Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Качество социальных услуг как критерий эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края

Работа №92281

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Теоретико-методологические и методические основы исследования управления в системе социального обслуживания населения 13
1.1. Особенности социального управления в системе социального
обслуживания населения 13
1.2. Теоретические подходы к исследованию системы социального
обслуживания населения 24
1.3. Методические и организационные основы исследования качества
социальных услуг как критерия эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края 42
Глава II. Оценка качества социальных услуг как критерия эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края 52
2.1. Современное состояние управления в системе социального
обслуживания населения Алтайского края 52
2.2. Социологическая оценка качества социальных услуг,
предоставляемых организациями социального обслуживания Алтайского края 55
2.3. Оптимизация управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края на основе социологической оценки качества
социальных услуг 66
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Приложения 78


Актуальность исследования. Одним из основных факторов развития Российской Федерации является достижение общественно значимого результата, который выражен в виде повышения качества жизни граждан. Повышение качества жизни граждан обусловлено уровнем удовлетворения актуальных для них потребностей, а также возможностью граждан пользоваться системой социальных услуг, включающих в себя информационные, правовые, транспортные, культурные, образовательные, медицинские и другие услуги. В этой связи в реализации социальной политики Российской Федерации особое значение приобретают меры по повышению уровня и качества жизни населения, улучшению демографической ситуации, модернизации здравоохранения и других отраслей социальной сферы в целях обеспечения доступности качественных социальных услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2013 года заявлено о том, что «важнейшая задача - создание системы независимой оценки качества социальных учреждений» [2]. Это ставит на повестку дня вопрос об изучении и оценке эффективности управления в системе социального обслуживания. Одним из критериев этой эффективности является качество социальных услуг не только на федеральном, но и на региональном уровнях.
По данным Росстата в социальной сфере (культура, социальное обслуживание, образование, охрана здоровья) насчитывается более 160 тыс. организаций, оказывающих отдельные виды услуг гражданам, в том числе социальные услуги, оказываемые 3,8 тыс. организациями социального обслуживания. В Алтайском крае насчитывается более 60 организаций социального обслуживания населения, что, безусловно, ставит на повестку дня актуальный вопрос социологической оценки качества оказания услуг в этих организациях.
Проблема социологической оценки качества услуг, которая является критерием эффективности управления в системе социального обслуживания населения, достаточно актуальна в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях. Несмотря на повышенный интерес к данному вопросу со стороны государства и общества, он остается недостаточно изученным.
Степень научной разработанности темы. Выделившись в качестве самостоятельного предмета исследования в начале XX в. социальное управление ограничивалось рамками отраслевого индустриального менеджмента, рассматривающего преимущественно вопросы научной организации крупного производства (Форд Г., Тейлор Ф.). Впоследствии сформировались другие теории, расширившие объект исследования за счет представления социального управления в качестве универсального средства регуляции всех социумных сфер (Файоль А., Эмерсон X.). Фоллетт М., Мейо Э. использовали при анализе социального управления методы социальной психологии.
В отечественном обществознании интерес к проблеме социального управления заметно возрос в 1970-80-е гг. в контексте популяризации системного метода в социально-гуманитарном познании. Это характерно для работ Афанасьева В.Г., Белых А.К., Омарова A.M., Суворова Л.И. и др.
В настоящее время наиболее разработаны три направления исследования проблемы социального управления:
1) политико-правовое, в рамках которого раскрываются природа и особенности государственно-правового воздействия на общественные явления и процессы - Атаманчук Г.В., Бачило И.Л., Василенко И.А., Козлов Ю.М., Лазарев Б.М., Лунев А.Е., Тихомиров Ю.А., Халфина P.O.;
2) экономическое, анализирующее особенности управления предприятиями, отраслями, экономикой в целом - исследования Галушки И.А., Гансовой Э.А., Дейнеко O.A., Еремина А.М., Попова Г.Х.;
3) социально-психологическое, анализирующее психологические факторы в управлении обществом - Свенцицкий А.Л., Ломов Б.Ф. и
Журавлев А.Л., Мансуров Н.С., Михеев В.И.
Формирование механизма управления качеством обслуживания граждан в сфере социального обслуживания населения - это очень сложный и разносторонний процесс, который охватывает различные сферы экономической и социальной деятельности, связанные с предоставлением обществу определенных социальных гарантий. В исследованиях по проблемам управления качеством обслуживания граждан в сфере социального обслуживания населения внесли свой вклад многие зарубежные и отечественные ученые и специалисты. К ним относятся Анисимов В.И., Асеев В.Г., Бондаренко И.Н., Воропаев В.И., Глущенко В.В., Жуков В.Л., Лаврентьева Л.Ф., Матрусов Н.Д., Посадский А.Л., Франчук В.И., Чобринский С.И., Червякова Г.А. и другие.
