Введение
Глава 1. Происхождение и история дунган/хуэй
1.1. Проблема происхождения народа дунган/хуэй
1.2. Области расселения дунган/хуэй в Китае
1.3. Уровень урбанизации дунган
1.4. История народа хуэй: от Китайской империи к КНР
1.5.Особенности дунганского языка
1.6.Одежда дунган
Глава 2. Экономические,социольные и культурные оспекты жизни дунган/хуэй
2.1. Экономические основы дунган/ хуэй
2.2. Социальная структура дунган/хуэй
2.3. Культурные модели дунган/хуэй
Глава 3. Социально-профессиональная структура дунган
3.1. Уровень образования дунган
3.2. Профессиональная структура дунган
Заключение
Список литературы
Дунгане - это потомки китайских мусульман-суннитов хуэйцзу, бежавших из Китая после подавления антицинского восстания 1880х годов. Более 130 лет назад преследуемые императорскими карательными войсками повстанцы нашли прибежище в Российской империи. В настоящее время эту народность можно встретить в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Дунгане - немногочисленный этнос, который насчитывает всего около 110 тысяч человек, большая часть которых проживает в Киргизии. Надо заметить, что слово «дунгане» употребляется лишь в отношении тех китайских мусульман, которые покинули страну в годы смуты, исповедующих ислам жителей Китая называют «хуэйцзу».
Актуальность темы. В настоящее время исследование, обобщение и критический анализ истории и современного положении культурного строительства национальных меньшинств Центральной Азии и, в том числе, в Китайской Народной Республике, приобретает особую актуальность, так как дает возможность определить и выработать ориентиры в области национально-культурного строительства на будущее.
Данная работа посвящена истории дунган, прежде всего китайскому народу хуэйцзу, изменениям, происшедшим со времени их расселения в области их национально-культурного развития. Разработка этой проблемы предполагает не только трезвую оценку успехов и достижений в этой области, но и не менее реалистичное обсуждение ряда негативных аспектов, касающихся положения национальных меньшинств, в том числе в Китае. Сегодня в условиях глобализации, когда, тем не менее, сохраняется опасность межнациональных конфликтов и продолжаются нападения одних народов на другие, происходит разрушение веками формировавшихся традиций культурного обмена и взаимного обогащения различных народов. Поэтому необходимо проявлять постоянное внимание к достижению и укреплению межнационального согласия, а также интенсивного экономического и культурного сотрудничества между народами, живущими в одной стране, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. С учетом этого, исследование и анализ прошлого и настоящего опыта национально-культурных преобразований и отношений имеет большое значение для понимания происходящих национальных процессов и прогнозирования дальнейшего развития культур различных народов.
Современные достижения в области сохранения и развития дунганской культуры несомненны. Была создана письменность дунган и ликвидирована неграмотность среди них. Появилась дунганская национальная интеллигенция, в составе которой было много учителей, ученых, писателей, поэтов, художников, артистов и врачей. Была ликвидирована отстраненность народных масс от достижений искусства, литературы и науки. Повысился общий культурно-образовательный уровень дунганского народа. С другой стороны, происходило и происходит сохранение национальной культуры, обрядов и обычаев. Анализ глубины происшедших изменений в области культурного и социального развития дунган имеет как теоретическое значение, так и практический интерес для понимания этнокультурных и социальных процессов, происходящих в современных условиях.
Научная новизна работы состоит в постановке проблемы истории национально-культурного развития малых народов и национальных меньшинств Центральной Азии и Китая на примере дунган. Специального и комплексного исследования по этой проблеме в научной литературе пока нет. Настоящая дипломная работа является попыткой рассмотрения данного вопроса.
Хронологические рамки работы охватывают период с середины девятнадцатого до начала двадцать первого века - период активной миграционной динамики и развития дунган.
Объектом исследования является народ дунган, проживающий ныне в разных странах...
