1. Недействительность сделок, совершенных с целью, заведомо противной
основам правопорядка или нравственности в системе сделок с пороком
содержания 7
1.1 Содержание сделки и значение порока для признания сделки
недействительной 7
1.2 Место сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка
или нравственности в системе сделок с пороком содержания 17
2. Основания недействительности сделок, совершенных с целью, противной
основам правопорядка или нравственности 26
2.1 Понятие и сущность основ правопорядка и нравственности 26
2.2 Состав сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка
или нравственности 48
3. Последствия недействительной сделки, совершенной с целью, противной
основам правопорядка или нравственности 66
3.1 Правовая природа последствий недействительной сделки, совершенной
с целью, противной основам правопорядка и нравственности 66
3.2 Применение последствий недействительной сделки, совершенной с
целью, противной основам правопорядка и нравственности 76
Заключение 84
Библиографический список 86
Одной из главных целей проводимых реформ на современном этапе развития права является обеспечение и установление стабильности гражданского оборота. Сделки есть основа гражданского оборота, вследствие чего необходима их четкая и непротиворечивая нормативная регламентация. В условиях стремительно развивающихся новых рыночных подходов в российской экономике совершается огромное количество (самых) разнообразных сделок, которое также сопровождается стремительным увеличением случаев, когда они содержат различные пороки.
Таким образом, в условиях усложнения современного правового регулирования основополагающим в цивилистике выдвигается исследование проблематики недействительности сделок, в том числе недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности (антисоциальные сделки) .
Исследуемый состав антисоциальной сделки является проблемным с точки зрения науки и практики по ряду причин.
Отсутствие единого подхода в разрешении многих значимых теоретических проблем вызывает трудности в правовом регулировании недействительных сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности, в частности, в определении оснований для квалификации действий по ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) , обусловленные неопределенностью такой категории, как «основы правопорядка» и «нравственности».
Категории «основы правопорядка» и «нравственности» в частном праве всегда расцениваются как нечто особенное ввиду краеугольности этих понятий. Правовые нормы, основанные на неоднозначных понятиях, всегда крайне сложны для применения, следовательно, являются предпосылкой для разных подходов к их толкованию как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике.
Возникают дискуссии относительно правовых последствий, а именно вопросы, связанные с возможностью применения конфискационной санкции, предусмотренной за совершение антисоциальных сделок.
Таким образом, изложенные обстоятельства предопределяют актуальность темы диссертационного исследования, которая обуславливается необходимостью решения теоретических и практических вопросов, касающихся применения нормы о недействительной сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности.
Практическая значимость работы довольно велика, поскольку отечественная норма практически не работает. Судебной практике известны единичные решения о признании сделки недействительной как противоречащей основам правопорядка или нравственности. При этом указанные решения получили широкую огласку и благодаря труду журналистов сформировали негативное отношение общественности к рассматриваемому основанию недействительности сделок.
Целью диссертационного исследования является комплексное исследование недействительности антисоциальных сделок, а также теоретическое обоснование выводов и рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.
Вышеуказанные цели предопределили необходимость решения следующих задач:
1) рассмотрение содержания сделки как условие ее действительности и значение порока в данном элементе для признания ее недействительной;
2) определение места сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности в системе сделок с пороком содержания, проблемы их классификации;
3) исследование сущности таких объективных критериев
недействительности антисоциальной сделки, как «основы правопорядка» и «нравственности», установив содержание этих категорий;
4) изучение состава сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности, анализ практики применения гражданско- правовых норм о недействительности антисоциальных сделок, с целью выявления признаков ее характеризующих;
5) исследование правовой природы последствий недействительной сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности, особенности их применения;
6) выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства по недействительной сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в области недействительных сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности.
Предметом исследования выступают нормы отечественного и зарубежного гражданского права, касающиеся исследуемой проблемы.
Основу методологического исследования составляет комплекс методов научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция диалектический, историко-правовой, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системного подхода и другие.
Теоретическую основу работы составляют труды по гражданскому праву отечественных дореволюционных, советских и современных ученых- цивилистов: М.М. Агаркова, М.А. Блиновой, М.И. Брагинского, В.В.
