Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия (на примере интернет-ресурсов Алтайского края)

Работа №92283

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы112
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Теоретико-методологические и методические основания исследования регулирования межэтнического взаимодействия 12
1.1. Методологические подходы к анализу регулирования
межэтнического взаимодействия 12
1.2. Теоретические основы исследования роли медиапространства в
регулировании межэтнического взаимодействия 24
1.3. Методика исследования роли медиапространства региона в
регулировании межэтнического взаимодействия (на примере интернет- ресурсов Алтайского края) 35
Глава II. Анализ функционирования медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия 52
2.1. Особенности межэтнического взаимодействия в Алтайском крае
как полиэтничном регионе 52
2.2. Результаты эмпирического исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия (на примере
интернет-ресурсов Алтайского края) 65
2.3. Оптимизация функционирования медиапространства региона в
регулировании межэтнического взаимодействия 89
Заключение 96
Список литературы 101


Актуальность темы исследования
Роль медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия очень важный и актуальный вопрос в современном многонациональном обществе. Ведь наряду с процессами глобализации, которая способствует социальной интеграции и взаимопроникновению различных культур, наблюдается и увеличение межэтнических конфликтов. Изучение роли медиапространства в формировании общественного мнения в сфере межэтнических взаимодействий является предметом широкого обсуждения, ведь посредством медиапространства в массовое сознание передается этническая информация (как позитивная, так и негативная).
Данные вопросы значимы для нашей многонациональной страны, что отражено в политике Российской Федерации, направленной на гармонизацию межэтнических взаимодействий. Об этом свидетельствует Федеральная Целевая Программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», принятая 20 августа 2013 года. Целями данной программы являются укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России. Также в 2013 году в Госдуме прошла презентация этического кодекса для авторов работ, специализирующихся на освещении межэтнических отношений в России. Согласно данному кодексу, основная цель работы пишущих о межэтнических вопросах - стремление «снизить градус напряженности в обществе» и «настроить аудиторию на создание стабильного многонационального общества».
Таким образом, роль медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия осознается обществом как серьезная этическая проблема, требующая особой профессиональной рефлексии. Важным является и поиск возможных путей снижения негативного потенциала медиапространства в данной сфере. Из этого следует, что изучение роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия в современном обществе является весьма актуальным.
Степень научной разработанности
Изучение роли медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия является предметом широкого обсуждения в научном сообществе.
Теоретические основы изучения межэтнических взаимодействий можно найти в работах многих ученых, среди которых П. Бурдье (2005), Г. Гарфинкель (2007), Э. Гоффман (2004), Г. Зиммель (1996), С.В. Лурье (1997), Дж. Мид (1994), Т. Парсонс (2002), А.Р. Редклиф-Браун (2001), П. Сорокин (1998), А. Шюц (1988) и другие.
Основы межэтнического взаимодействия рассматриваются в работах Ю.В. Арутюняна (1998), Т.Г. Грушевицкой (2003), Л.М. Дробижевой (2004), Б.Г. Крысько (2007), О.В. Савицкой (2011), А.Р. Хабибуллиной (2009). И.В. Кожанов (2013) изучает сущность и структуру этнокультурной социализации личности. Межэтническое взаимодействие в историческом процессе рассматривает С.Г. Ларченко (1999).
Различным аспектам данной темы посвящено очень много работ. Труды Е.Ю. Кольцова (2003) посвящены изучению проблем толерантности в межэтнических контактах и стратегий поведения в ситуации межэтнической напряженности. Работы В.И. Ильина (1996) объясняют
взаимообусловленность этнических факторов и социально-политических процессов.
Роли медиапространства в регуляции межэтнического взаимодействия посвящено не так много работ. Основные характеристики медиапространства описывают И.В. Лизунова (2014), О.В. Монастырева (2010), С.И. Шелонаев (2015).
