Введение 3
Глава 1. Правовой статус Совета Безопасности ООН 6
1.1. Состав и порядок формирования Совета Безопасности
ООН 6
1.2. Полномочия Совета Безопасности ООН 14
1.3. Роль резолюций Совета Безопасности ООН в обеспечении
выполнения принципа верховенства права 21
Глава 2. Деятельность Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности 30
2.1. Полномочия Совета Безопасности по поддержанию меж-
дународного мира и безопасности 30
2.2. Миротворческая деятельность Совета Безопасности ООН .. 39
Глава 3. Проблемы реформирования Совета Безопасности ООН 56
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе развития международных отношений все отчетливее проявляется потребность оперативного и скоординированного противодействия угрозам, носящим глобальный характер. Дать эффективный ответ на эти угрозы и вызовы могут только механизмы, действующие в рамках легитимных структур, обладающих достаточным моральным авторитетом для того, чтобы их решения носили общепризнанный характер, а не вызывали обвинения в произволе и двойных стандартах».
Традиционно считалось, что ООН является единственной универсальной организацией мирового сообщества, высшим носителем и стражем современного международного права и в этом качестве пользуется наивысшим моральным авторитетом.
Совет Безопасности ООН - важнейший постоянно действующий орган Организации Объединенных Наций, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности действует от имени всех государств - членов, при выполнении функций, возложенных на него Уставом ООН.
По своему составу Совет Безопасности представляет собой малочисленный и компактный орган, куда входят 15 членов: 5 членов - постоянные (Россия. США. Великобритания, Франция и Китай), остальные 10 членов (по терминологии Устава - «непостоянные») избираются в Совет на двухлетний срок по 5 каждый год.
Совет Безопасности наделен полномочиями расследовать любую ситуацию или спор, развитие которых может привести к международным трениям, чтобы определить, не может ли развитие этого спора угрожать международному миру и безопасности. Он определяет наличие какой-либо угрозы миру, нарушение международного мира или акта агрессии и выносит решение о том, какие меры следует предпринять для восстановления или поддер-
жания международного мира и безопасности. Совет имеет право применять санкции к государствам, виновным в нарушении международного мира и безопасности, в том числе с применением вооруженной силы.
Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. Совет Безопасности ООН - единственный орган Организации объединенных наций, который выносит обязательные решения, в то время, как все остальные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные.
Полагаем, в связи с эксклюзивным положением Совета Безопасности ООН с одной стороны, а также непрекращающейся дискуссией по поводу его реформирования, актуально исследование его статусно-теоретических и прикладных аспектов...
Совет Безопасности - один из важнейших органов Организации Объединенных Наций, он наделен обширными полномочиями в области поддержания международного мира и безопасности. В его состав входят как постоянные члены (их пять - Россия, США, Китай, Франция, Великобритания), так и непостоянные, последние избираются согласно Уставу ООН (на данный момент в состав Совета входят десять непостоянных членов). Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Срок членства непостоянных членов составляет 2 года, избираются они Г енеральной Ассамблеей ООН без права немедленного переизбрания.
Постановления Совета Безопасности по вопросам процедуры вступают в силу, когда их поддерживают девять членов Совета. Решения Совета Безопасности по остальным вопросам считаются принятыми, когда их одобряют девять членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Причем, если непостоянный член, является участником спора, то он не принимает участие в голосование при принятии решения на основании Главы VI и на основании п. 3 ст. 52.
В полномочия Совета Безопасности входит расследование любого спора или ситуации, которые впоследствии могут перерасти в международный конфликт, с целью определения того, не могут ли последствия этого спора угрожать мирным межгосударственным отношениям. Если такая опасность обнаружена, то на любой стадии конфликта Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или способ их разрешения.
Любая из сторон спора, представляющего угрозу международному миру и безопасности, может в добровольном порядке обратиться в Совет безопасности с целью урегулирования конфликта.
Государство, не входящее в состав ООН, также имеет право обратить внимание Организации на любой конфликт, участником которого оно является. Для этого государство обязано заранее принять на себя обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций.
Кроме того, Совет Безопасности отслеживает наличие любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет вправе потребовать от участников спора выполнения тех временных мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Совет также имеет полномочия решать, какие мероприятия, не связанные с использованием вооруженных сил, должны проводиться для осуществления его решений, и требовать от членов Организации принятия этих мер. Данные меры могут включать полное или частичное временное прекращении экономических отношений, почтовых, морских, воздушных, железнодорожных, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
В случае признания Советом Безопасности этих мер недостаточными, он вправе принять такие действия сухопутными, морскими или воздушными силами, какие сочтёт нужными для поддержания или восстановления мирных международных отношений. При этом государства - члены обязаны предоставить имеющиеся в наличии вооруженные силы.
Следует отметить, что Устав ООН ни в коей мере не отрицает и не ограничивает неотъемлемое право каждого государства на коллективную или индивидуальную самооборону в случае вооружённых нападений на члена ООН до того момента, пока Совет Безопасности не начнёт активные действия по поддержанию международного мира и безопасности.
Практика деятельность Совета Безопасности по поддержанию мира и безопасности заключается в определении и применении тех или иных санкций против государств - нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта...
1. Акаев А. Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве. M: Международные отношения, 2004.
2. Барышев А.П. Мировая политика и ООН. М.: Общество дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами, 2009.
3. Бутрос-Гали Б. Повестка дня для мира. Нью-Йорк, 1995.
4. Варфоломеев А.А. Негосударственные угрозы миру и безопасности и технологии их предотвращения: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Нижний Новгород, 2007.
5. Док. ООН. S/RES/1159 (1998).
6. Док. ООН. S/RES/1540 (2004).
7. Док. ООН. S/RES/1673 (2006).
8. Док. ООН. S/RES/746 (1992).
9. Док. ООН. S/RES/812 (1993).
10. Док. ООН. S/RES/846 (1993).
11. Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности. Генеральная Ассамблея, Официальные отчеты, Пятьдесят восьмая сессия, Дополнение № 47 (А/58/47). Нью-Йорк, 2004.
12. Дос. UN. A/AC.182/L.104 и A/AC.182/L.104.Rev.l.
13. Заемский В.Ф. Механизмы ооновского миротворчества // Международная жизнь. 2004. № 7.
14. Ибрагимов А.М. Характерные черты развития международноправовых гарантий в XIX-XX вв. // Московский журнал международного права. 2009. № 2 (74).
15. Иванов И. Россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3...