Круг лиц, подлежащих социальному обслуживанию (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и основные принципы социальной помощи…………………….. 9
1.2. Виды и категории получателей социальной помощи………………………16
1.3. Правовые основы организации социальной помощи в Российской Федерации……………………………………………………………………… 18
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основные проблемы по предоставлению социальной помощи…………30
2.2. Пути совершенствования предоставления социальной помощи………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………… 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 49
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и основные принципы социальной помощи…………………….. 9
1.2. Виды и категории получателей социальной помощи………………………16
1.3. Правовые основы организации социальной помощи в Российской Федерации……………………………………………………………………… 18
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основные проблемы по предоставлению социальной помощи…………30
2.2. Пути совершенствования предоставления социальной помощи………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………… 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 49
Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекции COVID-19, стала серьезным вызовом для всего мира. Российская Федерация, как и другие страны мира, была вынуждена в экстремальных условиях реагировать на новую угрозу, и вводить разнообразные меры поддержки граждан. Государственным структурам потребовалось приложить максимум усилий, чтобы снизить социально-экономические последствия COVID-19.
Не смотря на постепенную отмену ограничений, связанных с предотвращением роста заболеваемости новой инфекцией, вопрос социального обслуживания в период пандемии и самоизоляции остается актуальным. COVID-19 затронул практически все сферы жизни общества и все слои населения, но серьезным вызовом пандемия стала для представителей самых уязвимых социальных групп, это малообеспеченные слои населения и пожилые люди, лица с ограниченными возможностями, лица без жилья, дети-сироты.
Так, например, дома-интернаты для граждан старшего возраста и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологические центры, которые работают с людьми, страдающими от ментальных или физических ограничений, во время пандемии были подвержены серьезному риску, и были вынуждены предпринимать особые меры предосторожности, чтобы защитить своих постояльцев и персонал. Лица, проживающие в таких организациях, стали уязвимой частью населения с повышенным риском неблагоприятного исхода и заражения ввиду проживания в непосредственной близости друг от друга.
Можно сделать вывод, что во время пандемии политика по социальной поддержке населения во многих странах была пересмотрена. Системы социальной поддержки пожилых на дому и в учреждениях по итогам пандемии коронавируса требует реформы. Также ограничительные меры, связанные с распространением новой инфекции COVID-19, создали определенные проблемы при предоставлении социальных услуг и для работников социальных служб. Поддержка, надлежащее оснащение и защита работников социальных служб являются важными факторами уменьшения пагубных последствий пандемии COVID-19.
На наш взгляд, необходимо комплексный юридический анализ актуальных проблем социального обслуживания. Особое внимание стоит уделить изысканию источников финансирования, повышению уровня достаточности социального обеспечения в материальном плане, а также развитию форм и методов эффективного управления в системе социального обеспечения граждан. Также необходимо уделить внимание развитию новейших тенденций социального обслуживания в зарубежных странах, и рассмотреть вопросы их применения.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую и методологическую основу данной работы составили труды таких исследователей и учёных-правоведов, как С.Ю. Гасников, В.А. Ершов, Е.Ю. Маликов, Е.И. Холостова, В.П. Ивашкин, Д.Н. Ермаков, Е.В. Кравченко и большим рядом других учёных и исследователей.
Указанные работы не утратили научной ценности и всё ещё актуальны. Нужно отметить, что поскольку сфера социального обслуживания дорабатывается, то законодательные реформы привнесут собой необходимость пересмотра начал, на которых строятся отношения по социальному обеспечению.
Целью настоящего исследования является комплексное научное исследование вопросов теории и практики по социальному обслуживанию, выявление круга лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и разработка предложений по совершенствованию соответствующего законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:
1. Изучить понятие и познакомиться с принципами социальной помощи;
2. Рассмотреть правовые основы организации социальной помощи в Российской Федерации;
3. Проанализировать виды и категории лиц, получающих социальную помощь;
4. Выяснить основные проблемы по предоставлению социальной помощи, и предложить пути совершенствования предоставления социальной помощи.
Объектом исследования является круг лиц, подлежащих социальному обслуживанию.
Предмет исследования составляет сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, связанный с предоставлением социального обслуживания определенному кругу лиц.
Методологическую основу исследования составили системный анализ и обобщение нормативных научных и практических материалов с использованием диалектического, исторического, логического, сравнительно-правового и др. методов.
Нормативную основу исследования составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы; законодательство Российской Федерации и подзаконные правовые акты в сфере социального обеспечения; законы субъектов Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления. При написании работы использовались следующие источники, в частности: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».