Все более актуальным становится исследование средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения в контексте
межэтнических отношений и межнационального сотрудничества в условиях демократизации общественно-политической жизни. Этим вопросам уделяется особое внимание в работах В.П. Васильевой (2007), А. Верховского (2007), А.В. Гладилина (2013), А. Денисовой (2002),
Г. Кожевниковой (2006), А.И. Пишняк (2006).
Таким образом, несмотря на то, что проблемы роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия стали исследоваться сравнительно недавно, исследователи уже внесли огромный вклад в изучение данных вопросов.
Объект исследования: регулирование межэтнического взаимодействия.
Предмет исследования: роль медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия.
Цель исследования: оценка роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные методологические подходы к анализу регулирования межэтнического взаимодействия.
2. Изучить теоретические основы исследования роли медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия.
3. Разработать методику исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия (на примере интернет-ресурсов Алтайского края).
4. Охарактеризовать особенности межэтнического взаимодействия в Алтайском крае как полиэтничном регионе.
5. Выявить роль медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия (на примере интернет-ресурсов Алтайского края).
6. Разработать меры по оптимизации функционирования медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия.
Гипотезы исследования:
1. Вероятнее всего, наиболее важными теоретико¬методологическими подходами при изучении регулирования межэтнического взаимодействия являются структурный функционализм и символический интеракционизм.
2. Роль медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия наиболее акцентирована в теоретических работах П. Бурдье, Г. Зиммеля, П. Сорокина.
3. Методика исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия основана на контент-анализе интернет-ресурсов, позволяющим оценить роль медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия.
4. Межэтнические взаимодействия в Алтайском крае, вероятнее всего, характеризуются редкими случаями конфликтных ситуаций, однако в целом они представлены как дружественные и уважительные.
5. Медиапространство региона (а именно интернет-ресурсы Алтайского края) посредством публикуемых материалов на тему «интеграция» и «патриотизм» положительно влияют на межэтнические взаимодействия в регионе.
6. Оптимизация функционирования медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия возможна только посредством объединенных усилий медиапространства и всех звеньев и уровней государственной власти, общественных, национальных движений и организаций.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы, посвященные изучению межэтнического взаимодействия, а также роли медиапространства в регулировании данного взаимодействия.
Основными теоретико-методологическими подходами являются:
структурный функционализм - социологическая парадигма, в рамках которой происходит выделение элементов социального взаимодействия, определение их роли в обществе, описание социальных функций этих элементов (Р. Мертон, Т. Парсонс, А. Редклифф-Браун);
символический интеракционизм - в рамках данного подхода межэтнические взаимодействия осуществляются посредством культурно- обусловленных знаков и значений (Г. Блумер, Ч. Кули, Дж. Мид).
Для более полного понимания сути медиапространства и его роли в регулировании межэтнических взаимодействий также важны работы отечественных и зарубежных ученых, среди которых наиболее репрезентативны работы П. Бурдье, Г. Зиммеля, П. Сорокина.
Эмпирическая база исследования включает:
Интернет-ресурсы региона (937 материала).
Методы теоретического исследования:
Анализ литературных источников, классификация, систематизация.
Методы сбора и обработки информации:
Контент-анализ интернет-ресурсов региона; методы математико-статистической обработки данных (пакет программы SPSS 17.0).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Важным подходом при изучении межэтнического взаимодействия является структурный функционализм, в рамках которого выделяются определенные элементы межэтнического взаимодействия, описываются их функции и роль в обществе. Важным является и учет знаков и значений непосредственного взаимодействия людей различной этнической принадлежности в повседневной жизни, анализ которых осуществляется в рамках символического интеракционизма.
2. При изучении роли медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия необходимо опираться на теоретические работы П. Бурдье (теория социального пространства), Г. Зиммеля (социология пространства), П. Сорокина (интегральная социология).
3. В качестве методики исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия выбран метод контент-анализа интернет-ресурсов Алтайского края, который позволяет выявить роль медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия.
