Введение 3
Глава 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности 7
1.1. Сущность и роль корпоративной социальной ответственности 7
1.2. Особенности функционирования корпоративной социальной
ответственности в сфере B2B 19
1.3. Лесная сертификация как основа КСО в лесном секторе 27
Глава 2. Практика применения политики КСО лесопромышленными предприятиями 40
2.1. Мировой опыт внедрения КСО в деятельность компаний целлюлознобумажной промышленности 40
2.2. Анализ российского опыта реализации программ КСО в целлюлознобумажной промышленности 51
2.3. Особенности реализации и направления программ корпоративной
социальной ответственности в ОАО «Группа «Илим» 63
Заключение 83
Список литературы 89
Приложения 99
Ожидания общества от бизнеса как социально ответственного института постепенно возрастают. Понимание того, что бизнес несет определенную ответственность за свою деятельность возникло еще на этапе развития рыночных отношений, но концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) зародилась лишь в прошлом веке и в последнее десятилетие становится острым предметом обсуждения как на уровне компаний, так и на уровне общества в целом. Развитие глобализации, которое влечет за собой расширение социальных, экологических, культурологических и прочих проблем, объясняет повышенное внимание к КСО.
Общество осмысляет значимость КСО по-разному в зависимости от своего социально-экономического уровня. Для развитых стран с сильными и сформированными демократическими ценностями понимание социальной ответственности определяется важной составляющей устойчивого развития корпораций. Для других стран с низким уровнем гражданского общества функции бизнеса ограничиваются лишь их хозяйственной деятельностью и получением прибыли. В России на данный момент одним из важнейших факторов становления социально-экономических отношений является формирование целостной системы социальной ответственности, разработка собственных стандартов и донесение важности КСО до всех групп общественности.
Актуальность данного исследования заключается в том, что к целлюлозно-бумажной промышленности, как к повышенному источнику загрязнения окружающей среды, приковано пристальное внимание практически всех социальных групп. На сегодняшний день ЦБК принимают важность внедрения программ КСО в стратегию своего развития как элемент управления имиджем и деловой репутацией компании. Корпоративная социальная ответственность ЦБК является «краеугольным камнем» в построении отношений на основе доверия с внешними и внутренними заинтересованными сторонами.
Целью работы является исследование и анализ программ корпоративной социальной ответственности как способа формирования положительного имиджа российской лесопромышленной компании. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи теоретического и прикладного характера:
• рассмотреть теоретические основы системы корпоративной социальной ответственности;
• определить отличительные особенности КСО в сфере B2B;
• выявить роль лесной сертификации как основы корпоративной социальной ответственности в лесном секторе;
• сравнить мировой и российский опыт внедрения корпоративной социальной ответственности в компании целлюлозно-бумажной промышленности;
• выявить особенности формирования и реализации программ корпоративной социальной ответственности в ОАО «Группа «Илим»...
Развитие глобализации, современных экономических условий, конкуренции заставляют компаний, особенно промышленных отраслей, внедрять в свою деятельность инновационные методы развития. Один из перспективных и относительно новых для российского рынка способов поддержания конкурентоспособности и имиджа предприятия выступает корпоративная социальная ответственность, которая пользуется большой популярностью в зарубежной практике ведения бизнеса.
Грамотное развитие стратегии КСО тесно связано с устойчивым развитием предприятия. Корпоративная социальная ответственность - это прежде всего добровольный характер поведения компании в отношении своих сотрудников и внешних контрагентов в экологической, социальной и экономической сферах с целью формирования позитивного отношения к своей деятельности.
Компании, которые заинтересованы в обеспечении своей конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, должны реализовать КСО во всех направлениях. Однако недостаточно осуществить лишь ряд операций по каждому из них, для того чтобы получать преимущества от КСО, нужно разрабатывать и реализовывать целый набор инструментов социальной ответственности на всех этапах своей деятельности.
