ПРЕДИСЛОВИЯ В. НАБОКОВА КАК ЖАНРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ «ЗАЩИТА ЛУЖИНА» 8
ГЛАВА 2. ПРЕДИСЛОВИЕ К АВТОБИОГРАФИИ «SPEAK, MEMORY: AN AUTOBIOGRAPHY REVISITED» («ПАМЯТЬ, ГОВОРИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К
АВТОБИОГРАФИИ») 18
ГЛАВА 3. ФИКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ «ЛОЛИТА» И
ПОСЛЕСЛОВИЕ «О КНИГЕ, ОЗАГЛАВЛЕННОЙ “ЛОЛИТА”» 26
3.1. Фикциональное предисловие 26
3.2. Послесловие «О книге, озаглавленной “Лолита”» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ГЛАВА 1. ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ «ЗАЩИТА ЛУЖИНА» 8
ГЛАВА 2. ПРЕДИСЛОВИЕ К АВТОБИОГРАФИИ «SPEAK, MEMORY: AN AUTOBIOGRAPHY REVISITED» («ПАМЯТЬ, ГОВОРИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К
АВТОБИОГРАФИИ») 18
ГЛАВА 3. ФИКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ «ЛОЛИТА» И
ПОСЛЕСЛОВИЕ «О КНИГЕ, ОЗАГЛАВЛЕННОЙ “ЛОЛИТА”» 26
3.1. Фикциональное предисловие 26
3.2. Послесловие «О книге, озаглавленной “Лолита”» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
В 1960-м году Владимир Набоков после периода жизни в США возвращается в Европу, в город Монтрё в Швейцарии. Там он продолжает активно работать над своими романами, и пишет не только известные поздние романы «Бледное пламя» и «Ада, или радости страсти», но и дополняет ранее опубликованные романы предисловиями к английским изданиям. Этим предисловиям и будет посвящена данная работа.
Понятие «предисловие» не имеет четких рамок и ограничений, обычно понимается читателем и писателем интуитивно, существует как общее место в культурной традиции. Литературная энциклопедия дает такое определение термину «предисловие»: «Предисловие — вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что-либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч.»1. Обычно предисловие представляет собой довольно формальное описание условий и целей создания произведения, может содержать указания на различные варианты текста, на историю его создания.
Предисловие занимает периферийное место в системе литературных жанров и спорно соотносится с определением жанра как такового.
«Жанр — одно из важнейших понятий литературоведения, обозначающее литературный вид. Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Для Жанра обязательны следовательно три структурных признака: органичность всех компонентов жанра, образующих собою поэтическое единство, бытование этого единства в определенных исторических условиях и широкое его распространение, типичность вида для массовой литературной продукции»2.
Предисловие не обладает должным единообразием и унификацией, чтобы говорить о нем как об общепринятом жанре. Принципы его построения не выработаны, варьируются в зависимости от цели автора и включаемого материала. Предисловие представляется нам некой общепринятой формой, в которую в зависимости от контекста автор вкладывает нужное и подходящее содержание. В. Набоков пользуется нечеткостью и нерегламентированностью данной системы для воплощения своих художественных задач.
Заметим также и то, что предисловие находится на стыке двух типов литературы - литературы факта и литературы вымысла. Оно более тяготеет к документальности, так как включает в себя чаще всего отсылки к внелитературной реальности и фактам, содержит ответ критике, включает пояснения автора, уточнения, толкования. Но существуют случаи, когда автор в предисловии оперирует приемами и фактами литературной реальности. Например, предисловие В. Гюго к роману «Кромвель» является программой литературного течения «неистовой словесности» и постулирует основные принципы творчества автора и его единомышленников.
В. Набоков активно создает предисловия (в сборнике «В. Набоков: pro et contra» числится 14 предисловий), формируя для своих предисловий некоторое единообразие, пусть не на тематическом уровне, но на уровне принципов создания.
Предисловия В.Набокова можно условно разделить на две группы: к первой отнести те, которые написаны в традиционной форме и отвечают формальным признакам предисловия, т.е. в них содержатся немногочисленные указания на место, время создания, разъяснение сложных
для понимания областей текста, основной его идеи. Это группа так называемых документальных предисловий. Наиболее интересна для нашего исследования вторая группа, в которой объединены предисловия, нарушающие негласную регламентацию создания предисловия к
произведению. В них Набоков выходит за рамки критических, текстологических или исторических указаний и переводит предисловие в своего рода художественное продолжение текста, вводит его в ткань романа, обнажает личную связь текста и его творца. Таковы предисловия к «Защите Лужина», «Другим берегам», «Лолите», которые будут рассмотрены в данной работе...
Понятие «предисловие» не имеет четких рамок и ограничений, обычно понимается читателем и писателем интуитивно, существует как общее место в культурной традиции. Литературная энциклопедия дает такое определение термину «предисловие»: «Предисловие — вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что-либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч.»1. Обычно предисловие представляет собой довольно формальное описание условий и целей создания произведения, может содержать указания на различные варианты текста, на историю его создания.