Не смотря на постепенную отмену ограничений, связанных с предотвращением роста заболеваемости новой инфекцией, вопрос социального обслуживания в период пандемии и самоизоляции остается актуальным. COVID-19 затронул практически все сферы жизни общества и все слои населения, но серьезным вызовом пандемия стала для представителей самых уязвимых социальных групп, это малообеспеченные слои населения и пожилые люди, лица с ограниченными возможностями, лица без жилья, дети-сироты.
Так, например, дома-интернаты для граждан старшего возраста и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологические центры, которые работают с людьми, страдающими от ментальных или физических ограничений, во время пандемии были подвержены серьезному риску, и были вынуждены предпринимать особые меры предосторожности, чтобы защитить своих постояльцев и персонал. Лица, проживающие в таких организациях, стали уязвимой частью населения с повышенным риском неблагоприятного исхода и заражения ввиду проживания в непосредственной близости друг от друга.
Можно сделать вывод, что во время пандемии политика по социальной поддержке населения во многих странах была пересмотрена. Системы социальной поддержки пожилых на дому и в учреждениях по итогам пандемии коронавируса требует реформы. Также ограничительные меры, связанные с распространением новой инфекции COVID-19, создали определенные проблемы при предоставлении социальных услуг и для работников социальных служб. Поддержка, надлежащее оснащение и защита работников социальных служб являются важными факторами уменьшения пагубных последствий пандемии COVID-19.
На наш взгляд, необходимо комплексный юридический анализ актуальных проблем социального обслуживания. Особое внимание стоит уделить изысканию источников финансирования, повышению уровня достаточности социального обеспечения в материальном плане, а также развитию форм и методов эффективного управления в системе социального обеспечения граждан. Также необходимо уделить внимание развитию новейших тенденций социального обслуживания в зарубежных странах, и рассмотреть вопросы их применения.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую и методологическую основу данной работы составили труды таких исследователей и учёных-правоведов, как С.Ю. Гасников, В.А. Ершов, Е.Ю. Маликов, Е.И. Холостова, В.П. Ивашкин, Д.Н. Ермаков, Е.В. Кравченко и большим рядом других учёных и исследователей.
Указанные работы не утратили научной ценности и всё ещё актуальны. Нужно отметить, что поскольку сфера социального обслуживания дорабатывается, то законодательные реформы привнесут собой необходимость пересмотра начал, на которых строятся отношения по социальному обеспечению.
Целью настоящего исследования является комплексное научное исследование вопросов теории и практики по социальному обслуживанию, выявление круга лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и разработка предложений по совершенствованию соответствующего законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:
1. Изучить понятие и познакомиться с принципами социальной помощи;
2. Рассмотреть правовые основы организации социальной помощи в Российской Федерации;
3. Проанализировать виды и категории лиц, получающих социальную помощь;
4. Выяснить основные проблемы по предоставлению социальной помощи, и предложить пути совершенствования предоставления социальной помощи.
Объектом исследования является круг лиц, подлежащих социальному обслуживанию.
Предмет исследования составляет сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, связанный с предоставлением социального обслуживания определенному кругу лиц.
Методологическую основу исследования составили системный анализ и обобщение нормативных научных и практических материалов с использованием диалектического, исторического, логического, сравнительно-правового и др. методов.
Нормативную основу исследования составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы; законодательство Российской Федерации и подзаконные правовые акты в сфере социального обеспечения; законы субъектов Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления. При написании работы использовались следующие источники, в частности: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».
Целью написания данной работы являлось комплексное научное исследование вопросов теории и практики социального обеспечения, а также круга лиц, подлежащих социальному обслуживанию, и разработка предложений по совершенствованию соответствующего законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были изучены понятие, принципы, правовое регулирование социального обеспечения и круг лиц, подлежащих социальному обслуживанию. Проанализированы основные проблемы предоставления социальной помощи в Российской Федерации и найдены пути их решения. По результатам исследования данной работы сделаны следующие выводы.
Социальная помощь (защита) населения – это сложная система определённых мер, которая включает в себя теоретико-экономическую и социально-практическую деятельность, направленную на реализацию правовых и социальных гарантий с целью соблюдения права каждого члена общества, ориентированную на защиту социального права человека, обеспечения достойной жизни всего общества, предоставляемую в различных формах.
Нами были рассмотрены принципы социальной помощи различных авторов. Исходя из их мнений, можно сделать вывод, что у каждого автора свой состав принципов. Если сложить их принципы, то можно увидеть, что социальная помощь основывается на большом количестве принципов.
Мы рассмотрели, какие виды социальной помощи существуют, и кто имеет право на получение социальной поддержки от государства. Выяснили, каким законом регулируются виды социальной помощи, и какие законы определяют категории получателей социальной помощи. Рассмотрели авторские точки зрения о видах и категории получателей социальной помощи и пришли к выводу о том, что категория получателей социальной помощи в Российской Федерации исчерпывающая. Виды же социальной помощи можно доработать. В Российской Федерации социальная помощь оказывается в натуральной и денежной форме, но совершенно отсутствует какая-либо помощь консультативного характера. Ее введение способствовало бы значительному улучшению оказания социальной помощи нуждающимся гражданам.
