ОГЛАВЛЕНИЕ 3
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ 9
1.1. Понятие и состав земель населенных пунктов 9
1.2. Роль и значение кадастровой оценки земель 11
1.3. Требования, предъявляемые к государственной кадастровой 11
оценке 14
1.4. Цели государственной кадастровой оценки 16
1.5. Земельный налог и особенности его исчисления 17
Глава 2. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 22
2.1. Анализ природных условий и ресурсов района 22
2.2. Земельный фонд 28
2.3. Экономические аспекты использования земель Корочанского
района 32
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ 37
3.1. Г осударственная оценка земель населенных пунктов 37
3.2. Состав земель населенных пунктов Корочанского района 46
3.3. Определение кадастровой стоимости земельных участков в
составе земель населённых пунктов 52
3.4. Эффективность кадастровой оценки земель населенных пунктов в Корочанском районе 57
3.5. Порядок определения кадастровой стоимости
земельных участков в составе земель населенных пунктов 62
3.6. Сравнительный анализ удельных показателей кадастровой
стоимости земель населенных пунктов Корочанского района.. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 05. 10. 2003г. № 131-ФЗ установлено, что к собственным доходам местных бюджетов относятся в том числе доходы от местных налогов и сборов и от использования муниципального имущества. Земельный налог является местным налогом, а его базой - кадастровая стоимость.
Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов позволяет установить реальную стоимостную базу земельного участка в целях дальнейшего использования при начислении арендной платы, страховании, ипотеке, налогообложении земельного участка
Актуальность исследования предопределяется обстоятельством того, что важнейшую роль в формировании бюджетов всех уровней играет земельный налог и арендная плата, а они в свою очередь складываются из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в результате проведения государственной кадастровой оценки земель.
Основная бюджетообразующая категория земель - земли населённых пунктов.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов определено, что земли данной категории оцениваются на основе статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также других методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов должна основываться на экономическом анализе факторов, оказывающих влияние на стоимость земель.
Объектом выпускной квалификационной работы являются земли населённых пунктов, подлежащие государственной кадастровой оценке в соответствии с действующим законодательством, а также деятельность органов местного самоуправления и налоговых органов.
Предметом выпускной квалификационной работы является механизм выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов для различных целей, а также сам процесс государственной кадастровой оценки земель в Корочанском районе.
Целью выпускной квалификационной работы является - исследование современной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Корочанском районе и разработка программы улучшений существующей методики по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов.
Для решения поставленной в выпускной квалификационной работе цели потребуется решение следующих задач, обусловивших структуру работы:
• изучение теоретических и методических положений государственной кадастровой оценки земель;
• проведение комплексного анализа законодательного и нормативнометодологического регулирования земельно-кадастровой оценочной деятельности;
• проведение ретроспективного процесса государственной кадастровой оценки земель;
• выявление недостатков проведённой государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов и определение путей усовершенствования данной методики.
Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области оценки земель, регулирования оценочной
деятельности и налогообложения. Исследование проведено на основе сочетания принципов исторического и логического анализа с использованием диалектического метода в исследовании экономических и нормативно - правовых особенностей предмета. Работа выполнена с использованием методов научной абстракции, сравнительного анализа и синтеза. В дипломном проекте проанализирована методика по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов. Кроме того, в работе применялись методы сравнения, группировки, другие общепринятые экономико-статистические и аналитические методы.
Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов - явление, развивающееся в соответствии с развитием земельных отношений и социальным заказом на нормативное обеспечение их правильного регулирования.
На всех этапах развития важнейшей проблемой государственной кадастровой оценки земель является обеспечение объективности показателей оценки, которая зависит от методов оценки и организации проведения оценочных работ, от изученности земель - объектов оценки и обеспеченности оценки информацией об использовании земель.
Земля, как основной базис всех процессов жизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологической и других сферах обладает стоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального развития многоукладной экономики.
В проекте II части Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрен новый механизм взимания земельного налога, а именно: установление земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, а в случае ее отсутствия - от нормативной цены земли. Исходя из этого, целью государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земель в границах объекта кадастровой оценки для обоснования земельного налога, арендной платы, других платежей при сделках с земельными участками и иных целей, установленных законодательством. В результате приведения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации местные бюджеты смогут получить двух - четырехкратную прибавку поступлений от земельного налога. При этом местные органы власти получат инструмент, благодаря которому смогут проводить социально ориентированную налогов политику, основывающуюся на принципе прозрачности и единства подходов к налогообложению на всей территории государства.
