Введение 2
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
1.1. Особенности планирования учебно-тренировочного процесса в теннисе .. ................................................................................. ^1
1.2. Особенности планирования физической подготовки в тренировочном
процессе 9
1.3. Характеристика физической подготовки теннисистов 11
1.4. Физические качества и методы их развития у юных теннисистов 16
1.5. Анатомо-физиологические и психологические особенности теннисистов
7-9 лет 20
Глава 2. Организация и методика исследования
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 29
2.3. Экспериментальная методика повышения эффективности физической
подготовки теннисистов 7-9 лет 30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Изменение показателей общей физической подготовки 35
3.2. Изменение показателей специальной физической подготовки .. 39
Выводы 43
Практические рекомендации 44
Список литературы 45
Приложения 48
Актуальность исследования. Физическую подготовку в современном теннисе отличают: высокие темпы развития скоростных и силовых способностей, гибкости, координационных способностей, выносливости и системы тренировки. В соревновательной деятельности теннисистов наблюдается максимальная скорость движений и действий, проявление максимальной силы и выносливости, координационной сложности.
А.П. Скородумова (1994), В.А.Голенко (1999), Ш.А. Тарпищев (2001) отмечают, что у теннисистов необходимо развивать все физические качества, без формирования которых нельзя достигнуть высоких спортивных результатов.
В связи с этим, тренировочный процесс в юношеском теннисе должен быть построен так, чтобы достичь наиболее высокого развития необходимых физических качеств, что в свою очередь невозможно без дальнейшего совершенствования процесса данного направления у теннисистов различной квалификации на основе научно-обоснованного планирования.
Значимость исследования определяются требованиями оптимального развития физической подготовки в современном теннисе, включающими необходимость разработки и использования эффективной методики для качественной подготовки теннисистов различного возраста.
Цель работы состояла в разработке эффективной методики развития физической подготовки теннисистов 7-9 лет.
Объект исследования. Физическая подготовка теннисистов 7-9 лет.
Предмет исследования. Методика развития физической подготовки теннисистов 7-9 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы и современных методик, с целью выявления существующей проблемы совершенствования методики физической подготовки юных теннисистов.
2. Разработать эффективную методику развития общей и специальной физической подготовки юных теннисистов 7-9 лет.
3. Определить эффективность экспериментальной методики развития физической подготовки юных теннисистов 7-9 лет в процессе проведения педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации для тренеров по развитию физической подготовки юных теннисистов 7-9 лет в тренировочном процессе.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие известные методы: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; контрольные испытания (тесты); педагогический эксперимент; математико-статистические методы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная нами экспериментальная методика развития физической подготовки позволит значительно повысить эффективность тренировочного процесса юных теннисистов.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены объективные данные по развитию физической подготовки юных теннисистов 7-9 лет.
Практическая значимость. Разработанная нами методика развития физической подготовки теннисистов 7-9 лет может быть использована в тренерской практике в процессе подготовки юных теннисистов и для повышения эффективности тренировочного процесса.
Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Методика развития физической подготовки юных теннисистов требует стабильного совершенствования на основе результатов современных исследований. В специальной литературе не уделяется должного внимания особенностям физической подготовки.
2. Теоретический анализ позволил разработать методику совершенствования тренировочного процесса юных теннисистов 7-9 лет. Она предполагала использование повторного и сопряженного методов для развития специальной быстроты, метода круговой тренировки в специальной силовой подготовке и переменного метода для повышения специальной выносливости.
3. Организация и проведение эксперимента позволила выявить достоверное [Р<0,05] улучшение физической подготовки юных теннисистов 7-9 лет экспериментальной группы. В контрольной группе был отмечен более низкий уровень специальной быстроты, специальной силовой подготовки и специальной выносливости.
4. Было установлено, что методика развития физической подготовки в экспериментальной группе оказала положительный эффект на состояние общефизической подготовки. При этом динамика показателей в тестах, оценивающих быстроту, выносливость и силу являлась статистически достоверной [Р<0,05].
5. Было установлено, что комплекс специальных упражнений в экспериментальной группе оказали положительный эффект на развитие общефизической подготовки. При этом динамика показателей в тестах, оценивающих быстроту, выносливость и силу являлась статистически достоверной [Р<0,05]...