Мы подробно рассмотрели важные федеральные законы, регулирующие социальную помощь в Российской Федерации. Изучив их можно сделать вывод о том, что каждый закон содержит в себе множество различных положений, определений, особенностей, что существенно обеспечивает детальное регламентирование порядка деятельности в данной сфере, но затрудняет работу с правовой базой.
Помимо основных федеральных законов были рассмотрены также другие федеральные законы. Исходя из рассмотренных законов, можно сделать вывод о том, что нормативно правовая база в данной сфере довольно обширна. Решению проблемы с объемной нормативно правовой базой может послужить создание небольшого количества объемных законов, которые включают в себя несколько других небольших законов.
Мы рассмотрели два примера из судебной практики. Первый пример касался отказа в предоставлении информации о среднедушевом доходе потребителей социальных услуг. Второй пример затрагивал доступ информации о деятельности органов публичной власти, предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также социального обеспечения.
Мы подробно рассмотрели вопрос касательно медико-социальной экспертизы. Рассмотрев его, мы выяснили, для чего она нужна, какие цели преследует, кем и как она оказывается. Изучив данный вопрос подробно, мы пришли к выводу о том, что медико-социальная экспертиза является важным процессом, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения оказания помощи нуждающимся в медико-социальной экспертизе граждан.
Нами были рассмотрены основные проблемы по предоставлению социальной помощи в Российской Федерации, а также нами были предложены пути их разрешения. Мы также рассмотрели проблемы предоставления социальной помощи в Российской Федерации, которые указывают другие авторы. Количество проблем рассмотренных в данной работе указывает на то, что проблематика оказания социальной помощи довольно обширна. Кроме того, мы выявили, что ключевой сферой нашей страны государство считает социальную сферу, которая является наиболее важной для населения и его благополучия.
Отдельное внимание мы посвятили проблеме качества социального обслуживания мигрантов. В ситуации с мигрантами вопрос об оценке качества обслуживания стоит наиболее остро. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования. Мы сделали вывод касательно повышения качества жизни и социального обслуживания мигрантов. Следовательно, чтобы повысить качество жизни и социальное обслуживание мигрантов, нужно сформировать орган или учреждение, изучающее качество социальных услуг для мигрантов с четко сформулированной системой оценки, выбором методов и способа оценки качества социальных услуг, планирования действий по регулированию качества социальных услуг в соответствии с установленными требованиями эффективного функционирования организаций социального сектора.
Особое внимание мы уделили проблеме экономической безопасности предприятий социального обслуживания, поскольку угрозой экономической безопасности предприятий социального обслуживания могут быть внутренние и внешние источники угрозы. Мы сделали вывод о том, что для максимальной защиты себя от внутренних и внешних источников угроз экономической безопасности предприятиям социального обслуживания необходимо повысить свою физическую и информационную безопасность. Также необходимо ввести защитные мероприятия.
Мы узнали, что социальная политика в большей мере определяется ее социальной и демографической ситуацией на современном этапе развития Российской Федерации. Выяснили, что социальное развитие российского общества характеризуется совершенствованием нормативно-правовой базы, которая определяет механизмы социального обслуживания граждан и предоставления им социальной помощи, активным развитием современных технологий в области социального обслуживания, а также форм и методов предоставления социальных услуг населению, развитием единого информационного поля в области социальной защиты населения.
Также мы нашли множество путей совершенствования предоставления социальной помощи в Российской Федерации и выяснили, что решение перечисленных проблем в социальной сфере требуют комплексного программного подхода. Помимо этого, мы отметили необходимость пересмотра всей системы предоставления социальных услуг. Необходима модель, отвечающая перспективам социально-экономического развития России. Вызовы модернизации требуют, чтобы в деятельности социальных служб постепенно осуществлялся переход от мер чрезвычайного характера к мерам по развитию внутренних сил и личностных ресурсов человека.
Для достижения поставленной цели были изучены понятие, принципы, правовое регулирование социального обеспечения и круг лиц, подлежащих социальному обслуживанию. Проанализированы основные проблемы предоставления социальной помощи в Российской Федерации и найдены пути их решения. По результатам исследования данной работы сделаны следующие выводы.
Социальная помощь (защита) населения – это сложная система определённых мер, которая включает в себя теоретико-экономическую и социально-практическую деятельность, направленную на реализацию правовых и социальных гарантий с целью соблюдения права каждого члена общества, ориентированную на защиту социального права человека, обеспечения достойной жизни всего общества, предоставляемую в различных формах.