Анализ теоретических основ корпоративной социальной ответственности показал, что в мире до сих пор нет единого общепринятого определения «корпоративной социальной ответственности», что объясняется активным развитием данной концепции. Существует несколько моделей КСО, применение которых усложняется из-за специфики отрасли компаний, быстроменяющегося характера социальной ответственности, ее стандартов, трансформации общества и его потребностей. Также КСО в каждой стране носит свои специфические особенности, которые определяются степенью вовлеченности государства в этот процесс. Что касается российской практики, то тут корпоративная социальная ответственность появилась лишь в начале XXI века, и еще сложно оценить насколько данная концепция развита в нашей стране.
КСО также имеет свою специфику в зависимости от сферы применения. Предмет исследования в данной работе относится к рынку B2B, поэтому автором были рассмотрены отличительные особенности этого сектора. Главное отличие КСО, функционирующей в сфере В2В, от B2C - в работе с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Для B2B- компаний особенно важно поддерживать репутацию социальноответственной организации, так как зачастую они сами и их продукт/услуга известны лишь внутренней аудитории, акционерам, партнерам, а не широкой группе общественности. КСО промышленных компаний ограничивается не только созданием безопасных условий труда и оптимальностью производственных процессов с точки зрения охраны окружающей среды, но они активно принимают участие в решении социальных проблем.
Российский лесной сектор, по сравнению с другими отраслями экономики, достаточно сильно заинтересован в корпоративной социальной ответственности. Это связано с тем, что все большее количество компаний принимают зарубежную практику ведения ответственного бизнеса, путем принятия международных добровольных лесных сертификаций. Лесная сертификация является одной из движущих сил развития КСО в нашей стране среди лесопромышленных компаний, позволяющая находить баланс между эффективной экономической деятельностью и соблюдением норм рационального природопользования. А также способствует формированию имиджа ответственного, честного и добросовестного предприятия у общественности.
Анализ нефинансовых отчетов пяти крупных зарубежных компаний целлюлозно-бумажной промышленности показал, что в большинстве своем они имеют политику корпоративной социальной ответственности. Кроме того, КСО вписывается в стратегию их развития и воспринимается как важный элемент в построении диалога с заинтересованными сторонами. Сравнив стратегии КСО зарубежных компаний, мы пришли к выводу, что все они реализуют следующие аспекты: документы, регулирующие КСО, которые опубликованы в свободном доступе, международные стандарты, сертификацию по системе FSC, ежегодную нефинансовая отчетность. Особое внимание уделяется экологической политике, охране труда и развитию персонала. Также автором был выявлен основной тренд в КСО - участие компаний в решении глобальных проблем человечества.
В России предприятия целлюлозно-бумажной отрасли имеют различный подход к формированию политики корпоративной социальной ответственности. На основании анализа практик осуществления КСО в трех крупнейших ЦБК России (Архангельский ЦБК, Сегежский ЦБК, Монди Сыктывкарский ЦБК), лидером является АЦБК, который реализует ряд программ, касающихся снижения воздействий на окружающую среду, развития региона и обучения сотрудников. Однако, это единичные случаи. В большинстве своем предприятия целлюлозно-бумажной отрасли не имеют четко сформулированной политики в области корпоративной социальной ответственности. Андрей Костенко, заместитель руководителя Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников, в интервью выделил две основные проблемы, мешающие развитию КСО в российской лесной отрасли: отсутствие понимания прямого позитивного влияния КСО на бизнес, связанного с традиционным менталитетом руководства и низкой степенью осведомленности, и отсутствие видимых стимулов и осознания влияния КСО компаний, ведущих свою деятельность исключительно на внутреннем рынке, на расширение «портфеля» заказчиков внутри страны.
В работе, в качестве объекта исследования, выступила ОАО «Группа «Илим», которая является крупнейшим в России производителем целлюлозы, бумаги и картона. В силу специфики своего производства, КСО рассматривается как стратегическая цель развития компании, часть ее миссии и корпоративной культуры, механизм работы с рисками, связанными с группами общественности и средство для поддержания деловой репутации. КСО Группы «Илим» - это, в первую очередь, способ позиционирования компании в обществе, который достигается через выстроенную систему взаимоотношений со всеми стейкхолдерами, распространение ценностей компании как во внутренней среде, так и во внешней, информационную открытость, путем предоставления всех результатов и направлений своей деятельности.