В современном Китае проживает большое количество малых народов, около 56 национальностей. На них приходится всего около 8% из общего населения страны. Хуэй относятся к числу довольно крупных народов, хотя и абсолютно не сопоставимых по численности с ханьцами. Вопрос в том, удастся ли им сохранить свою национальную идентичность в условиях централизованной политики правительства КНР. Идет явная ассимиляция малых народов, хотя в КНР используют гибкие методы ее достижения.
Поскольку в Китае веками и даже тысячелетиями проводилась политика присоединения территорий с проживанием некитайского населения, возникла даже целая идеология «слабого руководства варварами».
Сегодня такие неполиткорректные термины, конечно, не используют. В конституции КНР прописаны равенство всех народов, проживающих на ее территории, запрет любой дискриминации по национальному признаку. Декларируется поддержка национальных меньшинств государством. В том числе права использовать ими свои родные языки, сохранять обычаи и традиции. Китай боится возможного отделения этих территорий, как это случилось в Советском Союзе.
Делаются финансовые вливания, открываются национальные университеты на местах. Введена система пособий и льгот. Представителям национальных меньшинств разрешено иметь до трех детей, в то время, как ханьцам - только одного.39
Повысился уровень образования, строятся дороги, работают национальные предприятия. Тем не менее, многие регионы по- 39® Булдакова В.Г. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР. 2006. № 4. С. 77-78.
прежнему сильно отстают в развитии от остальной части Китая, особенно северо-запад страны, где живут хуэй. Хуэй вынуждены переезжать в поисках более высокого заработка в другие районы страны. Они открывают магазины и кафе, тем самым создавая рабочие места другим членам своих семей, которые тянутся вслед за ними. В провинции Шаньдун, например, очень много кафе, где вывески и меню пишутся на двух языках - китайском и арабском. Это кафе, принадлежащие хуэй. Иногда на таких предприятиях успевают в разное время поработать все родственники хозяина. Далеко не все они потом возвращаются в родные провинции.40
Доктрина китайского национализма подразумевает консолидацию народов КНР, формирование у них единого чувства патриотизма. Это нередко используется в качестве оправдания некоторых ассимиляционных тенденций...
1. Гинс Г.К. Таранчи и Дунгане. (Очерки из поездки по Семиречью) // Исторический вестник. Восточная литература, 1911. № 8.
2. Дневные записки переводчика Путинцева // Сибирский вестник. Ч. 7. СПб., 1819.
2. Статистические материалы, справочники.
1 Демографические данные по национальности хуэй (Комиссия КНР по делам национальностей).
URL:http://www.seac.gov.cn/index.html(Дата обращения 15.12.2015).
2- Дунгане // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р Г. Рафиков. Красноярск: Платина (PLATINA), 2008.
URL:http://www.krskstate.ru/80/narod/etnoatlas/0/eid/88(Дата обращения 19.01.2016).
3. Книги и брошюры.
1. Богоявленский Н.В. Западный застенный Китай. Его прошлое, настоящее состояние. СПб., 1906.
2. Сушанло М. Семья и семейный быт дунган. Фрунзе, 1979.
3. Dillon M. China's Muslim Hui community: migration, settlement and sects. Routledge, 1999.
4. Kim Hodong. Holy War in China: The Muslim Rebellion and State in Chinese Central Asia, 1864-1877". Stanford University Press,
2004.
5. Lipman J. N. Familiar strangers: a history of Muslims in Northwest China. Hong Kong University Press, 1998.
6. ЙЙД : ^ФЯ0^^^ Цю Шусэнь История китайского народа хуэйцзу.
7. £НЖ: 1877-1917 ^ВФЖВ^ВЖЖВЙЙ^ЙЙ Ван
Гоцзе Экономическая деятельность дунган в центральной Азии 1877-1917 годы.
8. ¥МЖ:(ФЕЖТА®»«Й5ВЖЙ<ЬиВ> Би Синьхуа
Языковые особенности и этническая культурная идентичность.
Н/Ж:^Ф^ЖТ1п-5Я^^ Линь Тао Исследование...