Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Работа №92081

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы39
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Положение католической церкви в XI веке 8
1.1. Клюнийское движение и его значение для папской власти и церкви 8
1.2. Григорианская реформа и ее значение для папства 11
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе 16
в XI-XIV веках 16
2.1. Борьба за инвеституру в Германии 16
2.2. Конфликт Генриха II и Фомы Бекета 21
2.3. Борьба Филиппа IV и Бонифация VIII. Авиньонское пленение пап 24
Глава 3. Положение католической церкви в XIV-XV веках 29
3.1. Состояние папства после авиньонского пленения 29
3.2. Политика папства в XV веке: цели и характер 32
Заключение 34
Список источников и литературы 37

Актуальность данной работы объясняется интересом современной ис­торической науки к такой проблеме как взаимоотношения между двумя, од­ними из важнейших, институтов общества - государства и церкви.
В отличие от православной церкви, католическая не всегда поддержи­вала власть, если вообще поддерживала. Она представляла собой некий про­тивовес светскому правлению и претендовала на верховное господство в Ев­ропе.
В ходе борьбы и различных взаимодействий с государствами, церковь постепенно теряет свои позиции в Европе, и отходит от большой политики, а папы теперь уже строят свое государство в Италии, превращаясь в настоящих светских правителей. Они ведут роскошный образ жизни и становятся бан­кирами.
Цель работы: выявить и проанализировать характер взаимоотношения церкви и государства в классическое средневековье.
Задачи:
• рассмотреть положение католической церкви на начало исследуемого пе­риода;
• исследовать Клюнийское движение и его значение для власти папы и церкви;
• изучить григорианские реформы и их последствия для папства;
• проанализировать взаимоотношения между церковью и государством на примере борьбы за инвеституру в Г ермании, конфликта английского короля Генриха II и архиепископа Фомы Бекета, а также борьбы между королем Франции Филиппом IV и папой Бонифацием VIII, и последующего авиньон­ского пленения;
• исследовать положение и политику церкви в экономической и политиче­ской сфере в конце классического средневековья.
Источники. В работе были использованы юридические источники - папские буллы. Первая из них - это «Clericis laicos»1, которая датируется 1296 годом, и в резкой форме, угрожая отлучением, запрещает духовенству платить подати мирянам, мирянам - требовать таких платежей у духовенства без специального соизволения римской курии. Булла «Unam Sanctam»2, дати­рованная 1302 годом, содержит в себе положения о том, что церковь имеет единого Господа, единую веру, единое крещение и единого видимого главу, который есть представитель Христа и преемник апостола Петра, в чьих руках находятся два меча - меч духовный и меч светский. Непосредственно осу­ществляется папой только власть духовного меча, то есть слова, материаль­ный же меч вручается папой в светские руки и извлекается в защиту церкви не самим папой, а, по его мановению, рукой королей и солдат. Как светский меч должен быть в подчинении духовному, так и светская власть должна быть подчинена духовной; последняя поставляет первую и судит её, если она отклоняется от правого пути.
Еще одним папским законодательным актом является «Декрет о пап­ских выборах»3 1059 года, который провозглашает жесткие правила проведе­ния выборов папы епископами-кардиналами, дабы не допустить контроль римских аристократических семей над святым престолом.
«Диктат папы»4 - апогей правления Григория VII - датированный 1075 годом, провозглашает, что папа обладает вселенской юрисдикцией и непо­грешимостью, а также имеет право созыва собора, посвящения епископов и низложения их.
Был использован такой юридический источник как «Вормсский кон­кордат»5 1122 года, который является договором между императором и па­пой римским о правах на инвеституру.
«Послание папы Григория VII о Каноссе»6, датированное 1077 годом, вероятно можно отнести к юридическим актам, потому что там содержится публичное объявление итогов «хождения в Каноссу», а также клятва Генри­ха IV о покорности перед папой и обеспечения ему безопасности в своих землях.
Использовался и законодательный документ 1164 года, который был направлен на уменьшение привилегий церкви в Англии - «Кларендонские конституции»7.
Нарративный источник - историческая хроника 1066-1198 годов - «Ис­тория Англии»8 Вильяма Ньюбургского (1136-1198), содержащая повество­вание об истории Англии от Вильгельма Завоевателя, до правления Ричар­да I, охватывая события, современником которых он являлся.
Литература. В работе использовались исследования общего характера, такие как «Средневековая Европа 400-1500 годы» Г.Г. Кенигсбергера9, где автор анализирует события средневековой Европы, связывая их с процессами социальной и культурной жизни Византии, исламского мира и Центральной Азии, касаясь эпизодов сношений государства и церкви. Не менее значим труд французского историка Франсиса Раппа «Священная Римская империя германской нации»10, в котором, исследуя историю этого государственного образования, он затрагивает и проблему борьбы за инвеституру между папой римским и императором...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были затронуты аспекты взаимоотношений госу­дарства и церкви в период классического средневековья, в следствие чего, возможно проследить изменения характера политики папства, и силы его по­литической власти.
Было исследовано положение церкви в XI веке, когда она находилась в глубоком моральном упадке, а назначения духовных лиц контролировались светской властью, из-за чего распространялась симония, в ответ на которую возникает клюнийское движение. Из-за морального упадка церкви и светской инвеституры, постепенно появляются различные религиозные движения, ко­торые требуют преобразований. Движения эти изначально носили народный характер, но, постепенно, начинают проникать и в монастыри, а уже потом и в среду церковных иерархов. Центром этих преобразований становится аб­батство Клюни, которое, получив от папы привилегии, начинает реформиро­вать монастыри и подчинять их себе, создавая конгрегацию. Оно становится очень влиятельным, и начинает продвигать свои идеи в церковную среду.
Из клюнийского аббатства выходит монах Гильдебранд, будущий папа Григорий VII. При своем понтификате, он провел реформы, которые сильно отразились на церкви, укрепив власть папы и искоренив симонию. Рим начи­нает активную внешнюю политику, и продвигает идеи главенства папы над всеми светскими монархами, что в будущем вызовет конфликты со светской властью.
Были изучены наиболее известные события в истории Западной Евро­пы, касающиеся взаимоотношений церкви и государства. Первым серьезным столкновение стала борьба за инвеституру в Германии, которая началась из- за конфликта Григория VII и Генриха IV, касающегося права инвеституры. Папа выступал за то чтобы им обладала только церковь, император же вы­ступал за светскую инвеституру. Борьба отразилась и на политической це­лостности Германии, углубив ее раздробленность. Папство являлось силь­ным соперником, и был заключен компромисс - Вормсский конкордат, по которому светская инвеститура была ограничена.
Менее масштабный, но не менее значимый - это конфликт английского короля Генриха II и архиепископа кентерберийского Фомы Бекета, заклю­чавшийся в принятии «Кларендонских конституций», по которым судебные дела священников передавались в светские суды, чему клир воспротивился. Здесь уже папа вмешиваться не стал, так как находился в противостоянии с императором, и это могло склонить Генриха II к союзу с ним. В итоге, Бекет был убит, что вызвало в Европе шок, и по соглашению с папой, «Кларендон- ские конституции» были отменены, но король сохранил за собой право назначать епископов.
Наиболее судьбоносное столкновение интересов церкви и государ­ства - противостояние Филиппа IV и Бонифация VIII. Причиной борьбы стал спор о незыблемости королевской власти и неограниченном господстве церкви. Филипп отправил своего советника Гильома Ногаре с тайной мисси­ей в резиденцию папы, где он избил его. Это сильно и надолго подорвало ав­торитет папства, а со скорой смертью Бонифация, закончилась и целая эпоха, когда папа мог быть сильным соперником европейских монархов, и грезил об абсолютном главенстве церкви в христианском мире. С этого момента начи­нается авиньонское пленение, когда резиденцией понтификов стал Авиньон во Франции, с вытекающей отсюда властью французского короля над ними.
Были исследованы положение и политика папства на конец классиче­ского средневековья. После «пленения» Рим в корне изменил курс своей по­литики, потому что уже отошел от идей универсализма, и теперь строит свое государство в Италии. Папство стало таким светским, как никогда прежде, но усилилось как внутрицерковный институт. Появляются национальные само­управляемые церкви под властью монархов. Папы теперь - настоящие свет­ские правители, с присущими им пороками. Клир превращается в чиновни­ков, а понтифики - в банкиров.
В ходе различных столкновений со светской властью, церковь, посте­пенно, из надгосударственного образования, с идеями господства во всем христианском мире, переходит к идеям более приземленным. Если, на начало исследуемого периода, папство могло соперничать с королями, и даже по­беждать их, то к середине классического средневековья оно уже идет на ком­промиссы и уступки, а в конце терпит полное поражение, став инструментом политики этой самой светской власти. Освободившись от зависимости, оно уже никогда не сможет вернут былое положение, и меняет свой политиче­ский курс, строя свое государство в Италии, развивая свою экономическую политику, и усиливая власть в самой католической церкви, укрепляясь как внутрицерковный институт.


