ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования оппозиции «Мы - Они» в политическом дискурсе 8
1.1. Понятие дискурса. Политический дискурс и его особенности 8
1.2. Понятие оппозиция. Оппозиция «Мы - Они» и ее роль в
политическом дискурсе 13
1.3. Модель семантической оппозиции «Мы - Они» на уровне
политического дискурса 16
Выводы по ГЛАВЕ I 21
ГЛАВА II. Реализации оппозиции «Мы - Они» в американском политическом дискурсе 23
2.1. Способы выражения категории «Мы» в текстах предвыборных
выступлений Дональда Трампа и Хиллари Клинтон 23
2.1.1. «Мы» - американский народ 23
2.1.2. «Мы» - средний класс 25
2.1.3. «Мы» - бизнесмены 28
2.1.4. «Мы» - мультинациональная страна 30
2.2. Категории «Они» в текстах предвыборных выступлений Дональда
Трампа и Хиллари Клинтон, способы выражения «чуждости» 32
2.2.1. «Они» - состоятельные слои населения (миллионеры) 32
2.2.2. «Они» - страны-агрессоры (Россия и Сирия) 35
2.2.3. «Они» - радикально настроенные слои населения (расисты,
террористы, экстремисты) 37
2.2.4. «Они» - демократы 39
2.2.5. «Они» - республиканцы 42
Выводы по ГЛАВЕ II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 55
Особенности политической жизни в наше время определили повышенный интерес к политической коммуникации со стороны целого ряда научных дисциплин: политологии, социологии, теории речевого воздействия и философии. В последние несколько десятилетий пристальное внимание к проблемам языка политики, к его содержанию и структуре уделяется лингвистами, а именно специалистами по социолингвистике и психолингвистике, а также исследователями в области теории коммуникации и лингвокультурологии.
Заметим, что данное обстоятельство можно объяснить тем, что политическая деятельность получила статус общественного института, закрепившегося в социальных правилах, ритуалах, формулах и нормах, выражающихся в речи. Из этого следует, что в современных условиях решение наиболее значимых политических проблем зависит от того, насколько качественно эти проблемы интерпретируются с лингвистической точки зрения авторами политического дискурса - политическими деятелями. В этой связи, многие ученые выделяют тот факт, что ни один политический режим не может существовать без коммуникации, так как для информирования, убеждения, проведения законодательных актов и раздачи политикам указаний им необходимы различные языковые и неязыковые средства политической борьбы. Кроме того, специфика политики, в сравнении с другими сферами общественной деятельности, заключается в ее преимущественно дискурсивном характере. Феномен политического дискурса не поддается однозначному определению, так как сама категория политики в настоящее время не имеет четкого определения.
Мы сосредоточили внимание, прежде всего, на прагматическом аспекте политического дискурса, а именно, на анализе способов реализации интенции автора в тексте, на формах выражения оппозиции «Мы - Они», на роли определенных характеристик автора текста или политического деятеля при выборе и использовании коммуникативной стратегии построения текста. Под интенцией автора политического дискурса мы подразумеваем проявление одной из базовой функции политической коммуникации - острой необходимости бороться за власть.
Именно в результате включения в текст политического дискурса четких языковых и неязыковых элементов (паролей, маркеров, лозунгов, символов и других), политик добивается планируемого воздействующего эффекта, который даёт возможность сплотить сторонников, категорию «Мы» («своих», «наших») и настроить их на противостояние с политическими противниками - «чужими», категорией «Они».
Наиболее эффективным инструментом организации текста политического содержания, целью которого является завоевание власти посредством деления общества по признаку принадлежности к группе «Мы» или «Они», оказались, на наш взгляд, коммуникативные стратегии и тактики, позволяющие осуществлять адаптацию исходного текста, то есть более нейтрального выражения определенной политической идеи, к личностным особенностям говорящего, к конкретной ситуации общения и аудитории.
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей и способов реализации оппозиции «Мы - Они» в современном американском политическом дискурсе.