4. Межэтнические взаимодействия в Алтайском крае характеризуются редкими случаями конфликтных ситуаций, однако в целом представлены как дружественные и уважительные.
5. Интернет-ресурсы Алтайского края посредством публикуемых материалов, наиболее популярными среди которых являются материалы на темы «этническая общность», «интеграция и дезинтеграция», «патриотизм» положительно влияют на межэтнические взаимодействия в регионе.
6. Оптимизация функционирования медиапространства региона
предполагает: дальнейшее совершенствование законодательной базы
региона; создание в регионе тематических телеканалов, журналов, интернет- ресурсов; повышение квалификации авторов работ на тему межэтнических взаимодействий; поддержку проектов, направленных на улучшение межнациональных взаимодействий; организацию и проведение регулярных тематических семинаров по вопросам межэтнического взаимодействия и др. Это возможно только при объединении усилий государственной власти, общественных, национальных движений и организаций, медиапространства.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углублении и расширении знаний о роли медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки мер по оптимизации деятельности медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия, обеспечения межэтнического мира и согласия, повышения эффективности взаимодействия общественных, национальных движений и организаций.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Рассмотрены теоретико-методологические подходы - структурный функционализм и символический интеракционизм с точки зрения регулирования межэтнического взаимодействия.
2. Изучены теоретические работы П. Бурдье, Г. Зиммеля, П. Сорокина с позиции выявления роли медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия.
3. Разработана методика исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия, впервые проведен контент-анализ интернет-ресурсов Алтайского края, получены новые данные.
4. Охарактеризованы особенности межэтнического взаимодействия в Алтайском крае как полиэтничном регионе.
5. Впервые выявлена роль интернет-ресурсов Алтайского края в регулировании межэтнического взаимодействия.
6. Разработаны меры по оптимизации функционирования медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия.
Апробация результатов исследования.
Результаты и выводы диссертационного исследования представлялись в виде докладов и тезисов на следующих научных мероприятиях:
1. XXII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2015» (Москва, 2015);
2. Всероссийская научная конференция «Х Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога» (Санкт-Петербург, 2015);
3. III региональная молодежная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2016).
Материалы исследования изложены в следующих публикациях автора:
1. Самодурова Е.В. (Шахова Е.В.) Формирование отношений в многонациональном современном обществе через медиапространство региона (на примере Алтайского края) // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 11-14 ноября 2014 года. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 2609-2611.
2. Самодурова Е.В. (Шахова Е.В.) Социально-культурные факторы
формирования межэтнических отношений в современном региональном социуме посредством медиапространства (на примере Алтайского края) // Материалы XXII Международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», 13-17 апреля 2015 г., г.Москва. (Электронный ресурс) : Международный молодежный научный форум «Ломоносов». Режим доступа: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7205/uid69274_report.pdf
3. Шахова Е.В. Регуляция межэтнических взаимодействий в современном обществе посредством интернет-ресурсов региона (на примере Алтайского края) // Гражданская идентичность, социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник международной научной конференции / отв.ред. С.Г.Максимова. - Барнаул: «Концепт», 2015. - С.76-80.
4. Шахова Е.В. Авторские колонки как фактор формирования общественного мнения в контексте межэтнических отношений (на примере Алтайского края) // Сборник публикаций по материалам международной научно-практической конференции: «XXXVII международная конференция посвященная проблемам общественных наук». - М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2015. - С.39-41.
Структура и объем магистерской диссертации:
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект, предмет и цель исследования. В первой главе представлены теоретико-методологические и методические основания изучения регулирования межэтнического взаимодействия. Во второй главе анализируется деятельность медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия, приведены результаты эмпирического исследования. В заключении обозначены основные выводы по всей работе. Основное содержание работы изложено на 100 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации были рассмотрены основные методологические подходы к анализу регулирования межэтнического взаимодействия, а также изучены теоретические основы роли медиапространства в регулировании межэтнического взаимодействия. В ее рамках разработана методика исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия, на примере интернет- ресурсов Алтайского края. Также охарактеризованы особенности межэтнического взаимодействия в Алтайском крае как полиэтничном регионе, выявлена роль медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия, на примере интернет-ресурсов Алтайского края. В ходе исследования были разработаны меры по оптимизации функционирования медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия.
