ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерного обучения ИЯ 6
1.1. Понятие «компьютерное обучение» 6
1.2. Современный подход к применению компьютерных технологий в
процессе обучения иностранным языкам 11
1.3. Возможности Интернет-ресурсов и компьютерных
презентаций на уроках английского языка 16
Выводы по ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА II. Методические основы компьютерного обучения ИЯ 22
2.1. Компьютерные обучающие средства по иностранным языкам:
цели и содержание 22
2.2. Компьютерные программы для обучения фонетике, лексике и
грамматике иностранного языка 25
2.3. Метод проектов с использованием ИКТ 32
2.4. ПК как средство для самостоятельной работы учащегося 37
2.5. Результаты опытно-экспериментальной работы в рамках
практического использования компьютера на уроках иностранного языка 42
Выводы по ГЛАВЕ II 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Образование - довольно гибкий процесс, требовательный ко многим вещам, как, например, к программе, к педагогу, к выбору стиля преподавания, а также к методике подачи материала. В нынешнее время, в век информационных технологий, электронные устройства стали надежным методическим инструментом в руках учителя, помогающим ему в выполнении самых разнообразных задач. Развитие технологий и их производства открыло невиданные доселе возможности по прикладному использованию электронных средств.
Одной из сфер использования этих технологий в настоящее время также является иноязычное образование. С растущими возможностями техники пришло понимание их полезности, более того, стали доступны ранее не представленные способы донесения учебной информации до учащихся. На настоящий момент вряд ли можно найти учебное заведение, аудитории которого не были бы оборудованы средствами техники. Перед учителем открылись возможности более наглядного предоставления материала, как звукового, так и в формате видео, и они начали их активное использование. Несомненно, цифровые технологии сделали возможным то, о чём ранее не приходилось и мечтать - показывать обучающие видеофильмы, воспроизводить аудиозаписи и накапливать информацию удаленно, в одном удобном месте.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что спектр возможностей компьютерного обучения иностранному языку довольно разнообразен, технологии развиваются, постоянно внося что-то новое, и проблема наиболее оптимального и изобретательного их использования является особенно важной. Стоит отметить, что данная тема довольно хорошо разработана, но требует постоянного обновления и
совершенствования, что и подтверждает ее перманентную актуальность.
Видными отечественными исследователями этой темы являются Р.Н. Абалуев, Н.В. Апатова, А.А. Гальцев, Е.И. Дмитриева, Т.В. Карамышева, Т.П. Воронина, В.П. Кашицина, О.П. Молчанова, Д.Ш. Матрос, Е.С. Полат, и А.Ю. Уваров и др.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку с элементами компьютерных технологий.
Предметом исследования выступают способы компьютерного
обучения иностранному языку.
Цель настоящей работы заключается в раскрытии потенциала использования электронных устройств в обучении иностранному языку, а также поиск современных оптимальных способов их использования.
Гипотеза: Применение элементов компьютерного обучения в процессе иноязычного образования школьников активизирует их учебновоспитательную деятельность, выводя иноязычное образование на качественно новый уровень.
В соответствии с проблемой, целью и объектом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические основы компьютерного обучения, а именно:
-определить понятие «компьютерное обучение»;
-определить цели и принципы компьютерного обучения в рамках обучения иностранному языку;
-выявить возможности Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
2) Рассмотреть методические основы компьютерного обучения иностранному языку, а именно:
-классифицировать обучающие программные средства по иностранному языку и выявить их специфику;
-рассмотреть метод проекта по иностранному языку с применением ИКТ;
-выявить особенности ПК (персонального компьютера) как средства для самостоятельной работы обучающихся;
-составить методические указания по созданию и реализации урока- презентации по иностранному языку с прикладным применением компьютера;
-обобщить результаты исследования в форме дипломной работы.
Фактическим материалом для исследования послужили Интернет- ресурсы.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, классификация, тестирование, анкетирование. сравнительно-сопоставительный анализ; дистрибутивный метод.
Теоретико-методологическая база исследования: работы О.В. Александровой, Н.Н. Болдырева, А.А. Гальцева, В.З. Демьянкова, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, О.А. Моисеенко, Р.И. Павилениса, О.Н. Прохоровой, Л.В. Цуриковой, Z. Harris, R. Jackendoff, M. Johnson. Т.А. van Dijk и др.
