Особенности позитивного мышления мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод (Московский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 человек в возрасте от 26 до 48 лет. Из них 20 чел. – женщины и 20 чел. – мужчины.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей позитивного мышления в психологии мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод 6
1.1. Проблема позитивного мышления в психологии 6
1.2. Подходы к изучению позитивного мышления 9
1.3. Психологические особенности среднего возраста 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей позитивного мышления мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод 27
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 27
2.2. Методика исследования 28
2.3. Результаты исследования 30
2.4. Обсуждение результатов исследования 40
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Выборка: 40 человек в возрасте от 26 до 48 лет. Из них 20 чел. – женщины и 20 чел. – мужчины.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей позитивного мышления в психологии мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод 6
1.1. Проблема позитивного мышления в психологии 6
1.2. Подходы к изучению позитивного мышления 9
1.3. Психологические особенности среднего возраста 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей позитивного мышления мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод 27
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 27
2.2. Методика исследования 28
2.3. Результаты исследования 30
2.4. Обсуждение результатов исследования 40
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность темы исследования. Позитивная психология исследует те психологические феномены, которые, по выражению известных ученых, работающих в рамках данного направления К. Петерсона и М. Селигмана, делают жизнь человека достойной того, чтобы жить. Это направление исследований в области психологии личности вышло из традиционных рамок клинической, социальной, возрастной психологии и ставит своей задачей исследовать природу человеческого счастья, силу надежды, фундаментальные человеческие стремления, направляющие жизнь в поисках смысла. Этому направлению психологии уделяется большое внимание в последние годы: зарубежные исследователи концентрируются на перспективных направлениях, которые вырисовываются в становлении позитивной психологии в начале ХХІ века.
Позитивная психология изучает роль положительных эмоций в жизнедеятельности человека, «сильные» черты характера, психологические признаки счастья, субъективное благополучие, социальное благополучие и т.д. Значительное внимание уделяется позитивному мышлению и позитивным психологическим установкам относительно своего будущего. Исследование в этой области всегда будет актуальным, так как в условиях современного быстроменяющегося мира такие установки обеспечивают успешное социальное функционирование индивида.
Проблема исследования. В настоящее время наблюдается рост количества разводов семейных пар, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека. Противостоять этому может такой психологический феномен как «позитивное мышление», которое позволяет оптимистически смотреть в будущее, строить новые планы с учетом сложившейся ситуации и достигать своих жизненных целей. Однако такой феномен в настоящее время изучен сравнительно слабо, что говорит о необходимости его детального изучения.
Цель исследования – установить особенности позитивного мышления у мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод.
Объект исследования – позитивное мышление
Предмет исследования: особенности позитивного мышления у мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод.
Гипотезы:
- существуют гендерные различия в позитивном мышлении мужчин и женщин, переживших развод;
- существует положительная взаимосвязь между позитивным мышлениям и эмоциональными особенностями личности.
Задачи:
1. Выявление проблем позитивного мышления в психологии;
2. Рассмотреть подходы к изучению позитивного мышления
3. Рассмотреть психологические особенности среднего возраста;
4. Подобрать методики с целью проверки гипотезы;
5. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные эмпирические данные;
6. Разработка рекомендаций.
Выборка. В выборку входят 40 человек в возрасте от 26 до 48 лет. Из них 20 чел. – женщины и 20 чел. – мужчины.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, синтез и обобщение теоретических источников
Эмпирические:
Методика PANAS (авт. Д. Уотсон и А. Теллеген)
Тест самооценки эмоциональных состояний (авт. А.Уэсманн и Д.Рикс)
Методика исследования жизненных перспектив (Ю. М. Швалб).
Статистические:
U-критерий Манна-Уитни;
коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятий позитивной психологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при планировании и разработке более обширных исследований в русле позитивной психологии.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит
Позитивная психология изучает роль положительных эмоций в жизнедеятельности человека, «сильные» черты характера, психологические признаки счастья, субъективное благополучие, социальное благополучие и т.д. Значительное внимание уделяется позитивному мышлению и позитивным психологическим установкам относительно своего будущего. Исследование в этой области всегда будет актуальным, так как в условиях современного быстроменяющегося мира такие установки обеспечивают успешное социальное функционирование индивида.