Актуальность исследования определяется недостаточной
изученностью роли оппозиции «Мы - Они» в политическом дискурсе, являющейся семантической основой концепта «борьба за власть» и определяющей специфику политической коммуникации. Кроме того, необходимостью выявления основных коммуникативных стратегий, которые используют создатели политических текстов в борьбе за власть, а также описания языковых средств, представленных в процессе реализации поставленных задач.
Объект исследования - оппозиция «Мы - Они» в политическом дискурсе США периода поведения предвыборных президентских дебатов 2016 г.
Предмет исследования - особенности проявления и функционирования оппозиции «Мы - Они» в американском политическом дискурсе.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей реализации оппозиции «Мы - Они» как способа воздействия на сознание электората в современном американском политическом дискурсе.
Двигаясь к достижению нашей цели, мы последовательно решали ряд ключевых задач, обусловленных предметом и объектом нашей исследовательской работы:
• рассмотреть существующие понятия дискурса в рамках отечественной и зарубежной лингвистики;
• выявить особенности и характерные черты политического дискурса;
• рассмотреть основные подходы к исследованию оппозиции «Мы - Они» в политическом дискурсе;
• дать характеристику модели семантической оппозиции «Мы - Они» в рамках политического дискурса;
• проанализировать тексты публичных выступлений кандидатов на пост президента Соединенных Штатов Америки в период предвыборных дебатов 2016 г. и дать описание способов представления исследуемой оппозиции;
• проанализировать специфику функционирования оппозиции «Мы - Они» как средства воздействия на общественное мнение в рамках основных риторических стратегий, используемых американскими политическими лидерами.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области когнитивной лингвистики (А. Вежбицкая, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, В.А. Маслова, З.Д. Попова и другие); политического дискурса (Э.В. Будаев, Т. Ван Дейк, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал, G. Orwell и другие) и лингвокультурологии (В. И. Карасик, В.В. Красных, В.А. Маслова и другие).
В качестве материалов исследования были выбраны тексты предвыборных выступлений американских политиков. Такой отбор материала мотивирован тем, что именно в моменты особенно острой борьбы, которая имеет место в разгар предвыборной кампании, обнаруживаются наиболее репрезентативные черты политического дискурса. Следовательно, дальнейший анализ базируется на текстах агитационных выступлений, имеющих как формальное (время выступления), так и содержательное (кандидаты реализуют одинаковое коммуникативное намерение - привлечение на свою сторону максимально большего числа людей) сходство. Предполагается, что благодаря такому подходу к выбору материала прогнозируется корректность результатов.
В ходе исследования применялись различные методы: дефиниционный анализ, дискурсивный анализ, контекстуальный анализ, сопоставительный анализ, лингвокультурологический анализ.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей и списка источников фактического материала.
Проведённый анализ текстов выступлений кандидатов на пост президента Америки 2016 года позволяет доказать, что политический дискурс как специфическая разновидность дискурса обладает набором системообразующих признаков, которые определяют его природу и обусловливают его манипулятивный потенциал. Намерение бороться за власть, являясь основной целью политического дискурса, соответствующим образом определяет структуру анализируемого текста и проявляется через избираемый способ общения, а именно набор различных стратегий и тактик. Использование метода дискурс-анализа позволило раскрыть влияние ментальных установок говорящего на выбор необходимых ему в рамках политического выступления языковых средств для достижения установленных коммуникативных целей.
Одной из важных функций политического дискурса является борьба за власть, следовательно, в нем изначально заложена богатая основа для использования различных средств, реализующих оппозицию «Мы - Они». Данная семантическая оппозиция стала одним из главных методов в рамках стратегии нападения и дискредитации оппонента. В политической коммуникации она является основой стратегии дискредитации оппонента, ее внедрение в дискурс направлено на достижение следующих целей:
• разделение сфер интересов;
• репрезентация «нас» в выгодном свете с целью привлечения голосов избирателей;
• формирование негативных образов репрезентации «чужих» (категории «Они»), способствующих отрицательному восприятию их деятельности;
• воспитание среди избирателей активной группы сторонников, воспринимающих окружающую действительность в соответствии с предлагаемыми им факторами.
