Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения особенностей психологического времени подростков с девиантным поведением 9
1.1 Теоретические подходы к изучению психологического времени
личности 9
1.2 Понятие девиантного поведения 18
1.3 Психологические особенности подростков с девиантным поведением...26
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей психологического времени мальчиков и девочек подросткового возраста с девиантным поведением 42
2.1 Программа исследования 42
2.2 Результаты исследования 45
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложения 80
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время отмечается значительная переоценка ценностей человеком, вследствие чего у многих формируется «размытый» образ будущего, непонимание жизненной перспективы и «разрыв» временных зон. Вместе с тем, эта же самая реальность требует, чтобы человек развивал социальные и личностные качества, с помощью которых он может рационально организовывать деятельность во времени, благодаря чему повышается эффективность различных видов деятельности, в том числе профессиональной и коммуникативной. Следовательно, изучение проблем временной организации деятельности, особенностей осознания и переживания времени, его роли в организации жизни человека является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.
Проблема времени занимает особое место в жизнедеятельности человека и представляет собой один из самых важных вопросов в психологической науке. Научный интерес к данной проблематике обусловлен, в первую очередь, тем, что время повсюду постоянно и неизменно и индивидуально, а также оно проникает во все виды деятельности человека. Осмысление и рассмотрение времени как научного знания имеет большое значение для осознания индивидуальной картины мира человека, что формирует его образ жизни и профессиональную социализацию.
Особое значение придается данной проблеме в подростковом возрасте, ввиду происходивших в этот период интенсивных психологических и физиологических изменений, а так же активного формирования многих аспектов, способствующих формированию личности.
На сегодняшний день отмечается увеличение количества правонарушений, совершаемых в детском возрасте и растущее число подростков, склонных к отклоняющимся формам поведения. В связи с этим, в центре внимания оказывается проблема изучения психологических особенностей, из которых проистекают рассматриваемые негативные проявления, касаемо подросткового возраста, по причине того, что психическое развитие ребёнка, в данный период, находится на этапе своего формирования.
Подростковая девиация представляет собой отдельный аспект, который изучен в меньшей степени. Во всех случаях девиация является результатом неумения или нежелания индивидов адаптироваться к требованиям общества. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие характеристики и их проявления, которые привлекают внимание и настораживают родителей и учителей. Эти особенности поведения со временем становятся источниками будущих ошибок, нарушения моральных, социальных, правовых норм, требований закона, а также являются угрозой для субъекта поведения, его личностного развития, окружающих его людей и общества.
Таким образом, проблема психологического времени в отношении подростков с девиантным поведением является актуальным вопросом, в связи с напряженной социальной обстановкой, которая наблюдается в современных условиях. Выделение особенностей отношения ко времени представляется необходимым для осознания субъективного образа мира подростка с девиантным поведением, что в рамках психологической науки выступает основанием для построения жизненных перспектив, способностью разумно проводить и организовывать время. Такое знание дает возможность понять особенности развития личности, ее отдельной и общественной жизни, выявить состоятельность ее приспособленности к условиям социальной среды.
Но в решении данного вопроса важное место отводится социально - психологическим ресурсам личности, которые являются ключевой составляющей отношения ко времени и осуществления его объективной реальности в рамках социальной действительности и общественного развития. Следовательно, проблема особенностей психологического времени у подростков с девиантным поведением является одним из актуальных аспектов категории времени.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема психологического времени личности достаточно широко изучена. Над ее изучением в русле гуманистической психологии работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как А. Маслоу, Ш. Бюллер, экзистенциальной психологии В. Франкл, в рамках рассмотрения библиографического масштаба времени Ш. Бюлер, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, в отечественной психологии в рамках идей о личности как субъекте жизненного пути К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, в рамках причинно-целевой концепции психологического времени Е.И. Головаха, А.А. Кроник, в рамках разработки системного подхода Л.С. Выготский, И.С. Кон, через изучение переломных событий жизненного пути Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, а также данная проблематика представлена в работах Т. Коттла, В.И. Ковалева, В.Н. Мясищева, Л.Ю. Кублицкене, Ж. Ньюттена, Ф. Зимбардо, К. Леннингса, В.С. Мухиной.