Нами были рассмотрены принципы социальной помощи различных авторов. Исходя из их мнений, можно сделать вывод, что у каждого автора свой состав принципов. Если сложить их принципы, то можно увидеть, что социальная помощь основывается на большом количестве принципов.
Мы рассмотрели, какие виды социальной помощи существуют, и кто имеет право на получение социальной поддержки от государства. Выяснили, каким законом регулируются виды социальной помощи, и какие законы определяют категории получателей социальной помощи. Рассмотрели авторские точки зрения о видах и категории получателей социальной помощи и пришли к выводу о том, что категория получателей социальной помощи в Российской Федерации исчерпывающая. Виды же социальной помощи можно доработать. В Российской Федерации социальная помощь оказывается в натуральной и денежной форме, но совершенно отсутствует какая-либо помощь консультативного характера. Ее введение способствовало бы значительному улучшению оказания социальной помощи нуждающимся гражданам.
Мы подробно рассмотрели важные федеральные законы, регулирующие социальную помощь в Российской Федерации. Изучив их можно сделать вывод о том, что каждый закон содержит в себе множество различных положений, определений, особенностей, что существенно обеспечивает детальное регламентирование порядка деятельности в данной сфере, но затрудняет работу с правовой базой.
Помимо основных федеральных законов были рассмотрены также другие федеральные законы. Исходя из рассмотренных законов, можно сделать вывод о том, что нормативно правовая база в данной сфере довольно обширна. Решению проблемы с объемной нормативно правовой базой может послужить создание небольшого количества объемных законов, которые включают в себя несколько других небольших законов.
Мы рассмотрели два примера из судебной практики. Первый пример касался отказа в предоставлении информации о среднедушевом доходе потребителей социальных услуг. Второй пример затрагивал доступ информации о деятельности органов публичной власти, предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также социального обеспечения.
Мы подробно рассмотрели вопрос касательно медико-социальной экспертизы. Рассмотрев его, мы выяснили, для чего она нужна, какие цели преследует, кем и как она оказывается. Изучив данный вопрос подробно, мы пришли к выводу о том, что медико-социальная экспертиза является важным процессом, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения оказания помощи нуждающимся в медико-социальной экспертизе граждан.
Нами были рассмотрены основные проблемы по предоставлению социальной помощи в Российской Федерации, а также нами были предложены пути их разрешения. Мы также рассмотрели проблемы предоставления социальной помощи в Российской Федерации, которые указывают другие авторы. Количество проблем рассмотренных в данной работе указывает на то, что проблематика оказания социальной помощи довольно обширна. Кроме того, мы выявили, что ключевой сферой нашей страны государство считает социальную сферу, которая является наиболее важной для населения и его благополучия.
Отдельное внимание мы посвятили проблеме качества социального обслуживания мигрантов. В ситуации с мигрантами вопрос об оценке качества обслуживания стоит наиболее остро. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования. Мы сделали вывод касательно повышения качества жизни и социального обслуживания мигрантов. Следовательно, чтобы повысить качество жизни и социальное обслуживание мигрантов, нужно сформировать орган или учреждение, изучающее качество социальных услуг для мигрантов с четко сформулированной системой оценки, выбором методов и способа оценки качества социальных услуг, планирования действий по регулированию качества социальных услуг в соответствии с установленными требованиями эффективного функционирования организаций социального сектора.
Особое внимание мы уделили проблеме экономической безопасности предприятий социального обслуживания, поскольку угрозой экономической безопасности предприятий социального обслуживания могут быть внутренние и внешние источники угрозы. Мы сделали вывод о том, что для максимальной защиты себя от внутренних и внешних источников угроз экономической безопасности предприятиям социального обслуживания необходимо повысить свою физическую и информационную безопасность. Также необходимо ввести защитные мероприятия.
Мы узнали, что социальная политика в большей мере определяется ее социальной и демографической ситуацией на современном этапе развития Российской Федерации. Выяснили, что социальное развитие российского общества характеризуется совершенствованием нормативно-правовой базы, которая определяет механизмы социального обслуживания граждан и предоставления им социальной помощи, активным развитием современных технологий в области социального обслуживания, а также форм и методов предоставления социальных услуг населению, развитием единого информационного поля в области социальной защиты населения.
Также мы нашли множество путей совершенствования предоставления социальной помощи в Российской Федерации и выяснили, что решение перечисленных проблем в социальной сфере требуют комплексного программного подхода. Помимо этого, мы отметили необходимость пересмотра всей системы предоставления социальных услуг. Необходима модель, отвечающая перспективам социально-экономического развития России. Вызовы модернизации требуют, чтобы в деятельности социальных служб постепенно осуществлялся переход от мер чрезвычайного характера к мерам по развитию внутренних сил и личностных ресурсов человека.



