Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА (на примере ООО «СИБСОЦБАНК»)

Работа №92132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ .... 9
1.1 Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности банка 9
1.2 Критерии и методы оценки конкурентоспособности банка 17
1.3 Влияние конкурентоспособности на эффективность деятельности коммерческих
банков 26
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СИБСОЦБАНК» 33
2.1 Общая организационно - экономическая характеристика ООО «Сибсоцбанк» ... 33
2.2 Оценка влияния конкурентоспособности на эффективность деятельности ООО «Сибсоцбанк» 47
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО
«Сибсоцбанк» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время особой актуальностью обладают вопросы формирования и развития конкурентных преимуществ регионального банка на финансовом рынке. В современном обществе, в эпоху развитых кредитно-денежных отношений, когда коммерческие банки имеют возможность предлагать своим клиентам широкий спектр услуг, одной из важнейших задач является представить себя достойным и конкурентоспособным соперником среди уже существующих участников того или иного сегмента рынка.
На сегодняшний день отмечается высокая динамика развития банковской конкуренции, в то же время в условиях изменяющейся макросреды, финансовые организации активно стали проявлять заинтересованность в увеличении финансовой устойчивости, укреплении своих рыночных позиций, производительности и эффективности своей работы, создании «уникальных» банковских продуктов, внедрении передовых банковских технологий. Это возможно только при ориентации на эффективное функционирование банковских учреждений, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Данная тенденция на фоне неблагоприятной экономической ситуации представляет проблему для анализа и прогнозирования возможностей улучшения макроэкономического климата всей национальной банковской системы, характеризующегося общим ростом экономики. В сложившейся ситуации, значимость изучения показателей надежности, устойчивости, и приоритетных направлений инвестирования в имидж коммерческих региональных банков с целью усиления конкурентоспособности, стали приоритетными для анализа деятельности регионального коммерческого банка как финансового посредника. Изучение взаимозависимости критериев конкурентоспособности и имиджа, учитывая факторы, оказывающие влияние на формирование имиджа, интенсивность и динамику конкуренции, будет способствовать проведению системного исследования и формулирования модели оценки данной зависимости. В этой связи наибольший практический интерес представляют комплексные исследования имиджа банковских структур, позволяющего проанализировать условия формирования, текущее состояние различных его элементов и оценить перспективы развития.
Банковская система государства является одним из важнейших элементов рыночной экономики, эффективность и стабильность которого во многом определяет степень развития экономики страны в целом. Однако, эффективность банковского сектора необходимо рассматривать как общественную эффективность банковского посредничества, и как эффективность работы банков, представляющих собой коммерческие предприятия. Эффективность банковского посредничества определяется тем, насколько эффективно банки осуществляют трансформацию сбережений в инвестиции, какова их роль в финансировании развития экономики. В соответствии с этим, ключевыми индикаторами, отражающими общественную эффективность банков служат показатели отношения совокупных активов, собственного капитала банковской системы и объема кредитных вложений банков в валовой внутренний продукт, а также соотношение темпов их прироста. Для оценки эффективности банков как особых коммерческих предприятий используются показатели рентабельности.
Таким образом, ключевым направлением развития банковского сектора является, на сегодняшний день, повышение эффективности ее функционирования, которое может быть достигнуто путем устранения барьеров на пути развития добросовестной конкуренции между банками и повышения прозрачности банковского сектора. Конкурентоспособность банковской системы - это универсальный инструмент и ключевое звено в решении задачи повышения конкурентоспособности Российской Федерации, зависящий от способности системы предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех национальных экономических агентов, от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц.
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна, поскольку конкуренция является одним из движущих факторов повышения качества банковских продуктов и услуг, способствует внедрению современных технологий, побуждает банки постоянно поддерживать уровень конкурентоспособности на высоком уровне. Современное состояние банковской системы Российской Федерации и прогнозы ее развития в условиях глобализации экономики актуализируют значимость инструментов повышения конкурентоспособности региональных банков, а также иных кредитных организаций.
