Психолого-педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения студентов ВУЗа (Крымский Федеральный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» и Гуманитарно-педагогическая академия г. Ялта.
Выборка: 30 студентов в возрасте 18-19 лет.
Есть приложение (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ………………8
1.1. Копинг-поведение: понятие, функции и виды…………………............... 8
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста....14
1.3. Особенности формирования копинг-поведения у студентов высшей школы в процессе обучения…………………………………………………... 26
Выводы по первой главе…………… 36
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА………38
2.1. Организация и методы исследования…38
2.2. Анализ и результаты исследования сформированности копинг-поведения у студентов вуза……………………………………… 43
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза……………
2.3. Анализ результатов…………………………………………55
Выводы по второй главе……………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 77
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 85
База исследования: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» и Гуманитарно-педагогическая академия г. Ялта.
Выборка: 30 студентов в возрасте 18-19 лет.
Есть приложение (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ………………8
1.1. Копинг-поведение: понятие, функции и виды…………………............... 8
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста....14
1.3. Особенности формирования копинг-поведения у студентов высшей школы в процессе обучения…………………………………………………... 26
Выводы по первой главе…………… 36
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА………38
2.1. Организация и методы исследования…38
2.2. Анализ и результаты исследования сформированности копинг-поведения у студентов вуза……………………………………… 43
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза……………
2.3. Анализ результатов…………………………………………55
Выводы по второй главе……………………………………………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 77
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 85
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических условиях наблюдается рост информационных и эмоциональных нагрузок, обостряется проблема адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия. Актуальной становится проблема формирования копинг-поведения студентов, так как от успешности протекания этого процесса зависят уровень академической успеваемости, умение правильно распределять свое рабочее время и время для самостоятельной подготовки, способность в условиях вуза достигать психологической комфортности.
Копинг-действия обуславливается сочетанием поведенческих копинг-стратегий (решением трудностей, поиск общественной помощи, уклонение), личностно-средовых а также когнитивных копинг-действий. Развитие копинг-стратегий а также копинг-ресурсов, исполняющих значительную важность в подборе типа поведения даст возможность учащимся благополучно одолевать психотравмирующие а также напряженные условия, как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности.
Данное обстоятельство приводит к осознанию значимости повышения внимания к личностным аспектам в педагогике и психологии профессионального образования. Высшее образование включает в себя формирование совокупности знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных психологических качеств и копинг-ресурсов будущего специалиста.
В связи с выше изложенным актуализируется проблема психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у вуза.
Изучением проблемы копинг-поведения занимались такие исследователи, как Р. Лазарус и С. Фолкмен, П. Коста и Р. Маккрей, У. Лер и Х. Томэ.
На сегодняшний день вопрос развития копинг-стратегий является одной из активно обсуждаемых тем среди представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии. Большая часть исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом. В нашей психологии этим вопросом в основном интересуются специалисты в области медицинской психологии
Объект исследования выступает копинг-поведение студентов.
Предметом исследования являются психолого-педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения у студентов вуза.
Цель исследования состоит в теоретическим изучении и эмпирическом исследовании особенностей психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятие, функции и виды копинг-поведения
2. Дать психолого-педагогическую характеристику студенческому возрасту.
3. Охарактеризовать особенности формирования копинг-поведения у студентов вуза в процессе обучения.
4. Исследовать сформированность копинг-поведения студентов вуза.
5. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза.
Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические теории формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.); когнитивная концепция совладающего поведения (R.S. Lazarus, S. Folkman и др.); положения формирования копинг-поведения в психологии (В.А. Абабков, И.А. Горьковая, Н.А. Русина, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский); подходы изучения психологических особенностей студентов вуза (А.И. Анисимов, Л.В. Горюнова).
Теоретическую основу исследования составили основные положения особенностей становления и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др); научные труды и практические исследования в области особенностей психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза (В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Головей, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, А.В. Либин, И.М. Никольская, М.А. Одинцова, Ю.В. Постылякова).
Методы исследования:
– теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение);
– эмпирические: экспериментальный метод, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам, статистический метод обработки полученных результатов исследования.
Копинг-действия обуславливается сочетанием поведенческих копинг-стратегий (решением трудностей, поиск общественной помощи, уклонение), личностно-средовых а также когнитивных копинг-действий. Развитие копинг-стратегий а также копинг-ресурсов, исполняющих значительную важность в подборе типа поведения даст возможность учащимся благополучно одолевать психотравмирующие а также напряженные условия, как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности.