Апробация работы проводилась при прохождении педагогической практики в МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, а также на секционном заседании по методике обучения иностранному языку научной сессии на факультете иностранных языков Педагогического института НИУ «БелГУ».
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе данного исследования была подробно изучена и раскрыта тема, отражённая в его названии. Современные компьютерные технологии, использующиеся в данный момент повсеместно, в том числе и в иноязычном образовании, установили совершенно новый стандарт форм обучения в школах, институтах и на специализированных курсах. За относительно короткий отрезок времени в 30 лет компьютерная наука шагнула далеко вперёд и обходиться без неё человечество уже не в состоянии. Так как компьютеры стали надежным инструментом учебного процесса, к ним и к выпускаемым для них программам, соответственно, стали предъявляться новые, более строгие требования.
Благодаря появлению в жизни общества этих цифровых технологий учебный процесс стал более упрощённым и развитым, нежели раньше. Отпала необходимость часами сидеть в библиотеках в поисках нужных книг, ведь теперь вся информация может быть найдена в Интернете за считанные минуты. Стало доступно для пользования огромное количество электронных справочников, словарей и прочих учебных материалов, даже не существующих в бумажном формате. Помимо этого, появилась возможность настолько эргономично устраивать образовательный процесс, как раньше, до эпохи компьютеров, даже не представлялось возможным.
Компьютеры привнесли огромное множество решений в виде компьютерных обучающих средств, или программ. Также прогресс шагнул вперед благодаря возможности представления той же самой учебной информации в наиболее наглядном формате.
Компьютерное обучение теперь - это не просто термин, а веяние современности. Обучение как самому компьютеру, так и с помощью компьютера сейчас не обходит стороной ни одного человека, ни один школьный предмет, включая иностранный язык. Благодаря возможности обучаться самостоятельно при помощи компьютерных программ и Интернета появились такие виды обучения как дистанционное и индивидуальное обучение.
В нашем исследовании приведены примеры построения целых уроков с помощью компьютера. Таким образом, компьютеры не только выступают вспомогательным средством в образовательном процессе, но и сильно видоизменяют его в лучшую сторону. Уроки, представленные в виде компьютерных проектов и презентаций, давно снискали свою славу и широко используются в настоящий момент, регулярно находя своё применение на уроках любых учебных дисциплин.
Данное исследование раскрыло солидный потенциал использования компьютерной техники в иноязычном образовании и показало спектр возможностей информационно-коммуникационных технологий. Были определены как теоретические, так и методические основы использования компьютерных средств, а также даны прикладные рекомендации.
Следует отметить, что все поставленные задачи были выполнены в ходе работы, а именно:
-определено понятие «компьютерное обучение»;
-представлен современный подход к обучению иностранному языку с применением ИКТ;
-выявлены возможности Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка и их специфика;
-рассмотрен метод проекта по иностранному языку с применением ИКТ и выявлены особенности ПК как средства для самостоятельной работы обучающихся;
-отобраны способы и приемы использования ИКТ для уроков иностранного языка и подготовлены методические указания по созданию и реализации урока-презентации по иностранному языку с прикладным применением компьютера.
В итоге была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что применение элементов компьютерного обучения в процессе иноязычного образования школьников активизирует их учебно-воспитательную деятельность, выводя иноязычное образование на качественно новый уровень.
Однако проведённое нами исследование не даёт исчерпывающего ответа на вопрос компьютерного обучения иностранному языку и предполагает дальнейшее изучение данного вопроса.
1) Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: РАО, 1994. - 228 с.
2) Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
3) Ахметов Н.К., Нурахметова А.Р. Технология создания учебных игр // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 65-69.
4) Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. - 2008. - №.3. - С. 7375.
5) Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы // ИЯШ. - 1999. - №3. - С. 3-4.
6) Болюбаш Я.Я. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. - К.: Мастер-класс, 2007. - 272 с.
7) Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. - СПб.: Школьная лига, 2013. - 240 с.
8) Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.
9) Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. - 2002. - №3. - С. 33-41.
10) Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
11) Гакаева А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч.
конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: ООО «Издательство
АСГАРД», 2015. - С. 3-6.
12) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
13) Григорьева Е.Я. Игровые технологии как путь повышения познавательной активности учащихся // Язык и действительность. Материалы международной научной конференции. - М.: Издательство «Спутник+», 2017. - С. 64-71.
14) Гусельникова Е.В. Как работает школьный Интернет-класс. - М.: РАО, 2000. - 168 с.
15) Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 4. - С. 22-26...