Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5
1.1 Защита прав потребителей в России 5
1.2 Теоретические проблемы определения правового статуса потребителя 9
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 13
2.1 Актуальные проблемы правоприменительной практики защиты прав потребителей 13
2.2 Совершенствование законодательства о защите прав потребителей 24
Заключение 31
Библиографический список 34
В настоящее время вся жизнь человека, с чем бы он ни сталкивался, в основном связана с законом. Каждый день мы вступаем в разного рода правоотношения, иногда даже не осознавая этого. Покупая товары в магазине, мы заключаем договор купли-продажи, пользуемся услугами общественного транспорта, становимся стороной договора перевозки, даже заходя в лифт, пользуемся услугами ЖКХ. В процессе выполнения этих повседневных действий мы приобретаем статус потребителей товаров или услуг. Права и свободы человека и гражданина устанавливаются и гарантируются огромным количеством нормативных актов, но это не влечет за собой отсутствие факта их нарушения и надлежащего обеспечения в полном объеме.
Трудности и проблемы защиты прав потребителей не теряют своей актуальности уже много лет, так как часто наблюдается их систематическое нарушение. В свете вышеизложенного следует сделать вывод, что условия современного рынка требуют детального регулирования отношений сторон в правовом поле. Говоря о правах потребителей, их нарушении и защите, необходимо понимать, кого можно назвать потребителем. Закон «О защите прав потребителей» содержит следующее определение потребителя: «потребитель - это гражданин, который имеет намерение сделать заказ или приобрести либо который заказывает, покупает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личного пользования, для семьи, домашнего хозяйства и другие нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности».[7]
Однако в перечень нормативных правовых актов, регулирующих эти правоотношения, входят не только Конституция Российской Федерации [1] и Закон РФ «О защите прав потребителей», а также включает в себя целую группу нормативных правовых актов, законов и постановлений. Защита прав потребителей осуществляется по разным отраслям права: административное, гражданское, уголовное. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Нормы административного и уголовного законодательства защищают от существенных нарушений прав потребителей, в частности, главой 14 КоАП РФ [5] закреплен ряд деяний, прямо нарушающих права потребителей.
Проблема данного исследования актуальна в современных условиях. К сожалению, несмотря на обилие и разнообразие законодательной базы, в настоящее время существует множество трудностей, связанных с обеспечением защиты потребителей.
Объектом исследования являются социальные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие отношения защиты прав потребителей, научные исследования по защите прав потребителей, в том числе правоприменительная практика.
Цель данной работы - выявить проблемы правового регулирования и организации государственной защиты прав потребителей и сформулировать предложения по их совершенствованию.
Для достижения цели работы требуется решить следующие задачи:
- учитывать специфику защиты прав потребителей в России;
- исследовать теоретические проблемы определения правового статуса потребителя;
- проанализировать текущие проблемы правоприменительной практики защиты прав потребителей;
- определить пути совершенствования законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как диалектический, формально-правовой, сравнительно-правовой, исторический, статистический методы исследования, а также методы правового моделирования, аналогии и обобщения, анализа и синтеза.
В соответствии с Законом потребитель - это гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо который заказывает, покупает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществление предпринимательской деятельности.
Продавец (производитель, подрядчик) - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи (производство товаров для продажи потребителям, выполнение работ или оказание услуг потребителям).
В нашей стране потребитель имеет право на:
1. Приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества;
2. Безопасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
3. Получение достоверной информации, необходимой для грамотного отбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
4. Обучение защите прав потребителей;
5. Государственную и общественную защиту этих прав;
6. Объединение потребителей в добровольные общественные организации.
Пандемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан, изменила структуру потребления, поведение и стратегии компаний, изменились перспективы развития различных рынков, некоторые товары и услуги стали невостребованными, а бизнес понес значительные убытки.
В условиях экономической нестабильности, вызванной распространением коронавирусной инфекции, проблемы защиты прав потребителей приобрели особую актуальность, в связи с чем государство разработало и разрабатывает новые механизмы противодействия возникающим рискам.
Таким образом, защита прав и интересов потребителей - это не только важная и значимая задача нашего государства, но и один из главных социально-правовых институтов. Защита прав потребителей всегда была приоритетом для правоохранительных органов, а в условиях новой реальности, негативно влияющей на развитие рынка товаров, работ и услуг, она приобрела особую социальную значимость.
Важно отметить, что все гарантии и меры поддержки еще не являются законодательными актами. Целесообразно более детально проработать некоторые аспекты законодательства в сфере защиты прав потребителей, определить новые гарантии, поскольку ситуация может возобновиться в любой момент, а потребители товаров, работ и бытовых услуг могут снова оказаться в трудном и тяжелом положении.
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.21).
2. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 60-ФЗ от 19.03.1997: текст с изменениями и дополнениями на 08.06.2020 //Собрание законодательства РФ.1997. -№ 12. - ст. 1383.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994: текст с изменениями и дополнениями на 09.03.2021 //Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - ст. 3301.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон N 138-ФЗ от 14 ноября 2002 года : текст с изменениями и дополнениями на 31 июля 2020 года. – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.11.21).
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года: текст с изменениями и дополнениями на 30.12.2021 года – Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/
6. Российская Федерация. Законы. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 214-ФЗ от 30 декабря 2004: текст с изменениями и дополнениямина 30.12.2020 //Собрание законодательства РФ. - 2005. -№ 1 (часть 1). - ст. 40.
7. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992: тест с изменениями и дополнениями на 11.06.2021 // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.21)
8. Российская Федерация. Подзаконные акты. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 3. - ст. 593.
II Международные нормативные акты
9. Казахстан. Международные нормативные акты. О Евразийском экономическом союзе: Договор от 29 мая 2014 г.: текст с изменениями и дополнениями на 28.10.2021 // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.21)
10. Канада. Международные нормативные акты. Об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок: Конвенция от 28 мая 1999 г. // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.21)
11. Генеральная ассамблея ООН. Международные правовые акты. Руководящие принципы для защиты прав потребителей: Документ от 09.04.1985 г. // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.21)
12. Российская Федерация. Международные нормативные акты. Об основных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в области защиты прав потребителей: Соглашение от 25 января 2000 г.: текст с изменениями и дополнениями от 19.05.2011 г. // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: государственная система правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.21)
III Учебная и научная литература
13. Дудченко А., Колкарева И. Проблемные вопросы применения закона РФ «О защите прав потребителей» // «Аллея науки». - 2017. - № 14. - С. 546-550.
14. Иванов А.А. Как перестроить защиту прав потребителей // Закон. - 2019. - № 1.
15. Казиева А., Джиоева Л. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // «Аллея науки». - 2017. - №10. - С. 20-25.
16. Кириченко Е.А. Потребительский экстремизм // В сборнике: Перспективы развития институтов права и государства. Сборник научных трудов 3-й Международной научной конференции. Отв. ред. А.А. Горохов. Курск, 2020. С. 100-102.
17. Коноводова М.Р. Предприниматель как слабая сторона сделки // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 20. С. 358-362.
18. Кротов К. С. Административная ответственность в сфере защиты прав потребителей как частная разновидность административной ответственности в сфере защиты конкуренции / К. С. Кротов // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти: сб. науч. тр. по материалам IV Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений. — Саратов : ИП Коваль Юлия Владимировна, 2018. — С. 133-135.
19. Магомедов, Д. И. Некоторые проблемные вопросы защиты прав потребителей в России // Образование и право. -2019. -№12. -С.55-58.
20. Меркулова Т.А., Богдан В.В. Процессуальные особенности защиты прав потребителей // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 8-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 155-160.
21. Мочиев, Х. И. Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав потребителей / Х. И. Мочиев. // [Электронный ресурс]// Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 260-262.
22. Несмеянова, И.А. К вопросу об осуществлении и защите прав потребителей // Хроноэкономика. -2018. -№4 (12).-С.34-37.
23. Памятка Роспотребназора - Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить? (ответы на типовые вопросы) - 2020.
24. Сарсатская, А. Н. Нарушение прав потребителей в сфере оказания услуг // Скиф. -2020. -№2 (42). -С.391-395.
25. Треушников М.К. Гражданский процесс. Учебник. под ред. профессора М.К. Трапезникова // Издательский дом Городец. – Москва – 2020. – С. 497
IVМатериалы судебной практики
26. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2020 № 88-18499/2020 по делу № 2-5813/2019 - Режим доступа: https://www.law.ru/blog/22661-obzor-sudebnoy-praktiki-za-iii-kvartal-2020-po-sporam-o-zashchite-prav-i-interesov (дата обращения: 28.11.2021)
27. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 № 88-18322/2020 по делу № 2-1151/2019 - Режим доступа: https://www.law.ru/blog/22661-obzor-sudebnoy-praktiki-za-iii-kvartal-2020-po-sporam-o-zashchite-prav-i-interesov (дата обращения: 28.11.2021)
28. Определение Верховного Суда РФ № 32-КГ14-17 от 03.02.2015 - Режим доступа: https://www.law.ru/blog/22661-obzor-sudebnoy-praktiki-za-iii-kvartal-2020-po-sporam-o-zashchite-prav-i-interesov (дата обращения: 28.11.2021)
V. Электронные ресурсы
29. Сайт сети интернет: http://www.consultant.ru/
30. Сайт сети интернет: https://www.garant.ru/
31. Сайт сети интернет https://www.law.ru
32. Сайт сети интернет http://pravo.gov.ru/