Проблема исследования. В настоящее время наблюдается рост количества разводов семейных пар, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека. Противостоять этому может такой психологический феномен как «позитивное мышление», которое позволяет оптимистически смотреть в будущее, строить новые планы с учетом сложившейся ситуации и достигать своих жизненных целей. Однако такой феномен в настоящее время изучен сравнительно слабо, что говорит о необходимости его детального изучения.
Цель исследования – установить особенности позитивного мышления у мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод.
Объект исследования – позитивное мышление
Предмет исследования: особенности позитивного мышления у мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод.
Гипотезы:
- существуют гендерные различия в позитивном мышлении мужчин и женщин, переживших развод;
- существует положительная взаимосвязь между позитивным мышлениям и эмоциональными особенностями личности.
Задачи:
1. Выявление проблем позитивного мышления в психологии;
2. Рассмотреть подходы к изучению позитивного мышления
3. Рассмотреть психологические особенности среднего возраста;
4. Подобрать методики с целью проверки гипотезы;
5. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные эмпирические данные;
6. Разработка рекомендаций.
Выборка. В выборку входят 40 человек в возрасте от 26 до 48 лет. Из них 20 чел. – женщины и 20 чел. – мужчины.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, синтез и обобщение теоретических источников
Эмпирические:
Методика PANAS (авт. Д. Уотсон и А. Теллеген)
Тест самооценки эмоциональных состояний (авт. А.Уэсманн и Д.Рикс)
Методика исследования жизненных перспектив (Ю. М. Швалб).
Статистические:
U-критерий Манна-Уитни;
коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятий позитивной психологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при планировании и разработке более обширных исследований в русле позитивной психологии.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит
Позитивная психология в 21-м веке превратилась в самостоятельное и очень перспективное поле исследований. В последнее время выделились различные сферы исследований позитивной психологии: позитивное мышление, позитивные эмоции, черты характера, субъективное благополучие, ранний жизненный опыт и его роль в развитии человека.
Ученые, изучающие позитивное мышление, рассматривали в первую очередь способы самореализации индивида, эффективного общения, пути преодоления стрессовых ситуаций и достижения желаемой цели. Они акцентируют внимание на возможности развития оптимистического мировоззрения, положительной самооценки, позитивного взгляда на себя и свое окружение.
Идеи и методический инструментарий позитивной психологии могут быть применены в исследовании проблемы позитивного мышления самых разных социальных слоев и индивидов. Выявление позитивных установок и положительных черт характера, обусловливающих сохранение психического здоровья человека, является важным для предупреждения психических и психологических нарушений представителей широкой категории лиц, которые включены в самые разные социальные и межличностные отношения.
Эмпирическое исследование позитивного мышления у мужчин и женщин, переживших развод, позволило установить, что существуют гендерные различия в позитивном мышлении мужчин и женщин, переживших развод – подтвердилась в отношении таких жизненных перспектив как работа/карьера и досуг. Для мужчин сфера «работы» получила более высокий ранг, что говорит о том, что в случае развода мужчины больше отдаются работе и меньше досугу, а женщины – наоборот. Объяснение этому феномену может заключаться в том, что мужчины больше переключаются на профессиональную и социальную жизнь, в то время как женщины больше стремятся к установлению межличностных отношений со своим близким кругом (родственники, друзья, подруги).
Гипотеза о том, что существует положительная взаимосвязь между позитивным мышлениям и эмоциональными особенностями личности –подтвердилась частично, а именно:
- низкая уверенность в себе (беспомощность) влечет более высокую значимость материальной сферы и денег;
- высокая подавленность приводит к росту значимости семейной сферы (поддержке близких людей);
- высокая приподнятость означает более высокую значимость работы и карьеры (по сути положительный эффект - более высокая мотивация к работе);
- стремление к участию в общественной и политической жизни связано с более высокой энергичностью;
- более высокий интегральный показатель эмоциональной сферы (ее позитивное состояние) снижает значимость заботы о здоровье (также видимо верно и обратное – тяжелое эмоциональное состояние приводит к росту психосоматических расстройств, что влечет за собой повышенное внимание к здоровью).