Витрянского, Ю.С. Гамбарова, Д.М. Генкина, О.С. Иоффе, O.A. Красавчикова, Е.С. Кушнерука, Д.И. Мейера, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, Н.В. Рабинович, Н. Растеряева, В.А. Рясенцева, О.Н. Садикова, Д.О. Тузова, P.O. Халфиной, Ф.С. Хейфеца, В.П. Шахматова, Г.Ф. Шершеневича и других; работы зарубежных юристов И. Колера, Ж.Л. Морандьера, Ф.-К. Савиньи, К. Цвайгерта и др.
В качестве нормативно-правовой базы нами использовалась Конституция РФ, ранее действовавшие и действующие нормативные акты Российской Федерации, СССР, зарубежных стран.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также практика дореволюционных, советских и зарубежных судов.
Проведенное исследование, затрагивающее ключевые положения теории и практики недействительности антисоциальных сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности, позволяет нам сформулировать следующие выводы и предложения.
Норма, закрепленная в действующем гражданском законодательстве в ст. 169 ГК РФ, имеет определенную специфику в разные исторические периоды развития нашего государства.
Таким образом, проведенный анализ показал, что норма, посвященная исследуемому виду сделки, не является нововведением ГК РФ, так как уходит своими корнями в дореволюционное законодательство. Следует отметить, что исполнение по обозначенной нами недействительной сделки наносит существенный вред государственным и общественным интересам, что обусловило употребление в научной литературе понятия «антисоциальная сделка».
Толкование и применение нормы ст. 169 ГК РФ представляет определенные трудности, поскольку в кодексе содержится только абстрактная оговорка об «основах правопорядка», тем более «о нравственности». Особую проблему вызывает трактовка такого объективного критерия недействительной сделки, как «нравственность», по причине, связанной с тем, что данная категория есть понятие неюридическое.
Таким образом, отсутствие у правоприменителей четких представлений о содержании объективной стороны недействительной антисоциальной сделки приводит к тому, что судебная практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции по вопросу применения последствий ее недействительности, является противоречивой.
Субъективную сторону антисоциальной сделки характеризует наличие умысла у одной или обеих сторон сделки. Умысел является одним из квалифицирующих признаков недействительной антисоциальной сделки, предусмотренной ст. 169 ГК РФ. Так сделка, совершенная с целью противной основам правопорядка или нравственности может быть заключена как с прямым, так и косвенным умыслом.
Рассматривая правовую природу последствий недействительности антисоциальной сделки пришли к выводу, что применение к антисоциальной сделке конфискационных последствий ее недействительности затруднительно, а в некоторых случаях является неразумным. Невозможность применения последствий обусловлено отсутствием специальных законов, содержащих санкцию в виде конфискации.
Мы полагаем, что нецелесообразно применять конфискационные последствия по статье 169 ГК РФ в случае, когда имеет место аналогичная санкция за совершение антисоциальной сделки в публичном праве.
Представляется, что изучение вопросов, связанных с
недействительностью антисоциальных сделок, нарушающих основы правопорядка или нравственности, в отрыве от сложной и немногочисленной практики их применения, не может представлять собой какой-либо ценности для дальнейшего совершенствования и развития гражданско-правовых отношений.
В порядке реформирования гражданского законодательства предлагаем обратить внимание на следующие вопросы, которые возможно станут поводом для дальнейших дискуссий, имеет ли право на самостоятельное существование состав недействительной антисоциальной сделки, либо необходимо исключить путем присоединения его к составу, предусмотренному ст. 168 ГК РФ, изложенной как «Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта либо посягающей на публичный порядок или нравственные устои общества».
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс РСФСР: Утв. Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 71. - Ст. 904.
3. Гражданский кодекс РСФСР: Утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 406.
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
6. Семейный кодекс РФ: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст.16.
7. Уголовный кодекс РФ: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954.
8. Об ипотеке (залоге недвижимости): федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3400.
9. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
10. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст.3434.
11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 156 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений» // Консультант Плюс [Электронный ресурс.]: Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Разд. Судеб. практика. Приложение. - Электрон дан. (20,1Кб). - Режим доступа: 1 электрон опт. диск (CD-ROM).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева» // Консультант Плюс [Электронный ресурс.]: Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Разд. Судеб. практика. Приложение. - Электрон дан. (20,1Кб). - Режим доступа: 1 электрон опт. диск (CD-ROM).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №28. - Ст. 3581.
...