Данное обстоятельство приводит к осознанию значимости повышения внимания к личностным аспектам в педагогике и психологии профессионального образования. Высшее образование включает в себя формирование совокупности знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных психологических качеств и копинг-ресурсов будущего специалиста.
В связи с выше изложенным актуализируется проблема психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у вуза.
Изучением проблемы копинг-поведения занимались такие исследователи, как Р. Лазарус и С. Фолкмен, П. Коста и Р. Маккрей, У. Лер и Х. Томэ.
На сегодняшний день вопрос развития копинг-стратегий является одной из активно обсуждаемых тем среди представителей разных направлений зарубежной и отечественной психологии. Большая часть исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом. В нашей психологии этим вопросом в основном интересуются специалисты в области медицинской психологии
Объект исследования выступает копинг-поведение студентов.
Предметом исследования являются психолого-педагогическое сопровождение формирования копинг-поведения у студентов вуза.
Цель исследования состоит в теоретическим изучении и эмпирическом исследовании особенностей психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятие, функции и виды копинг-поведения
2. Дать психолого-педагогическую характеристику студенческому возрасту.
3. Охарактеризовать особенности формирования копинг-поведения у студентов вуза в процессе обучения.
4. Исследовать сформированность копинг-поведения студентов вуза.
5. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза.
Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические теории формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.); когнитивная концепция совладающего поведения (R.S. Lazarus, S. Folkman и др.); положения формирования копинг-поведения в психологии (В.А. Абабков, И.А. Горьковая, Н.А. Русина, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский); подходы изучения психологических особенностей студентов вуза (А.И. Анисимов, Л.В. Горюнова).
Теоретическую основу исследования составили основные положения особенностей становления и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др); научные труды и практические исследования в области особенностей психолого-педагогического сопровождения формирования копинг-поведения у студентов вуза (В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Головей, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, А.В. Либин, И.М. Никольская, М.А. Одинцова, Ю.В. Постылякова).
Методы исследования:
– теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение);
– эмпирические: экспериментальный метод, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам, статистический метод обработки полученных результатов исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было раскрыто понятие, функции и виды копинг-поведения. Так было выявлено, что копинг представляет собой форму поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем. Копинг-поведение направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и оно подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Копинг-поведение отражает потенциальная готовность личности переживать сложные ситуации, и реализуется эта способность в конкретных копинг-стратегиях. Копинг-стратегии бывают адаптивными, неадаптивными и частично адаптивными.
В ходе исследования была представлена психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста. Исходя из проанализированного теоретического материала по проблеме исследования, было определено, что студенческий возраст является период завершения формирования морально-этической сферы, становления и стабилизации характера и, что крайне важно, принятия статуса и ответственности взрослого человека в соответствии со своим полом. Развитие личности в период студенчества осуществляется в следующих направлениях: формирование «Я-концепции», «Я-идентичности»; укрепление мотивационной сферы, убеждений, профессиональной направленности; развитие способностей; усовершенствование и «профессионализация» психических процессов; повышение чувства долга, развитие ответственности за собственную жизнь; стабилизация самооценки, уровня притязания личности студента; рост зрелости и устойчивости личности; повышение роли самоуправления в процессе деятельности и поведения; укрепление профессиональной самостоятельности и готовности к будущей практической работе.
Охарактеризовав особенности формирования копинг-поведения у студентов вуза в процессе обучения было определено, что в рамках формирования копинг-поведения у студентов важно понимать, что копинг-поведение определяется комплексом поведенческих копинг-стратегий. Для студентов в отличие от взрослых людей характерен более узкий репертуар стратегий совладающего поведения, при этом в ситуациях с повышенной критичностью и более высокой степенью неопределенности наиболее характерными стратегиями совладания являются стратегии, связанные с эмоциональным совладанием, и стратегии, направленные на всяческое избегание возникшей ситуации, и в меньшей степени – проблемно-ориентированные (когнитивные) стратегии, в связи с чем становится актуальным вопрос об условиях их формирования. Формирование комплекса копинг-стратегий и копинг-ресурсов, выполняющих ключевую роль в формировании результатов поведения позволит студентам успешно использовать навыки совладания со стрессом и разрешения проблемных ситуаций в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
Практическая часть исследования была нацелена на исследование сформированности копинг-поведения студентов вуза. Для проведения исследования был подобран диагностический инструментарий включающий ряд психодиагностических методик, позволяющий комплексно подойти к изучению рассматриваемого вопроса, выявить особенности сформированности копинг-поведения у студентов вуза, а именно: методика «Выявление психического и физического дискомфорта» (по В.Н. Поникаровой); методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана; копинг-тест Лазаруса; копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Диагностика показала, что у студентов наблюдается повышенный уровень психоэмоционального напряжения. В ходе диагностики были выявлены копинг-стратегии разрешения проблем у студентов, то есть данный показатель был выявлен у 42,5% студентов. По методике Копинг-тест Лазаруса в исследуемой выборке более всего были выражены такие копинг-стратегии, как «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка» и меньше всего – копинг «бегство–избегание». Поведение, ориентированное на решение задачи преобладает только у четверти испытуемых.