Оценка взаимосвязи позитивного мышления и эмоциональной сферы в определенной степени зависит как от методики измерения, так и от того, какая продолжительность временной и жизненной перспективы рассматривается в исследовании. В том случае, если временная перспектива является короткой, для ее оценки наилучшим образом подходят методики, измеряющие отдельные показатели психологического состояния индивида в данный момент. Если перспектива является продолжительной, то наилучшим образом подходят методы исследования, измеряющие особенности эмоциональной сферы в целом, особенно склонность к негативным переживаниям.
Основными направлениями развития позитивного мышления должны являться развитие уверенности в себе в области материального достатка, создание положительных благоприятных взаимоотношений с близкими, стремление к участию в общественной жизни и укрепление здоровья. В настоящее время рынок таких психологических услуг развит достаточно хорошо.
Данное исследование, конечно, не претендует на широкие обобщения, и может быть в значительной степени видоизменено. Перспективы данного исследования заключаются в более глубоком изучении позитивного мышления в зависимости от возрастных особенностей, в зависимости от профессионального и социального статуса и других личностных особенностей.
Ученые, изучающие позитивное мышление, рассматривали в первую очередь способы самореализации индивида, эффективного общения, пути преодоления стрессовых ситуаций и достижения желаемой цели. Они акцентируют внимание на возможности развития оптимистического мировоззрения, положительной самооценки, позитивного взгляда на себя и свое окружение.
Идеи и методический инструментарий позитивной психологии могут быть применены в исследовании проблемы позитивного мышления самых разных социальных слоев и индивидов. Выявление позитивных установок и положительных черт характера, обусловливающих сохранение психического здоровья человека, является важным для предупреждения психических и психологических нарушений представителей широкой категории лиц, которые включены в самые разные социальные и межличностные отношения.
Эмпирическое исследование позитивного мышления у мужчин и женщин, переживших развод, позволило установить, что существуют гендерные различия в позитивном мышлении мужчин и женщин, переживших развод – подтвердилась в отношении таких жизненных перспектив как работа/карьера и досуг. Для мужчин сфера «работы» получила более высокий ранг, что говорит о том, что в случае развода мужчины больше отдаются работе и меньше досугу, а женщины – наоборот. Объяснение этому феномену может заключаться в том, что мужчины больше переключаются на профессиональную и социальную жизнь, в то время как женщины больше стремятся к установлению межличностных отношений со своим близким кругом (родственники, друзья, подруги).
Гипотеза о том, что существует положительная взаимосвязь между позитивным мышлениям и эмоциональными особенностями личности –подтвердилась частично, а именно:
- низкая уверенность в себе (беспомощность) влечет более высокую значимость материальной сферы и денег;
- высокая подавленность приводит к росту значимости семейной сферы (поддержке близких людей);
- высокая приподнятость означает более высокую значимость работы и карьеры (по сути положительный эффект - более высокая мотивация к работе);
- стремление к участию в общественной и политической жизни связано с более высокой энергичностью;
- более высокий интегральный показатель эмоциональной сферы (ее позитивное состояние) снижает значимость заботы о здоровье (также видимо верно и обратное – тяжелое эмоциональное состояние приводит к росту психосоматических расстройств, что влечет за собой повышенное внимание к здоровью).
Оценка взаимосвязи позитивного мышления и эмоциональной сферы в определенной степени зависит как от методики измерения, так и от того, какая продолжительность временной и жизненной перспективы рассматривается в исследовании. В том случае, если временная перспектива является короткой, для ее оценки наилучшим образом подходят методики, измеряющие отдельные показатели психологического состояния индивида в данный момент. Если перспектива является продолжительной, то наилучшим образом подходят методы исследования, измеряющие особенности эмоциональной сферы в целом, особенно склонность к негативным переживаниям.
Основными направлениями развития позитивного мышления должны являться развитие уверенности в себе в области материального достатка, создание положительных благоприятных взаимоотношений с близкими, стремление к участию в общественной жизни и укрепление здоровья. В настоящее время рынок таких психологических услуг развит достаточно хорошо.
Данное исследование, конечно, не претендует на широкие обобщения, и может быть в значительной степени видоизменено. Перспективы данного исследования заключаются в более глубоком изучении позитивного мышления в зависимости от возрастных особенностей, в зависимости от профессионального и социального статуса и других личностных особенностей.



