего над проблемами образования детей с различными видами нарушений; Н.Д. Шматко, разработавшей систему интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями развития; Е.Р. Ярская-Смирновой, положившей начало исследованию понятия «нетипичности» в российской социологии, а также уделившей внимание понятию «инклюзивное обучение».
Несмотря на большое количество работ по проблеме инвалидности, следует констатировать, что состояние научной разработанности темы нельзя считать полным. Это связано с рядом факторов. Во-первых, «феномен инвалидности» с течением времени претерпевает определенные изменения в контексте трансформации российского общества. Данные, полученные исследователями в предыдущие годы, устаревают. Во-вторых, отсутствуют исследования, рассматривающие образовательную инклюзию детей- инвалидов с отдельными видами нарушений развития в современном обществе. В-третьих, существует небольшое количество методической литературы по вопросам образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условия массовой школы. Все это определило выбор темы диссертационной работы.
Объект: образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Цель: выявление основных направлений совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, связанные с образовательной инклюзией детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Проанализировать методологические основы исследования
образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы в РФ и Алтайском крае;
4. Проанализировать опыт реализации инклюзивного образования детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае, выявить проблемные зоны;
5. Разработать методику эмпирического исследования реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае с целью выявления проблемных зон и определения основных направлений их решения;
6. Разработать рекомендации для специалистов, ведущих обучение на базе Института дополнительного образования, по совершенствованию образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Гипотезы:
• Скорее всего, целесообразным является исследование образовательной
инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках различных, взаимодополняющих теоретико¬
методологических подходов с указанием на их функциональность в изучении данного феномена.
• Вероятно, эксперты в качестве основных проблем реализации
инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в массовой школе выделяют недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации инклюзивного образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии;
несформированное толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны основных субъектов образовательной инклюзии в Алтайском крае.
• Возможно, основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае включают в себя просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения к таким детям и организацию системы подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая база исследования включает:
1. Антропологический подход, обращенный к уникальности человека, видится нам в качестве основополагающего, определяющего и опосредующего смыслы инклюзивного образования, его содержание, диалогичность его природы как идеи, ментальности и практики. Ведущие антропологические принципы, предполагающие ориентированность образования на духовные силы ребенка, веру в его возможности созвучны идеям инклюзии.
2. Системный подход позволяет раскрыть системные свойства образовательного процесса, дает возможность многопланового понимания происходящих процессов в условиях инклюзии, понять связи и механизмы взаимоотношений субсистем, находящихся в развитии. Системный подход позволяет моделировать процесс образовательной инклюзии с учетом таких свойств как целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды.
3. Компетентностный подход позволяет представить
взаимообусловленность профессиональной деятельности педагога как субъекта инклюзивной практики и ребенка как субъекта саморазвития.
4. Социально - педагогическая парадигма, в рамках которой реализуется личностно-социально-деятельностный подход. Согласно данной парадигме признается триединство социальных процессов, протекающих в разнообразных социально-педагогических институтах социума под влиянием специально организованной деятельности. К этим процессам относятся: процессы включения человека в социум, процессы социального развития личности, процессы педагогического преобразования социума.
Эмпирическая база исследования включает:
1. Содержательный анализ нормативно-правовых документов международного уровня, а также федеральных и региональных органов власти, регламентирующих право на образования в массовой школе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Опрос руководителей, педагогов Алтайского края, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Анкетирование педагогов Павловского района Алтайского края.
4. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Алтайского края, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, Отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Алтайскому краю.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Адекватной теоретико-методологической базой исследования инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является комплекс различных, взаимодополняющих теоретических подходов, а именно: антропологического, системного, компетентностного и социально-педагогического.
2. Политика образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемая в Алтайском крае, направлена на обеспечение доступности образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, и поэтапно формирует систему инклюзивного образования.
3. Среди основных проблем реализации образовательной инклюзии в крае
в рамках исследования были выявлены следующие: недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации инклюзивного образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии; несовершенство механизмов мотивации педагогов, участвующих в образовательном процессе детей данной категории; низкая заинтересованность массовых школ в образовательной инклюзии детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в связи со снижением показателей качества образования; несформированное толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны основных субъектов образовательной инклюзии.
4. Основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае включают в себя просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения к таким детям; повышение психолого-педагогической грамотности родителей и детей; организация системы подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение мотивации педагогов на использование инновационных форм работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение кадрового состава общеобразовательных учреждений дополнительными ставками педагогических работников (логопеды, дефектологи, психологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, тьюторы); создание специальных условий (материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, кадровое обеспечение для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).
Методы исследования:
Анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, вторичный анализ статистических данных, анкетирование, опрос, методы статистической обработки данных.
Научная новизна исследования:
1. На основе междисциплинарного подхода уточнено понятие образовательной инклюзии, раскрыта его сущность и содержание.
2. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями на образование в России и Алтайском крае.
3. Изучен региональный опыт образовательной инклюзии детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
4. Выделены основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования массовой школы в Алтайском крае.
5. Разработаны рекомендации для специалистов, ведущих обучение на базе Института дополнительного образования, по совершенствованию образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее выводы вносят определенный вклад в развитие современного научного знания об инвалидности, образовательной инклюзии; выявлены основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Алтайском крае.
Практическая значимость работы: результаты исследования
предоставляют новые возможности для разработки и расширения содержания ряда курсов образовательных дисциплин по проблемам инвалидности, образовательной инклюзии.
Апробация результатов:
1. Игнатенко А.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе становления социальной компетентности подростков / Гиенко Л.Н., Игнатенко А.В. / Сборник научных статей международной конференции "Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования", Барнаул, 11-14 ноября, 2014 - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та,
2014. - 2906 с.
2. Игнатенко, А.В. Технология формирования социальной компетентности обучающихся образовательного учреждения / А.В. Игнатенко // Категория социального в современной педагогике и психологии: материалы 3-й научно-практической конференции с международным участием: 19-20 марта 2015 г. в 2 частях / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Часть 1. - Ульяновск.
3. Игнатенко А.В. Модель реализации инклюзивного образования в Алтайском крае (на примере КГБОШИЛИ «Алтайского краевого педагогического лицея») / А.В. Игнатенко // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 апреля 2015 г., г. Уфа).в 2 ч. Ч.1.
4. Игнатенко А.В. Инклюзивное образование в оценках экспертов (на примере Алтайского края) / А.В. Игнатенко // Роль науки в развитии общества: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - 122 с.
5. Игнатенко А.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе
социализации учащихся образовательной организации / А.В. Игнатенко // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов VIII
международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4 т. / Сост. Л.В. Брыкова, В.М. Уваров. - Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2015. - 426 с.
6. Игнатенко А.В. Особенности социально-педагогической деятельности в рамках реализации инклюзивного образования / Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (19 мая 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ,
2015. - 140 с.
7. Игнатенко А.В. К истории интегрированного обучения детей с ОВЗ / А.В. Игнатенко // gotovimyrok.com [Электронный ресурс] - 23.06.15. Режим доступа:й11р://до1оу1тугок.сот/узе-ргейте1у/оЬзЬйез1уо7пате/к-1з1огп- integrirovannogo-obucheniya-detejj-s-ovz.html
8. Игнатенко А.В. Инклюзивное образование в России и Алтайском крае / А.В. Игнатенко // gotovimyrok.com [Электронный ресурс] - 22.06.15. Режим gocTyna:http://gotovimyrok.com/vse-predmety/obshhestvoznanie/inklyuzivnoe- obrazovanie-v-rossii-i-altajjskom-krae.html
9. Игнатенко А.В. Организационные формы получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Игнатенко, Д.А. Зальцман // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г., г. Стерлитамак). / в 3 ч. Ч. 2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 198 с.
10. Игнатенко А.В. ИНКЛЮЗИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП
СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2015 г. - № 39; URL:
http: //novainfo .ru/archive/3 9/inklyuziya
11. Игнатенко А.В. Организационные аспекты инклюзивного образования в Алтайском крае (на примере МБОУ "Косихинской СОШ" Косихинского района) / А.В. Игнатенко // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 ноября 2015 г., г. Стерлитамак). / в 2 ч. Ч. 1 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 161 с.
12. Игнатенко А.В. Некоторые аспекты реализации инклюзивного образования в Алтайском крае: мнения экспертов / А.В. Игнатенко, Т.В. Сиротина, С.В. Игнатенко // Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.:Скифия-принт, 2015. - 2237 с.
13. Игнатенко А.В. Организация образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в рамках реализации государственной целевой программы "Доступная среда" в Алтайском крае: опыт и перспективы / А.В. Игнатенко // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ.ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой. - Электрон.текст. дан. (3 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет", 2015.