Целью выпускной квалификационной работы является, на основе исследования критериев и методов оценки конкурентоспособности банков, определения ее влияний на эффективность деятельности коммерческих банков, выявить проблемы снижения конкурентоспособности коммерческих банков в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, задачи и принципы конкуренции и конкурентоспособности коммерческого банка;
2) исследовать методы оценки конкурентоспособности банка
3) провести анализ деятельности и конкурентоспособности ООО «Сибсоцбанк»;
4) проанализировать влияние конкурентоспособности на эффективность деятельности коммерческого банка;
5) разработать меры по повышению конкурентоспособности в отделении Сибсоцбанка.
Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе анализа конкурентоспособности и эффективности деятельности регионального коммерческого банка.
Объектом исследования является деятельность и конкурентоспособность ООО «Сибсоцбанка» на рынке.
В процессе данной настоящей работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования;
сравнительно-сопоставительный метод; методы статистического анализа; методы классификации, обобщения, описания и др.
В качестве теоретической основы исследования выступят труды отечественных ученых и экономистов по исследуемой теме, таких как А.Г. Баталова, Ю.Ю. Ниценко, М.В. Михайлова, Ю.Н. Матулин, Е.К. Самсонова, А.Н. Скворцова, Коробова, В.С. Кромонова, Ю.С. Масленченкова, Н.М. Ребельского, Г.О. Самойлова, А.М. Тавасиева, В.М. Усоскина, интернет-издания и материалы периодической печати. В качестве информационной базы исследования выступят отчетность анализируемого банка за 2014-2016 годы.
Постановка и последовательное решение перечисленных задач определяет структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования, представляется объект и предмет.
В первой главе - «Теоретические и методологические основы конкурентоспособности банков на рынке банковских услуг» раскрывается экономическая сущность и принципы конкурентоспособности регионального коммерческого банка, исследованы критерии и методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка, определено влияние конкурентоспособности на деятельность коммерческого банка.
Во второй главе - «Анализ деятельности и конкурентоспособности ООО «Сибсоцбанк»» отражена краткая организационно - экономическая характеристика ООО «Сибсоцбанка», проведен анализ конкурентоспособности ООО «Сибсоцбанк» и показана оценка влияния конкурентоспособности на эффективность деятельности регионального коммерческого банка, разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности регионального коммерческого банка в современных условиях.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества кредитных организаций, стремящихся создать лучшую возможность реализации своих банковских продуктов и услуг, получения максимальной прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Сущность банковской конкуренции наиболее ярко отражается в важнейшей характеристике банковской услуги на рынке - ее конкурентоспособности и заключается в роли, которую она выполняет, а именно с помощью нее возникает система отношений по формированию, удержанию, наращиванию и реализации конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг за счет выявления и использования внутренних и внешних потенциалов банка для достижения поставленных целей.
Банковская конкуренция это динамический процесс соперничества между коммерческими банками и другими кредитными институтами, в результате которого обеспечивается устойчивое положение на рынке банковских услуг. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируется цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня. Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы предоставления услуг, т.е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования.
В основе наиболее полного понимания концепции обеспечения конкурентоспособности региональных коммерческих банков лежат общие и специфические принципы, отражающие специфику функционирования региональных банков, имеющие объективный и закономерный характер, являющиеся едиными для государственной кредитной политики центрального банка, проводимой на макроэкономическом уровне, и для кредитной политики каждого конкретного коммерческого банка: научная обоснованность решений по выбору целевых параметров конкурентоспособности банков; целенаправленность, ориентация на достижение стратегических целей; эффективность, достижение целевых параметров при рациональном использовании имеющихся возможностей и ресурсов; спецификация целей деятельности с учетом доминирующих позиций инорегиональных банков; максимальный учет локальных потребностей в предоставлении банковских услуг; формирование рыночной ниши и клиентской базы с учетом специфики региона; расширенный спектр предоставляемых клиентам преференций и льгот.
