Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА

Работа №92199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Языковое выражение психологического состояния персонажей рассказов А.П. Чехова 7
1.1. В рассказе «Смерть чиновника» 7
1.2. В рассказе «Толстый и Тонкий» 10
1.3. В рассказе «Хамелеон» 13
1.4. В рассказе «Белолобый» 18
1.5. В рассказе «Унтер Пришибеев» 23
1.6. В рассказе «Беззащитное существо» 26
ГЛАВА 2. Профессиональные типы личности чеховских героев 31
2.1. Образ учителя в рассказах А.П. Чехова 31
2.2. Образ врача в рассказах А.П. Чехова 36
2.3. Образ священнослужителя в рассказах А.П. Чехова 41
Заключение 46
Библиографический список 52

История русской литературы всегда опиралась на творчество тех художников слова, чей талант, поднявшись до высших достижений предшественников, сумев переосмыслить созданное ранее, принес в отечественную культуру принципиальные художественные открытия.
Среди таких авторов, безусловно, можно выделить Антона Павловича Чехова, с именем которого связан особый род мастерства, проявившегося, прежде всего в способности писателя проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму - рассказ.
Новаторство А.П. Чехова в области психологизма во многом обусловлено его обращением к особому герою, и своеобразным подходом к этому герою. А.П. Чехов сосредоточивается на внутреннем мире обыкновенных людей, а не исключительных личностей. Он анализирует так называемое «обыденное сознание», то есть сознание такого человека, который погружен в поток повседневной материальной жизни. Главное внимание писателя в изображении внутреннего мира сосредоточено на воссоздании смутных, не всегда осознанных движений, отдельных настроений и впечатлений. Важными становятся не столько психологические составляющие, сколько общий эмоциональный тон, который их пронизывает. Обычно это ощущение тоски, страха, беспокойства, неудовлетворенности. Воссоздание внутреннего мира такого героя потребовало особых приемов психологического изображения. В рассказах А.П. Чехова внимание не акцентируется на внутренней жизни персонажа, у него нет описаний психологических состояний, занимающих страницу или более. О состоянии героя сообщается наряду с внешними деталями, а часто упоминается мимоходом. Писатель не ставит перед собой задачи детально воспроизвести психологическое состояние героя, он лишь формирует ведущий эмоциональный фон, причем нередко для этого комбинирует разные формы психологического изображения. Это может быть внутренний монолог, авторское психологическое сообщение, телодвижение персонажа, деталь- впечатление, умолчание и др.
При создании окружающей действительности и литературных образов своих персонажей для достижения глубины и тонкости психологического изображения А.П. Чехов активно обращается к читательскому
сопереживанию, сотворчеству. Скрытности и неакцентированности чеховского психологизма способствует прием психологического умолчания. Читатель при этом - такой же творец, как и сам писатель. А.П. Чехов подключает ассоциации, воспоминания, впечатления, - всё то, что поможет читателю создать психологический образ изображаемого персонажа.
Эффект сопереживания в прозе А.П. Чехова создается за счет использования несобственно-прямой внутренней речи, во многом заменившей традиционную форму внутреннего монолога героя, и деталей-намеков, которые помогают читателю домыслить недостающее в соответствии с замыслом автора.
Литературоведы часто ссылаются на то, что А.П. Чехов избегает давать прямые характеристики своим героям. Но это и не нужно настоящему художнику, так как вся система образных средств служит тому, чтобы читатель самостоятельно сделал правильный вывод. «Разве в рассказе от начала до конца я не протестую против лжи?» - писал А.П. Чехов [Бялой 1955: 85].
Для А.П. Чехова важно было разглядеть человека через его дело, поступки, поведение, ощущения. Его герои - это люди разных профессий. Писателю было необходимо проследить поведение персонажей через их профессиональную деятельность, увидеть, как человек реализовывается на работе, на службе или в личной жизни, в коммуникации с окружающими людьми.
Персонажи А.П. Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы - от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя это - особая, отдельная черточка русской жизни, в сумме же эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца 19 века [Бялой: 1955, 85].
В данной работе мы рассмотрим характер и поведение героев разных профессий в рассказах А.П. Чехова...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что при глубоком анализе языковых средств можно проследить психологическое состояние персонажей в рассказах А.П. Чехова, тем самым глубже погрузиться в замысел великого писателя и приблизиться к пониманию его мыслей и чувств, отразившихся в идее произведения.
С помощью внимательного изучения языковых средств литературного произведения мы стремились научиться прослеживать динамику в развитии настроения персонажей. Особенно важны в чеховских текстах так называемые «мелочи», когда одним словом, внешне казалось бы совершенно незначительным, А.П. Чехов выражает глубокий смысл. Полагаем, что в известной степени мы научились замечать подобные «мелочи», в которых и выражается часто самая суть чеховского рассказа. Мы разобрались также и в том, как те или иные действия, мимика, телодвижения, речь персонажа, окружающее его пространство местности, звуки, запахи, в также внешний вид, эмоции и чувства героев раскрывают их психическое состояние.
Писатель вдумчиво отбирает из богатств языка все то, что передает его замысел, что позволяет создать живой образ во всей его неповторимой единичности и вместе с тем в той органической связи с многообразными явлениями жизни, без которой образ не может иметь социального значения [Валимова 1979: 107].
Чеховское психологическое повествование не нарочито, и картина душевного состояния персонажа возникает в сознании читателя как бы сама собой, словно бы и без целенаправленных усилий автора. На наш взгляд, А.П. Чехов хотел, чтобы читатель замечал тонкости, которые так важны для понимания его прозы, и мы убедились, что для этого нужен тщательный анализ каждого слова в тексте его произведений. Каждое его слово нагружено смыслом, в чеховской прозе нет ни одного лишнего слова.
А.П. Чехов, конечно, легко мог бы объяснить то, что непонятно персонажу, художественно обогатить его подсознание и тем самым снять все эти «почему-то». Так например, в рассказе «Хамелеон» сказано, что полицейский надзиратель Очумелов, идя с базара, несет какой-то узелок в руке, тогда как его подчиненный нагружен решетом с «конфискованным» крыжовником. Что в этом узелке? Почему же Очумелов несет его лично, хотя одет в форменную шинель, да и ведет себя затем в стиле начальника высокого ранга? Читатель должен поразмышлять по поводу этого узелка: видимо, в нем гораздо более ценный предмет, чем крыжовник. Узелок этот полицейский надзиратель никому не доверяет, сам несет, хотя и выглядит с ним довольно комично. И в этом эпизоде и далее - повествователь избирает для себя позу совершенно постороннего наблюдателя, не находящегося внутри действующих лиц, он даже не в толпе наблюдателей, а вроде бы где-то сверху: смотрит на происходящее и говорит читателю только то, что видит как наблюдатель происходящего на его глазах - все предельно точно и конкретно.
У писателя совсем другие цели. Для него более важно зафиксировать внутреннее состояние персонажа, отметить, что какие-то процессы в его душе идут и что он сам их не понимает, и не может объяснить. Важно именно то, что персонаж сам не понимает своего эмоционального состояния, важно потому, что это симптом общего эмоционального тона и подспудной, очень смутной внутренней работы, неустойчивых пока изменений, не приведших еще к определенному результату душевных движений.
Заслуга А.П. Чехова в развитии психологизма состоит, прежде всего, в том, что в его творчестве получили художественное освоение новые формы и аспекты внутренней жизни человека. «Приблизив» свой психологизм к сознанию обыкновенного человека, раскрыв поток повседневной психологической жизни, А.П. Чехов показал, как малозаметные, скрытые душевные движения могут приводить к серьезным жизненным результатам, как они становятся формой идейно-нравственных исканий, меняющих, в конечном счете, духовное содержание человеческой личности.
А.П. Чехов, как писатель-реалист, всегда безукоризненно достоверен и убедителен в своем изображении и человека, и окружающей его действительности. Этой точности он добивается, прежде всего, за счет использования психологически значимой, абсолютно точно выбранной детали. А.П. Чехов обладал исключительным умением схватывать общую картину жизни по ее «мелочам», воссоздавая по ним единое целое [Коган: 1929, 72]. Для писателя главной задачей было исследовать человека и его душу. А.П. Чехов сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах А.П. Чехова всегда ощутим внутренний сюжет, связанный с угасанием или, наоборот, пробуждением человека. Не во внешней интриге, не в эффектных поворотах действия проявляется этот сюжет, который может быть назван «биографией души» чеховского героя [Цилевич: 1976, 168]...