14. Игнатенко А.В., Сиротина Т.В. Инклюзивное образование в России и
Алтайском крае: сложности реализации // Студенческие научные
исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL:
http://student.snauka.ru/2015/07/2527 (дата обращения: 06.09.2015)
15. Игнатенко А.В. Нормативно-правовое законодательство в сфере инклюзивного образования / А.В. Игнатенко // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (4 октября 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 238 с.
16. Игнатенко А.В. Организация взаимодействия субъектов
образовательной деятельности посредством психолого-медико¬
педагогического консилиума (на примере МКОУ Нижнечуманской СОШ Баевского района Алтайского края) / А.В. Игнатенко, С.В. Игнатенко // Новая наука: современное состояние и пути развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (9 октября 2015 г, г. Стерлитамак). / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 237
Структура и объем работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений: опрос руководителей образовательных учреждений, программа научно-практического семинара, анкета для педагогов.
Основное содержание работы изложено на 98 страницах.
Ключевую роль в формировании и развитии уникального потенциала каждого индивидуума играет образовательная система как неотъемлемая часть обеспечения возможности процветания общества. Однако, как показывает практика, повышение качества образования часто приводит к маргинализации некоторой категории детей, в частности, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что, безусловно, противоречит принятым большинством развивающихся стран международным и национальным целям развития образовательных систем.
Все большее внимание государственной социальной политики в Российской Федерации уделяется реализации инклюзивного образования.
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная РФ 03.05.2012, в статье 1 определяет людей с инвалидностью как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Тем самым Конвенция акцентирует внимание на видении инвалидности как результата взаимодействия имеющих нарушения здоровья людей и отношенческих и средовых барьеров, и, как следствие, подчеркивает необходимость устранения этих барьеров. Особое место в преодолении дискриминации детей с инвалидностью отводится инклюзивному образованию. Положения Конвенции обязывают страну, ратифицировавшую данный документ, предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для предоставления возможности детям с инвалидностью обучаться в системе общего образования.
В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» впервые в России введено понятие инклюзивного образования. В статье 2 федерального закона «Об образовании» инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом, в нашей стране каждому ребенку не зависимо от национальности, вероисповедания, состояния психического или физического здоровья государством гарантировано право на получение бесплатного общего образования. За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой медицинской модели обучения лиц с инвалидностью к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получили интегрированный подход к обучению или инклюзивное образование.
В настоящее время Болонское соглашение в части инклюзии как реформы, поддерживающей и приветствующей различия и особенности каждого ученика (пол, раса, культура, социальный класс, национальность, религии, а также индивидуальные возможности и способности), находит все большее распространение в России. Инклюзия рассматривается преимущественно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками. Принцип инклюзивного образования заключается в том, что администрация и педагоги образовательных учреждений принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Перед руководителями, педагогами образовательного учреждения ставятся новые задачи по совершенствованию методики своей работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
Степень научной разработанности проблемы
Несмотря на то, что процесс организации и осуществления инклюзивного образования до настоящего времени находится на этапе теоретического обоснования и практического изучения, российскими исследователями накоплен большой опыт экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, интегрированными в среду сверстников (Е.П. Кузмичева, Э.И. Леонгард, Г.Л. Зайцева, Н.Д. Шматко, Н.Н. Малофеев, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, М.Л. Любимов, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Е.А. Шкатова, Л.Е. Шевчук, Л.М. Кобрина, Е.В. Резникова и др.).
Наиболее глубоко основы интеграции детей-инвалидов в коллектив сверстников раскрыты в трудах Б.В. Белявского, Ю.А. Блинкова, Н.Н. Малофеева, Ю.А. Петрова, Е.Д. Худенко, Л.М. Шипициной и др.. Вопросы о способах повышения степени доступности образования отражаются в работах Т.В. Волосовец, Л.В. Кузнецовой, Т.М. Малевой, Е.И. Холостовой и др..
Анализ содержания, форм, видов, условий, проблем интеграции детей- инвалидов в социальную среду осуществлялся на базе исследований Д.В. Зайцева, сформулировавшего основные подходы к социальной интеграции детей с инвалидностью в общество; В.И. Лубовского, создавшего систему интеграции неслышащих, а также слепоглухих детей; Н.Н. Малофеева, работающего над проблемами образования детей с различными видами нарушений; Н.Д. Шматко, разработавшей систему интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями развития; Е.Р. Ярская-Смирновой, положившей начало исследованию понятия «нетипичности» в российской социологии, а также уделившей внимание понятию «инклюзивное обучение».
