Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура участия в виртуальных сообществах фанфикшена (на примере Фандомной Битвы)

Работа №92095

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ПЛОЩАДКА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ 8
1.1. Понятие о культуре участия 8
1.2. Теоретические предпосылки и история изучения фанатских сообществ, фандомов и
фанфикшена 12
1.3. Фанфикшн: меняющаяся роль читателя и писателя в новых формах
Интернет-коммуникации 20
ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЕ СООБЩЕСТВ ФАНФИКШЕНА 28
2.1. Стратификационные и нормативные основания развития виртуальных сообществ 28
2.2. Создание, представление и потребление контента как структурообразующие
факторы виртуального сообщества 34
2.3 Формирование идентичности виртуального сообщества через фанатское творчество 38
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФАНДОМНОЙ БИТВЫ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 44
3.1 Характеристика процесса Фандомной Битвы 44
3.2. Социальная стратификация и иерархия в виртуальном сообществе 49
3.3. Социальное время как структурообразующий фактор 57
3.4. Социализация, социальные нормы и контроль 63
3.5. Контент и творчество как структурообразующие факторы 73
3.6. Формирование коллективной идентичности 81
3.7. Воспроизводство культуры участия в виртуальном сообществе ФБ и выход за
пределы виртуальности 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
ЛИТЕРАТУРА 106
Приложение 1. Гайд глубинного интервью 112
Приложение 2. Вопросник для рефлексивного отчёта 116
Приложение 3. Таблица информантов 119
Приложение 4. Наиболее информативный рефлексивный отчёт (Информант 20) 122

Актуальность темы. Фанфикшн - это не только литературное явление, предполагающее создание художественных текстов на основе уже существующих популярных произведений, но и социальное, поскольку вокруг процесса творчества создаются онлайн-сообщества, участники которых активно взаимодействуют друг с другом, занимаясь литературной и другой творческой деятельностью. Это явление, существовавшее в несколько ином виде и в прошлых исторических условиях, получило подлинное распространение и раскрылось как новый уникальный вид современной культуры только в эпоху появления и стремительного развития Интернет-коммуникаций. Именно благодаря Интернету и формированию виртуальных сообществ поклонники фильмов, сериалов, книг, аниме, игр и просто реальных известных людей получили не только возможность делиться своими произведениями с другими, но и доступ к бесконечному множеству текстов на любой вкус, принадлежащих «перу» таких же авторов, пишущих не с целью извлечь выгоду (это даже не предполагается), но с целью получить удовольствие от написания, от конструирования дополненного мира (фанона), а также для того, чтобы оказаться в одном пространстве с единомышленниками. Подобные взаимодействия породили огромное количество новых социальных практик фанфикшн- коммуникации, правил и норм, тактик и стратегий. Многогранность и разносторонность фанфикшена как явления даёт основания для того, чтобы исследовать его в логике трансмедийности.
Трансмедийность - принцип распространения информации посредством использования различных средств коммуникации, где каждые новые тексты, транслируемые с тех или иных медиа-площадок, дополняют друг друга и складываются в единый информационный пласт. Например, телепередача транслируется как посредством ТВ, так и Интернет-каналом, а после про неё издаётся статья в печатной газете, которая воспроизводится также в Интернет-версии издания и собирает комментарии читателей, а в это время пользователи социальных сетей под хэштегом телепередачи делятся собственным мнением о ней. Фантворчество не просто является одной из таких медийных площадок, но и само по себе включает в себя многообразие медиа, использует их. Важно также то, что происходит Интернет-коммуникация участников сообществ фанфикшена друг с другом и с теми, кто производит для них изначальный культурный продукт, произведение, появившееся на любом медиуме (фильм, книга, сериал и т.п. или источник
канона1). Во многих современных исследованиях такие процессы определяются как культура (со)участия - вслед за определением, предложенным Генри Дженкинсом в его книге «Конвергентная культура». Нельзя не признать тот факт, что фанатское творчество и фанфикшн занимает нишу в трансмедийном пространстве культуры (со)участия и конвергентной культуры вообще. Потому представляет большой научный интерес изучить явление фанфикшена силами социологии, акцентируя внимание на виртуальных сообществах как социальных группах со своей групповой динамикой.