Анализ нефинансовой отчетности в период с 2008 по 2014 год, показал, что КСО в Группе «Илим» развивалась постепенно. Изначально больший уклон был направлен на раскрытие информации, касающейся экологической ответственности, на сегодняшний день компания реализует себя и в социальной сфере, путем комплексного участия в жизни регионов присутствия.
На основании рассмотренных нами финансовых и нефинансовых отчетов компании, экологической и социальной политики, кодекса деловой этики и иных нормативно-правовых документов, существующих в ОАО «Группа «Илим», мы пришли к следующим выводам:
— Группа «Илим» осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законами РФ, является крупнейшим налогоплательщиком в регионах своего присутствия, что лишний раз подчеркивает ее ответственность перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• руководство компании уделяет большое внимание экологической обстановке в регионах и реализует на постоянной основе полный перечень необходимых природоохранных мероприятий;
• в соответствии с общемировыми стандартами происходит управление лесными массивами, которые арендует Группа «Илим»;
• отношения со всеми группами общественности строго регламентированы;
• охрана труда и повышение квалификации сотрудников рассматриваются как одно из стратегических направлений;
• благотворительные и социальные программы реализуются по определенному механизму, который основан на взаимном участии компании и представителей всех групп общественности;
• формирование и реализация программ КСО происходит на уровне нескольких структурных подразделений. Особое место занимает дирекция по связям с общественностью, которая выполняет ключевую роль в построении гармоничных отношений со всеми заинтересованными сторонами через различные каналы коммуникации. Таким образом, PR-департамент является связующим звеном между стейкхолдерами и самой компанией.
Несмотря на все вышесказанное в рамках осуществления деятельности Группы «Илим» в сфере КСО, все же имеется определенный перечень вопросов, которые требуют дополнительной доработки:
• отсутствие единого стандарта предоставления информации в нефинансовой отчетности с целью получения оценки деятельности компании в области КСО;
• в социально-экологическом отчете не всегда приводятся как количественные, так и качественные показатели реализуемых программ, что усложняет процесс проведения оценки эффективности таких мероприятий;
• слабое взаимодействия с НКО, которые выполняют ключевую роль в построении экологически ответственного имиджа компании;
• нет выработанного механизма оценивания эффективности и результативности программ КСО;
• слабое использование такого канала коммуникации как социальные сети...
1. Беляева И. Ю. Репутационный капитал и социальная ответственность современной корпорации / И. Ю. Беляева, О. В. Данилова // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 5 (84). - С. 106-111.
2. Беляева И. Ю., Эскиндаров М. А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография. М.: КНОРУС, 2008. 504 с.
3. Благов Ю. Е. Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. 144 с.
4. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция и концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2010. 272 с.
5. Бочарова И. Ю. Социально-этичный маркетинг в повышении корпоративной социальной ответственности // Управление экономическими системами. 2012. № 46. - C. 50.
6. Бритвин И. А. Маркетинговый механизм управления корпоративной социальной ответственностью: монография // М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. технический ун-т. - Волгоград: ВолгГТУ, 2014. 187 с.
7. Бурмистрова Т. В. Корпоративная социальная ответственность и стратегические приоритеты российского бизнеса / Т.В. Бурмистрова // Экономические стратегии. 2011. № 3. - C. 69.
8. Гайчук М. В., Майорова Л. П. Лесная сертификация в системе энергоресурсосбережения лесозаготовительного предприятия // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 1. - С. 19-35.
9. Горфинкель В. Я., Родионова Н. В. Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. 570 с.
10. Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации: учебное пособие. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. 288 с.
11. Дегтярева А. В., Ядоян В. О. Важность зарубежного опыта в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России // Молодой ученый. 2014. №6. — С. 402.
12. Друкер П. Практика менеджмента. М.: Манн. Иванов и Фербер, 2015. 620 с.
13. Дятлов А. Н., Плотников М. В., Мутовин И. А. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. 400 с.
14. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: учебное пособие. Краснодар: Издательство КСЭИ, 2012. 231 с.
15. Зевеке О. Ю. Особенности формирования корпоративной социальной ответственности в деятельности российского бизнес-сообщества // Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 11. - С. 109-114...