Несмотря на большое количество работ по проблеме инвалидности, следует констатировать, что состояние научной разработанности темы нельзя считать полным. Это связано с рядом факторов. Во-первых, «феномен инвалидности» с течением времени претерпевает определенные изменения в контексте трансформации российского общества. Данные, полученные исследователями в предыдущие годы, устаревают. Во-вторых, отсутствуют исследования, рассматривающие образовательную инклюзию детей- инвалидов с отдельными видами нарушений развития в современном обществе. В-третьих, существует небольшое количество методической литературы по вопросам образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условия массовой школы. Все это определило выбор темы диссертационной работы.
Объект: образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Цель: выявление основных направлений совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, связанные с образовательной инклюзией детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Проанализировать методологические основы исследования
образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы в РФ и Алтайском крае;
4. Проанализировать опыт реализации инклюзивного образования детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае, выявить проблемные зоны;
5. Разработать методику эмпирического исследования реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае с целью выявления проблемных зон и определения основных направлений их решения;
6. Разработать рекомендации для специалистов, ведущих обучение на базе Института дополнительного образования, по совершенствованию образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Гипотезы:
• Скорее всего, целесообразным является исследование образовательной
инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках различных, взаимодополняющих теоретико¬
методологических подходов с указанием на их функциональность в изучении данного феномена.
• Вероятно, эксперты в качестве основных проблем реализации
инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в массовой школе выделяют недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации инклюзивного образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии;
несформированное толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны основных субъектов образовательной инклюзии в Алтайском крае.
• Возможно, основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае включают в себя просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения к таким детям и организацию системы подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая база исследования включает:
1. Антропологический подход, обращенный к уникальности человека, видится нам в качестве основополагающего, определяющего и опосредующего смыслы инклюзивного образования, его содержание, диалогичность его природы как идеи, ментальности и практики. Ведущие антропологические принципы, предполагающие ориентированность образования на духовные силы ребенка, веру в его возможности созвучны идеям инклюзии.
2. Системный подход позволяет раскрыть системные свойства образовательного процесса, дает возможность многопланового понимания происходящих процессов в условиях инклюзии, понять связи и механизмы взаимоотношений субсистем, находящихся в развитии. Системный подход позволяет моделировать процесс образовательной инклюзии с учетом таких свойств как целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды.
3. Компетентностный подход позволяет представить
взаимообусловленность профессиональной деятельности педагога как субъекта инклюзивной практики и ребенка как субъекта саморазвития.
4. Социально - педагогическая парадигма, в рамках которой реализуется личностно-социально-деятельностный подход. Согласно данной парадигме признается триединство социальных процессов, протекающих в разнообразных социально-педагогических институтах социума под влиянием специально организованной деятельности. К этим процессам относятся: процессы включения человека в социум, процессы социального развития личности, процессы педагогического преобразования социума.
Эмпирическая база исследования включает:
1. Содержательный анализ нормативно-правовых документов международного уровня, а также федеральных и региональных органов власти, регламентирующих право на образования в массовой школе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Опрос руководителей, педагогов Алтайского края, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Анкетирование педагогов Павловского района Алтайского края.
4. Статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Алтайского края, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, Отделения Пенсионного фонда Российской федерации по Алтайскому краю.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Адекватной теоретико-методологической базой исследования инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является комплекс различных, взаимодополняющих теоретических подходов, а именно: антропологического, системного, компетентностного и социально-педагогического.
2. Политика образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемая в Алтайском крае, направлена на обеспечение доступности образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, и поэтапно формирует систему инклюзивного образования.
3. Среди основных проблем реализации образовательной инклюзии в крае
в рамках исследования были выявлены следующие: недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации инклюзивного образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии; несовершенство механизмов мотивации педагогов, участвующих в образовательном процессе детей данной категории; низкая заинтересованность массовых школ в образовательной инклюзии детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в связи со снижением показателей качества образования; несформированное толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны основных субъектов образовательной инклюзии.
4. Основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае включают в себя просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения к таким детям; повышение психолого-педагогической грамотности родителей и детей; организация системы подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение мотивации педагогов на использование инновационных форм работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение кадрового состава общеобразовательных учреждений дополнительными ставками педагогических работников (логопеды, дефектологи, психологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, тьюторы); создание специальных условий (материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, кадровое обеспечение для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).
Методы исследования:
Анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, вторичный анализ статистических данных, анкетирование, опрос, методы статистической обработки данных.
Научная новизна исследования:
1. На основе междисциплинарного подхода уточнено понятие образовательной инклюзии, раскрыта его сущность и содержание.
2. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями на образование в России и Алтайском крае.
3. Изучен региональный опыт образовательной инклюзии детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
4. Выделены основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования массовой школы в Алтайском крае.
5. Разработаны рекомендации для специалистов, ведущих обучение на базе Института дополнительного образования, по совершенствованию образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее выводы вносят определенный вклад в развитие современного научного знания об инвалидности, образовательной инклюзии; выявлены основные направления совершенствования образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в Алтайском крае.
Практическая значимость работы: результаты исследования
предоставляют новые возможности для разработки и расширения содержания ряда курсов образовательных дисциплин по проблемам инвалидности, образовательной инклюзии.
Апробация результатов:
1. Игнатенко А.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе становления социальной компетентности подростков / Гиенко Л.Н., Игнатенко А.В. / Сборник научных статей международной конференции "Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования", Барнаул, 11-14 ноября, 2014 - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та,
2014. - 2906 с.
2. Игнатенко, А.В. Технология формирования социальной компетентности обучающихся образовательного учреждения / А.В. Игнатенко // Категория социального в современной педагогике и психологии: материалы 3-й научно-практической конференции с международным участием: 19-20 марта 2015 г. в 2 частях / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Часть 1. - Ульяновск.
3. Игнатенко А.В. Модель реализации инклюзивного образования в Алтайском крае (на примере КГБОШИЛИ «Алтайского краевого педагогического лицея») / А.В. Игнатенко // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 апреля 2015 г., г. Уфа).в 2 ч. Ч.1.
4. Игнатенко А.В. Инклюзивное образование в оценках экспертов (на примере Алтайского края) / А.В. Игнатенко // Роль науки в развитии общества: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - 122 с.
5. Игнатенко А.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе
социализации учащихся образовательной организации / А.В. Игнатенко // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов VIII
международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4 т. / Сост. Л.В. Брыкова, В.М. Уваров. - Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2015. - 426 с.
6. Игнатенко А.В. Особенности социально-педагогической деятельности в рамках реализации инклюзивного образования / Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (19 мая 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ,
2015. - 140 с.
7. Игнатенко А.В. К истории интегрированного обучения детей с ОВЗ / А.В. Игнатенко // gotovimyrok.com [Электронный ресурс] - 23.06.15. Режим доступа:й11р://до1оу1тугок.сот/узе-ргейте1у/оЬзЬйез1уо7пате/к-1з1огп- integrirovannogo-obucheniya-detejj-s-ovz.html
8. Игнатенко А.В. Инклюзивное образование в России и Алтайском крае / А.В. Игнатенко // gotovimyrok.com [Электронный ресурс] - 22.06.15. Режим gocTyna:http://gotovimyrok.com/vse-predmety/obshhestvoznanie/inklyuzivnoe- obrazovanie-v-rossii-i-altajjskom-krae.html
9. Игнатенко А.В. Организационные формы получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Игнатенко, Д.А. Зальцман // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г., г. Стерлитамак). / в 3 ч. Ч. 2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 198 с.
10. Игнатенко А.В. ИНКЛЮЗИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП
СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2015 г. - № 39; URL:
http: //novainfo .ru/archive/3 9/inklyuziya
11. Игнатенко А.В. Организационные аспекты инклюзивного образования в Алтайском крае (на примере МБОУ "Косихинской СОШ" Косихинского района) / А.В. Игнатенко // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 ноября 2015 г., г. Стерлитамак). / в 2 ч. Ч. 1 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 161 с.
12. Игнатенко А.В. Некоторые аспекты реализации инклюзивного образования в Алтайском крае: мнения экспертов / А.В. Игнатенко, Т.В. Сиротина, С.В. Игнатенко // Десятые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 13-15 ноября 2015 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.:Скифия-принт, 2015. - 2237 с.