Кроме того, круг применяемых методов и критериев оценки конкурентоспособности коммерческих банков весьма разнообразен. В ходе исследования выявлены основные факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность деятельности Сибсоцбанка, к числу которых относятся существующие у банка конкуренты, угроза появления новых конкурентов, наличие входных барьеров, заменители банковских услуг, потребители, непосредственно влияющие на уровень конкуренции и конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг, законодательная база, политика валютного курса, фискальная политика, проводимая Правительством и Центральным банком РФ в части налогообложения банков, социально-экономическая политика региональных властей, уровень доходов населения, межбанковская конкуренция внутри региона, ценовая политика, поставщики ресурсов.
Изучая финансовые результаты деятельности Сибсоцбанка за период 2014¬2016 гг., которые представлены в таблице 2.3 наблюдаем положительную динамику активов Сибсоцбанка, которая свидетельствует об успешности инвестиционной и кредитно-денежной деятельности банка.
Также наблюдается положительная динамика основных финансовых показателей Сибсоцбанка. Так, на 01.01.2017 уставный капитал является наибольшим среди самостоятельных банков Алтайского края и его значение составляет 1 306 тыс. руб. Валюта баланса на 01.01.2017 года - 7 419 млн. рублей; размер собственных средств - капитал Банка (Базель III)- 1 447 млн. рублей; абсолютная величина привлеченных средств - 3 714 млн. рублей; объем ссудной и приравненной к ней задолженности составил 4 036 млн. рублей
Проанализировав динамику и структуру активных операций Сибсоцбанка, представленных в таблице 2.3, можно сделать вывод о том, что в целом Банк также демонстрирует положительную динамику развития активных операций, которую подтверждают положительные изменения сумм кредитов, выданных физическим лицам с 761 тыс. руб в 2014 году до 789 тыс. руб., в 2016 году. Увеличилось количество кредитов, выданных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, незначительно снизился объем межбанковских кредитов. До конца 2017 года важнейшей задачей является увеличение прибыльности банка. Поэтому в основном стратегия банка до конца этого года будет сводиться к наращиванию активов как в корпоративном сегменте, так и в рознице. В корпоративном сегменте ключевым вопросом расширение продуктовой линейки.
Изучая динамику и структуру пассивных операций Сибсоцбанка, видно, что наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств банка занимают межбанковские кредиты, их прирост в 2016 году составил 5% по сравнению с данными 2014 года. Средства юридических лиц демонстрируют незначительный рост - в 2016 году они увеличились на 0,2%. Депозиты физических лиц с каждым годом увеличиваются, это свидетельствует о том, что депозитная политика направлена на работу с физическими лицами, так как появление новых видов вкладов вызывает интерес многих вкладчиков - процентными ставками, условиями вклада.
В перспективе доля Сибсоцбанка на рынке кредитования в большинстве случаев должна увеличиваться или оставаться стабильной. Исключения из этого правила возможны в ограниченном количестве случаев, когда руководство Сибсоцбанка решит сократить присутствие банка в том или ином бизнесе из -за невыгодного соотношения риска и доходности. Задача увеличения прибыли посредством предоставления клиентам, как юридическим, так и физическим лицам, традиционного набора услуг по расчетно - кассовому и кредитному обслуживанию остается одним из основных вызовов и огромной возможностью для Банка.
Кроме того, были определены недостатки и основные перспективные мероприятия повышения конкурентоспособности Сибсоцбанка. Было определено, что к числу наиболее острых проблем развития конкурентоспособности коммерческого регионального банка следует отнести: недостаточное нормативное регулирование отношений в сфере кредитования, отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов, нарушение принципов кредитования, более узкий спектр операций, проводимых большинством региональных российских банков по сравнению с их иностранными аналогами, слабый риск-менеджмент и неквалифицированное управление, нехватка собственных квалифицированных кадров, неустойчивое развитие финансового рынка, недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих крупных региональных российских банков, недобросовестная конкуренция.