9. Архив Маркса и Энгельса. Том 6. Под редакцией М.Б. Митина. - Москва: Госполитиздат, 1939.
10. Батурин А.П. Духовная культура западноевропейского Средневековья: учебное пособие. / А.П. Батурин. - Кемерово, 2005.
11. Батурин А.П. Менталитет человека Средневековья: проблемы историо­графии: учебное пособие / А.П. Батурин, Р.С. Селезенев; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2011.
12. Гергей Е. История папства // Сайт «Библиотека Гумер» // URL: http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Gerg/05.php (дата обраще­ния: 20.05.2015).
13. Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повест­вования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. - Челябинск: «Урал», 1995.
14. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами со­временников / А.Я. Гуревич. - М., 1989.
15. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большин­ства / А.Я. Гуревич. - М., 1990.
16. Карсавин Л. Монашество в Средние века / Лев Карсавин. - М.: Ломоно­сову - 2012.
17. Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400-1500 годы / Пер. с англ.; Предисл. Д.Э. Харитоновича. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.
18. Ковальский Я.В. Папы и папство/Пер. с пол. - М.: Политиздат, 1991.
19. Крывелев И.А. Истории религий: Очерки в 2 т. Т. 1 /Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР; Ин-т науч. Атеизма АОН при ЦК КПСС. - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1988.
20. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. - М., 1992.
21. Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. - М., 1986.
22. Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Франсис Рапп; пер. с фр. М.В. Ковальковой. - СПб.: Евразия, 2009.
23. Репина Л.П. Церковь, христианство и ереси в средние века: средневековая Европа глазами современников и историков. - Ч. II. / Л.П. Репина. - М., 1995.
24. Косминский Е.А. Феодальная церковь // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. В 5 ч. Часть II. Европей­ский мир X-XV вв. Серия «Всемирная история и культура глазами совре­менников и историков». - М.: Интерпракс, 1995.
25. Тальберг Н.Д. История церкви. Часть 2 // Сайт «Православная электрон­ная библиотека» // URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/2189 (дата обра­щения: 17.05.2015)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