13. Игнатенко А.В. Организация образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в рамках реализации государственной целевой программы "Доступная среда" в Алтайском крае: опыт и перспективы / А.В. Игнатенко // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ.ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой. - Электрон.текст. дан. (3 Мб). - Барнаул: ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет", 2015.
14. Игнатенко А.В., Сиротина Т.В. Инклюзивное образование в России и
Алтайском крае: сложности реализации // Студенческие научные
исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL:
http://student.snauka.ru/2015/07/2527 (дата обращения: 06.09.2015)
15. Игнатенко А.В. Нормативно-правовое законодательство в сфере инклюзивного образования / А.В. Игнатенко // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (4 октября 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 238 с.
16. Игнатенко А.В. Организация взаимодействия субъектов
образовательной деятельности посредством психолого-медико¬
педагогического консилиума (на примере МКОУ Нижнечуманской СОШ Баевского района Алтайского края) / А.В. Игнатенко, С.В. Игнатенко // Новая наука: современное состояние и пути развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (9 октября 2015 г, г. Стерлитамак). / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 237
Структура и объем работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений: опрос руководителей образовательных учреждений, программа научно-практического семинара, анкета для педагогов.
Основное содержание работы изложено на 98 страницах.
Исследование образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае предусматривало решение шести задач. Первая задача была связана с рассмотрением основных понятий, связанных с образовательной инклюзией детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены концептуальные понятия практики образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены различия в содержательном наполнении понятий «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья», «интеграция» и «инклюзия».
Вторая задача предполагала анализ методологических основ образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены различные теоретические подходы к пониманию сущности инклюзивного образования, в частности,
антропологический, компетентностный, социально-педагогическая парадигма, системный.
Третья задача была связана с изучением нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы в РФ и Алтайском крае. Проблема обеспечения прав и законных интересов детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья затрагивается на всех уровнях власти. В Российской Федерации правовая система закреплена в нормативно-правовых актах различного значения, и как страна, ратифицировавшая Конвенции по защите детей, она обязуется обеспечить предоставление прав различным слабозащищенным категориям населения, одной из которых являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, принятием документов нормативного характера на уровне собственного законодательства. Однако, при многочисленном количестве нормативно-правовой базы, касаемо прав на образование рассматриваемой категории, на практике эта проблема остается до конца не решенной. Данная ситуация может быть связана с односторонним обеспечением ее решения со стороны государственной власти лишь в форме законотворчества, неисполнением норм действующего законодательства. К сожалению, до настоящего времени не проработаны подробные механизмы реализации тех или иных предписаний законодательства в образовательных условиях.
Для решения четвертой задачи проанализирован опыт реализации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае, выявлены проблемные зоны. В частности, отмечена тенденция увеличения количества детей-инвалидов в Алтайском крае. Модель образовательной инклюзии представлена сетью образовательных учреждений, включая дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, дополнительные. Мы считаем, что наличие образовательной политики обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и ее поддержка в рамках целевых программ на уровне субъекта федерации и муниципалитетов обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в общеобразовательных школах по месту жительства, и поэтапно формирует систему инклюзивного образования. Тем не менее, до сих пор остается не решенным вопрос об организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.
Пятая задача заключалась в разработке методики эмпирического исследования реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае с целью выявления проблемных зон и определения путей их решения. В ходе исследования отмечена неготовность образовательных учреждений выполнять требования ст. 79 ФЗ-273 «Об образовании», а именно недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации образовательного
процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии;
несовершенство механизмов мотивации педагогов, участвующих в образовательном процессе детей данной категории. А также низкая заинтересованность массовых школ в образовательной инклюзии детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в связи со снижением показателей качества образования.
В рамках шестой задачи были разработаны рекомендации для специалистов, ведущих обучение на базе Алтайского государственного педагогического университета с целью совершенствования реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Последовательное решение поставленных задач в диссертационном исследовании позволило доказать справедливость выдвинутых гипотез:
• Скорее всего, целесообразным является исследование образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках различных, взаимодополняющих теоретико-методологических подходов с указанием на их функциональность в изучении данного феномена.
• Вероятно, эксперты в качестве основных проблем реализации
инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в массовой школе выделяют недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации инклюзивного образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии;
несформированное толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны основных субъектов образовательной инклюзии в Алтайском крае.