На основе проведенного анализа были предложены мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности Сибсоцбанка. В состав мероприятий входят следующие рекомендации: адаптация банковского законодательства к современным условиям, повышение действенности институтов и инструментов регулирования банковской деятельности на государственном уровне, увеличение спектра банковских услуг, оказываемых региональными коммерческими банками, усиление контрольных мероприятий за региональными коммерческими банками, применение инновационных банковских технологий, разработка методики оценки и анализа банковских рисков, повышение качества персонала банка, развитие системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, повышение образования граждан в финансовой сфере, проведение мероприятий, направленных на стимулирование и мотивацию молодых работников, повышение престижа банковских профессий, содействие в формировании корпоративной культуры организаций.
Основными целями Сибсоцбанка на ближайшую перспективу являются: поддержание высокой деловой репутации, финансовой устойчивости и ликвидности Банка; расширение участия в федеральной программе кредитования предприятий малого и среднего бизнеса; расширение кредитного портфеля Банка при одновременном улучшении его качества; сохранение статуса Банка как проводника краевой лизинговой и инвестиционной программ; перевод региональной структуры в формат сети продаж и создание единой фронт - линии общения клиентов с Банком; снижение объемов и удельного веса непрофильных активов Банка; приобретение и внедрение в текущем и последующих годах нового программного продукта ABC Ва-Банк FXL, что позволит снизить операционные затраты по сопровождению банковского программного комплекса; оптимизация издержек банковской деятельности, процентной и тарифной политики, а также обеспечение безубыточности деятельности Банка;
Перспективные направления Сибсоцбанка нацелены на максимальное использование и развитие конкурентных преимуществ Банка во всех сферах присутствия. Высокое качество обслуживания, социальная ответственность, применение новейших технологий, квалифицированный персонал, глубокое понимание рыночных тенденций станут залогом успешного достижения целей, поставленных перед Банком.
Таким образом, Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк сегодня - универсальное финансово-кредитное учреждение с надежной репутацией. Основным участником банка является Алтайский край в лице Фонда имущества. Статус краевого банка является своеобразным знаком качества на банковском рынке. Банк имеет прочные финансовые позиции и хорошие перспективы развития. Значимая роль принадлежит банку в реализации лизинговых программ. Деятельность коллектива направлена на расширение возможностей обеспечения качественными банковскими услугами предприятий и населения края, на достижение благополучия своих клиентов и партнеров.
Таким образом, поставленная цель в данной выпускной квалификационной работе была достигнута, задачи решены.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: по сост. на 01.09.2016г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Емелин А.В. Некоторые актуальные проблемы защиты прав клиентов кредитных организаций / А.В. Емелин // Деньги и кредит: ежемесячный теоретический научно - практический журнал Государственного банка СССР. - 2012. - № 6. - С. 42-45.
3. Матулин Ю.Н. Конкуренция и конкурентоспособность коммерческих банков / Ю.Н. Матулин, А.Н. Скворцова // Вестник Самарскогого сударственного экономического университета. - 2014. - №7. - С. 111-114.
4. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: учеб. пособие / И.Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2014. - 252 с.
5. Белотелова Н. Деньги. Кредит. Банки / Н. Белотелова, Ж. Белотелова. - М.: Дашков и К ISBN - 978-5-394-01554-0. - 2014. - С. 115-124.
6. Даниленко С. Банковское потребительское кредитование: учебно-практическое пособие / С. Даниленко, М. Комиссарова. - М.: Юстицинформ, - 2013.- С. 17-41.
7. Скорлупина Ю.О. Развитие межбанковской конкуренции и возможное изменение конкурентной ситуации на банковском рынке России в условиях отзыва лицензий коммерческих банков / Ю.О. Скорлупина, А.Р. Калашникова, С.С. Школина // Наука и общество в эпоху перемен. - 2016. - № 1. - С. 71-77.
8. Чернова С.А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региональных коммерческих банков / С.А. Чернова, М.Ю. Алиева. - Москва, 2015.- С. 28-45.