Предисловие занимает периферийное место в системе литературных жанров и спорно соотносится с определением жанра как такового.
«Жанр — одно из важнейших понятий литературоведения, обозначающее литературный вид. Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Для Жанра обязательны следовательно три структурных признака: органичность всех компонентов жанра, образующих собою поэтическое единство, бытование этого единства в определенных исторических условиях и широкое его распространение, типичность вида для массовой литературной продукции»2.
Предисловие не обладает должным единообразием и унификацией, чтобы говорить о нем как об общепринятом жанре. Принципы его построения не выработаны, варьируются в зависимости от цели автора и включаемого материала. Предисловие представляется нам некой общепринятой формой, в которую в зависимости от контекста автор вкладывает нужное и подходящее содержание. В. Набоков пользуется нечеткостью и нерегламентированностью данной системы для воплощения своих художественных задач.
Заметим также и то, что предисловие находится на стыке двух типов литературы - литературы факта и литературы вымысла. Оно более тяготеет к документальности, так как включает в себя чаще всего отсылки к внелитературной реальности и фактам, содержит ответ критике, включает пояснения автора, уточнения, толкования. Но существуют случаи, когда автор в предисловии оперирует приемами и фактами литературной реальности. Например, предисловие В. Гюго к роману «Кромвель» является программой литературного течения «неистовой словесности» и постулирует основные принципы творчества автора и его единомышленников.
В. Набоков активно создает предисловия (в сборнике «В. Набоков: pro et contra» числится 14 предисловий), формируя для своих предисловий некоторое единообразие, пусть не на тематическом уровне, но на уровне принципов создания.
Предисловия В.Набокова можно условно разделить на две группы: к первой отнести те, которые написаны в традиционной форме и отвечают формальным признакам предисловия, т.е. в них содержатся немногочисленные указания на место, время создания, разъяснение сложных
для понимания областей текста, основной его идеи. Это группа так называемых документальных предисловий. Наиболее интересна для нашего исследования вторая группа, в которой объединены предисловия, нарушающие негласную регламентацию создания предисловия к
произведению. В них Набоков выходит за рамки критических, текстологических или исторических указаний и переводит предисловие в своего рода художественное продолжение текста, вводит его в ткань романа, обнажает личную связь текста и его творца. Таковы предисловия к «Защите Лужина», «Другим берегам», «Лолите», которые будут рассмотрены в данной работе...
В данной работе были рассмотрены три предисловия и одно послесловие, выполняющее сходную роль и те же функции, что и предисловия, что позволило включить его в общий корпус работы. Нами были проанализированы как смысловые составляющие предисловий, так и формообразующие, был произведен структурный анализ предисловий и определена роль предисловий для конкретных текстов романов. В ходе работы были выявлены некоторые общие принципы построения предисловий.
Прежде всего, данные тексты предисловий, фактически примыкающие к документальным жанровым образованиям, семантически и стилистически отходят от данной нормы и переходят в разряд художественных. В предисловии к «Защите Лужина» это выражается в сравнениях, например, отсылающих к скульптуре Родена, привлечение культурного контекста. Показательна метафора, связывающая пространство ванной комнаты и шахматной доски. Тяга к каламбурам и словесной игре приближает предисловие к художественному типу текста. В предисловии к автобиографии «Память, говори» также встречаются метафоры и сравнения, о которых мы сказали во второй главе данной работы. Стилистический разбор фикционального предисловия к «Лолите» также подтверждает данное наблюдение.
Из данной особенности вытекает следующий принцип построения предисловий. В предисловиях В. Набоков продолжает создавать, дописывать, исправлять уже законченный текст романа, что включает предисловие в сюжетную и мотивную структуру романа. Предисловия являются продолжением ткани романа. Например, в предисловие к «Защите Лужина» был включен неиспользованный в романе художественный материал описывающий гроссмейстера в клозетах. В предисловии к «Память, говори» он прямо продолжает фабульную биографическую линию, включая в текстовое единство события, происходящие после завершения автобиографии. В фикциональном предисловии к «Лолите» продолжается сюжетная линия, из него мы узнаем о дальнейшей судьбе героев, о смерти Гумберта.
Еще одним основополагающим принципом является наличие в предисловиях загадок, «темных мест», мистификаций, которые при разгадке дают ключи к верному прочтению романа, либо включают его в исторический контекст, либо сообщают верный вектор интерпретации романа. Одним из способов привлечения внимания к завуалированной подсказке является избыточность информации. Так в предисловии к «Защите Лужина» описание издательства отсылает к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», что задает новое прочтение всего романа. В предисловии к «Память, говори» избыточность информации указывает на принцип восприятия Набоковым собственной жизни как художественного произведения. В послесловии «О книге, озаглавленной “Лолита”» упоминание несуществующей статьи об обезьяне в клетке наталкивает на понимание того, что роман воплощает механизмы генезиса и развития художественного произведения.