Анализ методологических подходов показал, что тема регулирования межэтнического взаимодействия рассматривается в рамках основных социологических подходов, что позволяет представить межэтническое взаимодействие как сложное явление общественной жизни. Основными теоретико-методологическими подходами, которые использовались в магистерской диссертации, являются структурный функционализм (социологическая парадигма, в рамках которой происходит выделение элементов социального взаимодействия, определение их роли в обществе, описание социальных функций этих элементов) и символический интеракционизм (согласно которому межэтнические взаимодействия осуществляются посредством культурно-обусловленных знаков и значений).
Теоретической основой диссертационного исследования являются работы П. Бурдье, Г. Зиммеля, П. Сорокина.
В качестве методики исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия был использован контент-
анализ интернет-ресурсов Алтайского края, включающий в себя следующие этапы:
• отбор и обоснование источников информации для исследования;
• выделение показателей для проведения контент-анализа;
• анализ источников информации по выбранным показателям;
• анализ получившихся результатов.
Выделяя особенности Алтайского края, как полиэтничного региона, были указаны организации, деятельность которых направлена на укрепление межэтнического взаимодействия, сохранение этнокультурного пространства региона. Среди них: Совет по этнокультурному развитию Алтайского края, который был создан Постановлением Администрации Алтайского края «О Совете по этнокультурному развитию Алтайского края» №159 от 20.04.2010 г.; целый ряд некоммерческих организаций (Общественная организация «Алтайская краевая национально -культурная автономия российских немцев», Алтайская краевая общественная организация «Ассоциация национально-культурных объединений Алтая», Автономная некоммерческая организация «Институт национальной безопасности и управления рисками», Алтайская региональная общественная организация возрождения традиционной русской культуры «Национальное достояние и мн.др.). Данные организации регулярно занимаются организацией и проведением многих мероприятий в регионе, способствующих сохранению единства многонационального общества. Во многом, благодаря этому представители различных народов, культур и традиций проявляют друг к другу дружественное, уважительное отношение.
В результате эмпирического исследования роли медиапространства региона в регулировании межэтнического взаимодействия (на примере интернет-ресурсов Алтайского края) были выделены основные информационные поводы материалов, они посвящены следующим категориям:
1. Этнические общности;
2. Процесс дезинтеграции;
3. Процесс интеграции;
4. Патриотизм.
Новости, связанные с критерием «этническая общность», в основном связаны:
• с освещением различных национальных праздников, фестивалей национальных культур, конференций, форумов, конгрессов, конкурсов, семинаров, имеющих международный характер;
• со статистикой, характеристикой миграционных процессов региона с указанием на самые многочисленные и малочисленные национальности, количество представителей различных национальностей, проживающих в регионе;
• с рассказом о жизни и культуре какого-либо народа, об особенностях его поведения, о взаимодействии с другими;
• с деятельностью государства в рамках регулирования межэтнического взаимодействия, укрепления нации, регулирования деятельности СМИ в сфере межэтнического взаимодействия.
Значительное количество материалов посвящено процессу дезинтеграции. Большинство из них сообщают о том, что какой-либо материал носит экстремистский характер (тексты песен, стихотворения, речь известных людей, комментарии в социальных сетях, религиозные брошюры и пр.). Такие новости также призывают к борьбе с экстремизмом и другими процессами, приводящими к разрушению, распаду нации и общества в целом.
Новости, характеризующие процессы интеграции, делают это с помощью анонсирования различных мероприятий: межнациональных
молодежных форумов, толерантных спортивных праздников (например, «Наш общий дом - Земля»), фестивалей национальных культур («Дружба народов - в единстве»), открытия центров различных культур (Центры кумандинской, казахской и старообрядческой культуры), регулярных уроков толерантности, других различных культурных мероприятий, проводимых ко Дню народного единства.