Исследованию проблемы девиантного поведения посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых:
психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии
Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна; синтезированный подход Н. Смелзера. В отечественных теориях методологические основы изучения девиантного поведения представлены в работах Я.И. Гилинского, как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как С.А. Беличева, И.С. Кон, И.А. Невский, а также в трудах Г.А. Аванесова, Е.В. Змановской, М.И. Рожкова, В.Д. Менделевича, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В.В. Ковалёва, С.Ю. Бородулиной, В.И. Добренькова, В.Г. Степанова, и М.В. Фирсова, Х. Ремшмидт, А.Е. Личко, Г.В. Сафиной, Ф. Патаки и Ю.А. Клейберга.
Изучению подросткового возраста посвятили работы С. Холл, 3. Фрейд, А. Валлон, Р. Бенедикт, К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Дж. Марсиа, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Также изучение особенностей личности подростков с девиантным поведением можно встретить в работах таких отечественных и зарубежных психологов, как Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, А. Коэн, Л.С. Славина, К.С. Лебединская, И.А. Невский, А.В. Печерский, К.В. Сыроквашина и А.Е. Личко.
Объект исследования - психологическое время личности.
Предмет исследования - психологическое время подростков.
Цель - особенности психологического времени у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения особенностей психологического времени подростков с девиантным поведением.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования особенностей психологического времени подростков с девиантным поведением.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты проведенного исследования.
4. Разработать программу психологического тренинга для подростков, направленного на формирование гармоничного отношения к собственному прошлому, настоящему и будущему.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, психологическое время подростков с девиантным поведением характеризуется выраженным негативным восприятием своего прошлого, более низкой ориентацией в будущее, в отличие от подростков без девиантного поведения.
2. Скорее всего, психологическое время мальчиков подросткового возраста с девиантным поведением характеризуется выраженной значимостью прошлого, а девочки подросткового возраста с девиантным поведением больше ориентированы на настоящее и положительно воспринимают свое будущее.
Теоретико-методологическими основаниями исследования
выступают концепция психологического времени личности Е.И. Головахи, А.А. Кроника; подход к рассмотрению девиантного поведения Е.В. Змановской, Я.И. Гилинского; анализ психологических особенностей подросткового возраста в работах Л.С. Выготского; изучение особенностей личности подростков с девиантным поведением в работах Ю.А. Клейберг, А. Коэн.
В работе используется следующий комплекс методов: анализ вторичных источников по проблеме исследования; анкетирование; психологическое тестирование («Циклический тест времени» (Т. Коттл), методика «Временной ориентации» (Ф. Зимбардо), «Шкала временных установок» (Ж. Нюттен), методика «Временной семантический дифференциал» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник); методы математико - статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни) с использованием пакета SPSS Statistics версия «21,0».
В эмпирическом исследовании принимало участие 60 человек, из них 40% - мальчики и 60% - девочки в возрасте 15-16 лет. 50% выборки составили подростки, имеющие опыт девиантного поведения . Факт наличия девиантного поведения у подростков подтверждается тем обстоятельством, что данные подростки состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних в связи с правонарушениями различного вида (употребление спиртных напитков в общественных местах, побои, побеги, кражи).
Выборку составили учащиеся школ города Барнаул и студенты КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства».
Теоретическая значимость исследования
следующем:
- изучение феномена психологического времени сквозь призму индивидуальных различий в восприятии времени у подростков, с целью выявления деформаций во временной перспективе;
- рассмотрение возможных рисков воспроизводства девиантного поведения в подростковой среде в контексте временного фактора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ закономерностей восприятия личностью прошлого, настоящего и будущего времени дает возможность для разработки программ психологической помощи подросткам с девиантным поведением по формированию целей и планов в жизни, осуществлению выбора путей их достижения, предвидению последствий собственных поведенческих стратегий. Практическое применение полученных данных предполагает проведение коррекционной работы с девиантными подростками с целью построения новой картины мира во взаимосвязи с их личным опытом и будущими целями.