Также принципом, который прослеживается в проанализированных предисловиях, является расположение в текстах предисловий автобиографических сведений и справок. Набоков таким образом конструирует свою биографию, и за счет этой подачи материала предисловия объединяются в единую структуру, выполняющую общую функцию. Все предисловия В. Набокова образуют собой единый автобиографический текст, опоясывающий все романы, но текст дискретный, композиционно не целостный, потому что с большой долей вероятности ненамеренно конструируемый. Иногда Набоков сам дает недвусмысленные указания на существование данной проблемы в его мировосприятии: «На булавку с бабочкой накалывается снизу этикетка с указанием места поимки, даты и имени ловца; эти мои этикетки чрезвычайно пригодятся в двадцать первом веке иному исследователю литературы, заинтересовавшемуся моей малоизвестной биографией»1. Можно сказать, что все тексты предисловий В. Набокова посвящены не только и не столько романам, к которым они написаны, но процессу их создания и процессу творчества, а также личности их создателя.
На основании выделенных общих для анализируемых предисловий принципов создания и характерных черт, которые повторяются и становятся типичными для предисловий В. Набокова, можно говорить об этих предисловиях как о жанровом образовании, то есть о сложившейся в рамках творчества одного писателя системе.
Прежде всего, данные тексты предисловий, фактически примыкающие к документальным жанровым образованиям, семантически и стилистически отходят от данной нормы и переходят в разряд художественных. В предисловии к «Защите Лужина» это выражается в сравнениях, например, отсылающих к скульптуре Родена, привлечение культурного контекста. Показательна метафора, связывающая пространство ванной комнаты и шахматной доски. Тяга к каламбурам и словесной игре приближает предисловие к художественному типу текста. В предисловии к автобиографии «Память, говори» также встречаются метафоры и сравнения, о которых мы сказали во второй главе данной работы. Стилистический разбор фикционального предисловия к «Лолите» также подтверждает данное наблюдение.
Из данной особенности вытекает следующий принцип построения предисловий. В предисловиях В. Набоков продолжает создавать, дописывать, исправлять уже законченный текст романа, что включает предисловие в сюжетную и мотивную структуру романа. Предисловия являются продолжением ткани романа. Например, в предисловие к «Защите Лужина» был включен неиспользованный в романе художественный материал описывающий гроссмейстера в клозетах. В предисловии к «Память, говори» он прямо продолжает фабульную биографическую линию, включая в текстовое единство события, происходящие после завершения автобиографии. В фикциональном предисловии к «Лолите» продолжается сюжетная линия, из него мы узнаем о дальнейшей судьбе героев, о смерти Гумберта.
Еще одним основополагающим принципом является наличие в предисловиях загадок, «темных мест», мистификаций, которые при разгадке дают ключи к верному прочтению романа, либо включают его в исторический контекст, либо сообщают верный вектор интерпретации романа. Одним из способов привлечения внимания к завуалированной подсказке является избыточность информации. Так в предисловии к «Защите Лужина» описание издательства отсылает к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», что задает новое прочтение всего романа. В предисловии к «Память, говори» избыточность информации указывает на принцип восприятия Набоковым собственной жизни как художественного произведения. В послесловии «О книге, озаглавленной “Лолита”» упоминание несуществующей статьи об обезьяне в клетке наталкивает на понимание того, что роман воплощает механизмы генезиса и развития художественного произведения.
Также принципом, который прослеживается в проанализированных предисловиях, является расположение в текстах предисловий автобиографических сведений и справок. Набоков таким образом конструирует свою биографию, и за счет этой подачи материала предисловия объединяются в единую структуру, выполняющую общую функцию. Все предисловия В. Набокова образуют собой единый автобиографический текст, опоясывающий все романы, но текст дискретный, композиционно не целостный, потому что с большой долей вероятности ненамеренно конструируемый. Иногда Набоков сам дает недвусмысленные указания на существование данной проблемы в его мировосприятии: «На булавку с бабочкой накалывается снизу этикетка с указанием места поимки, даты и имени ловца; эти мои этикетки чрезвычайно пригодятся в двадцать первом веке иному исследователю литературы, заинтересовавшемуся моей малоизвестной биографией»1. Можно сказать, что все тексты предисловий В. Набокова посвящены не только и не столько романам, к которым они написаны, но процессу их создания и процессу творчества, а также личности их создателя.
На основании выделенных общих для анализируемых предисловий принципов создания и характерных черт, которые повторяются и становятся типичными для предисловий В. Набокова, можно говорить об этих предисловиях как о жанровом образовании, то есть о сложившейся в рамках творчества одного писателя системе.
Подобные работы
- ПРЕДИСЛОВИЯ В. НАБОКОВА КАК ЖАНРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА ФРАНЦУЗСКОГО ПЕРИОДА (1937-1940)
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (М. ВОЛОШИН, Н. ГУМИЛЕВ, М. КУЗМИН)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТАЖАНРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920 – НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ АГИОГРАФИЯ И «ЕВРОПЕЙСКАЯ» СКАЗКА-АЛЛЕГОРИЯ)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ СТРАТЕГИИ В РОМАНАХ ПОЛА ОСТЕРА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