В исследованиях таких зарубежных исследователей, как Дейл О., Грейсон Дж. - мл., Саати Т., Иденбург Ф. и других, рассматриваются те или иные особенности управления качеством обслуживания в социальной сфере, применения инновационных подходов и технологий в социальном секторе.
Динамика развития социальных услуг, появление их новых видов настоятельно требует комплексного и целостного изучения всех сторон, объектов и субъектов, действующих в сфере регулирования социального обслуживания населения. До сих пор остается много дискуссионных вопросов, связанных с определением основных элементов механизма управления качеством обслуживания социальной сфере.
Недостаточно полно исследованы вопросы, касающиеся управления системы социального обслуживания населения, формирования и реализации программ по социологической оценке качества социального обслуживания населения. Несовершенными до сих пор являются механизмы изучения и повышения эффективности и качества социального обслуживания.
Необходимость решения этих проблем обусловила и предопределила цель, задачи и направления настоящего исследования.
Объект исследования - управление в системе социального обслуживания населения.
Предмет исследования - качество социальных услуг как критерий эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края.
Целью диссертационного исследования является оценка качества социальных услуг в системе социального обслуживания населения Алтайского края, а также обоснование приоритетных направлений развития механизма управления в системе социального обслуживания, способствующих повышению эффективности ее функционирования.
Основные задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности социального управления в
системе социального обслуживания населения.
2. Проанализировать теоретические подходы к исследованию системы социального обслуживания населения.
3. Разработать методические и организационные основы исследования качества социальных услуг как критерия эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края.
4. Охарактеризовать современное состояние управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края.
5. Провести социологическую оценку качества социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания Алтайского края.
6. Разработать направления оптимизации управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края на основе социологической оценки качества социальных услуг.
Основные гипотезы исследования:
1. Эффективность управления в системе социального обслуживания зависит от качества социальных услуг.
2. Система социального обслуживания является главным поставщиком социальных услуг, направленных на повышение качества жизни людей, она должна обеспечивать доступность и качество данных услуг.
3. Методические и организационные основы исследования, включающие в себя опрос потребителей социальных услуг, позволяют выявить современные тенденции в сфере оказания социальных услуг населению Алтайского края, основные проблемы управления в системе социального обслуживания населения.
4. Современное состояние управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края отражает актуальные тенденции и проблемы оценки качества социальных услуг.
5. Отсутствие стандартов социологической оценки качества социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания Алтайского края, затрудняет оценку эффективности управления в системе социального обслуживания .
6. Включение в систему рекомендаций комплекса мер организационно-управленческого характера позволит оптимизировать механизм управления в системе социального обслуживания, которая зависит от качества социальных услуг.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют отечественные и зарубежные теории социального управления, основные теории развития системы социального обслуживания, методологические и практические разработки ученых по данной теме. В процессе исследования использовались разработки и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по вопросам повышения качества обслуживания в системе социального обслуживания населения.
Информационную базу исследования составили принятые Правительством Российской Федерации программные и концептуальные решения в области социального обслуживания населения; аналитические и информационные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обобщенные и обработанные автором статистические данные; данные информационных сайтов; результаты научных исследований, представленных в виде монографий; материалы научно-практических конференций, научных разработок и докладов; результаты исследования, полученные при непосредственном участии автора в разработке, организации и реализации проекта по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении главного управления Алтайского края по труду и социальной защите.
В процессе исследования применялись различные методы научного познания: анализ документов (научной литературы, нормативных правовых актов, статистических данных), методы обобщения, сопоставления, опросные методы, метод стандартизированного наблюдения, методы математико-статистической обработки данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ теоретических и методических подходов к изучению управления в системе социального обслуживания позволяет утверждать, что эффективность управления в системе социального обслуживания зависит от качества социальных услуг.
2. Система социального обслуживания является главным поставщиком социальных услуг, направленных на повышение качества жизни людей, поэтому она должна обеспечивать доступность и качество данных услуг.
3. Методические и организационные основы исследования позволяют выявить современные тенденции в сфере оказания социальных услуг населению, основные проблемы управления в системе социального обслуживания населения на региональном и федеральном уровнях.
4. Анализ современного состояния управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края, позволяет сделать вывод о том, что проводимые исследования оценки качества социальных услуг в период с 2013-2014 года были осуществлены по разным методикам, что затрудняет оценку эффективности управления в системе социального обслуживания.
5. Повышение эффективности управления в системе социального обслуживания предполагает разработку стандартов социологической оценки качества социальных услуг.
6. Комплекс мер организационно-управленческого характера способствует оптимизации механизма управления в системе социального обслуживания и повышению качества предоставления и получения социальных услуг.
