Введение.
Киргизская музыка как часть мировой
культуры 2
Глава I - Становление киргизской профессиональной школы 6
1.1. Становление камерно-инструментальной
музыки 10
1.2. Ключевые персоналии становления профессиональной культуры
Александр
Затаевич 19
Александр
Виноградов 21
Владимир Власов, Владимир Фере, Абдылас
Малдыбаев 21
Михаил Раухвергер
23
Глава II - Развитие национальной фортепианной культуры Кыргызстана
..28
2.1 Детская музыка
....29
2.2 Виртуозные
произведения 31
2.3 Транскрипции
..35
2.4 Соната С. Медетова
36
Заключение
37
Список литературы
38
Киргизская фортепианная музыка - это очень яркая и самобытная часть мировой фортепианной культуры. Прежде всего - это взаимодействие национальных музыкальных традиций и богатейшего тезауруса европейской академической музыки - интонационно-гармонических и ритмических ключей, стилевых наработок, диалогов различных, порой полярных творческих категорий. Как и вся фортепианная музыка, её киргизская ветвь сигнализирует о всеобъемлющем развитии процесса культурной глобализации. С одной стороны, этому способствует национальное своеобразие интонационной и тембровой палитры фольклорной культуры (это касается не только сугубо музыкальной ветви киргизского фольклора - инструментального исполнительства и песенного творчества акынов, но и активного характера деятельности ырчи1, сказам которых во все времена внимал киргизский народ. С другой стороны, как и любая музыкально-историческая ветвь, музыка Киргизии не могла остаться в стороне от развития культурной глобализации - и это ярко проявляется в музыке национальных композиторов конца XX - начала XXI веков.
* * *
Актуальность исследования
Во второй половине XIX века, после добровольного вхождения Киргизии в состав Российской империи2, на территории Киргизии начинается становление европейского образования, развитие национального искусства.
На современном этапе существования музыкальной культуры, Кыргызстан3 составляет часть процесса мировой культурной глобализации. В связи с этим особую актуальность приобрела проблема анализа национальных факторов культуры как части мирового художественного пространства с одной стороны, и как уникальной системы национальных креативных комплексов с другой.
Предметом исследования является музыкальная фортепианная культура Кыргызстана XX-XXI веков.
Объектом исследования - становление и развитие музыки для фортепиано композиторов Кыргызстана в различные периоды музыкально-исторического процесса.
Материалом исследования стали произведения национальных композиторов.
Степень научной разработанности проблемы. Становление киргизской фортепианной музыки тесно связано с историей формирования национальной киргизской культуры вообще. Оставляя за границами нашего исследования специфику имманентных свойств интонационности киргизского фольклора, рассмотрение которой неизбежно уведёт нас в глубины мировой истории, мы прослеживаем три этапа формирования профессиональной музыкальной культуры Киргизии в последние полтора столетия. Это:
1) изучение фольклора русскими учёными - исследователями - П. П. Семёновым - Тянь-Шанским, А. В. Затаевичем, В. C. Виноградовым;
2) начало формирования профессионального искусства, появление первых национальных композиторов, первых фортепианных произведений;
3) развитие фортепианной культуры на современном этапе, условно определяемом нами с 1960-х годов и далее, до сегодняшнего дня. Для настоящего этапа характерна проблема взаимодействия разнонациональных культур, особенно ярко это проявлялось в два последние десятилетия существования Советского Союза. Известно, что до начала XX столетия киргизское национальное искусство существовало лишь в устном виде. Это обусловлено кочевым образом жизни народа. После Октябрьской революции 1917го года музыкальное искусство республики начинает профессионально развиваться, в большой степени именно благодаря усилиям русских учёным исследованиям.
Цель исследования - выявить этапы становления и развития фортепианной музыки Киргизстана.
Цель исследования определяет и его задачи.
-очертить историю развития музыкального фольклора на этапе начала XX века;
• осветить экспедиции в Киргизию;
• осветить историю появления первых профессиональных сочинений;
• проанализировать некоторые произведения фортепианной музыки Киргизии на различных этапах ее развития.
Структура исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка источников, включающих 47 наименований.
Апробация работы. Работа апробирована на кафедральном конкурсе письменных работ (диплом за актуальность темы исследования). Также часть работы принята к публикации в сборник научно-исследовательских работ ГМПИ имени Шнитке.
Киргизская фортепианная музыка на данном этапе музыкальной истории активно развивается как в плане использования народных традиций, так и в позиции движения в сторону развития профессионального комплекса. До сих пор проводятся республиканские конкурсы национальных произведений (КГМУ им М. Куренкеева), на городских конкурсах обязательно произведение киргизского композитора. Активнее развивается и национальная научноисследовательская практика. Среди музыковедов, занимающихся проблемами киргизской музыкальной культуры, назовем Е. Лузанову, А. Кузнецова, К. Надыршину, И. Горину. Тем не менее, в связи с малоизученностью фортепианной ветви киргизской музыки, мы хотим указать на необходимость большей интенсивности в изучении самобытности произведений национальных композиторов, самобытности ее интонационных, жанровых и инструментально-исполнительских параметров, а также освещения её роли в мировой истории фортепианного искусства.
1. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Л.: Наука, 1971. -- 72 с.
2. Алагушов Б. Кыргызмузыкасы: Энциклопедия (на киргизском языке). - Б.: Киргосизд, 2007. - 65 с
3. Асанканов А. А., Осмонов О. Д. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших). - Б.: Адабият, 2007. - 151 с.
4. Бадовски Рышард. Польские певцы Казахстана. - П.; Полмузизд, 2002. - 94 с.
5. Бегалиев М. «Кайрык». Сб. камерных произведений. — Ф.: Адабият, 1999. - с 249.
6. Бегалиев М.: Исследования, статьи, материалы. Сборник, ред.-сост. Е. Лузанова. — Б.: Учкун, 2005. - 321 с.
7. Большая советская энцикопедия (5 выпуск): в 30 т. / под ред Л.С. - М.,«Сов. Энциклопедия», 1961. - 580 с.
8. Виноградов В.С. Киргизское народное музыкальное творчество как источник изучения проблемы происхождения киргизов // Тр. Кыргызской археолого-этнографической экспедиции. - Т. III.: М., 1960. - 252с.
9. Виноградов В.С. Токтогул Сатылганов. Зачинатель кыргызского музыкознания: киргизские акыны. - М.; Л., Нева, 1952. - 240 с.
10. Виноградов Виктор Сергеевич // Воропаева В.А. Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. - Б.: Изд-во КРСУ, 2005. - 145 с.
11. Виноградов В.С. Киргизская народная музыка. - Бишкек, 2002. - Ф.: Киргизгосиздат, 1958. - 301 с.
12. Виноградов В. С. Муратаалы Куренкеев. - Ф.: Учкун, 1962. - 120 с.
13. Виноградов В. С. Киргизские народные музыканты и певцы. - М.: Искусство, 1972. - 219 с.
14. Виноградов В. Вопросы развития национальных и музыкальных культур в СССП. М., Искусство, 1961. - 111 с.
15. Воропаева В.А. Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005. - 256 с...