ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Домашняя работа в структуре образовательного процесса 6
1.1. Сущность и этапы становления домашней работы как элемента
образовательного процесса 6
1.2. Параметры домашней работы и классификации её видов 10
1.3. Цели и функции домашней работы 15
1.4. Причины невыполнения домашней работы 18
1.5. Требования к организации и дозировке домашней работы 20
Выводы по ГЛАВЕ I 24
ГЛАВА II. Анализ системы домашних заданий в УМК «Английский в фокусе - 6» для учащихся 6-х классов 26
2.1. Специфика УМК «Английский в фокусе - 6» и место домашнего
задания как элемента урока в учебном процессе 26
2.2. Анализ параметров домашних заданий УМК «Английский в
фокусе - 6» 29
2.3. Анализ методического инструментария УМК «Английский в
фокусе - 6» 35
2.4. Анализ самооценки выполнения домашних заданий учащимися
6- х классов 39
Выводы по ГЛАВЕ II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Одна из главных задач современной школы - создание условий для развития самостоятельной и творческой личности, которая стремится к самореализации и постоянному приобретению новых знаний. Новые требования, предъявляемые к личности ученика, и модернизация системы образования обусловили переход на Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому ученик выступает как активный субъект процесса обучения.
Определяя учащегося субъектом познавательной деятельности,
преподавательский состав стремится научить школьников самостоятельно определять цели и задачи отдельных видов деятельности, выполнять самоконтроль и рефлексию, при наличии дифференцированных заданий выбирать те их них, которые отвечают их способностям, интересам, индивидуальным возможностям.
XXI век предъявляет к современной школе повышенные требования к воспитанию образованного поколения, востребованного обществом. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы учащихся, ключевым компонентом которой является выполнение домашнего задания.
В настоящее время одной из важных проблем в исследовании домашней работы является изучение системы домашних заданий как по отдельным темам определённой учебной дисциплины, так и в рамках отдельных учебных предметов, поскольку целесообразная система домашних заданий - необходимое условие успешного освоения учащимися учебного материала.
Актуальность исследования определяется недостаточной сформированностью системы домашних заданий по иностранному языку и недостаточным использованием учителями потенциала домашнего задания как фактора обеспечения качества образовательного процесса...
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей организации деятельности учащихся по выполнению домашних заданий по английскому языку в средней школе.
В первой главе были определены сущность, структура и функции домашней работы. Домашняя работа является незаменимым элементом образовательного процесса и трактуется как вид внеаудиторной работы, выполняемой учащимися самостоятельно во внеурочное время.
Домашняя работа выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию, а также ряд вспомогательных функций. Для дальнейшего рассмотрения домашнюю работу принято классифицировать по следующим параметрам: по способу организации на индивидуальную парную и групповую; по способу выполнения на устную и письменную; по характеру познавательной деятельности на воспроизводящую, конструктивно-вариативную и творческую.
В соответствии со спецификой предмета «Английский язык» домашнюю работу также классифицируют по аспектами обучения и тренируемым видам речевой деятельности.
Анализ УМК показал, что типичное домашнее задание по английскому языку даётся одно на весь класс, подразумевает письменное выполнение и носит обязательный характер.
Во второй главе была изучена практика задавания домашних заданий по английскому языку на базе МБОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода, проанализирована система домашних заданий по УМК «Английский в фокусе - 6» и установлена степень сформированности общей системы домашних заданий.
В процессе исследования организации домашней работы в МБОУ «Гимназия № 2» в параллели 6-х классов выявлено, что по предмету «Английский язык» в школе сформирована определённая система заданий. С одной стороны высокая степень сформированности системы домашних заданий объясняется наличием детального планирования домашних работ авторами учебника, с другой стороны - ответственной работой учителей английского языка.
Было выявлено, что УМК «Английский в фокусе - 6» обладает обширным банком разноплановых заданий, отличительной позитивной чертой которого является наличие широкого спектра факультативных и дифференцированных заданий. На наш взгляд, задания из анализируемого УМК предоставляют учителю свободу в отборе заданий и помогают ему адаптировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
В ходе проведённого анкетирования учащихся 6-х классов была выявлена адекватная самооценка школьников в отношении выполняемых ими домашних работ. Анкетирование помогло определить главные причины некачественного выполнения домашних заданий учащимися: непонимание сути задания, чрезмерная загруженность и отсутствие интереса/мотивации.
Выявленные трудности исходят из специфических особенностей домашних заданий по английскому языку, так как учащимся необходимо правильно перевести текст домашнего задания с иностранного языка и понять, что требуется сделать; практически всегда необходимо наличие образцов выполнения, а в некоторых случаях памяток, наводящих вопросов, ключей и прочих опор; необходимо также наличие разнообразных и интересных заданий способствующих повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.
В процессе анализа УМК «Английский в фокусе - 6» было выделено несколько недостатков системы домашних заданий, главные из которых - значительное преобладание тестовых форм работы и отсутствие достаточного количества текстов для чтения. В связи с этим мы разработали рекомендации, призванные повысить эффективность выполнения учащимися домашних заданий.
Результаты данного исследования указывают на необходимость дальнейшего совершенствования организации домашней работы по изучению английского языка в средней школе. Актуальными остаются направления, связанные с разработкой новых форм и методов в системе домашних заданий, особенно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, что, несомненно, будет способствовать развитию мышления учащихся и их творческих способностей.
1. Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа. - Москва: 2004. - №12. - С. 34-36.
2. Апальков В.Г. Английский язык. Программы
общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.
3. Аракелян Г.А. Совершенствование домашних заданий как одно из условий предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М, 1976. - 27 с.
4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение,
1987. - 112 с.
5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.
6. Борисов И.Н. Методика преподавания химии в средней школе. -
М.: Учпедгиз, 1956. - 461 с.
7. Брозо У Дж. Как избежать снижения интереса к учебе после начальной школы // Перемена. - Москва: - 2005. - № 4. - С. 19-50.
8. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историкотеоретический анализ феномена: монография. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 155 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Гурьянов Е.В. Как организовать домашнюю самостоятельную работу детей. - М.: Педагогика, 1933. - 130 с.
11. Дайри Н. Г Главное усвоить на уроке // Педагогика и психология. - 1984. - № 5. - 79 с.
12. Дергачёва А.Ф. Вариативность домашнего задания как средство индивидуализации обучения школьников физике: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 206 с.
13. Древелов Х. Домашние задания: книга для учителя / под ред. Д. Хесс, пер. с нем. Н. С. Кабановой; - М.: Просвещение, 1989. - 80 с.
14. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: учебно-методич. пособие. - СПб. : СПбАППО, 2007. - 120 с.
15. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М. : гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1961. - 239 с...