ВВЕДЕНИЕ............3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ..................5
1.1. Сущность и эволюция системы пенсионного обеспечения...............5
1.2. Структура и задачи Пенсионного фонда России..............................14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН.....19
2.1. Правовая природа системы социального обеспечения граждан.....19
2.2. Полномочия Пенсионного фонда России в сфере социального обеспечения граждан..30
2.3. Правовые проблемы, возникающие в деятельности Пенсионного фонда РФ в сфере социального обеспечения граждан....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....41
Актуальность темы исследования определяется тем, что на фоне общего социального обеспечения одним из его основных элементов является пенсионное обеспечение. А в свете проводимого реформирования пенсионной системы Российской Федерации данный вопрос становится еще более важным.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъект, используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система представляет отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она обеспечивает эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало уникальным решением одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и по поводу деятельности Пенсионного фонда России.
Предметом исследования являются нормы современного российского законодательства, регламентирующие деятельность Пенсионного фонда России в сфере социального обеспечения граждан.
Цель исследования - анализ статуса Пенсионного фонда России как субъекта социального обеспечения граждан, а также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие Пенсионного фонда РФ.
2.Изучить структуру и задачи Пенсионного фонда РФ.
3.Рассмотреть правое регулирование Пенсионного фонда РФ.
4.Определить актуальные проблемы, которые испытывает организация.
Теоретико-методологические основы исследования представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, которые были использованы в ходе написания работы, а также монографию, диссертации и статьи известных авторов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев – «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам – будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». В настоящие время ассигнования Пенсионного Фонда федеральным бюджетом происходит на уровне 50 %, и в дальнейшем рост дефицита ПФР будет наблюдаться еще острее. Существуют различные мнения по поводу разрешения данной проблемы, и некоторые из них были отмечены выше. На мой взгляд, может быть целесообразным повышение ставки ЕСН до 30 %, так как накопительная система не распространяется на нынешних пенсионеров и на тех, кто не успел накопить себе пенсию. В дальнейшем же в соответствии с принципами накопительной системы, обеспечит информированность граждан об их возможностях. А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы – это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений.
1. Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (ред.от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ(ред.от 08.03.2022) «О страховых пенсиях».
4.Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ
5. Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
6. Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.).
7.Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
8.Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
9.Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.).
10. Положение о Пенсионном фонде России 27 декабря 1991 года
11. Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
12. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3528.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации» от 27 сентября 2000 года № 1709
Монографии, диссертации, статьи
1.Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований.- 2020. – 156с.
2. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие: [для студентов, аспирантов и преподавателей вузов по специальностям "Финансы и кредит", "Социальная работа"] / Р.И. Ерусланова, Ф.Н. Емельянова, Р.А. Кондратьева. – М.: Дашков и Кш, 2019. – 607с.
3.Зырянова К.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2019. - №3. – 28с.
4.Куртин А.В. О Пенсионной системе России.// Пенсионные деньги. - 2018 .- № 1. – 26с.
5.Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. // Человек и труд. – 2017. - №12. – 18с.
6.Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. / Вопросы экономики. - 2017. - №8. – 10 с.
7. Мамытов Е. К вопросу о стратегии социального развития российского общества / Мамытов Е. // Человек и труд. – 2017. – № 6. – 26-28с.
8.Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. – М.: Самиздат, 2019.
9.Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. – М.: МИК, 2020.
10.Система пенсионного обеспечения в России. Расчет параметров системы. – М.: Алекс, Всемирный банк, 2019.
11.Соловьев А.К. Учет застрахованных лиц в пенсионном фонде РФ. – М.: Налоговый вестник, 2017.
12.Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2016.
13.Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2009.
14.Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. – 33 с.
15. Сапилов Е.В. Пенсионное обеспечение дореволюционной России / Е.В. Сапилов // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2019. – № 10. – 181-190с.