1. А.П.Чехов в воспоминаниях современников: мемуары / под ред.
С.Н. Голубова, В.В. Григоренко, Н.К. Гудзия, С.А. Mакашина, Ю.Г. Оксмана. - М.: Художественная литература, 1986. - 836 с.
2. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания /
СПБ.: Питер, 1984. - 489 с.
3. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова: пособие для учащихся/
М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1986. - 197 с.
4. Горький М. Воспоминания. А.П. Чехов / М. Горький. - Берлин: Книга,
1998. - 65 с.
5. Громов М.П. Книга о Чехове / М.: Современник, 1989. - 382 с.
6. Гурвич И.А. Проза Чехова / М.: Художественная литература, 1979. - 340
с.
7. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова / М.: Худ.лит., 1997. - 126 с.
8. Захаркин А.Ф. А.П. Чехов / М.: Просвещение, 1979. - 43 с.
9. Камянов В. И. Время против безвременья: Чехов и современность / М.: Сов. писатель, 1989. - 87 с.
10. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / М.: МГУ, 1979. - 326 с.
11. Коган П.С. А.П. Чехов / М.: Московский рабочий / М. 1985. - 164 с.
12. Кондидов А.В. А.П. Чехов в Богимове/ Калуга: Наука, 1991. - 138 с.
13. Кони А.Ф. Воспоминания о Чехове / СПБ.: Атеней, 1990. - 87 с.
14. Кузичева А.П. А.П. Чеховы. Биография семьи / М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. - 45 с.
15. Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П. Чехова / Томск: Томский университет, 1978. - 208 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