• Возможно, основные направления совершенствования
образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае включают в себя просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения к таким детям и организацию системы подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данное диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы в области образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, заключающейся в выявлении основных направлений совершенствования реализации образовательной инклюзии детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Перспективным направлением дальнейшего исследования может стать подготовка тьюторов, а также тренеров инклюзивного образования, осуществляющих обучение и научно-методическое сопровождение педагогов в процессе решения проблем организации инклюзивного образования.
Вторая задача предполагала анализ методологических основ образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены различные теоретические подходы к пониманию сущности инклюзивного образования, в частности,
антропологический, компетентностный, социально-педагогическая парадигма, системный.
Третья задача была связана с изучением нормативно-правовой базы, регламентирующей инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы в РФ и Алтайском крае. Проблема обеспечения прав и законных интересов детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья затрагивается на всех уровнях власти. В Российской Федерации правовая система закреплена в нормативно-правовых актах различного значения, и как страна, ратифицировавшая Конвенции по защите детей, она обязуется обеспечить предоставление прав различным слабозащищенным категориям населения, одной из которых являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, принятием документов нормативного характера на уровне собственного законодательства. Однако, при многочисленном количестве нормативно-правовой базы, касаемо прав на образование рассматриваемой категории, на практике эта проблема остается до конца не решенной. Данная ситуация может быть связана с односторонним обеспечением ее решения со стороны государственной власти лишь в форме законотворчества, неисполнением норм действующего законодательства. К сожалению, до настоящего времени не проработаны подробные механизмы реализации тех или иных предписаний законодательства в образовательных условиях.
Для решения четвертой задачи проанализирован опыт реализации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае, выявлены проблемные зоны. В частности, отмечена тенденция увеличения количества детей-инвалидов в Алтайском крае. Модель образовательной инклюзии представлена сетью образовательных учреждений, включая дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, дополнительные. Мы считаем, что наличие образовательной политики обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и ее поддержка в рамках целевых программ на уровне субъекта федерации и муниципалитетов обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в общеобразовательных школах по месту жительства, и поэтапно формирует систему инклюзивного образования. Тем не менее, до сих пор остается не решенным вопрос об организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.
Пятая задача заключалась в разработке методики эмпирического исследования реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае с целью выявления проблемных зон и определения путей их решения. В ходе исследования отмечена неготовность образовательных учреждений выполнять требования ст. 79 ФЗ-273 «Об образовании», а именно недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации образовательного
процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии;
несовершенство механизмов мотивации педагогов, участвующих в образовательном процессе детей данной категории. А также низкая заинтересованность массовых школ в образовательной инклюзии детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в связи со снижением показателей качества образования.
В рамках шестой задачи были разработаны рекомендации для специалистов, ведущих обучение на базе Алтайского государственного педагогического университета с целью совершенствования реализации образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае.
Последовательное решение поставленных задач в диссертационном исследовании позволило доказать справедливость выдвинутых гипотез:
• Скорее всего, целесообразным является исследование образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках различных, взаимодополняющих теоретико-методологических подходов с указанием на их функциональность в изучении данного феномена.
• Вероятно, эксперты в качестве основных проблем реализации
инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в массовой школе выделяют недостаток квалифицированных кадров для полноценной реализации инклюзивного образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе; недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной инклюзии;
несформированное толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны основных субъектов образовательной инклюзии в Алтайском крае.
• Возможно, основные направления совершенствования
образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае включают в себя просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного отношения к таким детям и организацию системы подготовки и переподготовки педагогов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данное диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы в области образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, заключающейся в выявлении основных направлений совершенствования реализации образовательной инклюзии детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае. Перспективным направлением дальнейшего исследования может стать подготовка тьюторов, а также тренеров инклюзивного образования, осуществляющих обучение и научно-методическое сопровождение педагогов в процессе решения проблем организации инклюзивного образования.
Подобные работы
- Профессиональные деформации специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ И УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Применение технологий преодоления стресса в процессе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ДОСТУПНАЯ СРЕДА В МУЗЕЯХ ДЛЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Организация процесса социальной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность в г. Барнауле
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование инклюзивной культуры дошкольников посредством сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Сопровождаемое проживание людей с инвалидностью как инновационная технология социального обслуживания (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Сопровождаемое проживание молодых инвалидов: организационные
аспекты (на примере Комплексного центра социального обслуживания
населения города Новоалтайска)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2020