По завершению исследования были разработаны рекомендации для участников образовательного процесса по психолого-педагогическому сопровождению формирования копинг-поведения у студентов вуза. Резюмируя все выше изложенное в рекомендациях отметим, что психолого-педагогическая поддержка выступает внешним ресурсом, помогающим справиться со стрессом, используя проблеморазрешающие копинг-стратегии. Методом реализации психолого-педагогической поддержки выступает особая форма педагогической деятельности – индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, осуществляемое подготовленными специалистами-педагогами.
В ходе исследования была представлена психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста. Исходя из проанализированного теоретического материала по проблеме исследования, было определено, что студенческий возраст является период завершения формирования морально-этической сферы, становления и стабилизации характера и, что крайне важно, принятия статуса и ответственности взрослого человека в соответствии со своим полом. Развитие личности в период студенчества осуществляется в следующих направлениях: формирование «Я-концепции», «Я-идентичности»; укрепление мотивационной сферы, убеждений, профессиональной направленности; развитие способностей; усовершенствование и «профессионализация» психических процессов; повышение чувства долга, развитие ответственности за собственную жизнь; стабилизация самооценки, уровня притязания личности студента; рост зрелости и устойчивости личности; повышение роли самоуправления в процессе деятельности и поведения; укрепление профессиональной самостоятельности и готовности к будущей практической работе.
Охарактеризовав особенности формирования копинг-поведения у студентов вуза в процессе обучения было определено, что в рамках формирования копинг-поведения у студентов важно понимать, что копинг-поведение определяется комплексом поведенческих копинг-стратегий. Для студентов в отличие от взрослых людей характерен более узкий репертуар стратегий совладающего поведения, при этом в ситуациях с повышенной критичностью и более высокой степенью неопределенности наиболее характерными стратегиями совладания являются стратегии, связанные с эмоциональным совладанием, и стратегии, направленные на всяческое избегание возникшей ситуации, и в меньшей степени – проблемно-ориентированные (когнитивные) стратегии, в связи с чем становится актуальным вопрос об условиях их формирования. Формирование комплекса копинг-стратегий и копинг-ресурсов, выполняющих ключевую роль в формировании результатов поведения позволит студентам успешно использовать навыки совладания со стрессом и разрешения проблемных ситуаций в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
Практическая часть исследования была нацелена на исследование сформированности копинг-поведения студентов вуза. Для проведения исследования был подобран диагностический инструментарий включающий ряд психодиагностических методик, позволяющий комплексно подойти к изучению рассматриваемого вопроса, выявить особенности сформированности копинг-поведения у студентов вуза, а именно: методика «Выявление психического и физического дискомфорта» (по В.Н. Поникаровой); методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана; копинг-тест Лазаруса; копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Диагностика показала, что у студентов наблюдается повышенный уровень психоэмоционального напряжения. В ходе диагностики были выявлены копинг-стратегии разрешения проблем у студентов, то есть данный показатель был выявлен у 42,5% студентов. По методике Копинг-тест Лазаруса в исследуемой выборке более всего были выражены такие копинг-стратегии, как «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка» и меньше всего – копинг «бегство–избегание». Поведение, ориентированное на решение задачи преобладает только у четверти испытуемых.
По завершению исследования были разработаны рекомендации для участников образовательного процесса по психолого-педагогическому сопровождению формирования копинг-поведения у студентов вуза. Резюмируя все выше изложенное в рекомендациях отметим, что психолого-педагогическая поддержка выступает внешним ресурсом, помогающим справиться со стрессом, используя проблеморазрешающие копинг-стратегии. Методом реализации психолого-педагогической поддержки выступает особая форма педагогической деятельности – индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, осуществляемое подготовленными специалистами-педагогами.