Величина действующего земельного налога зависит от трёх факторов: налоговой базы, то есть кадастровой стоимости земельных участков, налоговых ставок и налоговых льгот.
Комплекс работ по государственной кадастровой оценке основной бюджетообразующей категорий земель - земель населённых пунктов - был проведен на всей территории Корочанского района. Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель определено, что земли данной категории оцениваются на основе статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также других методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов основывалась на экономическом анализе факторов, оказывающих влияние на стоимость земель. В соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов показатели кадастровой стоимости земель рассчитывались с учетом следующих экономических факторов: информация о сделках с земельными участками и другими объектами недвижимости (принимались во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об объектах недвижимости; факторов, характеризующих влияние на объект различных точечных и линейных объектов инфраструктуры населенных пунктов, вид территориальной зоны и вида функционального (разрешенного) использования земельного участка; факторов, характеризующих местоположение объекта в границах населенного пункта. Результатом работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов явились удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов по видам функционального использования.
Проведённый нами сравнительный анализ удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам функционального использования Корочан- ского района выявил следующее распределение по средним значениям удельных показателей кадастровой стоимости:
1. с.Погореловка - среднее значение УПКС - 12,84 руб./кв.м.
2. с.Бехтеевка - среднее значение УПКС - 14,68 руб./кв.м.
3. с.Ломово - среднее значение УПКС - 6,23 руб./кв.м...
1. Варламов, А. А. Научные основы земельного кадастра. А.А. Варламов, П. Ф. Лойко, Г.В. Ломакин и др. Под ред. А. А. Варламова. Учебное пособие ГУЗ - М., 1995. - 144 с.
2. Варламов, А. А., Земельный кадастр субъекта Федерации. А.А. Варламов, О. Т.Хисматулов, Б. Г. Левин - Пермь: «Денор», 1997. - 272 с.
3. Власова, Н. Ю. Земельно-имущественный комплекс как значимый фактор поступательного развития крупнейшего города. Н. Ю. Власова // Известия Уральского гос. эконом. ун-та. - 2009. - № 1. - С. 67-73.
4. Варламов, А.А. Государственное регулирование земельных отношений в России (учебное пособие) // А. А. Варламов, Н. В. Комов. - М.:ГУЗ, 1997. - 111 с.
5. Доклад о состоянии и использовании земель Белгородской области/ Белгород. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области, Белгородская облтипография, 2010.- 189 с.
6. Игнатов, В. Г., Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 352 с.
7. Засядь - Волк, В. В. Концепция эффективного привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс крупного города. В. В. Засядь - Волк // Управленческое консультирование. - 2005. - № 2. - С. 137-143.
8. Кириллов, С. Н. К формированию комплексной модели эколого-экономического механизма городского землепользования/ С.Н. Кириллов// Проблемы современной экономики. 2010. №1 (13). С. 21-28.
9. Комов, Н. В., Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне - Нижний Новгород//Н.В. Комов, Д. Б. Аратский.- Из- дательсво Волго-вятской академии государственной службы, 2000. - 246 с.
10. Крюков , В. Проблемы государственного управления в имущественноземельном комплексе // В. Крюков. Экономист. - 1998. - № 8. - С. 62-68.
11. Кухтин, П. В. Маркетинг и экономическая оценка земельно-имущественного комплекса городов (населенных пунктов) : учеб.-метод. пособие / П. В. Кухтин, А. А. Левов ; Рос. науч. центр гос. и муницип. упр. - М., 2003. - 259 с.
12. Кухтин, П. В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. 2е изд. / П.В. Кухтин. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
13. Нуриманов, Х. Х. Стратегические направления совершенствования управления имущественным комплексом города [Екатеринбурга] // Х.Х. Нуриманов. Стратегия развития Екатеринбурга : цели, задачи, направления, механизмы реализации: материалы Межрегион. науч.- практ. семинара. Екатеринбург, 6-7 апр. 2000 г. Екатеринбург, 2000 - С. 191-196.
14. Панасенкова, Т. В. Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений //Т.В. Панасенкова. Вестн. Ростовского гос. эконом. ун-та (РИНХ). - 2009. - № 1. - С. 28-33.
15. Шамаев, С.А. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 1: Методические указания / С. А. Шемаев, Т. Н. Флиглинских. - Белгород: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с...