Моделируя острые политические, социальные, экономические и другого рода проблемы жизни государства кандидаты на пост президента навязывают обществу конфликтный путь их решения, при этом в роли «Они» или «чужих» представлены политические деятели из оппозиции, партии демократов и республиканцев, внешнеполитические соперники США, террористические организации и других.
В американском политическом предвыборном дискурсе оппозиция «Мы - Они» становится одним из главных средств манипуляции. Категория «Мы», в большинстве случаев, подразумевает простых американцев и отождествляющих себя с ними политиков, что позволяет более четко создать образ представителя народа и защитника его интересов. Категория «Они» представляет субъектов критики - «их», «чужих» - как агрессоров, врагов, радикалов, чьи интересы прямо противоположны интересам простых американцев, и направлены на то, чтобы лишить их той жизни, тех благ и прогресса, которых они заслуживают, и к которым они так долго шли.
Стратегический репертуар американских политических деятелей разнообразен, однако универсальной стратегией, к которой прибегают все политики без исключения, является стратегия самопрезентации (самопиара). Важную роль в создании имиджа политического лидера играют так называемые микророли, с которыми тот или иной политик ассоциируется у аудитории, а различного рода средства, представленные эксплицитным и имплицитным путями, являются одним из ключевых средств актуализации этих микроролей в рамках доминантной коммуникативной стратегии саморепрезентации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что оппозиция «Мы - Они» реализуется за счет языковых средств всех уровней, лексического, морфологического и синтаксического. При этом данная оппозиция интегрирует вербальные средства разных уровней для создания оценочности, которая ориентирована на эффективное воздействие на общественное сознание с целью завоевания власти и которая выводится из соотнесения объекта с зоной «своего» или с зоной «чужого».
Проведенное исследование не исчерпывает всего содержания рассматриваемого феномена. Представляется, что полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего исследования функционирования оппозиции «Мы - Они» в рамках сопоставительного лингвокультурологического анализа, критического анализа дискурса, работ по изучению языковой личности политика.
1. Аматов А.М. Политический дискурс и апология непопулярного решения // Политическая лингвистика. - 2011. - № 2(36). - С. 11-18.
2. Базылев В.Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса // Политический дискурс в России: Материалы раб. совещ. / под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылева. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 6-8.
3. Бакумова Е.В. Коммуникативные характеристики различных институциональных типов политиков // Социальная власть языка. - Воронеж, 2001. - С. 91-96.
4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие // под ред. Н.А. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
5. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация // под ред. Т.А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
6. Вашталова Ю.С. Риторические особенности американского политического дискурса: когнитивно-семантический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - СПБ, 2009. - 16 с.
7. Вершинина Т.С. Зооморфная, фитоморфная и антропоморфная в современном политическом дискурсе: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.
8. Воробьева О.И. Политическая лексика. Ее функции в современной устной и письменной речи: Монография. - Архангельск: ПГУ, 2000. - 120 с.
9. Герасименко Н.А. Информация и фасцинация в политическом дискурсе // Политический дискурс в России: Материалы раб. совещ. (Москва, 29 марта 1998 года) / Под ред. Ю.А. Сорокина и В.Н. Базылева. - М.: Диалог МГУ, 1998. - С. 20-23.
10. Демьянков В.З. Политический дискурс как основной предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - №3. - С. 32-43.
11. Канчани П. Осоновные коммуникативные стратегии современного итальянского политического дискурса // Объединенный научный журнал. - М.: 2006. - № 28. - С. 65.
12. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: особенности персонального и институционального дискурса: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.
13. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
14. Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - С. 5-11.
15. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Современная политическая коммуникация // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С.161- 240...