Новости, посвященные патриотизму, рассказывают:
• о проведении в регионе различных патриотических конкурсов («Моя малая Родина», фотоконкурс «Милый сердцу уголок», «Узнай Алтай», конкурс молодежных авторских проектов «Малая Родина);
• о патриотических акциях («Бессмертный полк», «Снежный десант», «Я горжусь тобой, Алтай!» и др.);
• о политике в сфере патриотического воспитания: подготовка программы патриотического воспитания россиян, создание управления патриотического воспитания в Кремле, открытие нового ведомства «Роспатриотизм», открытие центров патриотического воспитания, вручение наград и памятных медалей за патриотическое воспитание граждан и т.д.;
• о мероприятиях, проводимых ко Дню Великой Победы.
Таким образом, было доказано, что медиапространство Алтайского края, посредством интернет-ресурсов играет значимую роль в регулировании межэтнического взаимодействия, ее деятельность направлена на предотвращение разного рода межнациональных конфликтов, на уменьшение уровня неприязни к представителям другой культуры, на улучшение межэтнических взаимодействий в целом.
На основе всего вышеизложенного были разработаны меры по оптимизации функционирования медиапространства Алтайского края в регулировании межэтнического взаимодействия, для реализации которых необходимо объединенные усилия всех звеньев и уровней государственной власти, общественных, национальных движений и организаций, медиапространства.
Таким образом, все поставленные в работе задачи были решены, в ходе исследования были доказаны гипотезы и достигнута цель исследования.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Гарант: информационно-правовой портал. - Режим доступа:
http: //base.garant.ru.
2. Постановление Администрации Алтайского края от 20.04.2010 г. № 159 «О Совете по этнокультурному развитию Алтайского края» [Электронный ресурс] : Официальный сайт Алтайского края. - Режим доступа: http: //www.altairegion22.ru.
3. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] : Гарант: информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
4. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" [Электронный ресурс] : Гарант: информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru.
5. Апанасюк, Л.А. Ксенофобия и экстремизм в молодежной среде (результаты социологических исследований) / Л.А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №7(123). - С. 220.
6. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Артунюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - С. 184.
7. Афанасьева, А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования / А.Б. Афанасьева // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. - 2007. - № 30. - С. 315.
8. Белова, Л.Г. Академический университет / Л.Г. Белова,
Г.Н. Булдаков, А.Я. Дегтярев и др. // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская
Энциклопедия. - 1992. - С.58.
9. Блау, П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М.: Аспект-Пресс, 1994. - С. 8-29.
10. Бурдье, П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
11. Бурдье, П. Начала. М.: Аспект-Пресс, 1994. - 514 с.
12. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье; пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с.
13. Васильева, В.П. Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность: хрестоматия / составитель В.П. Васильева; под ред. канд. филол. наук К.В. Киуру. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 265 с.
14. Верховский, А. Язык вражды против общества: (сб. статей) / сост.: А. Верховский. - М.: Центр «Сова», 2007. - 259 с.
15. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб.: Питер, 2007. - 335 с.
16. Гладилин, А.В. «Язык вражды» в традиционных и новых медиа /
А.В. Гладилин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №21 (312). - С. 145.
17. Гоффман, Э. Анализ фреймов: Эссе об организации
повседневного опыта / Э. Гофман; Под ред. Г.С. Батыгина, Л.А. Козловой; Пер. с англ. Р.Е. Бумагина, Ю.А. Данилова, А.Д. Ковалева и др. - М.: Ин-т социологии РАН: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004. - 752 с.
18. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 352 с.
19. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая. М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 210.
20. Денисова А. Язык вражды в российских СМИ: гендерное измерение / А. Денисова // Социально-просветительский журнал «Женщина плюс...». - 2002. - №4. - С. 87.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