Научная новизна исследования:
1. Разработаны и уточнены теоретические и методические основы формирования и развития механизма управления в системе социального обслуживания населения.
2. Определены и обоснованы приоритетные направления оценки качества социальных услуг как одного из критериев управления в системе социального обслуживания.
3. Разработана и апробирована комплексная методика исследования качества социальных услуг.
4. Дана характеристика современного состояния управления в системе социального обслуживания Алтайского края.
5. Определены основные проблемы в области социального
обслуживания населения Алтайского края.
6. Разработаны направления оптимизации управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края на основе социологической оценки качества социальных услуг.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационного исследования расширяют проблемное поле социологии управления как отраслевой социологической теории. Основные теоретические результаты исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего изучения механизма управления в системе социального обслуживания.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработке и корректировке основных направлений повышения качества обслуживания в сфере социального обслуживания населения, формировании оптимальной инфраструктуры рынка услуг.
Полученные научные результаты могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при разработке и корректировке основных направлений социальной политики государства в области социального обслуживания населения и отдельных категорий граждан. Полученью данные внедрены в практику деятельности главного управления Алтайского края по труду и социальной защите.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается соблюдением принципов теоретизирования на базе научной методологии; подтверждением истинности теоретических положений эмпирическим материалом; использованием взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов эмпирического исследования; обсуждением полученных результатов на научных конференциях, семинарах; апробацией результатов исследования на практике.
Апробация работы:
Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на различных конференциях и семинарах:
1. Международная молодежная школа-семинар «Ломоносовские
чтения на Алтае» (г. Барнаул, 20 октября 2015 г). Тема доклада:
«Эффективность управления системой социального обслуживания населения».
2. II региональная молодежная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 25 апреля 2015 г). Тема доклада: «К вопросу организации независимой оценки качества социального обслуживания» (1 место).
3. III региональная молодежная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 21 апреля 2016 г).
Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре психологии коммуникаций и психотехнологий факультета социологии АлтГУ.
Основные материалы диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Жиляева, И.А. Роль социального обслуживания в повышении качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов Алтайского края / И.А. Жиляева // Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты: сборник материалов X международной научной конференции. Электронное издание. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - С.255-257.
2. Жиляева, И.А. К вопросу организации независимой оценки качества социального обслуживания / И.А. Жиляева // Сборник материалов XVII городской научно-практической конференции «Молодежь - Барнаулу» 16-21.11.2015 г.
3. Жиляева, И.А. Организация независимой оценки качества предоставления социальных услуг населению / И.А. Жиляева // Социология в
12 современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. - Вып. 8 / под. ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические и методические основы исследования управления в системе социального обслуживания населения» раскрываются особенности социального управления в системе социального обслуживания населения, дается характеристика основным теоретическим подходам к исследованию системы социального обслуживания населения, а также дается обоснование методическим и организационным основам исследования качества социальных услуг как критерия эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края.
Во второй главе «Оценка качества социальных услуг как критерия эффективности управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края» с использованием методов анкетного опроса, стандартизованного наблюдения и методов математико-статистической обработки данных, охарактеризовано современное состояние управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края, проведена социологическая оценка качества социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания Алтайского края, на основе чего разработаны направления оптимизации управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края.
В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации были рассмотрены теоретические подходы к изучению управления в системе социального обслуживания, рассмотрены особенности социального управления, и охарактеризован механизм управления в данной системе. В ходе исследований были проанализированы особенности системы социального обслуживания, определены и обоснованы приоритетные направления оценки качества социальных услуг как одного из критерия управления в системе социального обслуживания. Дана характеристика современного состояния управления в системе социального обслуживания Алтайского края, которая позволила выявить ряд тенденций, характерных для региона. Разработана и апробирована комплексная методика исследования, проведена социологическая оценка качества социальных услуг, определены основные проблемы в области социального обслуживания населения Алтайского края, на основе чего разработаны направления оптимизации управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края.
Теоретико-методологический анализ показал, что в качестве одной из особенностей социального управления в системе социального обслуживания является эффективность управления, которая зависит от качества социальных услуг.
Рассмотренные особенности системы социального обслуживания раскрыли факт о том, что система социального обслуживания является главным поставщиком социальных услуг, направленных на повышение качества жизни людей, поэтому она должна обеспечивать доступность и качество данных услуг.
Методические и организационные основы исследования позволяют выявить современные тенденции в сфере оказания социальных услуг населению, основные проблемы управления в системе социального обслуживания населения на региональном и федеральном уровнях.
Анализ современного состояния управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края, позволил сделать вывод о том, что проводимые исследования оценки качества социальных услуг в период с 2013-2014 года были осуществлены по разным методикам, что затрудняет оценку эффективности управления в системе социального обслуживания.