Объект: виртуальные сообщества фанфикшена.
Предмет: воспроизводство культуры участия в процессе социального структурирования виртуальных сообществ фанфикшена.
Цель: на основе анализа теории и эмпирических данных о виртуальных сообществах фанфикшена раскрыть особенности социальной структуры данных сообществ как отражения культуры участия.
Гипотеза: Воспроизводство культуры участия происходит на всех уровнях социальной структуры виртуального фанфикшн-сообщества.
Исследовательские вопросы:
1. Какова социальная организация виртуального сообщества и какое место можно занимать в его структуре?
2. Какие стратегии социальной регуляции и координации используют участники фанфикшн-сообщества при взаимодействии с друг с другом?
3. Как оценивается выход за пределы виртуальности (сходки, фестивали в реальной жизни и т.д.), какую роль они играют в жизни виртуального сообщества?
4. Какое значение для участников сообщества имеет фанфикшн (сами тексты, процесс творческого поиска и создания произведения, вдохновение, обратная связь с создателями текстов и т.д.)?
5. Как формируется идентичность фанфикшн-сообщества?
Задачи:
1. Охарактеризовать явление «культуры участия» и ее развитие в Интернете.
2. Обобщить теории, идеи которых релевантны для изучения феномена «фанфикшен».
3. Проанализировать меняющуюся роль аудитории и создателя произведения в новых формах Интернет-коммуникации.
4. Дать описание структуры сообществ фанфикшена на основании анализа принципов структурирования виртуальных сообществ.
5. Проанализировать формирование коллективной идентичности сообщества в процессе фанатского творчества.
6. Исследовать кейс Фандомной Битвы в контексте идей о культуре участия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Фанфикшн сегодня стал значимой литературной и социальной практикой, объединяющей фанатов со всего мира на локальных виртуальных площадках, на которых осуществляется интенсивная коммуникация посредством обмена различного рода медиа­текстов. В условиях трансмедийности современной культуры её производители и потребители в симбиотическом союзе создают цельные продукты, бесконечно дополняя их новыми текстами, произведенными различными способами. Производство фанатского креатива происходит в виртуальных сообществах, создающихся на добровольной основе самим фанатами. Участники этих сообществ объединены общими интересами к культурному продукту и разделяют общие ценности. Функционирование виртуальных фанфикшн-сообществ осуществляется благодаря их социальной структуре, которая конструируется и воспроизводится самими участниками на благо всего коллектива.
Мы рассмотрели явление фанфикшена через теоретические концепции Ролана Барта о чтении как креативном потреблении и Мишеля де Серто о чтении как практике браконьерства. Их идеи помогли глубже изучить феномен культуры участия. Мы обобщили теории западных и отечественных исследователей фанфикшена, чтобы применить их по отношению к полученному нами конкретному эмпирическому материалу. С помощью категорий социальной структуры в киберпространстве, описанными С.В. Бондаренко, мы рассмотрели виртуальное сообщество мероприятия «Фандомная Битва».
Подводя итоги исследования, выделим ключевые элементы социальной структуры данного сообщества. Мероприятие «Фандомная Битва» функционирует с помощью нескольких основных подсообществ и множества мелких. Каждое подсообщество структурирует основные аспекты деятельности участников. Все подсообщества связаны друг с другом в единую сеть, которую мы называем виртуальным сообществом Фандомной Битвы. Социальная стратификация в сообществе характеризуется высокой динамичностью. Её можно рассматривать в двух основных аспектах: место участника в функционировании всей ФБ, место фандома/команды среди других. В процессе игры каждый участник имеет возможность занимать практически любое место, всё зависит от его способностей и инициативности. Команды более ограничены в плане вертикальной мобильности, и это свидетельствует о том, что условия игры изначально являются неравными, потому что фандомы могут очень различаться по своей известности и количеству поклонников.