В рамках выпускной квалификационной работы были
проанализированы теоретические подходы к изучению психологического времени личности, рассмотрены понятие девиантного поведения и особенности его возникновения и формирования, изучены психологические особенности подростков с девиантным поведением, разработана и апробирована программа эмпирического исследования особенностей психологического времени подростков с девиантным поведением, проанализированы и проинтерпретированы результаты проведенного исследования, разработана программа психологического тренинга, направленного на формирование гармоничного отношения к собственному прошлому, настоящему и будущему.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. На восприятие и переживание времени влияют разные факторы и события в жизни человека, как и сам тип содержания отношения ко времени, равным образом влияющий на проявления в поведении. Одним из ярких результатов негативного воздействия может быть девиантное поведение, проявление которого характерно подростковому возрасту, поскольку он является сензитивным периодом для формирования многих аспектов, способствующих образованию личности, таких как видение жизни, отношение ко времени и построение планов на будущее.
2. Подростки с девиантным поведением характеризуются ярко выраженным негативным восприятием своего прошлого, характеризуя его как холодное, тяжелое и неприятное время своей жизни, невысокой актуальностью настоящего, амбивалентным отношением к данному периоду, и низкой ориентацией в будущее, представляя его как темное и негативное время, в отличие от подростков без девиантного поведения, которые обладают высокой ориентацией в будущее, воспринимая его как светлое и приятное время.
Психологическое время мальчиков подросткового возраста с
девиантным поведением отличается негативной настроенностью по отношению к своему прошлому, восприятию и переживанию его как тяжелого и неприятного времени в отличии от девочек подросткового возраста с девиантным поведением, которые отличаются своей настроенностью в настоящее, переживая его как близкое и приятное время и, в сравнении с мальчиками подросткового возраста с девиантным поведением, девочки подросткового возраста с девиантным поведением воспринимают свое будущее как более светлое и приятное время своей жизни.
4. По результатам исследования разработана программа психологического тренинга, направленного на формирование гармоничного отношения к собственному прошлому, настоящему, положительного отношения к своему будущему, приобретение важных навыков планирования и целеполагания, которые, в свою очередь, создают условия для развития способностей личности и личностной реализации (приложение 8).
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, социальными педагогами для формирования и коррекции негативного отношения к собственному времени у подростков с девиантным поведением путем планирования позитивного будущего, переживания своего настоящего как полного и насыщенного времени и понимании и принятии значимости своего прошлого опыта.
1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 135-150 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 2001. 299 с.
3. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. 259-261 с.
4. Антонян Ю.М., Гончарова М.В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. №2. С. 87-100.
5. Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12, № 5. С. 28-37.
6. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2012. 120-133 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 321 - 356.
8. Болотова А.К. Время и пространство в межличностных отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, №3. С. 22-36.
9. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты: коллект. монография. Тула, 2007. 341 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 302 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3-4. М.: Директ-Медиа, 2008. 552-606 с.
12. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 520 с.
13. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая категория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 74.
14. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2001. С. 256-269.
15. Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности / Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев: Наукова думка, 1987. 225-236 с.
16. Головаха, Е.И. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2015. 221-234 с.
17. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // ПРЕ: ййр://сйер.ги/тйех.рйр?1й=79 (дата обращения: 30.01.2020).
18. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 132 с.
19. Донцов Д.А, Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Журнал «Образовательные технологии». 2013. №2. С. 34-42.
20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 5-е изд, стер. М.: Академия, 2008. 288 с.
21. Иванов В.Н Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. №2. С. 47-57.
22. Иващенко Г.М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. 2003. № 1. С. 18¬
23.
23. Илларионова Н.А. Делинквентное поведение: особенности и условия формирования // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016 . №29. С. 41-45.
24. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2004. 192 с.
25. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т.1. С. 5-15.
26. Ковалев В.И. Особенности субъективной регуляции времени жизни // Время деятельности личности: сб. науч. докл. Черновцы, 1991. С. 67-75.
27. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 269-278.
28. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). Новосибирск: Наука, 1990. 72 с.
29. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и
отклоняющегося поведения // Социология сегодня: Проблемы и
перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 519-550.
30. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
31. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личности как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М: Наука, 1995. 185-192 с.
32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
33. Курышова Л.А. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины // Актуальные проблемы социально - экономических наук. 2016. Т. 10, №2. С. 59-61.
34. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно- педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. 2013. № 1 -1. С. 92.
35. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: Модэк, 1997. 384 с.
36. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб: Речь, 2010. 39-58 с.
37. Лощенкова З.Б. Возрастная психология. М.: Лист, 2002. 301 с.
38. Маслоу А. Мотивация и Личность. СПб.: Питер, 2006. 392-478 с.
39. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2002. 11 с.