Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 человек в возрасте от 26 до 48 лет. Из них 20 чел. – женщины и 20 чел. – мужчины.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей позитивного мышления в психологии мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод 6
1.1. Проблема позитивного мышления в психологии 6
1.2. Подходы к изучению позитивного мышления 9
1.3. Психологические особенности среднего возраста 16
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей позитивного мышления мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод 27
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 27
2.2. Методика исследования 28
2.3. Результаты исследования 30
2.4. Обсуждение результатов исследования 40
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность темы исследования. Позитивная психология исследует те психологические феномены, которые, по выражению известных ученых, работающих в рамках данного направления К. Петерсона и М. Селигмана, делают жизнь человека достойной того, чтобы жить. Это направление исследований в области психологии личности вышло из традиционных рамок клинической, социальной, возрастной психологии и ставит своей задачей исследовать природу человеческого счастья, силу надежды, фундаментальные человеческие стремления, направляющие жизнь в поисках смысла. Этому направлению психологии уделяется большое внимание в последние годы: зарубежные исследователи концентрируются на перспективных направлениях, которые вырисовываются в становлении позитивной психологии в начале ХХІ века.
Позитивная психология изучает роль положительных эмоций в жизнедеятельности человека, «сильные» черты характера, психологические признаки счастья, субъективное благополучие, социальное благополучие и т.д. Значительное внимание уделяется позитивному мышлению и позитивным психологическим установкам относительно своего будущего. Исследование в этой области всегда будет актуальным, так как в условиях современного быстроменяющегося мира такие установки обеспечивают успешное социальное функционирование индивида.
Проблема исследования. В настоящее время наблюдается рост количества разводов семейных пар, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека. Противостоять этому может такой психологический феномен как «позитивное мышление», которое позволяет оптимистически смотреть в будущее, строить новые планы с учетом сложившейся ситуации и достигать своих жизненных целей. Однако такой феномен в настоящее время изучен сравнительно слабо, что говорит о необходимости его детального изучения.
Цель исследования – установить особенности позитивного мышления у мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод.
Объект исследования – позитивное мышление
Предмет исследования: особенности позитивного мышления у мужчин и женщин среднего возраста, переживших развод.
Гипотезы:
- существуют гендерные различия в позитивном мышлении мужчин и женщин, переживших развод;
- существует положительная взаимосвязь между позитивным мышлениям и эмоциональными особенностями личности.
Задачи:
1. Выявление проблем позитивного мышления в психологии;
2. Рассмотреть подходы к изучению позитивного мышления
3. Рассмотреть психологические особенности среднего возраста;
4. Подобрать методики с целью проверки гипотезы;
5. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные эмпирические данные;
6. Разработка рекомендаций.
Выборка. В выборку входят 40 человек в возрасте от 26 до 48 лет. Из них 20 чел. – женщины и 20 чел. – мужчины.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, синтез и обобщение теоретических источников
Эмпирические:
Методика PANAS (авт. Д. Уотсон и А. Теллеген)
Тест самооценки эмоциональных состояний (авт. А.Уэсманн и Д.Рикс)
Методика исследования жизненных перспектив (Ю. М. Швалб).
Статистические:
U-критерий Манна-Уитни;
коэффициент корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятий позитивной психологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при планировании и разработке более обширных исследований в русле позитивной психологии.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит
Позитивная психология в 21-м веке превратилась в самостоятельное и очень перспективное поле исследований. В последнее время выделились различные сферы исследований позитивной психологии: позитивное мышление, позитивные эмоции, черты характера, субъективное благополучие, ранний жизненный опыт и его роль в развитии человека.
Ученые, изучающие позитивное мышление, рассматривали в первую очередь способы самореализации индивида, эффективного общения, пути преодоления стрессовых ситуаций и достижения желаемой цели. Они акцентируют внимание на возможности развития оптимистического мировоззрения, положительной самооценки, позитивного взгляда на себя и свое окружение.
Идеи и методический инструментарий позитивной психологии могут быть применены в исследовании проблемы позитивного мышления самых разных социальных слоев и индивидов. Выявление позитивных установок и положительных черт характера, обусловливающих сохранение психического здоровья человека, является важным для предупреждения психических и психологических нарушений представителей широкой категории лиц, которые включены в самые разные социальные и межличностные отношения.
Эмпирическое исследование позитивного мышления у мужчин и женщин, переживших развод, позволило установить, что существуют гендерные различия в позитивном мышлении мужчин и женщин, переживших развод – подтвердилась в отношении таких жизненных перспектив как работа/карьера и досуг. Для мужчин сфера «работы» получила более высокий ранг, что говорит о том, что в случае развода мужчины больше отдаются работе и меньше досугу, а женщины – наоборот. Объяснение этому феномену может заключаться в том, что мужчины больше переключаются на профессиональную и социальную жизнь, в то время как женщины больше стремятся к установлению межличностных отношений со своим близким кругом (родственники, друзья, подруги).
