ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Реклама как форма маркетинговых коммуникаций 6
1.2 Специфика банковской рекламы 14
1.3 Эффективность рекламы, методы ее оценки 23
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 35
2.2 Оценка рекламной деятельности предприятия 44
2.3 Направления повышения эффективности рекламной деятельности ПАО
«Сбербанк России» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время практически уже не осталось предприятий, которые успешно могли существовать на рынке конкуренции, не используя рекламу в том или ином виде. Достаточно отраслей народного хозяйства остро нуждаются в оперативном оповещении потребителей. И эту потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям рекламных организаций.
Большое значение приобретает реклама, цель которой привлечь внимание потенциальных покупателей к фирме: ее возможностям, выпускаемой продукции, подчеркнуть весь спектр потребительских свойств товара (высокое качество, новизна, надежность, приемлемая цена и т.д.).
Реклама является составной частью формирования авторитета фирмы. В условиях конкуренции недостаточно произвести хороший товар, обеспечить маркетинг, распределить продукцию, важно эффективно используя рекламу продвинуть продукцию на рынок. Хороший товар может «не найти покупателя», если его производитель проводит неэффективную рекламную политику. Немаловажную роль в этом играет рекламная деятельность предприятия.
Реклама в качестве инструмента системы организации сбыта, является основной из движущих сил, которые способствовали повышению жизненного уровня в нашей стране. Популяризируя материальные, социальные и культурные возможности предпринимательства, потребительского общества, реклама стимулирует рост производительности труда как среди руководящих, так и среди рядовых работников.
Реклама стимулирует промышленные и торговые предприятия бороться за повышение качества изделий и в итоге ускоряет освоение новой техники и внедрение научной организации труда.
Реклама сокращает время продажи, облегчает покупки в магазинах самообслуживания, помогает ориентироваться в ассортименте товаров. Без рекламы торговля не может выполнять успешно свои функции по реализации товаров и услуг, без неё не могли бы развиваться и некоторые формы торговли. Стимулируя увеличение объёма товарооборота, реклама может способствовать увеличению прибыли торговых предприятий.
Для того чтобы рискованные инвестиции в виде рекламы приносили ожидаемую выручку, следует правильно реализовывать рыночные задачи, употребляя высокую подготовку рекламы.
Рекламные агентства играют положительную роль, будучи квалифицированными координаторами, между торговлей и производством, в интересах потребителей и всего общества содействуют рациональному предложению и, наоборот, ограничивают объем нерациональных или преждевременных предложений.
Сегодня лишь немногие коммерческие предприятия могут успешно вести дела без рекламы. В крупных фирмах, где есть штатные специалисты и обеспечена поддержка рекламного агентства, разные функции легко распределить среди подходящих для их выполнения работников. Многие общенациональные рекламодатели ежегодно тратят миллионы долларов и охотно рискуют огромными суммами ради выведения на рынок новых марочных товаров или услуг.
Объектом исследования выступает ПАО «Сбербанк России».
Предметом исследования является рекламная деятельность ПАО «Сбербанк России».
Цель исследования - разработать рекомендации по повышению эффективности рекламной деятельности ПАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие и сущность рекламы и рекламной деятельности;
2. проанализировать методы оценки эффективности рекламы;
3. дать организационно - экономическую характеристику деятельности ПАО «Сбербанк России»;
4. проанализировать рекламную деятельность ПАО «Сбербанк России»;
5. разработать рекомендации по повышению эффективности рекламной деятельности предприятия.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме организации и эффективности рекламной деятельности.
В работах Ю.К. Баженова [7], Е.Л. Головлевой [18], Е.А. Песоцкого [37] широко освещены вопросы рекламной деятельности и ее эффективности.
В исследованиях Е.В. Медведева [30] и Н.С. Морозова [33] описаны особенности механизма и управления рекламной деятельностью фирмы.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно - правовые документы, а также отчетная документация ПАО «Сбербанк России».
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности рекламной деятельности ПАО «Сбербанк России» в дальнейшем.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Подводя итог по проделанной работе можно сделать вывод о том, что реклама становится все более гибким инструментом в системе неценового стимулирования сбыта продукции, а с другой - превращается в новый вид интегрированной рекламно-информационной коммуникации.
Кроме того, в настоящее время наиболее динамично банковская реклама развивается в сети Интернет. Все без исключения банки имеют и поддерживают на высоком профессиональном уровне свои сайты, значительное внимание уделяют взаимодействию с поисковыми системами и тематическими порталами. Можно с уверенностью прогнозировать, что постепенно «центр тяжести» банковской рекламы будет смещаться именно в Интернет.
Измерение экономической эффективности рекламы представляет большие трудности, так как реклама, как правило, не дает полного эффекта сразу. Для оценки психологической эффективности рекламы часто используют специальные методики тестирования рекламы.
ПАО «Сбербанк России» сегодня - это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье.
На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2016 года).
Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.
ПАО «Сбербанк России» сегодня - это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.
Только в России у ПАО «Сбербанк России» более 110 миллионов клиентов - больше половины населения страны, а за рубежом услугами ПАО «Сбербанк России» пользуются около 11 миллионов человек.
Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.
Активы ПАО «Сбербанк России» к 2016г. увеличились на 50,1% и составили 27 334,7 млрд.руб (по сравнению с 2013г.). Денежные средства на конец анализируемого периода составили 2 333,6 млрд.руб., что на 75,9% выше показателя 2013г. Кредиты и авансы клиентам увеличились на 44,8% и составили 18 727,8 млрд.руб. на конец 2015г. Меньше всего увеличились основные средства ПАО «Сбербанк России». Увеличение данного показателя произошло на 4,6% в 2015г. по сравнению с 2013 годом. Средства корпоративных клиентов увеличились в 2 раза и составили к концу 2015г. 7 754,6 млрд.руб. Всего собственные средства ПАО «Сбербанк России» увеличились за анализируемый период на 26,2%, что составило 2 375,0 млрд.руб. Чистая прибыль ПАО «Сбербанк России» уменьшилась за анализируемый период на 38,4% и составила 222,9 млрд.руб. Увеличились более, чем в 2 раза, процентные расходы и комиссионные расходы. Они составили, соответственно, 1 253,2 млрд.руб. и 65,1 млрд.руб. Тем не менее, ПАО «Сбербанк России» продолжает развиваться, применяя современные технологии в своей деятельности. К 2018г. ПАО «Сбербанк России» планирует прекратить работу с «неудобными» пластиковыми картами и перейти на голосовую идентификацию клиентов, а также идентифицируя отпечатки пальцев.
Что касается затрат ПАО «Сбербанк России» на рекламу, то в 2015 году, по сравнению с 2013 годом, затраты ПАО «Сбербанк России» на рекламу увеличились на 1,4% и составили 2 881,6 млн.руб. Однако существенное сокращение затрат на рекламу произошли в 2014 году. Относительно 2013 года, в 2014г. произошло сокращение затрат на 14,2%. Тем не менее, в 2014г. ПАО «Сбербанк России» оказался самым крупным рекламодателем.
Для воздействия на потребителей ПАО «Сбербанк России» использует различные каналы коммуникаций.
Проанализировав затраты ПАО «Сбербанк России» по медианосителям, было выявлено, что наибольшие затраты приходятся на размещение рекламы на ТВ и наружную рекламу. Однако на современном этапе наибольшую популярность из всех медиа приобрел Интернет. Так как ПАО «Сбербанк России» практически не работал с рекламой в данном медиа, было предложено сократить расходы на рекламу на ТВ на 70%, на наружную рекламу на 40%, как наиболее дорогостоящие варианты размещения, и увеличить затраты на интернет-рекламу, с учетом предлагаемых вариантов размещения.
Таким образом, общие затраты на рекламу планируется сократить на 42% (1 221,5 млн.руб.), за счет сокращения таких статей, как ТВ и наружная реклама. Их доля в общем объеме затрат будет равна 27,9% и 19,9% соответственно. Доля затрат на интернет-рекламу возрастет с 2,2% до 5,6%.
Также ПАО «Сбербанк России» необходимо взаимодействовать с клиентами, путем опроса, чтобы выявлять те медианосители, которые оказывают наибольший эффект на потребителей, с целью дальнейшего планирования рекламного бюджета.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от
18.07.2011) «О рекламе» [Электронный ресурс] URL
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=116655
2. Об организации внутреннего контроля в кредитных органи
зациях и банковских группах [Текст]: положение Центрального Банка Российской Федерации от 16 декабря 2003 г. № 242-П (ред. от
24.04.2014г.) // Вестник Банка России. - 2014. - №63. - С. 19-32.
3. Амблер Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2010. - 213 с.
4. Аниськина Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе / Н.В. Аниськина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - № 1. - С. 69-73.
5. Антонов Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы / Л.В. Антонов // Социально-экономические явления и процессы/Л.В. Антонов. - 2011. - № 8. - С. 9-12.
6. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - СПб.: Питер, 2007. - 736с.
7. Баженов Ю.К. Основы рекламы: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, В.Г. Шахурин - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 540 с
8. Банковская система в современной экономике : учеб. пособие / колл. авторов ; под ред. проф. О. И. Лаврушина. - [2-е изд., стер.]. - М. : КноРус, 2012. - 360 с.
9. Банковское дело : розничный бизнес : учеб. пособие / колл. авторов ; под ред. Г. Н. Белоглазовой и Л. П. Кроливецкой. - М. : КноРус, 2013. - 416 с.
10. Банковское дело: учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвилию. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 614 с.
11. Белоглазова Г.Н., Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - М.: КНОРУС,
2011. - 416 с.
12. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС, 2015. - 456 с.
13. Бендина Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. - М.: «Приор-издат», 2015. - 215 с.
14. Бронникова Т.С. Маркетинг : теория, методика, практика : учеб. пособие / Т.С . Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кно- рус, 2010. - 208 с
15. Годовой отчёт ОАО «Сбербанк России» за 2013 год [Электронный ресурс]: Протокол от 31 апреля 2014 г. № 21. // Официальный сайт ОАО «Сбербанк России». - Режим доступа: http://sberbank.ru/ Serbank_RAL_2013, свободный...