9. Разумова Ю.В. Оценка конкурентоспособности региональных коммерческих банков в интересах представителей бизнеса / Ю.В. Разумова, О.А. Печникова // Управление экономическими системами: электронный научныйжурнал. - 2015. - № 10. - С.36.
10. Баграмян Т.С. Количественная и качественная оценка
конкурентоспособности коммерческого банка и определение его конкурентной позиции / Т.С. Баграмян // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6. - С. 1.
11. Кучма К.П. Персонал банка как критерий его конкурентоспособности / К.П. Кучма, О.П. Кучма, О.Н. Горбунова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 4. - С. 55-61.
12. Чернова С.А. Принципы и факторы конкурентоспособности региональных коммерческих банков / С.А. Чернова, М.Ю. Алиева // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 3. - С. 45-53.
13. Ниценко Ю.Ю. Методика исследования формирования имиджа коммерческого банка и его влияния на интенсивность конкуренции / Ю.Ю. Ниценко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1-1. - С.189-192.
14. Бойко В.В. Исследование конкурентоспособности банка: возможности и преимущества рейтинговой оценки / В.В. Бойко, И.А. Чеховская // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. - 2014. - С. 137-140.
15. Алиева М.Ю. Регулирование деятельности региональных коммерческих банков как фактор повышения их конкурентоспособности / М.Ю. Алиева, С.А. Чернова // Приоритетные направления развития современной науки: Материалы Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 96-107.
16. Попова И.В. Конкурентоспособность региональных банковских рынков / И.В. Попова, Ю.П. Назарова // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 1. - С. 90-93.
17. Серебрякова О.А. Анализ формирования конкурентоспособных преимуществ региональных коммерческих банков / О.А. Серебрякова // Наука иМир. - 2014. - № 3. - С. 103-105.
18. Алиева М.Ю. Концептуальный подход к обеспечению
конкурентоспособности региональных банков / М.Ю. Алиева // Экономика иуправление в XXI веке: стратегии устойчивого развития сборник статей
победителей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 146¬148.
19. Валиева Е.Н. Конкуренция на рынке банковских услуг: теория и практика / Е.Н. Валиева //Финансы и кредит. - 2014. - № 40. - С. 2-8.
20. Швейкин И. Е. Конкуренция на рынке банковских инвестиционных услуг: факторы развития / И. Е. Швейкин // Финансы и кредит. - 2015. - № 16. - С. 32-39.
21. Эзрох Ю. С. Современная теория банковской конкуренции и конкурентности банковской среды / Ю. С. Эзрох // Финансы и кредит. - 2015. - № 6. - С. 27-37.
22. Савенкова И.В. Состояние конкурентной среды в банковском спектре и ее развитие в региональном аспекте / И. В. Савенкова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2015. - № 6. - С. 51-57.
23. Негров В. П. Понятие, сущность и особенности банковской конкуренции / В. П. Негров, Я. Ю. Радюков // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. -№ 4. - С. 67-72.
24. Скорлупина Ю. О. Развитие межбанковской конкуренции и возможное изменение конкурентной ситуации на банковском рынке России в условиях отзыва лицензий коммерческих банков / Ю. О. Скорлупина, А. Р. Калашникова, С. С. Школина // Наука и общество в эпоху перемен. - 2016. - № 1. - С. 71-77.
25. Ермолов М. Г. Методические подходы к повышению
конкурентоспособности коммерческих банков / М. Г. Ермолов // Научный поиск: сборник статей победителей международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 54-57.
26. Мехтиев Э. О необходимом и избыточном для развития конкуренции / Э. Мехтиев, О. Сергеева // Банковское обозрение. - 2015. - № 5. - С. 38-45.
21. Официальный сайт Сибсоцбанка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sibsoc.ru
28. Экономика и бизнес. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businessbasis.ru
29. Деловая жизнь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://bs-life.ru
30. Infapronet. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://infapronet.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