Проведенная социологическая оценка свидетельствует о необработанности управленческого механизма на муниципальном уровне, позволяет выявить слабые стороны в сфере социального обслуживания населения Алтайского края. А полученный рейтинг дает возможность отследить, в каких именно учреждениях выявлены более проблемные стороны, такие как низкое качество информации о работе организаций, низкий уровень доступности, полноты и понятности предоставляемой информации о порядке предоставления услуг данными организациями во всех типах учреждений социального обслуживания, недостаточная оснащенность помещений, а именно мало оснащены оборудованием для предоставления социальных услуг, имеют старую мебель и мягкий инвентарь.
В большинстве учреждений отсутствуют оборудованные для инвалидов санитарно-гигиенические помещения, низкая компетентность персонала, грамотность и уровень профессионализма при предоставлении социальных услуг, особенно в комплексных центрах. В учреждениях стационарного типа, постояльцы довольны взаимоотношениями с сотрудниками данных организаций, но оперативность решения возникающих вопросов остается низкой, в комплексных центрах длительный период ожидания получения социальных услуг.
С помощью полученного рейтинганами были получены следующие данные:
В группу с высокими оценками вошли 15 комплексных центров, 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости, 12 домов интернатов общего типа для престарелых и инвалидов и 6 псхоневрологических интернатов.
В группу с средними оценками вошли 10 комплексных центров, 5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости, 1 дом- интернат общего типа для престарелых и инвалидов и 2 псхоневрологических интернатов.
В группу с низкими оценками вошли 9 комплексных центров, 5 домов- интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости, 2 дома- интерната общего типа для престарелых и инвалидов и 2 псхоневрологических интернатов.
Проанализировав современное состояние управления в системе социального обслуживания населения Алтайского края и выявив проблемные направления в данной сфере нами были разработаны предложения по оптимизации. Обозначенная система рекомендаций предполагает осуществление разноплановых мер, учитывая, что управления в данной сфере осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Предложенные рекомендации направлены на решение выявленных проблем, стандартизацию в сфере социального обслуживания; разработку и внедрение системы оценки качества социальных услуг, а также совершенствование структурной модели оказания социальных услуг. Повышение качества социальных услуг предполагает воздействие на весь спектр основополагающих факторов, обеспечивающих эффективное управление в системе социального обслуживания.
Таким образом в ходе проведенного исследования была достигнута его цель - дана оценка качества социальных услуг в системе социального обслуживания населения Алтайского края, а также обоснованы приоритетные направления развития механизма управления в системе социального обслуживания, способствующие повышению эффективности ее функционирования.


1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Социальная защита. 1995. — № 11.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. // Российская газета. - № 282. - 13.12.2013 г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. — 2013. — 30 декабря. — С. 1—26.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I).
5. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской
Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения. Утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст (ред. от
17.10.2013) // М.: Стандартинформ, 2006.
6. Агабабьян Э.М. Экономический анализ сферы услуг - М., 1968. 160 с.
7. Амелин В.Н. Социология политики. М., 1992; Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного анализа). М., 1967.
8. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления. - С. 95.
9. Андреев B.C. Право социального обеспечения. - М., 1987 с. 18.
10. Антонович И.В. Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края): Автореф. дис. канд. социол. наук / И.В. Антонович. - Барнаул, 2003. 20 с.
11. Бендрикова А.Ю. Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Барнаул, 2004. - 20 с.
12. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. - Томск: ТГУ, 1984. - С. 36.
13. Бобров М.Я. Законы социологии и истории в производстве жизни социосферы. - Барнаул, 2003. - 182 с.
14. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. - М., 2002. - 238 с.
15. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - 704 с.
16. Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология. - СПб., 1997.
17. Волчкова Л.Т. Планирование социально-экономического развития. Теория, методология, организация. - СПб., 1999.
18. Воробьева Г.Н. // Сертификация. 2000. -Вып. № 1. - С.39.
19. Григорьев С.И., Демина И.А., Демина Л.Д. Новые методы изучения социальных потребностей индивида, группы, социума // Образование и социальное развитие региона. - 1995. - №2. - С. 90-94.
20. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. - Барнаул, 2001. - с. 29-61.
21. Гуслякова Л.Г., Мишин А.К., Ткаченко В.В. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы. - Барнаул, 2003. 107 с.
22. Гуслякова Л.Г., Мишин А.К., Ткаченко В.В. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы. - Барнаул, 2003. 107 с.
23. Гуслякова Л.Г., Потолова Л.М. Социальные службы, структура, кадры, особенности организации. - Барнаул, 1991. - 17 с.
24. Гуслякова Л.Г. Теория и практика социальной работы: Избранные труды 1990-х. Б арнаул; Шумановка, 1999. - 269 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