Социальное время является для участников важным ресурсом, который в значительной степени влияет на организацию их деятельности на Битве. Для многих участников Фандомная Битва разделяет год на две части и во многом организует для них распределение социального времени, за счёт чего доминирует среди прочих фандомных и мультифандомных фестов и конкурсов. ФБ строго структурирована на временные промежутки, в течение которых проходит тот или иной этап игры. Легитимизированная система дедлайнов - один из основополагающих принципов организации всего виртуального сообщества. Мы сделали вывод о доминировании монохронического восприятия времени на игре.
Сообщество ФБ имеет чёткие правила и нормы, которые строго регулируются не только со стороны организаторов, но и со стороны самих участников. Нормы сообщества делятся на гласные, то есть прописанные организаторами, и негласные. Сообщество Инсайда заслуживает отдельный интерес, поскольку воспринимается участниками несколько обособленно от остальных. За прошедшие годы оно также успело сформировать собственную культуру и нормы. У многих команд отношение к Инсайду настороженное и не очень одобрительное. Также ФБ породила собственный сленг, особые традиции, и ритуалы. Участники в большинстве своем одобряют систему социального контроля на ФБ, осознавая его структурную важность для всего мероприятия. Таким образом, социальная структура сообщества поддерживается адаптивным механизмом саморегуляции. Социализация участников зависит от того, насколько индивид готов принять нормы сообщества и включиться в активные интеракции...


1. Антипина, Ю.В. Жанровые особенности фанатской прозы: (на примере фанфикшена по
творчеству братьев Стругацких) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2011. - № 13. - С. 21­25.
2. Барт, Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.
К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
3. Барт, Р О чтении // Барт Р Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр. С. Н.
Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых. - 512 с.
4. Барт, Р Система Моды. Статьи по семиотике культуры - М.: Издательство им.
Сабашниковых, 2003. - 512 с.
5. Бондаренко, С.В. Социальная общность киберпространства. [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsl7BPA/c5544a701b75c0b7c3256d570040b854
6. Бондаренко, С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов-на-
Дону, 2004. - 320 с.
7. Борисов, С.Б. Рукописный девичий рассказ. / Сост. С.Б. Борисов. — М.: ОГИ, 2002. - 520
с.
8. Булдакова, Ю. В. Фан-фикшн: научное осмысление маргинального жанра / Ю. В.
Булдакова. - Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журнал. - 2015. - № 7 (20). - URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2348.
9. Бурцева, Е. А. Жанры сетевой литературы / Е. А. Бурцева // Современные проблемы науки
и образования. - 2014. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=14665.
10. Бурцева, Е. А. Литературный герой как основная примета литературной эпохи / Е. А. Бурцева // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 1-6.
11. Буссе, К. Канон, контекст и консенсус: новый подход к пониманию фанфикшена // Балт. филол. курьер. - Калининград, 2007. - № 6. - С. 345-360.
12. Васильева, Н.И. "Литература" фанфикшн как пример современного мифотворчества // Experimenta Lucifera : сб. материалов V Поволж. науч.-метод. семинара по пробл. преподавания и изучения дисциплин клас. цикла. - Н. Новгород, 2007. - Вып. 4. - С. 140-143.
13. Васильева, Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Васильева Наталья Игоревна. - Н. Новгород, 2005. - 243 с.
14. Воронина, Т. Метафоры пространства и его освоения в дискурсе авторов фанфикшн-текстов / Т. Воронина // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». - 2012. - № 2. - С. 61-66.
15. Гаджиев, А. Сетелитература: история, типология и поэтика русской сетевой литературы: тезисы лекций / А. Гаджиев. - Баку: Мутарджим, 2012. - 76 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