Гипотеза о том, что существует положительная взаимосвязь между позитивным мышлениям и эмоциональными особенностями личности –подтвердилась частично, а именно:
- низкая уверенность в себе (беспомощность) влечет более высокую значимость материальной сферы и денег;
- высокая подавленность приводит к росту значимости семейной сферы (поддержке близких людей);
- высокая приподнятость означает более высокую значимость работы и карьеры (по сути положительный эффект - более высокая мотивация к работе);
- стремление к участию в общественной и политической жизни связано с более высокой энергичностью;
- более высокий интегральный показатель эмоциональной сферы (ее позитивное состояние) снижает значимость заботы о здоровье (также видимо верно и обратное – тяжелое эмоциональное состояние приводит к росту психосоматических расстройств, что влечет за собой повышенное внимание к здоровью).
Оценка взаимосвязи позитивного мышления и эмоциональной сферы в определенной степени зависит как от методики измерения, так и от того, какая продолжительность временной и жизненной перспективы рассматривается в исследовании. В том случае, если временная перспектива является короткой, для ее оценки наилучшим образом подходят методики, измеряющие отдельные показатели психологического состояния индивида в данный момент. Если перспектива является продолжительной, то наилучшим образом подходят методы исследования, измеряющие особенности эмоциональной сферы в целом, особенно склонность к негативным переживаниям.
Основными направлениями развития позитивного мышления должны являться развитие уверенности в себе в области материального достатка, создание положительных благоприятных взаимоотношений с близкими, стремление к участию в общественной жизни и укрепление здоровья. В настоящее время рынок таких психологических услуг развит достаточно хорошо.
Данное исследование, конечно, не претендует на широкие обобщения, и может быть в значительной степени видоизменено. Перспективы данного исследования заключаются в более глубоком изучении позитивного мышления в зависимости от возрастных особенностей, в зависимости от профессионального и социального статуса и других личностных особенностей.
1. Авдулова Т. П., Бычкова А. С. Взаимосвязь ответственности и личностной зрелости в разных возрастах //Современные психологические и педагогические технологии. – 2019. – №. 1. – С. 34-41.
2. Александровская В.Н., Клевец Л.Н. Детская и возрастная психология. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов по предмету «Основы психологии и педагогики» / В.Н. Александровская, Л.Н. Клевец. – ДНМУ, 2009. – 88 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – Т. 1. – М.: Просвещение, 1980. – 372 с.
4. Берн Е. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. – Минск: «ПРАМЕБ», 1992. – 384 с.
5. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – № 3 – С. 29 – 42.
6. Гамезо М.В, Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
7. Ильин Е.П., Липина А.Н. Динамика характеристик эмоциональнойсферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости// Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 42-46.
8. Киреева М. В., Грибанова О. Н. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии //Вестник евразийской науки. – 2014. – №. 4 (23). – С. 39.
9. Колмогорова Л. С., Лычева М. В. Позитивное мышление в свете отечественных и зарубежных исследований //Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2006. – №. 6-1. – С. 4-10.
10. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; Под.ред. Т.В. Прохоренко. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.
11. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 416 с.
12. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.:Эксмо, 2008. – 928 с.
13. Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов //Концепт. – 2013. – №. 7 (23). – С. 71-75.
14. Орлов Ю. М. Саногенное мышление. – М., 2003. – 196 с.
15. Пек М.С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. – М.: Авиценна, 2006. – 301 с.
16. Поднебесная Е.Б. Пожилые люди в интернате / Е.Б. Поднебесная // Психология зрелости и старения. – 2004.– № 1 (25). – С. 50-65
17. Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости. Материалы международной научно-практической конференции «Л.И. Божович и современная психология личности» / Л.В. Порхачева, К.Я. Джус / Сборник научных трудов «Л.И. Божович и современная психология личности». – http://psyjournals.ru/articles/d8692.shtml.
18. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.
19. Роджерс К. Р .Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. англ – М.: Прогресс, 1998. – 480 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи. – СПб.: Питер, 2009. – 180 с
21. Скрыпникова И. В. Факторы формирования позитивного мышления в юношеском возрасте //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – №. 41. – С. 69-71.
22. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности / Е.Б. Старовойтенко. – Изд-во Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 320 с.
23. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 342 с.
24. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. – С.-П.: Юпитер, 2012. – 542 с.
25. Чепелева Н. В. Методологические основы исследования личности в контексте психологической герменевтики // Личность и ее жизненный мир, М: Прогресс, – 2010. – С. 34.
26. Якунина Ю.Е. Исследование критериев эффективности профессиональной деятельности учителей // Учебн. зап.Кафедры психологии Северного Международного университета. – Вып. 1. –Магадан, 2001. – С. 17-28.
27. Fredrickson, B.L., Branigan, C. Positive Emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires: cognition and emotion, 19, 313–332
28. Peterson, C., and Seligman, M.E.P. Character strengths and virtues: A handbook and classification. – 2004, New York: Oxford university Press
29. Seligman, M.E.P, Csikszentmihalyi, M. Positive Psychology: An introduction American Psychologist, 2000, V. 55, p. 5–14.
30. Winefield H.R, & Harvey E.J. Psychological Maturity in Early Adulthood: Relationships Between Social Development and Identity, The Journal of GeneticPsychology, 157:1, 93-103, DOI: 10.1080/00221325.1996.9914848: http://dx.doi.org/10.1080/00221325.1996.9914848
31. Yates J. The Maturity and the Development of Personal Skills and Qualities, Journal of Further and Higher Education, 18:3, 109-118, DOI: 10.1080/0309877940180310: http://dx.doi.org/10.1080/0309877940180310